Виды педагогических задач в доу

Обновлено: 03.07.2024

Однако такое понимание сущности решения задач не может быть механически перенесено на педагогические задачи. Во-первых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают по меньшей мере два субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи обучающимся. Педагогические задачи, писал С.Г.Костюк, могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности.

Специфика педагогической задачи состоит в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом – учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, т.к. они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, не используемыми ими.

Возникает педагогическая задача тогда, когда требуется не одно решение, а нахождение предпочтительного способа достижения желаемого результата. Сам же процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или процесс достижения цели, которая первоначально не сразу кажется доступной.

Продуктивно педагогические задачи вплотную примыкают к учебным задачам, основное отличие которых от всяких других в том, что их цели и результаты связаны с изменением самого действующего субъекта, заключающегося во владении определенными способами действия (Д.Б.Эльконин).

Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач.

По целевой направленности выделяют следующие типы педагогических задач:

· задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.);

· задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности;

· задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

· задачи по формированию общественного мнения коллектива;

· задачи по переориентации ученика;

· задачи по изменению отношения к учению;

· задачи по закреплению привычки, интереса;

· задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;

· задачи по росту самостоятельности;

· задачи на развитие и проявление творчества;

· задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

· задачи по педагогическому стимулированию;

· задачи по самовоспитанию.

По временному признаку принято различать три большие группы задач: стратегические, тактические и оперативные.

Творческое решение стратегических задач, имеющих целью формирование целостной личности, представлено в опыте руководителей образовательных учреждений А.А.Захарченко, Н.Н.Дубинина, А.А.Караковского, А.А.Католикова и др.

Тактические задачи – стратегические задачи всегда находят свое решение в реальном педагогическом процессе – предпринимаются реальные шаги по их решению на практике. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач.




Творческое решение тактических, по существу организационно-методических, задач можно проследить, обращаясь к опыту педагогов-новаторов, который описан в работах В.И.Загвязинского, М.М. Поташника, Л.М.Фридмана и др.

Оперативные задачи – это задачи текущие, ближайшие, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической действительности.

Источником образцов решения оперативных задач остается опыт А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Сорока-Росинского, В.А.Сухомлинского.

Дидактические задачи – задачи по управлению учебно-познавательной деятельностью обучающегося, т.е. учением. В них, по мнению В.И.Загвязинского, всегда заключено противоречие между ее исходной и перспективной сторонами. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому выполнению действий двух категорий: действий, составляющих учебную деятельность и действия, которые ученик должен научиться осуществлять.

В контексте дидактических задач можно выделить две категории действий и, соответственно, две группы подзадач (Балл Г.А.):

1. Действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные задачи).

2. Действия, которым ученик должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые ученик должен научиться осуществлять (критериальные задачи).

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение – показатель достижения целей обучения при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.

Особую сложность в силу специфики воспитания как деятельности (воспитательной работы), насыщенной элементами определенности – неопределенности, представляют воспитательные задачи. Правомерность их выделения как относительно самостоятельного вида задач объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего принятием утверждения о том, что жизнь, которой живут воспитанники и к которой они готовят себя, – это бесконечные процессы решения больших и малых проблем. А это значит, что воспитание можно представить как подготовку воспитанников к решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни.

С другой стороны, учитывая, что развитие личности осуществляется только в деятельности и общении как ее специфическом виде, воспитание можно классифицировать как стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач, способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них.

Все вышеизложенное требует учитывать особенности воспитательных педагогических задач, направленных, по аналогии с дидактическими, на управление всеми (в том числе и познавательной) видами деятельности в их органическом единстве: трудовой, игровой, художественной, ценностно-ориентационной и др. Общая аналогия обучения и воспитания не снимает и не ставит под сомнение специфику дидактических и воспитательных задач, обусловленных отличием преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности.

Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно выделить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованием задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которые воспитанник опирается при их решении.

Важная с психологической точки зрения особенность на ценностную ориентировку состоит в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения (т.е. правильного решения задачи) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора, и т.п.

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Однако такое понимание сущности решения задач не может быть механически перенесено на педагогические задачи. Во-первых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают по меньшей мере два субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи обучающимся. Педагогические задачи, писал С.Г.Костюк, могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности.

Специфика педагогической задачи состоит в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом – учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, т.к. они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, не используемыми ими.

Возникает педагогическая задача тогда, когда требуется не одно решение, а нахождение предпочтительного способа достижения желаемого результата. Сам же процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или процесс достижения цели, которая первоначально не сразу кажется доступной.

Продуктивно педагогические задачи вплотную примыкают к учебным задачам, основное отличие которых от всяких других в том, что их цели и результаты связаны с изменением самого действующего субъекта, заключающегося во владении определенными способами действия (Д.Б.Эльконин).

Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач.

По целевой направленности выделяют следующие типы педагогических задач:

· задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.);

· задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности;

· задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

· задачи по формированию общественного мнения коллектива;

· задачи по переориентации ученика;

· задачи по изменению отношения к учению;

· задачи по закреплению привычки, интереса;

· задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;

· задачи по росту самостоятельности;

· задачи на развитие и проявление творчества;

· задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

· задачи по педагогическому стимулированию;

· задачи по самовоспитанию.

По временному признаку принято различать три большие группы задач: стратегические, тактические и оперативные.

Творческое решение стратегических задач, имеющих целью формирование целостной личности, представлено в опыте руководителей образовательных учреждений А.А.Захарченко, Н.Н.Дубинина, А.А.Караковского, А.А.Католикова и др.

Тактические задачи – стратегические задачи всегда находят свое решение в реальном педагогическом процессе – предпринимаются реальные шаги по их решению на практике. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач.

Творческое решение тактических, по существу организационно-методических, задач можно проследить, обращаясь к опыту педагогов-новаторов, который описан в работах В.И.Загвязинского, М.М. Поташника, Л.М.Фридмана и др.

Оперативные задачи – это задачи текущие, ближайшие, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической действительности.

Источником образцов решения оперативных задач остается опыт А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Сорока-Росинского, В.А.Сухомлинского.

Дидактические задачи – задачи по управлению учебно-познавательной деятельностью обучающегося, т.е. учением. В них, по мнению В.И.Загвязинского, всегда заключено противоречие между ее исходной и перспективной сторонами. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому выполнению действий двух категорий: действий, составляющих учебную деятельность и действия, которые ученик должен научиться осуществлять.

В контексте дидактических задач можно выделить две категории действий и, соответственно, две группы подзадач (Балл Г.А.):

1. Действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные задачи).

2. Действия, которым ученик должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые ученик должен научиться осуществлять (критериальные задачи).

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение – показатель достижения целей обучения при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.

Особую сложность в силу специфики воспитания как деятельности (воспитательной работы), насыщенной элементами определенности – неопределенности, представляют воспитательные задачи. Правомерность их выделения как относительно самостоятельного вида задач объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего принятием утверждения о том, что жизнь, которой живут воспитанники и к которой они готовят себя, – это бесконечные процессы решения больших и малых проблем. А это значит, что воспитание можно представить как подготовку воспитанников к решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни.

С другой стороны, учитывая, что развитие личности осуществляется только в деятельности и общении как ее специфическом виде, воспитание можно классифицировать как стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач, способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них.

Все вышеизложенное требует учитывать особенности воспитательных педагогических задач, направленных, по аналогии с дидактическими, на управление всеми (в том числе и познавательной) видами деятельности в их органическом единстве: трудовой, игровой, художественной, ценностно-ориентационной и др. Общая аналогия обучения и воспитания не снимает и не ставит под сомнение специфику дидактических и воспитательных задач, обусловленных отличием преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности.

Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно выделить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованием задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которые воспитанник опирается при их решении.

Важная с психологической точки зрения особенность на ценностную ориентировку состоит в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения (т.е. правильного решения задачи) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора, и т.п.

Задача – это результат осознания субъектом определенной деятельности, поставленной цели, условий ее достижения, проблем, стоящих на пути ее решения.

Понятие и сущность педагогической задачи

Проблема задачи – это результат осознания имеющегося противоречия между целью задач и неизвестными путями по достижению поставленной цели.

Педагогическая задача, как и любая другая задача, в общем, имеет две основные стороны:

  • Первая сторона – это известное.
  • Вторая сторона – это неизвестное, которое отвечает на конкретный вопрос, в зависимости от поставленной задачи (как? где? зачем? и т.д.).

Вопросы, касающиеся второй стороны задачи, направлены на выявление сущности явлений, фактов и процессов, необходимых для успешного решения задачи. Осмысление этого вопроса позволяет субъекту осознать, что дано и что необходимо найти, а также что следует сделать. Например, перед педагогом стоит цель – помочь учащемуся понять учебный материал. Исходными (известными) условиями задачи являются учащийся и учебный материал. Неизвестными – как правильно организовать учебный процесс, чтобы усвоение учебного материала было успешно. Решение задачи – это нахождение наиболее эффективного способа передачи учебной информации и оказание учащемуся педагогической помощи.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение педагогической задачи – это творческая речемыслительная или мыслительная деятельность, которой соответствует определенная практическая деятельность педагога и учащегося.

Зачастую решением педагогической задачи является оказание учащемуся помощи, которая заключается в переходе с одного уровня развития на другой, более высокий, например, не знал – стал знать. Лгал, врал – стал говорить правду.

Каждый педагог должен понимать, что достижение решения педагогической задачи во многом зависит от его профессиональных и личностных качеств.

Классификация задач в педагогике

В настоящее время в реальных педагогических ситуациях решается большое количество задач, направленных на совершенствование образовательного процесса. Многообразие задач представлено их разнообразным содержанием и формами проявления. Исходя из этого, представить все их не возможно. Поэтому характеристика задач с целью их систематизации дается в типизированном, обобщенном виде. Такого представления требует и научная педагогика.

Все педагогические задачи, основаны на конкретных практических ситуациях, являются задачами социально-педагогического управления и оказания необходимой помощи учащимися, посредством организации необходимой развивающей деятельности в рамках педагогической системы.

Выделяют следующие виды задач в педагогике:

Стратегические задачи – являются сверхзадачами, направленными на достижение конкретного педагогического идеала. Достижение данных задач требует длительного времени и приложения значительных сил.

Основные задачи стратегического направления:

  • формирование мировоззрения;
  • формирование устойчивой жизненной позиции;
  • формирование основных знаний о закономерностях освоения учащимися окружающей объективной реальности;
  • формирование принципов нравственности и морали.

Тактические задачи – направлены на формирование у учащихся конкретных устойчивых состояний и качеств.

Данный вид задач проявляется в умении педагога планировать собственную деятельность и деятельность учащихся, диагностировать уровень развития учащихся, прогнозировать изменения в различных педагогических системах (класс, секция, кружок и т.д.). Кроме того, стратегические задачи предусматривают управление воспитательно-образовательной деятельностью отдельных учащихся или коллектива учеников.

Оперативные задачи – являются элементами решения тактических задач.

Отличительной особенностью этого вида педагогических задач является то, что они требуют незамедлительного решения сразу после их возникновения. Достигается это посредством способности педагога теоретически обосновать и педагогически инструментировать собственные действия, использовать адекватные и рациональные методические приемы, оказывающие необходимое воздействий на учащихся.

Помимо указанных видов педагогических задач, предлагается еще одна классификация, в основе которой заложена структура этапов цикла педагогического управления. Первоосновой выступает учет психологической структуры действий учителя.

На основании этого подходы выделяют следующие виды задач, в зависимости от этапа:

задачи воспитателя детского сада

Деятельность воспитателя детского дошкольного учреждения многозадачная, хотя основными целями его работы можно определить воспитание и обучение подрастающего поколения. Тем не менее, в каждую из этих базовых целей входит множество более мелких, но не менее важных и ответственных задач воспитателя в детском саду. Они и составляют основную деятельность воспитателя в детском образовательном учреждении.

Воспитание и образование детей имеет огромную важность для государства, поскольку дети – это будущее страны. От того, насколько хорошо они будут воспитаны, образованы и подготовлены к будущей жизни, зависит не только их благополучие, но и развитие, перспективы всего государства в целом. Это означает, что на плечи воспитателей и педагогов ДОУ возложена важнейшая и наиболее сложная, тяжелая и ответственная задача.

Воспитание и образование в детском дошкольном учреждении

воспитывание и образование

Под воспитанием, понимаемым в широком смысле, подразумевается социализация. Это социальная функция общества, заключающаяся в подготовке подрастающего поколения к будущей жизни, слиянию с обществом и принесении ему пользы.

В том узком смысле, который используется в контексте педагогической науки, воспитание – это специально организованный управляемый процесс, направленный на формирование ребенка как личности, осуществляемый воспитателями и педагогами в детских образовательных учреждениях разного уровня. Целью воспитания и обучения является получение выраженных изменений в лучшую сторону, которые происходят в ребенке и или группе детей под влиянием применяемых воспитателями и педагогами специальных методик, систем и разработок.

Таким образом, исходя из вышеуказанных формулировок, главная задача воспитателя в детском саду это получение всесторонне развитой, свободной, творческой и гармоничной личности. Это достигается путем решения множества различных задач.

Основные задачи и этапы работы воспитателя ДОУ

В основные цели и задачи воспитателя в детском саду входят следующие:

  1. Создание комфортных, благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка.
  2. Изучение особенности развития каждого ребенка в зависимости от возраста, состояния здоровья, психологического и эмоционального благополучия.
  3. Изучение склонностей, интересов, наклонностей и имеющихся талантов и дарований.
  4. Создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для всей группы и каждого отдельного воспитанника в коллективе.
  5. Организация полноценной жизнедеятельности групп в соответствии с возрастными потребностями и особенностями детей. При этом необходимо опираться на следующие важные формы работы с современными воспитанниками детского сада:
  • Игры разного типа и назначения.
  • Активная работа всего детского коллектива во взаимодействии с воспитателем и другими взрослыми (музыкальным работником, преподавателями физической культуры, иностранного языка и так далее).
  • Прогулки, экскурсии, выезды в парки и так далее.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Утренники, праздники, торжественные мероприятия.
  • диспуты, дискуссии;
  • Интеллектуальные игры, конкурсы.
  • Деловые игры.
  • Конструирование, выполнение поделок и иные творческие задания.
  • Посещение кукольного театра, концертов.
  • Спортивные игры и занятия (в зависимости от возраста).
  • Коллективные и индивидуальные развлечения.
  • Развитие инициативы путем поручения посильных заданий, например, дежурств.
  • Выявление особенностей личности ребенка и поддержание, развитие их.
  1. Приучение воспитанников к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения согласно их возраста.
  2. Помощь в адаптации в новом детском коллективе, завоевании признания, занятии определенного социального статуса среди сверстников.
  3. Коррекция негативного поведения воспитанников, пресечение дурных привычек.
  4. Направление самовоспитания и саморазвития личности ребенка, совместная работа с психологом ДОУ при необходимости.
  5. Осуществление необходимой помощи воспитанникам в изучении и практическом применении знаний, полученных в детском саду.
  6. Организация и участие в педагогических советах, в том числе и связанных проблемами воспитанников группы.
  7. Посещение открытых занятий и мастер-классов своих коллег.
  8. Помощь воспитанникам старших групп в подготовке к школе.
  9. Защита права и свободы воспитанников, ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время нахождения в ДОУ.
  10. Консультации родителям по воспитанию и обучению, а также по вопросам нахождения их детей в детском саду. Проведение родительских собраний, привлечение родителей к помощи детскому образовательному учреждению.
  11. Организация обучения, питания, досуга и выполнения режима дня воспитанников.
  12. Своевременное заполнение и правильное ведение всей необходимой для работы воспитателя ДОУ документации по ФГОС.
  13. Информирование руководства детского сада и родителям воспитанников обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
  14. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

Деятельность современных воспитателей строится на том, что воспитание это управление процессом развития личности. Поэтому педагогическому коллективу необходимо выявлять положительные стороны личности каждого ребенка и всячески поддерживать и развивать их, нивелируя возможные негативные черты и проявления характера лояльными педагогическими методиками.

Задачи самообразования воспитателя детского сада

задачи самообразования воспитателя

Для того, чтобы соответствовать резко возросшим современным требованиям к уровню воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, воспитателям жизненно необходимо постоянно заниматься самообразованием. Это поможет им оставаться на одном уровне с непрерывно прогрессирующей педагогической наукой, получать знания и навыки, необходимые для ведения своей профессиональной деятельности на уровне требований законодательных документов, ФГОС и педагогического стандарта.

Задача самообразования может осложняться острой нехваткой времени, так как воспитатели детского сада имеют очень большую нагрузку на рабочем месте, а также вынуждены вести значительный объем обязательной документации.

Тем не менее, в силу важности их профессиональных обязанностей они должны всячески содействовать своему профессиональному самообразованию, так как без этого они не смогут выполнять постоянно усложняющиеся и расширяющиеся обязанности, стоящие перед воспитателями и педагогами детских дошкольных учреждений.

Гармонично развитая, физически и психически здоровая личность воспитанника детского сада – вот лучшая похвала педагогическому таланту воспитателя ДОУ, признание его высоких заслуг и грамотного решения стоящих перед ним задач.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Воспитание детей дошкольного возраста – это общая цель всех работников детских образовательных учреждений.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Воспитание детей дошкольного возраста – это общая цель всех работников детских образовательных учреждений. Она достигается путем решения множество более мелких взаимосвязанных задач. Поскольку перед педагогами ставится приоритет непрерывности образовательного и воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях и школах, решение этих задач одинаково важно и для сотрудников ДОУ, и для преподавателей начальных классов школы.

Главной целью воспитания в детском дошкольном учебном заведении ставится получение всесторонне развитой, свободной, социализированной и успешной личности. Для этого необходимо объединить усилия многих представителей педагогической профессии, работающих в детском образовательном учреждении. Результатом такой работы должно быть получение желаемого, то есть выпуск из детского сада детей, полностью подготовленных к школе, самостоятельных, социализированных, оформившихся как творческие, свободные личности. Для этого необходимо грамотно определить основные задачи воспитателя и успешно решить их.

Что входит в основные задачи работы воспитателя

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении достаточно сухо сформулированные следующие основные задачи деятельности воспитателя ДОУ:

  • Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественного и физического развития воспитанников.
  • Воспитание любви к Родине, семье, окружающей природе, уважение свобод и прав личности с учетом возраста воспитанника.
  • Коррекция имеющихся недостатков в воспитании и поведении детей дошкольного возраста.
  • Охрана жизни, обеспечение безопасности, укрепление физического и психического здоровья.
  • Взаимодействие с родителями или опекунами воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
  • Оказание методической помощи, проведение консультаций с родителями или опекунами воспитанников по различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В этом документе основные воспитательные задачи сформулированы предельно кратко, в сжатой форме. На самом деле в каждом пункте содержится очень много дополнительных задач, успешно решать которые жизненно важно для достижения основного результата.

Особенности выполнения основных задач воспитателя

особенности выполнения задач

Четко сформулированные задачи, стоящие перед воспитателями детского сада, облегчают выполнение их сложной и ответственной работы. Однако их грамотное решение невозможно без главного условия – любви к детям. Каждый воспитатель должен быть в первую очередь человеком, полностью преданным своей работе, тогда для него не станут препятствиями трудности, которые часто встречаются в воспитательной и образовательной деятельности.

В своей работе каждый педагог фактически решает одну основную задачу – сформировать и воспитать полноценную, самодостаточную творческую личность. Дошкольный возраст – самое благоприятное для этого время. Малыши, приходящие в детский сад, прекрасно воспринимают любую информацию, а взрослый человек, обладающий авторитетом, служит для них образцом для подражания. Именно поэтому для воспитателей важно стать таким образцом вместе с родителями и другими ближайшими родственниками воспитанника.

что нужно для выполнения задач

А это указывает на тот факт, что в достижении основных задач воспитания педагогу и воспитателю ДОУ приходится много времени и сил уделять не только работе непосредственно с детьми, но и заниматься собственным развитием. Воспитатель не может остановиться на каком-то этапе самообразования и самообучения, иначе он безнадежно отстанет от постоянно развивающейся и прогрессирующей педагогической науки. Решение важнейших задач воспитания и образования напрямую связано с профессиональной грамотностью, педагогическим опытом и умением применять полученные прогрессивные навыки и умения на практике.

Для решения основных задач, стоящих перед каждым воспитателем детских дошкольных учреждений, потребуется следующее:

  • Отличная профессиональная подготовка. Государство позаботилось о том, чтобы наших детей воспитывали люди со средним или высшим педагогическим образованием, что уже обеспечивает необходимую профессиональную базу.
  • Постоянное повышение уровня квалификации. Для этих целей используется аттестация как способ проверки профессионального соответствия педагога, а также прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки, обеспечивающее современный уровень профессионального педагогического мастерства.
  • Участие во всевозможных состязаниях, мастер-классах и конкурсах также служит для роста профессионального таланта воспитателя и развития его новаторских возможностей.
  • Работа с родителями. Это важный пункт в свете достижения основных задач воспитателя детского сада, так как и семья, и ДОУ должны действовать единым фронтом, следовать общим методикам воспитания и поддерживать друг друга для получения максимального эффекта. Зачастую этот пункт является одной из самых труднодостижимых задач, потому что семьи все разные, и далеко не во всех хотят прислушиваться к рекомендациям и советам работников детского образовательного учреждения.

От воспитателя детского сада требуется множество различных знаний и умений. Например, для решения задачи сохранения здоровья и безопасности детей он должен отлично знать все требования инструкции по охране жизни воспитанников. Для собственной безопасности и защиты других взрослых необходимо точно следовать инструкции по охране труда воспитателей. Кроме этого, ему необходимо иметь основы знаний других профессий, например, уметь выявить заболевшего ребенка, чтобы изолировать его и предотвратить вспышку заболевания во всем коллективе, понимать, как оказать первую помощь пострадавшему и многое другое. Все это требует постоянной работы над собой.

Решение основных задач воспитания детей в ДОУ для воспитателя означает постоянное совершенствование своих знаний, достижение значительного педагогического успеха, развитие личных качеств и талантов.

Читайте также: