Сознание как отражение бытия кратко

Обновлено: 06.07.2024

"Сознание - это лучшая, присуща только людям и связана с языком функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предыдущий воображаемой построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека". Она не только отражает, но и творит мир на основе практической деятельности. Изучают многие наук: философия, социология, психология, языкознание, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, семиотика, кибернетика, информатика. В течение веков ведутся споры относительно ее сущности. Богословы считают сознание как крохотную искру божественного разума. Идеалисты считают сознание первичной относительно материи, она, по их мнению, независимая от материи, наоборот, последняя является продукт первой. Материалистическая философия и психология считают сознание функцией мозга и отражением внешнего мира. Несмотря на расхождение мнений, все философы согласны, что сознание - это реальность, и она играет огромную роль в жизни человека и общества в целом. Главными признаками сознания есть отражение мира, отношение целое, возложение управления. Сознание как отражение, воспроизводит прежде всего формы человеческой деятельности и через них формы природного бытия. Специфика сознания как отношение заключается в ее націліності на бытия, познания, освоения того, что лежит вне сознания, на раскрытие его сущности. В то же время объектом рассмотрения сознания может быть она сама и ее носители, то есть сознание связана с самосознанием. Исходным пунктом человеческого отношения к миру является превращение его в соответствии с человеческих потребностей, что набирал формы целеполагания - создание идеальной модели желаемого будущего, определение цели и средств, разработки программы деятельности. Сознание не полностью сводится к мышлению, понятие, познания и знания, она охватывает как рациональное, так и чувственное отражение действительности, как познавательный, так и эмоционально-оценочное отношение человека к миру. Все эти компоненты следует рассматривать как элементы целостного процесса предметно-материального, теоретического и духовно-практического способов освоения мира. Итак, основными элементами сознания, которые находятся в диалектической взаимосвязи, являются: осознание явлений, знания, самосознание, эмоции, воля. Развитие сознания - это, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание вещей имеет разный уровень, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда повседневную, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровне сознания. Генетической предпосылкой возникновения сознания есть общее свойство всех имеющихся предметов и явлений, как естественных, так и социальных, свойство отображения. Отображение является способность материальных объектов, процессов, явлений воспроизводить связанные с ними объекты внешнего мира. Любое действие оставляет в предмете "следует", соответствующий отпечаток, простой или сложный. Каждой форме движения материи соответствует форма отображения. Условно можно выделить отражение в неживой природе, живой природе, на социальном уровне, которые составляют качественно различные его формы. На неорганическом уровне отображения является основой сохранения материи. На биологическом уровне сущность отражения заключается в обмене веществ, без которого не могут существовать и развиваться живые существа. На этом уровне отображения носит упреждающий, выборочный характер. Одна и та же животное по-разному реагирует на внешние раздражители в зависимости от того, сита она голодна. Человек в отличие от животных не меняет свою анатомо-физиологической организации в соответствии с изменением внешней среды, а это меняет среду в соответствии со своими потребностями. Так, как известно, с похолоданием на Земле много животных изменили свою биологическую структуру. Человек же, приспосабливаясь к более прохладному климату, начала надевать шкуры животных, делать жилье и т.д. А это возможно лишь на основе материально-практической деятельности, наличии мышления, сознания. Итак, специфика социальной формы отражения в сознании заключается в активном преобразовании мира на основе труда, творчества. В переходе на более высокие уровни отражения значительную роль играла появление информационного отображения. Последнее связано с использованием последствий внешней действия для ориентиров в окружающей среде. Информационное отображение появляется благодаря возникновении таких материальных структур, которые не пассивно отражают внешние действия, а активно строят свои отношения с действительностью, используя те факторы, которые способствуют самозбереженню и развития. Значение информационного отображения особенно возрастает в обществе /например, экономической информации/. Ярким проявлением этого является появление новой науки - информатики. Необходимо различать понятие "психика" и "сознание". Психика в развитой форме возникает с появлением нервной системы. Она присуща как животным, так и человеку. Психика человека состоит из двух компонентов: осознанное /мышление, восприятие, внимание, память, воля/ и неосознанное /эмоции, навыки, автоматические действия, инстинкты, интуиция/. Они находятся в диалектическом взаимодействии, причем ведущую интеллектуальную роль играет сознание. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, которые никогда не осознавались, а ко второму - действия, которые ранее осознавались, потом автоматизировались и стали осуществляться уже стихийно. Итак, поступки человека не всегда осознанные. Неосознанное может проявится в человеке в форме разнообразной иллюзорной сферы сновидений, властных инстинктов и др. Однако, человек - это прежде всего сознательное существо. Миром сознания в нее пронизаны не только мышления, но и ощущения. В понимании сознания возможны две крайности: полный отрыв ее от материи и отождествление с последней. Материалистическая философия рассматривает сознание как результат развития материи. Она является свойством высокоразвитой материи - человеческого мозга. Процесс мышления сопровождается определенными биохимическими, определенными физиологическими и другими изменениями в мозге, но не они составляют его содержание. Эта проблема находит свою конкретизацию в понятиях материального и идеального. Материальное является философское понятие о бытии, которое указывает на его объективно-реальное, то есть независимое от сознания, существования. Идеальное - философская категория для обозначения нематериального, субъективно-духовной природы, образного отражения действительности в сознании человека. Идеальное характеризует принципиальное различие между отражением и отображаемыми, образом и объектом. Это отличие заключается в том, что субъективные образы, воспроизводя свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют, поскольку лишены всяческой телесности, материальности. Идеальное представляет собой субъективно-психическую реальность и существует лишь в актах сознания. Оно является вторичное, производное от материального, как субъективный образ объективного мира. Сознание отражает непосредственно не саму действительность, а действительность, превращенную людьми, то есть их бытие, материально-практическую деятельность. Этот процесс характеризуется как опредметненням /раскрытием сущности предметов и их возможностей с помощью сознания/, так и упредметненням /преобразованием идей, целей в реальные предметы, явления/. В процессе своей реализации общественные потребности человека, прежде чем привести к материального результата, должны усвідомитися, превратиться в идеальное и лишь впоследствии, в процессе практической реализации, снова перейти с идеальной формы существования в материальную. Несмотря на то, что сознание является субъективная реальность, лишенная всяческой телесности, возможности восприятия с помощью органов чувств, ее можно изучать благодаря ее органической связи с материальными процессами. Сознание проявляется через язык как ее материального носителя, воплощение норм сознания, проявляется через практические действия и их последствия. Биологические предпосылки возникновения сознания по возможности превратились в действительность благодаря включению в антропогенез социальных факторов, главные из которых - работа, коллективный образ жизни и членороздільна речь. Выше было показано решающую роль в этом труда практической деятельности. Но не меньшее значение имела и появление языка. Новая такая же древняя, как и сознание; язык является практическая, реальная и для других людей и лишь тем самым реальная также и для каждого из нас, действительна сознание. Сущность языка проявляется в ее двоєдиній функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это именно процесс общения, обмена мыслями, чувствами, желаниями, целое покладаннями и т.п. С помощью языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного в общественное достояние, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку продукты сознания и формы сознания является загальнозначущими явлениями, их можно усваивать от предыдущих поколений и передавать следующим. Таким образом сознание объективируется в формах материальной и духовной культуры человечества. Будучи общественной за своим происхождением и сущностью, сознание реализуется через сознание отдельных индивидов. Приобретая благодаря языку относительной независимости от практики, сознание опережает практическую действие, формирует ту самую идеальную цель, которая определяет способ и характер самой практического действия. Человек получает информацию не только при помощи обычного языка, но и искусственных языков. различных знаковых систем /язык математики, кибернетики, система символов, азбука Морзе и т.п./. Знак - это материальный предмет, который выполняет в общении роль представителя чего и используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой реализуется сознание, мышление, информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике /особенно в компьютерной технике/. Исходной знаковой системой простая, естественная речь. Будучи отражением общественного бытия людей, сознание носит активный, творческий характер. Творчество - это производительная человеческая деятельность, способная порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения. Главная ценность отображаемой деятельности человеческого сознания заключается в творческом ее функционировании, когда розпредметнення результатов предыдущей деятельности сопровождается внесением в них нового содержания, что существенно меняет предыдущий содержание. Связь с реальным миром осуществляет не сама по себе сознание, а реальные люди, которые практически превращают мир. Сознание через практику осуществляет обратный влияние на действительность, которая ее породила. Активность характерна не только индивидуальной, но и общественном сознании, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладев массами, становятся "материальной силой.

Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;

— людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

— познавательная (отражает действительность);

— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);

— целеполагающая (ставит перед собой цели);

— управленческая (управляет своим поведением).

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] [л. 5] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[19], вступают в определенные общественные

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие)

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие) Бытие, как постигнутое, становится тут же определенным бытием. Поэтому в ответ на вопрос, что есть бытие, нам представляются различные виды бытия (vielerlei Sein): эмпирически действительное в пространстве

1. Бытие-Я как эмпирическое существование, как сознание вообще, как возможная экзистенция.

Основной вопрос философии: бытие и сознание

7. Основной вопрос философии: бытие и сознание

4. Человеческая эмансипация и историческая миссия пролетариата. Сознание и бытие, идеальное и материальное. Социалистическая революция и преодоление отчуждения

Рудольф Эйслер Сознание и бытие

Рудольф Эйслер Сознание и бытие Объекты, которые мы считаем входящими в состав внешнего мира, являются, как известно, комплексами качеств; по отношению к познающему субъекту, их можно охарактеризовать, как содержания сознания, но трансцендентные факторы, образующие из

Сознание-бытие

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[16], вступают в определенные общественные и

36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.Бытие —

Бытие определяет сознание?

Бытие определяет сознание? Кажущийся "трезвый реализм" основного принципа исто­рического материализма подкупает многих. Даже люди, высту­пающие против марксистского тоталитаризма, находят порой этот принцип наименее спорной частью марксизма[7]. Между тем, этот принцип

В зависимости от жизненных условий человека, социального статуса, вида трудовой деятельности и общения с другими людьми, формируется так называемый продукт общества – сознание, являясь не чем иным, как осознанным бытием.

Содержание статьи

Сознание как отражение бытия

  • Сознание как отражение бытия
  • Отражение как всеобщее свойство материи
  • Психическое отражение - субъективный образ реальности

Сознание как свойство материи мозга

Сознание является формой идеального бытия, способностью человека при помощи мозга воспринимать окружающий мир. Сознание вызывает различные эмоции и мысли, тем самым, как-бы заставляет человека познавать окружающее. Кроме того, необходимость в практической деятельности обязывает человека думать, анализировать и делать выводы. В результате данных манипуляций и размышлений, человек, исходя из своих потребностей, формирует свою мысленную модель бытия. Сознание тесно взаимосвязано с речью и языком. Ведь без основы формирования языка обобщенное отражение и выражение - невозможно. Ни язык жестов, ни мимика не способны выражать передачу и обмен информацией.

Сознательное и бессознательное

Человеческая психика может иметь осознанную и неосознанную форму. Сознанием характеризуется высокий уровень развития человеческой психики. Главная функция сознания – глубочайшее познание природы, общества и человека.

Структура человеческого сознания таит в себе большое количество познавательных процессов, с их помощью человек беспрестанно пополняет свои знания и опыт. Это такие процессы, как ощущение и восприятие, память, воображение и мышление.

Посредством ощущений и восприятий в человеческом сознании,формируется картина мира, какой она видна человеку на данный момент. Память возобновляет в сознании прошлое, воображение строит модели и образы форм потребностей, отсутствующих в настоящее время. Мышление же решает задачи, используя обобщенные знания. Так называемое бессознательное–это непременная составная часть психической деятельности каждого человека. С научной точки зрения, понимание бессознательного имеет два основных вида: теория психоанализа и теория неосознанной психологической установки.

Психоанализ изучает сознание и бессознательное, как исключающие друг друга элементы психической деятельности. А психология установки берет за основу идею психики целостной и опирается на представление о единстве личности человека. Бессознательное - это мир отражения психики, это взаимодействие непроизвольных психических явлений, это система врожденно - рефлекторных реакций и наконец, это – человеческое психическое явление, которое характеризуется условиями человеческого сознания. Будучи продуктом общественным, сознание присуще только людям. Животные сознанием обделены.


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 11. Сознание

Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Читайте также: