Что не является причиной спада школьной мотивации в подростковом возрасте

Обновлено: 01.07.2024


Статья рассматривает вопрос об отсутствии мотивации школьников к обучению в среднем звене школы, предпринимаются попытки изучения данного феномена, а также анализируются точки зрения исследователей, описываются пути разрешения проблемы.

Ключевые слова: отсутствие мотивации, индивидуальный подход, подростковый возраст, внешние составляющие мотивации, внутренние составляющие мотивации.

От уровня мотивации к обучению зависит весь процесс учения. Не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения. Одним из важных критериев готовности к обучению в средней школе является достаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности, позволяющая ребенку успешно усваивать программный материал.

Если младший школьный возраст — период начального знакомства с учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами, то средний школьный возраст — это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.

У многих детей в этот период повышается тревожность, снижается уверенность. Обучение перестает быть ведущей деятельностью, и активность ребенка в большей мере направлена на общение со сверстниками, а также внеурочные виды деятельности. В связи с этим особенностями учебной мотивации подростков является: с одной стороны, низкая значимость учения в познавательной деятельности, преобладание внешней мотивации, но, с другой стороны, укрепление широких познавательных интересов и развитие мотивов самообразования.

Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Божович Л. И., Маркова А. К., Абрамова Г. С., Матюхина М. В., Щукина Г. И., Якобсон П. М. и другие ученые. Им удалось доказать, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Процесс же перехода детей в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как сложный этап обучения и развития детей. В разное время разрабатывались всевозможные аспекты данной проблемы, такими авторами, как: Т. В. Драгуновой, А. М. Прихожан, Д. Б. Элькониным, Л. А. Ясюковой и другими.

Также, неопределенность младшего подросткового периода, как возраста, может осуществляться под влиянием биологических факторов современности, таких как наблюдаемый феномен акселерации, ранее половое созревание, которые вносят лепту в проблемы младшего подросткового возраста и, соответственно, снижают уровень мотивации к обучению.

Поэтому, в ходе обсуждения проблем перехода детей из начального в среднее звено, важно рассматривать с точки зрения современной ситуации развития.

Ориентируясь на данные последних исследований, можно сделать вывод, что у современных младших подростков наблюдается кризис подросткового возраста, которое может быть причиной негативных проявлений и снижения мотивации при обучении в среднем звене школы.

Согласно нашему мнению, становление мотивации зависит от усложнения и развертывания связей индивида с окружающим миром, а также разными людьми. Важно так же сочетание внешних и внутренних составляющих мотивации обучения. Внешние — это характеристики деятельности педагога, сути обучения, методов воспитания и обучения, уровней педагогического мастерства преподавателя, материально-технического оснащения аудиторий, применения технических средств обучения, психологического климата и требований преподавателей. Внешние условия способны определять виды деятельности, куда включаются подростки, либо ту систему непосредственных и опосредованных взаимодействий с окружающими людьми, в которые вступают подростки. Внутренние условия становления мотивации — это качественные изменений в психическом развитии, а также структурные психологические новообразования, появляющиеся у подростков при включении их в организуемые педагогом виды общения и деятельности. Учебная деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усваивать определенные навыки, знания, умения. Обучение, либо учение — это особенная деятельность человека, которая возможна только на той стадии развития психики человека, когда он может регулировать собственные действия сознательной целью.

При формировании учебной мотивации стоит использовать индивидуальный подход в обучении, заключающийся в обеспечении самораскрытия ребенка, помощи ему в использовании своих возможностей, талантов, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания. Учителю на уроках нужное перманентно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо способствовать укреплению уверенности ученика в своих силах, снижению отрицательного влияния стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости, формированию ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимном уважении.

  1. Веракса, Н. Е. Социальная психология: Учебник / Н. Е. Веракса. — М.: Академия, 2018. — 176 c.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; [под ред. В. В. Давыдова]. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 671 с. — 3-е изд., стер. — М.: Смысл, 2014. — 119 с.
  3. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2016. — 800 c.
  4. Мешков, Н.И., Мешков, Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // ИТС. 2015. № 1 (78). -С.90–99.
  5. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Издат. центр, 2000. — 184 с.
  6. Тимашева, Л. В. Становление самосознания ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.07. — Волгоград, 2005. — 186 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, обучение, звено школы, индивидуальный подход, младший подростковый возраст, педагогическая психология, подростковый возраст, ребенок, сознательная цель, уровень мотивации.

Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления

Нежелание учиться может проявляться по-разному:

  • открытый протест, отказ от посещения школы;
  • прогулы;
  • снижение успеваемости;
  • невыполнение домашних заданий;
  • психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.

В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.

Причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:

  1. Возрастные особенности;
  2. Гиперопека и чрезмерный контроль родителей;
  3. Конфликт с учителем;
  4. Конфликты с одноклассниками;
  5. Неадекватные нагрузки;
  6. Личностные особенности.

Давайте подробно разберем каждую причину.

1 Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам.

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка.

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

3 Конфликт с учителем

Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя. Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.

1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.

2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.

4 Конфликты с одноклассниками

Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.

1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.

2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.

3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.

4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке.

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

6 Личностные особенности

К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.

Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться , что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.

1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?

2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?

3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.

В заключение

Подведем итог: снижение учебной мотивации, потеря интереса к школьным занятиям — это нормальные явления в развитии личности подростка. А вот отсутствие учебной мотивации, резкие изменения успеваемости, частые пропуски занятий по любым причинам — проблема, с которой стоит разобраться и при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления

Нежелание учиться может проявляться по-разному:

  • открытый протест, отказ от посещения школы;
  • прогулы;
  • снижение успеваемости;
  • невыполнение домашних заданий;
  • психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.

В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.

Причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:

  1. Возрастные особенности;
  2. Гиперопека и чрезмерный контроль родителей;
  3. Конфликт с учителем;
  4. Конфликты с одноклассниками;
  5. Неадекватные нагрузки;
  6. Личностные особенности.

Давайте подробно разберем каждую причину.

1 Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам.

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка.

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

3 Конфликт с учителем

Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя. Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.

1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.

2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.

4 Конфликты с одноклассниками

Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.

1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.

2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.

3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.

4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке.

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

6 Личностные особенности

К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.

Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться , что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.

1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?

2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?

3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.

В заключение

Подведем итог: снижение учебной мотивации, потеря интереса к школьным занятиям — это нормальные явления в развитии личности подростка. А вот отсутствие учебной мотивации, резкие изменения успеваемости, частые пропуски занятий по любым причинам — проблема, с которой стоит разобраться и при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Читайте также: