Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду воспитателю

Обновлено: 02.07.2024

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке.

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

• К новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;

• К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;

• Обществу своих сверстников;

• Новой пище и условиям еды;

• Новой обстановке для сна;

• К новому режиму

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы :

1. Возраст ребёнка;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития навыков самообслуживания;

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность предметной и игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

7. Готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;

8. Шумовой фон в группе детского сада;

9. Стабильность воспитательного состава.

Поведение - нормализуется в течение 1 недели.

Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.

Сон - восстанавливается в течение 2 недель.

Адаптация проходит в течение 1 месяца.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков.

Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

Адаптация проходит в течение 1,5 -2 месяцев.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается, отказ от сна.

Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

Адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов (их мы уже рассмотрели), а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим . Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания.

Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы .

Например, приносить с собой из дома любимую игрушку , которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук , поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора, играть резиновыми игрушками-пищалками, упражнения для кистей рук и пальчиковые гимнастики.

Хорошо помогает при адаптации самомассаж. Самомассаж - это массаж , выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью , повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Для сыночка и для дочки.

Самомассаж кисти рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и обще-оздоровительный эффект.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком с водой . Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями , картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на коленях дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Продумывается место для возможности уединения ребенка , если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

• они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

• всем детям предлагаются одинаковые предметы;

• инициатором игры выступает взрослый.

Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом.

Воспитателю необходимо предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если малыша заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, готов к непротертой и разнообразной пище, умеет играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, не боится их, доверяет воспитателю, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует. С ним будет легко и родителям, и педагогу.

Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, если он имеет те или иные нарушения со стороны нервной системы (перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция и т. п., что, к сожалению, встречается все чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.

Купите игры со шнуровкой для детей

Качественные развивающие игрушки ручной работы из массива твердых пород дерева

Воспитатель группы в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Кто-то пришел в возрасте 2 лет и еще плохо говорит, ходит в памперсах, не ест сам и не умеет играть, боится детей и пребывает в постоянной тоске по маме. Кто-то пришел почти в 3 года и все умеет, но не привык к детям, может толкнуть и ударить. Приходится в сжатые сроки организовать более или менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется.

Известно, что наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которые, во-первых, не боятся сверстников и взрослых, т. е. доступны контакту, а во-вторых, умеют играть или хотя бы заниматься игрушками самостоятельно или с другими детьми.

С первых дней пребывания ребенка в ДОУ педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни.

Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация малышей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.

Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени: "Катенька, пойдем мыть ручки", а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе, учить реагировать на обращение "Ребята" и т. п. : "Ребята, теперь все садимся за столики! И ты, Катя, садись, и ты, Витя, — вот сюда". Все непривычные детям действия надо проговаривать, объяснять, многократно повторять: "Сейчас мы все оденемся, подойдем к своим, шкафчикам — это у нас Мишин шкаф, а это — Машин, а это — твой. А ты, Соня, молодец, сама свой шкаф нашла".

Если дети понимают воспитателя — их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Конечно, первостепенную важность сохраняет индивидуальный подход — надо помнить, кто что умеет, у кого какие затруднения (Люба засыпает только со своим медвежонком, а Костю нельзя сажать около окна — он обязательно побежит смотреть, не едет ли машина).

Одновременно воспитатель старается обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком: "Вот, ребята, Леночка пришла. Здравствуй, Леночка! Давайте все вместе с ней поздороваемся. ", "Виталик пошел домой. Давайте попрощаемся: пока-пока, Виталик! До завтра!" В играх, например "Паровозик", дети — это вагончики, и у каждого свое имя. "Первый вагончик — Саша, к нему прицепился второй — Илюша, третий вагончик — Верочка, а паровозом сегодня будет Анюта!"

Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры (под руководством воспитателя) способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Большое внимание надо уделять руководству детской игрой, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты, проигрывать их с разными игрушками. Постепенно малыши начинают повторять их, дополнять, вносить изменения — возникают первые игры. А ребенок, который в состоянии занять себя игрушками, находится в хорошем настроении, не плачет, легче входит в контакт с другими детьми, сначала повторяя за ними те или иные действия, затем — общаясь уже вне игровых ситуаций.

В большинстве детских садов в течение первой недели детей приводят не на полный день, а на несколько часов (обычно до обеда) — на прогулку. И только после таких кратковременных визитов дети остаются без мамы, но ненадолго, а затем это время постепенно увеличивается. С десятого дня большинство детей остается на целый день.

Можно порекомендовать, чтобы эти "визиты" проводились не только на утренней прогулке, но и на вечерней: в этой ситуации ребенок успевает больше увидеть и узнать, понаблюдать за детьми не только из своей, но и из других групп, а главное — он видит, как за всеми приходят родители и забирают их домой.

Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает (после соответствующих объяснений) — никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители.

Есть дети, которым очень трудно есть и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку (не новую, но и не самую любимую — во избежание конфликтов, просто чтобы с ним оставалось что-то родное, "кусочек дома". Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.

В целом наличие в группе и на прогулке посторонних — мам, бабушек — очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников — для начала этого достаточно.

На первое время воспитатель должен попросить родителей дать ребенку с собой носовые платки и салфетки. Дополнительную смену белья и, если есть необходимость, запас памперсов.

Исходя из типичных для адаптационного периода сложностей со сном, аппетитом, нестабильностью гигиенических навыков и т. д., воспитателю и помощнику воспитателя важно максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Если ребенок плохо ест, недопустимо его кормить насильно и даже просто настаивать на "доедании" всей порции: в этом возрасте легко возникает и закрепляется невротическая рвота. Если не засыпает, надо дать игрушку, посидеть с ним, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать. Детей с неустойчивыми гигиеническими навыками следует чаще приглашать в туалет. Напоминать им об этом надо и на прогулке. Они должны иметь запас сменной одежды и белья. Обычно эти проблемы снимаются к концу первого месяца посещения детского сада, но после длительного отсутствия (например, из-за болезни) могут ненадолго возникнуть вновь.

Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.

В особом положении оказываются дети 5 — 6 лет, которых отдают в детский сад сразу в подготовительную группу, "чтобы ребенок привык к коллективу перед школой". С одной стороны, эти дети "взрослее", с ними легче войти в контакт, они умеют есть ложкой и не забудут зайти в туалет. Но с другой стороны, это "домашние" дети, привыкшие (и прочно привыкшие) быть в центре внимания семьи, одного или нескольких взрослых и зачастую совсем не умеющие общаться с большим количеством детей. Они устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, не могут разобраться в их достаточно сложных взаимоотношениях и влиться в коллектив. Они не привыкли и не понимают "безличного" обращения: "Все быстро в музыкальный зал!", стесняются обращаться к воспитателю по поводу своих трудностей или, наоборот, постоянно к нему пристают вместо того, чтобы брать пример с окружающих сверстников.

Основная беда таких детей заключается в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так же, они вообще часто не отличаются большой наблюдательностью по отношению к окружающим. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период. Воспитатель может им помочь, учитывая все эти особенности. Такому ребенку нужно все показать и объяснить, как маленькому, в первое время желательно находиться в поле его зрения, особенно в ситуации, когда он может растеряться: когда все куда-то идут, а он не знает, куда; все достают из шкафов или столов учебные материалы, а он забыл, где его вещи, и т. д.

Полезно советовать ему обращаться за помощью к детям, но для этого надо сначала его с ними познакомить и увериться, что он их запомнил. Следует помнить, что некоторые дети этого сделать не смогут из-за застенчивости и страха перед сверстниками. Постепенно необходимо привлекать такого ребенка к совместной деятельности, играм с правилами (в обычные сюжетно-ролевые игры его могут не принять как новичка и тем самым нанести ему дополнительную травму).

Рекомендации относительно организации питания и сна остаются в принципе такими же, как для более маленьких детей : не перекармливать, разрешить в "тихий час" не спать, а спокойно лежать, желательно закрыв глаза.

Чтобы повысить самооценку и уверенность в себе у таких детей, их следует чаще хвалить. Особенно легко это делать на занятиях, так как зачастую они много знают, хорошо читают и считают. Привлекать же внимание к их ошибкам и неудачам пока не надо, хотя дети, пришедшие в этом возрасте в детский сад, чаще всего плохо рисуют, неуверенно пользуются ножницами, путают движения на физкультурных и музыкальных занятиях. Всем этим они скоро овладеют, а первое время все их силы будут уходить на то, чтобы просто привыкнуть к новым условиям.

Адаптация детей 2–3-летнего возраста к детскому саду У многих родителей возникают проблемы при отводе ребенка в детский садик. Каждое утро превращается в целую страшную историю, когда малыш.

Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду

Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. Воспитатель – это, несомненно, творческая.

При выходе на прогулку опять начинает плакать. Мама очень беспокоится за сына и не уходит далеко от детского сада. Как только она видит плачущего мальчика, вбегает на участок и забирает ребенка. Что можно посоветовать маме, чтобы облегчить адаптацию ребенка к садику?

Я предполагаю, эти строчки принадлежат молодой воспитательнице. И, возможно, этот ребенок в ее группе. Она тоже беспокоится о нем и не знает, как правильно помочь мальчику и его маме.

А в этой поговорим, что может сделать воспитатель, если в ее группе оказался такой ребенок. Неготовый к дошкольному учреждению.

И мама, которая остро переживает за ребенка.

Давайте подумаем, что может воспитательница сделать со своей стороны.

Задача - создать комфортную обстановку в группе и дать ребенку почувствовать свою значимость. Он ведь не одинок!

Для того, чтобы мягче был переход от домашней жизни, где ребенок всегда в центре семьи, в коллектив сверстников.

Для этого воспитатель:

- радостно приветствует ребенка и его маму : "Доброе утро, Миша, я очень рада, что ты пришел! Доброе утро, Марина Николаевна!" Можно при этом обнять ребенка, если он идет на такой контакт или присесть на уровне глаза в глаза.

Первичный контакт налажен. Ребенок счастлив, что с ним здороваются и он чувствует себя нужным.

- обращается к ребенку по имени и вспоминает что-то приятное для него , что было совсем недавно. Тем самым переключив с трудного расставания : "Как хорошо, Миша, что ты пришел! Помнишь, вчера ты весело играл с грузовиком? А сегодня грузовик меня спрашивает ( меняет тон на бас ): "Где Миша? Тр-р-р! Я хочу, чтобы он меня покатал! Тр-р-р!"

Так что ждем тебя. Давай, скажем маме "пока-пока"! Она придет за тобой после обеда. Машем ручкой, вот так! Умничка! А сейчас переодевайся, бери грузовик и поиграй до завтрака".

Этот момент важен именно:

а) уверенностью тем, что мама в такое-то время придет и прерыванием контакта с ней (окончательное прощание),

б) переключением на более интересную жизнь в группе,

в) встречей с любимой игрушкой, которая (. ) помнила о нем и ждала продолжения игры и, наконец,

г) подталкиванием к нужным действиям. Ребенок переключается и входит в жизнь группы.

- в течение дня помогать Мише включаться в жизнь группы, поощрять и хвалить за любые успехи .

Если плачет - обнять, покачать, сказать, что мама придет уже скоро (дать временные ориентиры) и постараться ласково отвлечь. Рассказать что-то смешное, оживить голосом игрушку и т.д.

Дополнительно

Статьи про садик на этом канале:

Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх . Буду благодарна за ваши репосты , чтобы другие мамы тоже смогли прочесть ее.

фото 18566_1

Когда дошкольник приходит в детский сад, он попадает в непривычную для себя обстановку.

Мама в это время уходит, и возникает стрессовая ситуация. Дошкольник может испугаться, потому что рядом незнакомые люди, много детей.

Кроме того, возникает необходимость соблюдать режим детского учреждения, который отличается от того, к чему ребенок привык дома.

Помощь в привыкании входит в обязанности или нет?

Воспитатель – это не просто человек, который следит за порядком в группе и безопасностью детей. Он принимает участие в обучении, воспитании. Задача воспитателя – помочь вновь прибывшим детям адаптироваться к новым для них условиям.

Важно учитывать, что каждый воспитанник индивидуален, поэтому зачастую приходится находить к малышу особый подход. Некоторые детки адаптируются быстро. Они начинают общаться со сверстниками, хорошо слушаются воспитателя, принимают участие в играх и обучающих занятиях.

Другие дошкольники переносят первые дни в саду очень плохо. У них могут быть истерики, нарушается сон, они могут отказываться от еды, не хотят общаться с другими детьми.

Педагогу важно наблюдать за поведением и эмоциональным состоянием каждого воспитанника, особенно вновь поступившего.

План и программа

Адаптация – это приспособление к новым условиям. В момент поступления в сад начинается активная социализация дошкольников, что может сопровождаться некоторыми трудностями.

Основное условие – спокойная, стабильная обстановка, благоприятная психологическая атмосфера.

Адаптация включает в себя планирование нескольких этапов:

фото 18566_2

Подготовка к условиям детского сада. Следует уделить внимание здоровью малыша.

Распорядок дня строится таким образом, чтобы он был близок к условиям в саду, что обеспечит более быстрое привыкание.

Педагог на любом этапе должен поддерживать у ребенка уверенность, что мама за ним вернется после того как он покушает, поспит.

В первый день лучше, если родители приведут малыша не в группу, а на прогулку, чтобы он мог познакомиться и поиграть с другими детьми.

Направления деятельности воспитателя:

  1. Создание благоприятной атмосферы в группе.
  2. Приобщение детей к общепринятым правилам.
  3. Охрана, укрепление здоровья.
  4. Формирование у дошкольника чувства уверенности.

Воспитатель проводит с детьми игровые занятия, которые помогают социализироваться в группе, привыкнуть к новой обстановке.

Как адаптировать детей — действия педагога

Воспитатель в группе – главное действующее лицо. Он контролирует поведение подопечных, проводит обучающие занятия. От личности воспитателя во многом зависит климат в группе. Он должен активно взаимодействовать с каждым малышом и проводить работу с родителями.

С ребенком

фото 18566_4

Воспитатель с первых дней должен обеспечить ребенку максимальный комфорт, физический и психологический.

Особые трудности могут возникнуть с детьми 5-6 лет, которых отдали в сад сразу в подготовительную группу, чтобы они привыкли быть в коллективе перед школой. У них есть навыки самообслуживания, они умеют проситься в туалет.

Однако такие дети привыкли быть дома под присмотром родственников. Они могут стесняться о чем-то попросить, устают от шума, плохо запоминают имена сверстников. Такие дети могут не воспринимать себя как часть группы, не отличаются наблюдательностью по отношению к окружающим.

Задача воспитателя – все показать, объяснить, помочь войти в коллектив.

Если дошкольник плачет:

  • Разговаривать с ним спокойным, ровным голосом.
  • Постараться отвлечь, заинтересовать игрушкой, которая находится в помещении группы.
  • Сказать, что он может немного поиграть, после чего мама заберет его домой.

Дошкольник должен чувствовать, что воспитатель – друг, которому можно доверять и рядом с ним безопасно.

С родителями

фото 18566_5

Помимо работы с детьми педагогу приходится планировать работу и проводить беседы и с родителями.

Важно, чтобы взрослые понимали, насколько непросто приходится дошкольнику в первые дни нахождения в детском учреждении.

Воспитатель должен объяснить, как проходит период адаптации детей к новым условиям, что делать родителям, чтобы малыш быстрее привык, как вести себя дома, собирая ребенка в садик.

Психологический настрой очень важен. Родителям надо рассказывать малышу, как интересно в детском саду, что здесь можно играть, общаться с другими ребятами. Формирование положительного имиджа садика – сложная, но необходимая задача. В этом случае дошкольник привыкнет быстрее.

Если в группе создана благоприятная атмосфера, дети посещают ее с удовольствием. Современный воспитатель – это профессионал, владеющий различными методиками. Но надо заниматься не только развитием детей, но и способствовать быстрой и как можно менее болезненной адаптации.

При возникновении сложностей педагог может порекомендовать консультацию психолога. Во многих детских учреждениях есть штатные специалисты, которые работают непосредственно с дошкольниками и их родителями.

Главные ошибки дошкольных работников

Неопытный воспитатель может совершить ряд ошибок, что усложнит адаптацию дошкольника к детскому учреждению.

Исчезновение мамы. Когда малыш только приходит в сад, любопытство может подтолкнуть его, чтобы пойти познакомиться с другими детьми или исследовать помещение. В этом момент некоторые воспитатели настаивают на том, чтобы мама незаметно ушла.

Заключение

Адаптация – сложный период для детей и их родителей. Чуткое отношение, профессионализм, индивидуальный подход к каждому воспитаннику позволят создать в группе благоприятную атмосферу, а малышам привыкнуть к чужой для них обстановке.

Читайте также: