Психологическая характеристика педагогического коллектива школы

Обновлено: 30.06.2024

Качество учебного и воспитательного процесса определяется социально-психологическими особенностями педагогического коллектива и характером межличностных отношений между педагогами. Доминирующая психологическая атмосфера в педагогическом коллективе самым непосредственным образом отражается на взаимоотношениях в классе.

Педагогический коллектив формируют все педагоги учебного учреждения. В соответствии с социально-психологическими признаками коллектива, ему свойственны нацеленность на решение социально значимых задач, высокий уровень развития межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью.

Совместная деятельность педагогов в коллективе, как любая совместная деятельность, имеет следующие признаки (приводится по: Психология труда / [под ред. А. В. Карпова. М., 2003. С. 83):

* наличие единой цели для всех включенных в деятельность участников (для педагогического коллектива такой целью является обучение и воспитание детей);

* побуждение работать вместе, т. е. помимо индивидуальных мотивов должна формироваться общая мотивация (чтобы педагогический коллектив положительно влиял на результаты педагогической деятельности, должно быть ценностное и мотивационное единство);

* разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между членами группы (функциональное разделение между педагогами определяется как должностными инструкциями, так и психологическими характеристиками каждого учителя, когда кто-то с удовольствием выполняет роль организатора, кто-то — коммуникатора и т. д.);

* интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности (хороший педагогический коллектив представляет собой команду профессионалов, в которой субъекты взаимодополняют друг друга);

* согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей и наличие управления (слаженная работа невозможна без эффективного управления и координации — это основная задача руководства учебного заведения);

* единый конечный результат и единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Основная задача педагогического коллектива — успешно реализовывать учебно-воспитательную функцию. Ее решение зависит от следующих подструктур:

** Направленность группы, определяющая уровень сплоченность педагогического коллектива. Она определяется отношением каждого педагога к профессиональной деятельности. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов лежала любовь к детям, интерес к общению и познанию их индивидуальных особенностей, желание быть полезным в их развитии и становлении.

** Организованность, выражающаяся в способности педколлектива к самоуправлению, сплоченности, удовлетворенности педагогов уровнем организации деятельностью и др.

** Подготовленность к совместной деятельности, предполагающая не только реализацию каждым педагогом своих задач, но и умение успешно взаимодействовать с коллегами на основе принципов сотрудничества.

Реализация социально-гуманитарной функции предполагает удовлетворение педагогом потребностей различного уровня: материальных, социальных, духовных. И эффективность профессиональной деятельности, и внутренняя удовлетворенность трудом зависит от того, насколько педагог сможет реализовать свои притязания и в материальном вознаграждении, и в признании окружающих, и в общении, и в отдых, и в самореализации.

Каждый педагогический коллектив имеет свою специфику, которая может быть рассмотрена посредством анализа его организационной культуры.

Организационная культура — набор наиболее значимых нравственных принципов и предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях.

Организационную культуру, по мнению зарубежных авторов Ф. Харриса и Р. Морана (см.: Психология. Учебник для экономических вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2002. С. 615—617), определяют следующие характеристики:

1. Ценности. От того, какие ценности доминируют среди педагогов и каков уровень их ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), зависит эффективность всего педагогического коллектива.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — высокий уровень совпадения ценностных ориентаций членов коллектива, определяющий идейное единство, сплоченность, осмысленность и эффективность совместной деятельности.

Таким образом, доминирующие ценности педагогов во многом определяют организационную культуру учебного учреждения.

2. Нормы, включающие правила, законы, инструкции. Двумя крайними вариантами являются, с одной стороны, отсутствие установленных норм, а с другой стороны, осознанное их принятие и осуществление поведения, адекватного им.

3. Осознание себя и своего места в организации.

Педагог может ощущать себя как часть единой команды, а может занимать нейтральную позицию. Многое зависит от позиции руководства: если человек чувствует внимание, помощь, заботу, то и отдача педагога будет соответствующей.

Другими факторами организационной культуры являются:

4. Коммуникационная система и язык общения.

5. Внешний вид работника.

6. Привычки и традиции.

7. Отношение к использованию рабочего времени.

8. Взаимоотношения между людьми.

9. Процесс обучения работников.

10. Трудовая этика и мотивация.

11. Вера в определенные ценности.

Эффективная работа педагогического коллектива невозможна без высокого уровня развития межличностных отношений. Часто предлагается разделять деловые и личные отношения, когда речь заходит о взаимодействии в трудовом коллективе. Но подобное разделение носит условный характер, потому, что даже решая профессиональные задачи, мы всегда имеем дело с живыми людьми. Ставя во главу угла решение профессиональных вопросов, также важно уделять внимание и развитию межличностного взаимодействия.

В связи с тем, что в нашем исследовании принял участие педагогический коллектив одной школы, мы сочли целесообразным предварительно описать нашу выборку в целом. Мы предположили, что внутри этой группы учителей будут существовать некоторые общие тенденции, которые будут характерны для педагогов в независимости от стиля общения. Результаты факторного анализа в подгруппах подтвердили наше предположение.

Для всей выборки, в независимости от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Прейдя в школу, ребенок попадает в совершенно новую социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

Еще одной общей характеристикой для всей группы является стремление к независимости. Это свойство попадает во второй фактор и в группе учителей с авторитарным стилем, и в группе учителей с демократическим стилем. Это говорит о том, что в критических ситуациях учителя могут проявить уверенность в себе, самостоятельность, инициативу. Они могут быть критичны к мнению окружающих. Стремятся к свободе в выборе действий.

Характеристика группы учителей по методике самооценки стиля общения

Для того чтобы разделить нашу выборку на группы учителей с разным педагогическим стилем общения, мы использовали методику самооценки стиля общения. В результате, исследуемый нами педагогический коллектив был разделен на две подгруппы с авторитарным и демократическим педагогическим стилем. Учителя с попустительским стилем общения были исключены из исследования, так как этот стиль редко встречается у педагогов начальной школы. Итак, наша выборка представлена двумя группами: 15 человек – педагоги с авторитарным стилем общения и 17 человек – учителя с демократическим стилем.

Характеристика группы учителей по многофакторному личностному опроснику Кэттелла

Фактор О – самоуверенность – чувство вины. Работа учителя тесно связана с большим грузом ответственности за жизнь и здоровье учеников, особенно в начальной школе. На наш взгляд, эта проблема характерна для большинства учителей в наши дни. И данная группа учителей не является исключением. Педагоги с высокими оценками по фактору неизменно чем-нибудь озабочены, подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, знания и способности. Иногда в обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно. С этой проблемой просто необходимо работать школьному психологу.

Фактор F1 – адаптированность – тревожность. По этой шкале учителя в целом набрали достаточно высокий балл. Этот факт не обязательно свидетельствует о невротической личности. Тревога может обусловливаться ситуационно. Для этих учителей характерна плохая приспособляемость, которая тесным образом связана с конформностью, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность педагогов. Может вызвать соматические расстройства.

Фактор А - отчужденность - добросердечность. В среднем по этому фактору группа набрала достаточно высокий балл. Для этой группы учителей характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Они предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях.

Фактор С – неустойчивость - эмоциональная устойчивость. По этому фактору в среднем был получен довольно высокий балл. Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях. Для этих педагогов характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи они смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

Фактор N – наивность - проницательность. Для этой группы характерны низкие оценки по этому фактору. Испытуемые открытые, наивные люди. Общительные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведения окружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто.

Фактор F3 – чувствительность – реактивная уравновешенность. Группа педагогов набрала низкий балл по этому фактору. Эти оценки свидетельствуют о чувствительности, художественной мягкости, спокойствии, вежливости учителей. Иногда у них могут возникать трудности из-за избытка раздумий.

Фактор F4 – конформность – независимость. Судя по среднему баллу для всех учителей характерно подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Учителя ищут поддержки у окружающих людей. Склонны ориентироваться на групповые нормы.

Подводя итоги по тесту, мы можем сказать, что для исследуемой нами группы учителей характерен высокий уровень напряженности и тревожности, но при этом они проявляют мягкость и доброжелательность по отношению к окружающим. Из теста видно, что учителям недостает самостоятельности, они слишком зависят от группы, часто проявляют консерватизм.

Характеристика группы учителей по тесту - опроснику организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского

Коммуникативные качества очень важны в деятельности учителя, ведь педагог обучает и воспитывает детей в процессе общения. И тот того, насколько развиты у него коммуникативные качества, будет зависеть эффективность процесса обучения.

Наиболее выраженным качеством в личности педагогов оказалась деловитость. Это говорит о стремлении учителей к повышению деловых и организаторских качеств. Уверенности, ответственности за свои решения. Проявление функций внешнего контроля деятельности.

Еще одним важным коммуникативным качеством в группе исследуемых учителей является психологический такт. Это свойство имеет особое значение при работе с детьми младшего школьного возраста. Учителя из этой группы быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находят нужный тон, находчивы при первом знакомстве, контактах. Педагоги содействуют благополучию других, общительны и уживчивы.

С вышеперечисленным качеством тесно связано такое свойство, как отзывчивость. Высокий балл по этой шкале говорит нам о чувствительности учителей к поведению других. Они легко отзываются на чужие нужды, готовы помочь. Педагогам из исследуемого нами коллектива присуща самоотдача, бескорыстие. Учителя стремятся опекать детей.

Для учителей в целом характерен низкий уровень требовательности. Порой им недостает решительности и силы воли для достижения цели. В их поведении практически нет жесткости. Так же педагоги не склонны к упрямству. Они могут не сопротивляться чужому влиянию. Могут уступить, если сочтут это целесообразным. С ними легко договориться.

Следует заметить, что для этой группы учителей характерен высокий уровень развития наиболее ценных коммуникативных качеств. Можно сказать, что учитель их этого коллектива чуток и внимателен к другим людям. Этот педагог - эффективный коммуникатор. Но порой ему не достает жесткости и настойчивости в отношениях.

Характеристика группы учителей по методике диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильман

Исследуя мотивационную структуру личности учителей начальной школы, мы получили следующие результаты:

Вышеперечисленные компоненты мотивационной структуры образуют рабочую направленность личности учителей.

Характеристика группы учителей по восьмицветному тесу М. Люшера

С целью выявления эмоциональной основы поведения учителей, а так же их актуального состояния проведено тестирование по методике М.Люшера. В процессе обработки результатов для группы учителей начальных классов был рассчитан средний ранг каждого цвета, то есть определялся цветовой ряд предпочтений.

1 позиция: желтый цвет; 2 позиция: зеленый цвет; 3 позиция: фиолетовый цвет; 4 позиция: красный цвет; 5 позиция: синий цвет; 6 позиция: серый цвет; 7 позиция: коричневый цвет; 8 позиция: черный цвет.

Так как основные цвета занимают, преимущественно, первые пять позиций мы можем говорить об отсутствии конфликта и оптимальном состоянии изучаемой группы педагогов.

Учителя имеют потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах, общении. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Любые формальные рамки для учителей тесны и плохо переносятся.

У педагогов выражена общительность, активность, обращенность в мир окружающих явлений жизни.

Средние значения по факторам теста М.Люшера для всего педагогического коллектива.

Фактор Среднее значение в %
1 Нестабильности выбора 31,56
2 Отклонения от аутогенной нормы 42,81
3 Тревожности 17,5
4 Активности 44,17
5 Работоспособности 75,13

Анализируя данные, представленные в таблице, мы можем сделать вывод, что исследуемая нами группа учителей имеет достаточно высокий показатель работоспособности и активности. Учителя из исследуемой нами группы деятельны, предприимчивы, активны в профессиональной сфере.

В нашей выборке представлены педагоги в возрасте от 28 до 56 лет. Мы предположили, что будут существовать некоторые тенденции в особенностях личности учителей, связанные с возрастной характеристикой группы. Для того чтобы подтвердить свое предположение, нами был проведен анализ достоверности различия средних значений в группе учителей до 37 лет и после 37 лет. По результатам Т-критерия Стьюдента между указанными подгруппами были обнаружены следующие достоверные различия:

- Для учителей старшей возрастной группы более характерно корректировать ответы на вопросы теста. По шкале лжи они набрали больший балл, чем учителя младшей возрастной группы. Вероятно, это может быть связано с более высоким уровнем тревожности этих учителей. На наш взгляд, учителя из старшей возрастной группы более настороженно отнеслись к исследованию. Тестирование вызывало у них напряжение, педагоги отвечали на вопросы осторожно.

- Учителя моложе 37 лет значительно чаще в тесте М.Люшера отдают свое предпочтение желтому цвету, чем учителя в возрасте старше 37 лет. Это говорит о том, что учителя из первой подгруппы испытывают потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах, общении. Это оптимистичные, эмоционально неустойчивые люди. Они испытывают потребность нравиться окружающим, стремятся к признанию. Может проявляться тенденция к избеганию ответственности.

Таким образом, возраст учителя является важной характеристикой, которая может также влиять на особенности его личности.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 270514
Количество таблиц: 15
Количество изображений: 0

Качество учебного и воспитательного процесса определяется социально-психологическими особенностями педагогического коллектива и характером межличностных отношений между педагогами. Доминирующая психологическая атмосфера в педагогическом коллективе самым непосредственным образом отражается на взаимоотношениях в классе.

Педагогический коллектив формируют все педагоги учебного учреждения. В соответствии с социально-психологическими признаками коллектива, ему свойственны нацеленность на решение социально значимых задач, высокий уровень развития межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью.

Совместная деятельность педагогов в коллективе, как любая совместная деятельность, имеет следующие признаки (приводится по: Психология труда / [под ред. А. В. Карпова. М., 2003. С. 83):

* наличие единой цели для всех включенных в деятельность участников (для педагогического коллектива такой целью является обучение и воспитание детей);

* побуждение работать вместе, т. е. помимо индивидуальных мотивов должна формироваться общая мотивация (чтобы педагогический коллектив положительно влиял на результаты педагогической деятельности, должно быть ценностное и мотивационное единство);

* разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между членами группы (функциональное разделение между педагогами определяется как должностными инструкциями, так и психологическими характеристиками каждого учителя, когда кто-то с удовольствием выполняет роль организатора, кто-то — коммуникатора и т. д.);

* интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности (хороший педагогический коллектив представляет собой команду профессионалов, в которой субъекты взаимодополняют друг друга);

* согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей и наличие управления (слаженная работа невозможна без эффективного управления и координации — это основная задача руководства учебного заведения);

* единый конечный результат и единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Основная задача педагогического коллектива — успешно реализовывать учебно-воспитательную функцию. Ее решение зависит от следующих подструктур:

** Направленность группы, определяющая уровень сплоченность педагогического коллектива. Она определяется отношением каждого педагога к профессиональной деятельности. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов лежала любовь к детям, интерес к общению и познанию их индивидуальных особенностей, желание быть полезным в их развитии и становлении.

** Организованность, выражающаяся в способности педколлектива к самоуправлению, сплоченности, удовлетворенности педагогов уровнем организации деятельностью и др.

** Подготовленность к совместной деятельности, предполагающая не только реализацию каждым педагогом своих задач, но и умение успешно взаимодействовать с коллегами на основе принципов сотрудничества.

Реализация социально-гуманитарной функции предполагает удовлетворение педагогом потребностей различного уровня: материальных, социальных, духовных. И эффективность профессиональной деятельности, и внутренняя удовлетворенность трудом зависит от того, насколько педагог сможет реализовать свои притязания и в материальном вознаграждении, и в признании окружающих, и в общении, и в отдых, и в самореализации.

Каждый педагогический коллектив имеет свою специфику, которая может быть рассмотрена посредством анализа его организационной культуры.

Организационная культура — набор наиболее значимых нравственных принципов и предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях.

Организационную культуру, по мнению зарубежных авторов Ф. Харриса и Р. Морана (см.: Психология. Учебник для экономических вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2002. С. 615—617), определяют следующие характеристики:

1. Ценности. От того, какие ценности доминируют среди педагогов и каков уровень их ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), зависит эффективность всего педагогического коллектива.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — высокий уровень совпадения ценностных ориентаций членов коллектива, определяющий идейное единство, сплоченность, осмысленность и эффективность совместной деятельности.

Таким образом, доминирующие ценности педагогов во многом определяют организационную культуру учебного учреждения.

2. Нормы, включающие правила, законы, инструкции. Двумя крайними вариантами являются, с одной стороны, отсутствие установленных норм, а с другой стороны, осознанное их принятие и осуществление поведения, адекватного им.

3. Осознание себя и своего места в организации.

Педагог может ощущать себя как часть единой команды, а может занимать нейтральную позицию. Многое зависит от позиции руководства: если человек чувствует внимание, помощь, заботу, то и отдача педагога будет соответствующей.

Другими факторами организационной культуры являются:

4. Коммуникационная система и язык общения.

5. Внешний вид работника.

6. Привычки и традиции.

7. Отношение к использованию рабочего времени.

8. Взаимоотношения между людьми.

9. Процесс обучения работников.

10. Трудовая этика и мотивация.

11. Вера в определенные ценности.

Эффективная работа педагогического коллектива невозможна без высокого уровня развития межличностных отношений. Часто предлагается разделять деловые и личные отношения, когда речь заходит о взаимодействии в трудовом коллективе. Но подобное разделение носит условный характер, потому, что даже решая профессиональные задачи, мы всегда имеем дело с живыми людьми. Ставя во главу угла решение профессиональных вопросов, также важно уделять внимание и развитию межличностного взаимодействия.

Педагогический коллектив – это группа учителей образовательного учреждения. Он же выступает трудовой группой, имеющей обозначенные цели и задачи, образовательную программу деятельности. Его создают для образования учащихся.

Педагогический коллектив выступает частью общественной группы образовательного учреждения, в котором одна из составляющих – сообщество учащихся.

Особенности педагогического коллектива

Люди, состоящие в команде преподавателей, имеют специфические черты. К главным чертам группы относится:

  • Коллективный характер труда и ответственность появляются в результате педагогической работы;
  • Высокая степень самоуправляемости;
  • Полифункциональность учителя как профессионала;
  • На выполнение труда нет временных рамок;
  • Преимущественно женская половина населения в составе коллектива.

У педагогической команды имеется особенная структура организации. Определяет она отношения взаимной зависимости и контроля членов коллектива. В организационных рамках совет учителей проводит методические объединения педагогов, классных руководителей, администрации школы.

Существуют понятия разделения труда и кооперации. Учитель владеет не только навыками коммуникационного общения, но и сотрудничества, умеет совместно работать и получать информацию, понимает и принимает мнение коллег. Педагог также должен владеть навыками делового сотрудничества.

Совместный труд учителей проводится при выстраивании взаимовыгодных отношений между коллегами. Общение в педагогическом составе разделяется условно на два формата:

В первую группу относятся люди со всего педагогического и административного состава с общей системой нравственно-психологических взаимоотношений. Вторая составляется на симпатиях между коллегами. Общение поддерживается в отдельных группах.

Деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения успешна, если все критерии соблюдены и выполняются качественно:

  • Обученность учеников;
  • Воспитательная работа;
  • Оперативное решение задач;
  • Развитие учителей;
  • Профессиональная квалификация всего состава.

Взаимовыгодные отношения в коллективе определяются психологическим климатом в группе. Самочувствие учителя в стенах школы, его стремление к плодотворному труду и самоотдаче, зависимо от настроения всего коллектива. Творческие данные педагога масштабнее и эффективнее проявляются в дружеской атмосфере.

Показатели климата педагогического коллектива

Чтобы все педагоги чувствовали себя комфортно и было желание идти на работу нужно составлять определенный климат среди коллег. Его можно удерживать такими показателями:

  • Стиль руководителя;
  • Учителя на одном социально-психологическом уровне;
  • Администрацией учреждения;
  • Установками самого коллектива.

Дружеская атмосфера рабочего процесса предполагает совместный труд для удовлетворения, радости общения и социальной защищенности. Если объединять педагогический коллектив не только деятельностью и общими целями на работу, но и дружбой, то повышаются шансы на успешное обучение и воспитание детей.

Читайте также: