Что нужно чтобы стать учителем биологии в школе

Обновлено: 06.07.2024

Одним из предметов, который по-настоящему интересен школьникам, является биология. На уроках дети подробно изучают понятные и знакомые в повседневной жизни вещи, проводят эксперименты, занимаются наблюдениями, здесь есть место творчеству. Любовь к дисциплине полностью зависит от профессионализма педагога. Разберемся, как стать учителем биологии, и обозначим особенности профессии.

Что входит в обязанности педагога

В школе учитель биологии занимается подготовкой и проведением уроков, внешкольной деятельностью, проводит тематические мероприятия, учитывая возраст учащихся и требования ФГОС. Данная методика преподавания предмета позволяет детям по завершению обучения в школе:

  • знать признаки клеток и организмов представителей растительного мира, бактерий и грибов, человеческого организма, живых существ, биосферы и экосистемы;
  • понимать суть процессов, происходящих в живых организмах и системах;
  • знать и различать характерные черты частей и органоидов клеток, органов живых организмов;
  • уметь наблюдать и описывать биологические процессы и объекты, экспериментировать и анализировать полученный результат;
  • осуществлять сравнительную характеристику биологических процессов и объектов, делать определенные выводы;
  • понимать роль биологии в жизни человека;
  • анализировать результаты деятельности человека с последующей оценкой их влияния на здоровье людей;
  • знать основные правила взаимодействия с природой и принципы ведения здорового образа жизни;
  • уметь правильно распределять время труда и отдыха;
  • знать правила выращивания и ухода за своими питомцами и комнатными цветами;
  • наблюдать за собственным организмом;
  • распознавать и понимать эстетическую красоту природы.

Прежде чем становиться учителем биологии в школе, следует получить квалификацию. Востребованный педагог должен иметь соответствующее образование, обладать определенными личными качествами, знать азы психологии мышления детей.

Методологические приемы проведения уроков биологии

Сейчас в школах учителя биологии редко пользуются пассивными методами преподавания, отдавая предпочтение интерактивному и активному обучению, которое распределяют по группам:

  • Словесная. Методики основываются на устном контакте педагога с учениками, используя письменные источники. Популярностью пользуется дискуссионное общение. Преподаватель или ученик задает вопрос, над которым аудитория размышляет, происходит обмен мнениями. В ходе беседы находятся способы решения проблемы и их обоснование. В школах учителя активно используют проведение эвристических бесед. Методика подразумевает коллективную дискуссию, размышления, в ходе которых учащиеся получают новую информацию, занимаются решением проблемных вопросов. В данную категорию входит самостоятельная работа школьников с учебниками, проблемное изложение темы, решение расчетных и логических задач.
  • Наглядная. Согласно данной методике учитель школы на уроках использует наглядные способы: проводит эксперименты, опыты, демонстрирует фильмы, плакаты т.п.
  • Практическая. В данную группу входят методы получения знаний, навыков и умений путем проведения практических познавательных работ. Сюда относят лабораторные работы. Учащиеся под руководством педагога в соответствии с определенной темой выполняют задание. Работа проводится согласно инструкции, можно пользоваться учебниками и другими вспомогательными материалами. По завершению урока учащиеся делают вывод, дают ответы на вопросы. В ходе лабораторной работы ученики решают проблему экспериментальным путем, применяя натуральные раздаточные материалы, наблюдая за подопытными объектами. Внеурочные занятия по данной дисциплине связаны с разработкой учениками презентаций по теме на компьютере.

Учитель

Биология, в отличие от других школьных предметов, рассказывает не об отвлеченных понятиях, а об окружающем мире и живой природе. Умелый педагог легко сможет увлечь этой наукой любознательных учеников. О том, как стать учителем биологии, можно узнать, прочитав эту статью.

Где можно получить образование

У школьного учителя биологии может быть один из трех видов образования:

  • педагогическое среднее профессиональное в области биологии;
  • педагогическое высшее в области биологии;
  • среднее профессиональное или высшее в области биологии + профессиональная переподготовка педагогического направления.

Требования к квалификации закреплены Приказом Минздрава и соцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 года.

Получить один из видов образования можно, закончив учебное заведение педагогического профиля или пройдя курсы переподготовки.

ВУЗ или колледж

Программа обучения для очного отделения на базе девяти классов рассчитана на 3 года 10 месяцев. На базе полного среднего образования обучение будет продолжаться на 1 год меньше — 2 года 10 месяцев.

Этого уровня будет достаточно, чтобы преподавать в сельских или районных школах, где не хватает педагогов. В крупных городах работодатели предпочитают специалистов с высшим образованием.

Получить высшее педагогическое образование можно по одной из программ:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • специалитет.

Для поступления в педагогический ВУЗ нужно предоставить результаты ЕГЭ по предметам:

  • обществознание;
  • русский язык;
  • биология.

Некоторые ВУЗы требуют результаты по химии и математике. А в крупных престижных учебных заведениях (например, в МГУ) придется сдавать дополнительно письменный экзамен по профилю обучения.

Профессиональная переподготовка

Этот способ получения образования подойдет специалистам любых направлений, которые решили стать преподавателями и пойти работать в школу.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного профессионального образования (ДПО), который позволяет за короткий срок стать учителем биологии. На освоение курса требуется намного меньше времени, чем в ВУЗе, так как в программу включены только профильные дисциплины.

Минимальный срок обучения — 250 академических часов, что примерно соответствует 2-3 месяцам. Курсы подойдут тем, у кого уже есть педагогический опыт или подготовка в области естественных наук. Например, врачам или химикам, которые хотят сменить работу и стать школьными учителями. Этого срока будет достаточно и преподавателям других предметов (например, химии или географии), у которых уже есть педагогическое образование и опыт, но появилось желание или необходимость расширить круг профессиональных возможностей.

Остальным желательно выбирать программы продолжительностью 500-600 часов, чтобы получить знания и навыки в полном объеме. Углубленное обучение может продолжаться 1,5-2 года.

Для поступления на курсы профпереподготовки достаточно подать заявление и предъявить диплом о профессиональном образовании. Вступительные экзамены сдавать не нужно.

На обучение принимают и студентов старших курсов ВУЗов и ССУЗов, но получить документ о переподготовке они смогут только после получения основного диплома. В случае отчисления из института или колледжа студент теряет это право.

Обучение на курсах проходит в разных формах:

  • очной;
  • заочной;
  • смешанной;
  • дистанционной.

В конце обучения слушатели проходят итоговую аттестацию в той форме, которую устанавливает учебное заведение. Это может быть один или несколько экзаменов, зачеты, тесты или что-либо другое. Выпускники, успешно прошедшие итоговые испытания, получают диплом о профессиональной переподготовке, дающий право преподавать в школе.

Работа школьного учителя отличается спецификой, касающейся различных сторон этой профессии: набора специальных знаний и применяемых методов обучения детей, обязанностей педагога, оплаты труда и перспектив карьеры.

Специальные знания

Знания педагога можно разделить на две большие группы: научно-биологическую и педагогическую. В таблице отражены лишь основные дисциплины, необходимые преподавателю-биологу для работы.

Научно-биологические знания Педагогические знания
Ботаника Педагогика
Зоология Возрастная психология
Анатомия и физиология животных и человека Конфликтология
Микробиология Методика преподавания обучения и воспитания школьников
Генетика Методика преподавания биологии
Теория эволюции Планирование уроков и обучения с учетом ФГОС

Учителя биологии могут преподавать несколько предметов одновременно: химию, географию, экологию, естествознание. Такой подход часто практикуется в малокомплектных сельских школах. В подобных случаях круг специальных знаний для педагога расширяется.

Обязанности

Основная обязанность учителя биологии — обучение детей в рамках школьной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Вот лишь часть того, что должны знать ученики благодаря урокам биологии.

  1. Биологические процессы в живых организмах: питание, дыхание, размножение и другие.
  2. Основы анатомии, физиологии, гигиены и здоровья человека.
  3. Основы экологии и охраны окружающей среды.
  4. Роль химических веществ в строении клеток и функционировании живых организмов.
  5. Основы генетики.
  6. Научные представления о развитии жизни на планете, происхождении и эволюции человека.

Выпускники должны уметь:

  • обращаться с микроскопом;
  • отличать ядовитые растения, ягоды и грибы от съедобных;
  • правильно вести себя на природе, беречь окружающую среду;
  • рационально чередовать время отдыха, умственной и физической активности.

Помимо обучения учителя-биолога выполняет следующую работу:

  • проверяет домашние задания;
  • готовит старшеклассников к ЕГЭ;
  • принимает участие в работе экзаменационной комиссии;
  • занимается организацией и проведением предметных олимпиад и конкурсов.

Школьный педагог занимается не только обучением, но и воспитанием детей:

  • прививает интерес к естественным наукам;
  • развивает самостоятельность мышления;
  • оказывает индивидуальную помощь отстающим или ученикам с особыми потребностями;
  • проводит внеклассные мероприятия: экскурсии, праздники.

Кроме этого любому учителю приходится выполнять много бумажной работы: проверять тетради, вести журнал, писать планы уроков и отчеты.

Ко всему перечисленному нужно добавить родительские собрания, педсоветы, регулярное повышение квалификации.

Методы обучения

От выбора методов обучения зависит, насколько дети поймут и усвоят учебный материал. Педагоги все чаще отказываются от пассивного лекционного ведения уроков и применяют при обучении новые активные методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Эффективным словесным методом является дискуссия. Учитель формирует вопрос или проблему, которую класс обсуждает самостоятельно.

Наглядное обучение подразумевает проведение опытов и применение ИКТ: презентаций, учебных фильмов и компьютерных программ.

Практические методы на уроках биологии связаны с проведением лабораторных работ и наблюдением за живыми объектами природы.

Зарплата

Факторы, влияющих на зарплату:

  • педагогическая нагрузка;
  • квалификационная категория;
  • стаж;
  • дополнительная работа.

В частных учебных заведениях преподаватели зарабатывают больше, чем в государственных школах.

Преподаватель биологии может увеличить свой заработок за счет репетиторства, классного руководства, ведения кружков или преподавания нескольких предметов (химии, естествознания, географии).

Профессиональное развитие и карьера биолога

Дипломированный биолог может найти применение своим знаниям в следующих сферах:

  • фундаментальная наука;
  • преподавание;
  • медицина;
  • производство;
  • сельское хозяйство;
  • фармакология.

В педагогике карьеру можно начать с должности школьного учителя, а в будущем стать завучем или директором школы.

Если биолог поступит в аспирантуру и защитит кандидатскую диссертацию, он сможет преподавать в вузе и через несколько лет стать доцентом или профессором.

Плюсы и минусы

К некоторым факторам можно относиться двояко в зависимости от особенностей личности учителя. Если он любит детей, повседневное общение с ними может стать стимулом для профессионального роста, и — наоборот.

Заключение

Профессию учителя биологии можно получить в любом возрасте. Для этого не обязательно заканчивать педагогический институт. Достаточно пройти курсы профпереподготовки. Дальнейший профессиональный рост будет происходить по мере накопления педагогического опыта.

Биология — как профессия появилась в 19 веке. Она соединила знания по зоологии, физиологии, анатомии и много других. Биолога можно встретить в лесу, в научной лаборатории, в зоопарке и внутри шахты. Они работают повсюду, где есть живая материя. Они наблюдают, фиксируют, проводят исследования и научные изыскания. Стоят в первых рядах, когда нужно измерить, взять пробу, провести анализ или зафиксировать какие-то физические показатели.

Такой же важной, несущей людям просвещение является профессия учитель биологии. Он первым знакомит детей с окружающей средой, рассказывает, показывает строение животного и растительного мира. Пробуждает интерес к биологии – как к науке. Помогает изучать сложные понятия в простом изложении. Каждый нынешний биолог начинал познание природы на уроках в школе. Учителем по этому предмету становится, как педагог с углубленным изучением биологических методов, так и профессиональный биолог — это человек, который получил нужные педагогические знания, а эта профессия стала его делом. Но здесь есть плюсы и минусы. профессии, читайте статью до конца и узнайте о них.


Чем занимается биолог: обязанности

Труд биологов разных областей, отличается, но можно выделить и общие черты. Рассмотрим основные:

разработка, проведение лабораторных исследований,
Биолог — это профессия, специалист составляет планы, что делает возможным проведение опытов с подготовкой всех необходимых материалов,
наблюдение, описание, регистрация хода экспериментов, внесение нужных изменений, работа с приборами, реактивами,
анализ, обработка полученного в ходе исследования материала, составление отчетности, передача результатов заказчику.
В результате биологу важно указать на текущую ситуацию, дать методы или пути улучшения производства. Предоставить экспертное заключение. Профессия требует тонких знаний биологии.

Учитель биологии, получивший специальную квалификацию не выполняет специальные лабораторные изыскания, его обязанности включают:

  • учебно-образовательная работа на местах, составление планов обучения;
  • помощь освоения материала учениками, приобщении их к теоретической и практической биологии;
  • составление методического материала;
  • подготовка учеников к олимпиадам, экзаменам;
  • повышение квалификации по своему профилю.

Отличия биолога от учителя биологии

Каждый год из высших заведений выпускаются специалисты биологи, но не каждый из них может трудиться учителем в школе. Для этого важно как дополнительное образование, так и любовь к детям.

Мы сравнили эти две похожие профессии по нескольким параметрам:

  1. Образование;
  2. Где работать;
  3. Какие навыки важны.

Получили следующие ответы

  1. Специальность Биология, дополнительно возможна узкая направленность по типу профессии: Эколог, Ботаник, Биофизик.
  2. Разного типа лаборатории , исследовательские, научные центры, промышленные предприятия, государственные структуры.
  3. Знание теории и практики своей профессии. Умение производить сложные операции с биологическими материалами. Знание основ химии, других точных наук. Умение концентрироваться, наблюдать и анализировать.

Учитель биологии где на него учиться

образовательных учреждениях: школах, колледжах, лицеях. Существуют курсы, где можно подтянуть образование, выучиться на учителя биологии.

Знание основ биологии. Умения педагогическими методами донести до учащихся обширные знания по своему предмету. Работа учителем биологии включает практику ведения уроков, умение заинтересовать, помочь ученикам понять биологию, раскрыть ее роль в мире. Регулярно обновлять, расширять свои знания.

Учителю важно знать биологию также, как педагогику. Обладать хорошими коммуникативными навыками, уметь выстраивать учебный процесс согласно планам, нормативам учебных заведений. Биологу же большую важность представляет возможность проводить сложные исследования, изучая окружающую среду по своей специфике: растения, животные, микроорганизмы или здоровье человека.

Зарплата биолога и учителя биологии

На какую оплату труда может рассчитывать учитель биологии и биолог в нашей стране? Зарплата зависит от региона, опыта работы по специальности, от специализации:

  • Биолог среднем по России получает: 18000-123000 р.
  • Учитель по биологии: 15000-76000 р.
  • Лаборант: 17000-25000 р.

В центральных районах и крупных промышленных городах этот показатель выше. Так как эта профессия там востребована больше.

Перспектива карьеры биолога

В России биологам сложно устроиться на работу из-за малого спроса на эту специальность, но возможность успешной карьеры все же есть. Важно обучаться, использовать новые технологии, проводить исследования и постоянно развиваться. Во всем мире количество открытий увеличивается сферы биотехнологий, это влияет на востребованность этой профессии положительно и у нас.

Где биолог может проявить себя и построить карьеру:

Фундаментальная наука — здесь карьера начинается уже во время обучения в Вузе. Постепенно от бакалавриата, магистратуры и так далее до научного сотрудника. Ученый исследует, пишет научные работы, производит опыты, все фиксирует документально. Далее есть возможность быть профессором института или начальником НИИ,

Производственные, медицинские лаборатории – работа в которых строится на проверках качества, пробах, анализах. Это пищевая промышленность, сельское хозяйство, фармацевтика. Здесь можно вырасти от лаборанта до старшего технолога.
Преподавательская деятельность – дает возможность заниматься репетиторством будучи еще студентом, а при получении дополнительного педагогического образования — стать сертифицированным преподавателем учебного заведения, а в будущем –стать завучем, деканом или ректором.

Исследовательские путешествия – работа в экспедициях, сообществах: изучение новых видов животных или растений, исследование мировых проблем. Есть возможность стать начальником проекта или заведующим на разъездных лабораториях.
Какими качествами нужно обладать для работы биологом
В этом деле важно не только желание, но предрасположенность. Во первых –это любовь к природе, желание изучать, исследовать животный, растительный мир.

Наличие усидчивости, внимательности, аккуратности – отлично послужат для успешной работы в лабораториях и институтах.

Отсутствие аллергических реакций будет большим плюсом, так как учась и далее придется вплотную взаимодействовать с разными видами аллергенов.

Важна хорошая память. Множество названий, классификаций, свойств, другой информации предполагает возможность легко всем этим оперировать, использовать на практике.

Какими знаниями обладает специалист

Биологи относятся к специалистам широкого профиля. Они обладают широкими знаниями о принципах жизнедеятельности, устройстве живых организмов.

В отдельных специализациях, например, биохимии или медицинской биофизике, надо знать химию и анатомию человека. А ученый –микробиолог владеет массой информации о бактериях, вирусах, других микроорганизмах.

Где можно учиться на биолога

Столичные Вузы пользуются самой большой популярностью у абитуриентов, будущих специалистов:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова;
  • Московский университет пищевых производств;
  • Московский педагогический университет;
  • Российский аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева.

Также можно получить эту профессию в следующих учебных заведениях:

  • Санкт-Петербургский госуниверситет;
  • Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского;
  • Тюменский государственный университет.

В каждом крупном городе России есть направления на данную специальность. Самое трудное-это выбрать будущий профиль в биологии из широкого списка предложений.

Учитель биологии

Биология – один из школьных предметов, которым можно искренне заинтересовать и увлечь большинство детей. Он рассказывает о понятных и знакомых каждому вещах, а не об отвлеченных явлениях, в нем есть место экспериментам, наблюдениям, творчеству. Но полюбят ли дети эту дисциплину, полностью зависит от педагога. Как же получить профессию учителя биологии и чем предстоит заниматься на этом поприще?

Должностные обязанности учителя биологии в школе

Основная обязанность учителя биологии – организовывать и проводить уроки и внеурочные занятия и мероприятия по предмету с учетом возрастных особенностей учеников и требований ФГОС. Это нужно, чтобы по окончании школы дети:

  • знали, какими признаками обладают клетки и организмы растений, грибов, бактерий, животных, организм человека, различные живые существа и экосистемы, биосфера;
  • понимали, какие процессы происходят в живых организмах и системах (дыхание, превращение энергии, перемещение и обмен веществ, питание, выделение, размножение, развитие, рост, регуляция жизнедеятельности и т. д.);
  • знали признаки частей и органоидов клеток, органов, систем органов живых существ (в том числе человека) и умели различать их;
  • владели научными методами биологии: наблюдением и описанием биологических процессов и объектов, постановкой экспериментов и объяснением их результатов;
  • умели сравнивать биологические процессы и объекты и оформлять полученные результаты в виде умозаключений и выводов;
  • понимали, какую роль играет биология в практической деятельности человека;
  • анализировали последствия человеческой деятельности для природы и давали им оценку, в том числе с точки зрения влияния на здоровье человека;
  • знали базовые правила поведения в природе, принципы здорового образа жизни;
  • умели рационально организовывать процессы труда и отдыха;
  • знали, как выращивают домашних животных и культурные растения, ухаживают за ними;
  • проводили наблюдения за состоянием своего организма;
  • умели видеть эстетические достоинства природы.

Какие методы обучения подходят для уроков биологии? Пополняем свою педагогическую копилку

Современные учителя биологии все меньше используют пассивные методы обучения (лекции) и все больше внимания уделяют активным и интерактивным методам. Они подразделяются на несколько групп:

  • Словесные. Это методы, которые базируются на устном взаимодействии учеников и учителя и работе с письменными источниками (учебником, методическими пособиями и т. д.). Часто используется метод дискуссии. Учитель или один из учеников задает вопрос, который требует от класса размышления и обмена мнениями. Например, можно спросить у детей, почему вредно для здоровья долгое время работать в одной и той же позе и попросить найти пути решения этой проблемы, обосновать их. Еще один популярный метод – эвристическая беседа, при которой ученики в ходе коллективных дискуссий и размышлений получают новые знания и решают проблемные вопросы. Например, можно не рисовать на доске таблицу сравнения митоза и мейоза, а после изучения этих двух процессов предоставить детям возможность самим порассуждать, чем они отличаются друг от друга. Также к словесным методам относят метод самостоятельной работы учеников с учебником и дидактическими материалами, метод проблемного изложения материала, метод решения логических и расчетных задач.
  • Наглядные. Это методы обучения с применением различных наглядных средств: опытов и экспериментов, таблиц, плакатов, фильмов и т. д. Например, учитель может использовать частично-поисковый демонстрационный метод – он проводит опыт, а ученики, наблюдая за ним, заполняют таблицу по заранее оговоренному плану и делают выводы. Можно использовать на уроках плакаты с опорными сигналами, различные ИКТ для демонстрации слайдов, фильмов, работы с компьютерными программами (например, с электронным атласом анатомии человека).
  • Практические. Это методы, при которых дети получают новые знания, навыки и умения в ходе практической познавательной деятельности. Чаще всего на уроках биологии проводят лабораторно-практические работы. Ученикам сообщается тема, и они под контролем учителя выполняют работу, пользуясь инструктивными карточками, учебниками и другими материалами. В конце урока дети делают выводы по занятию, отвечают на вопросы. Лабораторный метод предполагает постановку перед учениками проблемы, которую нужно решить с помощью эксперимента, работы с натуральными раздаточными материалами, наблюдения за живыми объектами. Также на уроках биологии и внеурочных занятиях по предмету все чаще применяется создание детьми компьютерных презентаций по заданной теме.

Как стать учителем биологии и сколько нужноучиться? Получаем квалификацию дистанционно*

Будущих учителей биологии учат в педагогических колледжах, техникумах и вузах. Обучение занимает от 2 до 5 лет в зависимости от учреждения, формы обучения, исходного уровня образования. Чтобы поступить на учителя биологии, помимо экзамена по профильному предмету обычно сдают русский язык и химию или обществознание.

340 часов (3 мес.)

Эта программа подходит тем, у кого есть биологическое образование, но нет педагогической подготовки. Учебный план включает знакомство с основами педагогики и психологии, методикой и технологиями обучения, воспитания и биологического образования детей в соответствии с требованиями ФГОС.

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель биологии

Это расширенный курс, который включает те же дисциплины, что и предыдущий, но также знакомит и с содержанием школьного курса биологии: ботаникой, зоологией, анатомией и физиологией человека и т. д. Программа подходит тем, у кого нет ни педагогического, ни биологического образования, или тем, кто получил диплом биолога давно и хочет освежить и актуализировать свои знания.

Также у нас можно пройти дистанционные* курсы, которые готовят к преподаванию в школе сразу двух предметов:

850 часов (7 мес.)

Квалификация: Учитель экологии и биологии

1108 часов (9.5 мес.)

Квалификация: Учитель биологии и географии

Они будут особенно интересны тем, кто собирается работать в малокомплектной школе, где не хватает педагогов, а учителям сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.

По итогам обучения на курсах вы получите диплом о профпереподготовке. Для ваших работодателей и представителей контролирующих органов он станет подтверждением того, что у вас есть необходимая для преподавания биологии профессиональная квалификация. Диплом необходимо предъявлять вместе с документом о среднем профессиональном или высшем образовании.

Где и кем может работать учитель биологии и сколько он зарабатывает?

Наибольшее количество вакансий для учителей биологии открыто в государственных школах. Уровень зарплат в них зависит от региона. Если проанализировать вакансии на портале Яндекс.Работа, то можно увидеть, что в Москве специалисты получают за одну ставку в месяц 60 000-90 000 рублей, в Санкт-Петербурге – около 45 000 рублей. В регионах России учителям биологии чаще всего платят 20 000-30 000 рублей. Часто можно встретить вакансии на неполную ставку с более низкой зарплатой, но в этом случае у специалиста появляется возможность совмещать работу в двух школах или в свободное время подрабатывать репетитором, вести кружок в центре дополнительного образования детей. Чтобы получать больше, можно поискать вакансии в частных школах. Там уровень зарплат выше, но и требования к стажу, профессиональным достижениям, дополнительным навыкам соискателей более серьезные.

Учитель биологии может оказывать репетиторские услуги. Чаще всего к ним прибегают те, кто планирует сдавать биологию на ЕГЭ и ОГЭ. Таких детей немало – например, в 2019 году на ЕГЭ их было около 160 000 человек, большие показатели из предметов по выбору только у физики. Репетиторы берут за час занятий от 400-500 до нескольких тысяч рублей в зависимости от опыта, стажа, рекомендаций. Заниматься с детьми можно как очно, так и дистанционно – через интернет. Если не хочется искать учеников в частном порядке, можно зарегистрироваться на специальных онлайн-платформах для репетиторов или устроиться в образовательный центр, который готовит детей к ОГЭ и ЕГЭ.

Педагог – это не просто работа, а призвание. Поэтому если вы любите детей и хотите быть учителем биологии, отсутствие педагогического образования не должно становится для вас преградой. Тем более, когда получить нужную квалификацию можно всего за несколько месяцев и в дистанционном* формате – на наших курсах профессиональной переподготовки.

*Форма обучения - заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Учитель биологии: особенности и обязанности

Учителя биологии в школе неизменно востребованы в самых разных регионах. Но, как и в любой другой сфере деятельности, тут есть свои особенности. Да и обязанности такого специалиста стоит заранее принять во внимание.

Где учиться?

Подготовку учителей биологии ведут в:

  • Московском педагогическом университете;
  • Калмыцком государственном университете;
  • СКФУ;
  • МГУ;
  • Курганском университете;
  • СПбГУ;
  • УрФУ;
  • РГПУ;
  • Тюменском университете;
  • Новосибирском исследовательском университете;
  • Пермском исследовательском университете;
  • Тихоокеанском университете.


Описание профессии

Учитель биологии, как и любой преподаватель, должен не просто рассказывать некую информацию. Она должна быть представлена таким образом, чтобы все необходимые сведения были усвоены учениками. И не только усвоены, ведь их следует применять в жизни.

Педагогика является очень напряженной сферой деятельности. Настоящие специалисты в ней всегда умеют планировать свою работу и правильно выполнять каждый ее этап. Материал придется готовить таким образом, чтобы было проще его изложить. Но планирование – это еще не все, у преподавателей постоянно возникает необходимость принимать спонтанные решения. При этом они учитывают:

  • свои знания;
  • знания учеников и их способности;
  • мотивацию;
  • слаженность класса;
  • правила вежливости и профессиональной этики;
  • необходимость поддерживать как собственную репутацию, так и самооценку учеников.

Кабинет биологии почти не отличается от других классов — за исключением тематических информационных материалов. Профессиональный рост может выражаться в освоении дополнительных компетенций. Чаще всего биологи становятся дополнительно преподавателями химии либо географии.

Независимо от этого, приходится искать индивидуальный подход ко всем детям, варьировать домашние задания, дополнительные упражнения сообразно успехам.

Читайте также: