Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Морозова Татьяна Ивановна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически, и морально) для самих педагогов.

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики- пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела

Каждый проект- вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы.

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.

Поэтому, при работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Цель проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
  • Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
  • Развить у каждого позитивного образа себя и других.
  • Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
  • Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
  • Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации),

Выделим два ведущих признака в проектной технологии:

  1. Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).
  2. Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности- ученика и учителя.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности ребёнка, необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся сформированные до определённой степени специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

  • материально-техническое и учебно-методическое оснащение;
  • кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты);
  • информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.);
  • информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением);
  • организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет);
  • отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для учащихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Благодаря использованию метода проектов, повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье особенности формирования проектной деятельности младших школьников, а так же выделяются умения необходимые младшим школьникам для реализации проектной деятельности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, проектная деятельность, проектные умения и навыки, коммуникативные умения, исследовательские умения.

Современной российской системе образования необходимы новые образовательные технологии, способствующие формированию у учащихся активной жизненной позиции и поддерживающие связь обучения учеников с их жизнью. Сейчас одной из основных задач каждого учителя является не только передача существующих знаний, но и обучение способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.

По мнению А.А. Вербицкого основная задача современной школы заключается не только в обеспечении высокого уровня образования учащихся, но и во всестороннем развитии их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность при этом дает учителю и ученикам самые широкие возможности. Исключительной особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности[2].

Главное предназначение проектной деятельности, прежде всего, заключается в формировании у учащихся познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

При организации проектной деятельности с детьми разных возрастов, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками, необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей, на которых она направлена.

Во время учебной деятельности у младших школьников происходит развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира, а именно, ощущений и восприятий. Младший школьный возраст определяется остротой и свежестью восприятия, созерцательной любознательностью. Младший школьник отличается живым любопытством, с которым беспрерывно познает окружающую среду, с каждым днём раскрывающая перед ним всё новые и новые стороны.

Младший школьный возраст – это период достаточно заметного формирования личности, для которого характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. Отечественный педагог М.В. Хохлова утверждает, что проектная деятельность с младшими школьниками является, прежде всего, совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, у которой есть общая цель, согласованные методы, способы деятельности [1].

М.А. Ступницкая подчеркивает, что главное отличие учебной проектной деятельности от научной, заключающееся в том, что в результате её школьники не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают в себе способности к исследовательскому типу мышления, а также у них активизируется личностная позиция учащегося [6].

Отечественные ученые Н.В. Иванова и Г.Н. Марунина сходятся во мнении, что для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов. Этими учеными были выделены группы умений и навыков, необходимых младшим школьникам для реализации ими проектной деятельности.

Первую группу умений готовности к проектной деятельности младших школьников составляют следующие коммуникативные умения:

- умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);

- умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);

- умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Эти коммуникативные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней обучения, так как именно от их развития или не развития зависит успешность адаптации учащихся к школьному режиму.

Вторая группа умений, которые должны быть сформированы для реализации любого проекта – это специальные проектные умения:

- умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);

- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);

- умение составлять план своей работы и следовать ему;

- умение искать необходимую информацию в различных источниках;

- умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат [5].

Необходимо понимать, что каждое из перечисленных проектных умений следует формировать по отдельности в процессе решения различных учебных задач. Существует множество приемов по формированию этих проектных умений, которые органично вписываются в учебный процесс и могут применяться на уроках по разным дисциплинам. Необходимо назвать некоторые из них:

Данные проектные умения можно сформировать только при условии постепенного повышения степени детской самостоятельности. Нужно отметить тот факт, что даже если названные проектные умения сформированы у младших школьников на самом элементарном уровне, то в будущем они будут постоянно совершенствоваться и развиваться в процессе дальнейшей проектной деятельности учащихся[47].

Отечественным педагогом Е.Н. Землянской были разработаны следующие практические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников:

  1. учитывать психофизиологические особенности младших школьников. Организуя проектную деятельность, учитель должен предложить учащимся самостоятельно выбрать проблемный вопрос. В случае возникновения сложностей у школьников, учитель может сам предложить тему проекта или просто помочь своим подопечным во время ее формулирования.
  2. постепенно увеличивать продолжительность работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным, что связано с первоначальными трудностями учащихся начальной школы в планировании собственной деятельности на большие временные промежутки и ее самоконтроле;
  3. способствовать максимальной детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
  4. увеличить сферу коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным, что обосновано постепенным усвоением младшими школьниками необходимых для продуктивного взаимодействия друг с другом коммуникативных умений и навыков;
  5. Создавать группу не более 5-8 человек. В процессе проектной деятельности класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из проблемных вопросов проекта, в дальнейшем с последующим анализом выполненной работы;
  6. постепенно проводить проекты, требующие для своего осуществления интеграции знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметным мультипроектам;
  7. учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Такие школьные предметы, как родной язык, литературное чтение, математика обладают низкой эффективностью реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной реализации проектной деятельности младших школьников учителю необходимо, прежде всего, сформировать у детей вышеуказанные умения и навыки, определяющие их готовность к проектной деятельности в ее простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах). Также необходимо помнить, что младшие школьники по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Выбранная проблема исследования должна быть актуальна и интересна, в первую очередь, для ребенка.


Встатье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [1].

Непременным условием организации такой деятельности является наличие заранее сформированных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Младшие школьники совместно с руководителем проекта должны четко прорабатывать и оговаривать все этапы проектной деятельности.

Выполнение проекта предусматривает ряд последовательных этапов:

‒ выбор темы проекта;

‒ выдвижение первоначальных идей, целей;

‒ выбор лучшей идеи;

‒ подготовка продукта деятельности;

‒ оценка и самооценка проекта;

‒ презентация проекта. [3].

Проектную деятельность условно можно разделить на проектную деятельность и проектно- исследовательскую деятельность. Результатом проектной деятельности младших школьников в конечном счёте является создание продукта деятельности (поделка, рисунок, проект, плакат, и т. д.). В исследовательской же деятельности — конечной целью является исследование какой-либо проблемы или темы.

Темы детских проектных работ, лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проектные работы могут осуществляться по русскому языку и литературе (в виде создания книг и загадок, написание авторских сказок); по математике (создание ребусов, кроссвордов, шарад, компьютерных (математических) программ; по окружающему миру: генеалогическое древо семьи, проведение элементарных опытов; изучения государственных праздников; по ИЗО и технологии — создание панно, создание поздравительной открытки, росписи открыток и деревянных изделий.

Метод проектов используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, после окончания занятий, и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как компьютерные занятия, экскурсии, студии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, соревнования и т. д.

Два года подряд создавался и реализовывался проект, связанный с биографией семьи, и изучением личности в истории России.

C:\Users\Алена\Desktop\Фото для статьи.jpg

https://pp.userapi.com/c846221/v846221057/1659a1/dQ96B9vJFWs.jpg
https://pp.userapi.com/c849232/v849232328/f4d5c/Qyphb6x2g9s.jpg

В рамках художественно-эстетического воспитания, решили с детьми изучить ранее нам неизвестный вид росписи: Пермагорскую роспись. Обучающиеся воодушевились: им была интересна не только история Пермогорской росписи, но и сам процесс росписи. Им предстояло попробовать себя в качестве художников по дереву, изучить технику, цвета, завитки, узоры. Не менее интересным стала и защита проектов.

https://pp.userapi.com/c844520/v844520328/1685b2/yEZz8HPv8nE.jpg

Анализ уроков, проводимых в начальной школе, и программ внеурочной деятельности показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется стихийно, отсутствует единый подход, четко не определены этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.

  1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Инюр, 1996. — 113 с.
  2. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
  3. Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, внеурочная деятельность, окружающий мир, внеурочное время, проект.

Читайте также: