Что такое театральные этюды в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Личностный: Демонстрируют реактивность, положительное самоопределение, проявляют интерес к занятию и деятельности на нём, навыки взаимодействия с партнером, умеют сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом.

Метапредметный: Демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют, синтезируют; умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметный: Называют виды этюдов, демонстрируют навыки импровизации, актерского мастерства.

Воспитательная: Воспитывать реактивность, положительное самоопределение, интерес к занятию и деятельности на нём, привить навыки взаимодействия с партнером; научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом.

Развивающая: Развивать регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль; познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, логические - анализ, синтез; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Принципы воспитания и обучения:

Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип создание положительного эмоционального подъёма

Принцип воспитание через взаимодействие

Методы воспитания и обучения:

По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) - словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) - частично-поисковый, проблемный

Методы организации учебно - познавательной деятельности: Методы самостоятельной работы.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха, поощрение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения).

Ход внеурочного мероприятия

Деятельность педагога и детей

(цель, мотивация, организация

деятельности, оценка деятельности)

1) Организационный этап (Игры)

Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Принципы: диалогизации, наглядности, доступности.

Методы: по источнику получения знаний Словесный: беседа; Наглядный: демонстрация, Практический: упражнение. Метод стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха, поощрение

Давайте с вами немного поиграем, вставайте все в круг.

С помощью этой игры я узнаю, как вы можете понимать друг друга без слов.

"Сейчас по сигналу "начали" вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет "один", другой человек скажет "два", третий скажет "три" и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут "четыре", счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов."

формируем мотивацию к занятию и деятельности.

формируем умение слушать и понимать других;

2) Освоения новых знаний и способов действий (Тема)

Задача: Сформулировать тему и цель занятия

Принципы: диалогизации, систематичности и последовательности,

создание положительного эмоционального подъёма

Методы: По источнику получения знаний Словесный: беседа; Наглядный: демонстрация, Практический: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность частично-поисковый, проблемный, Организации учебно - познавательной деятельности: Методы самостоятельной работы, Стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха, поощрение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Ребята, для того, чтобы узнать тему занятия попробуйте разгадать загадки. Мне нужно что бы один человек вышел к доске. Он будет записывать ответы.

Итак, давайте начнем. Первая загадка.

1) Гудит, шумит и воет,

Лопатой землю роет. (Экскаватор)

2) Есть у нас в квартире

Что происходит в мире,

Покажет нам оно. (Телевизор)

3) Кручусь, верчусь,

4) Я в дом любой тебя впущу,

Стучишь - я рада стуку.

Но одного я не прощу -

Коль не подашь мне руку. (Дверь)

Мы записали все ответы. Посмотрите внимательно на эти слова. И попробуйте составить слово из первых букв каждого слова.

Итак, ребята правильно вы отгадали, и темой нашего занятия будет:

Что вы уже знаете о театральных этюдах?

Правильно, этюд - это маленькая история, разыгранная на сцене.

Как вы думаете, чем отличается этюд от упражнения?

Этюд - упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.

Как вы думаете из чего состоит этюд?

Этюд состоит из:

1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);

3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);

4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Вы уже знаете какие - нибудь этюды?

- на память физических действий.

На самом деле существует много видов этюдов:

• этюды на артистическое воображение;

• этюды на логичность и последовательность действий и чувств;

• на взаимодействие со сценическими объектами;

• этюды на определенное событие;

• этюды на перевоплощение.

-Вы, наверное, устали, давайте отдохнем с вами и продолжим изучать танец, который мы начали разучивать на прошлом занятии.

Сегодня мы познакомимся с этюдами на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий,

Засмейтесь - и в ответ

Он засмеется тоже.

Ожидаемые ответы воспитанников: зеркало

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

3) Применения знаний и способов действий

Задача: Применить полученные знания на практике.

3.1.Подготовка к выпускному

систематичности и последовательности,

доступности, создание положительного эмоционального подъёма.

Методы: По источнику получения знаний словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.

Методы организации учебно - познавательной деятельности: Методы самостоятельной работы.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха, поощрение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Целью этого этюда будет: Развить навыки взаимодействия и взаимозависимости партнеров

• человек приводит свой внешний вид в порядок перед свиданием с любимым,

• готовиться к деловой встрече.

Целью этого этюда будет: Развить навыки последовательности действий, взаимодействия партнеров исходя из предлагаемых обстоятельств.

Наш следующий этюд будет на определенное событие, и этот этюд мы будет работать в группе по 4 человека, которые по-разному будут относиться друг к другу, как и в жизни. Ребята, а почему мы в жизни относимся по-разному друг к другу?

Условие для этюда: необходимо продемонстрировать личное отношение к каждому по-разному учитывая предлагаемые обстоятельства. Представим себе, что вчера, один из вас забыл в этой комнате очень важную вещь и непременно желает ее найти. Он должен подойти:

• К человеку, который очень занят важным и неотложным делом;

• К человеку, у которого случилось большое горе;

• К недругу, с которым не общался долгое время

Вопросы для обсуждения:

1. Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?

2. Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?

3. В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?

А сейчас давайте с вами споем песню, которую вы готовите к выпускному.

Познавательные УУД: формируем умение работать с коллективом; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

формируем умение слушать и понимать других;

4) Рефлексия учебной деятельности

Задача: Провести рефлексию деятельности.

1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

(Поощрение, Создание ситуации успеха)

Итак, мы познакомились на занятии с двумя новыми видами театральных этюдов. Какими?

Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?

Автор: Зенина Елена Викторовна

Населенный пункт: Рязанская область, г. Рыбное

Как же хочется всем педагогам организовать занятие так, чтобы дети максимально усвоили материал. Но эффективность организованной деятельности зависит от того, внимательными ли были дети. А внимание в детском саду у детей еще очень часто бывает непроизвольным и связано с умением воспитателя заинтересовать ребенка. Как это сделать? Мы часто задаемся таким вопросом.

Проблема поддержания концентрации внимания детей на занятии всегда стоит перед нами- педагогами. Ведь нам так хочется, чтобы дети от самого начала и до конца организованной деятельности были максимально сконцентрированы на изучаемой теме, не отвлекались, не занимались другими делами.

Это вечная проблема на все времена. Ведь все дети разные, с разным уровнем психологических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия. Каждый ребенок-индивидуален. У каждого ребенка формируется свой круг интересов, свои предпочтения в использовании разных видов деятельности: кто-то любит слушать, кто-то предпочитает сам говорить, кто-то любит создавать, кто-то любит созерцать. Но все дети любят играть.

И я для себя нашла педагогический прием, который мне помогает умело и ненавязчиво организовать деятельность детей и сконцентрировать их внимание на изучаемой теме, тем самым повысив эффективность занятия. И вот пришло время этим педагогическим секретом поделиться и с вами.

Этот секрет -использование театральных этюдов на занятии.

Я долгое время наблюдала за поведение детей в обыгрывание этюдов во время игровой деятельности и поняла: эта деятельность увлекает детей, развивает их, организует и сплачивает, а значит ее можно применять в непосредственно образовательной деятельности, т.е. на занятии. К чему и вас призываю!

В своей практике я применяю этюды в разных образовательных областях. А в зависимости от того, какой цели я хочу добиться от использования этюда, включаю данный прием в разные этапы занятия.

За многие годы педагогической деятельности я применяла театральные этюды на всех этапах занятия.

Как правило занятие состоит из следующих этапов:

-динамическая пауза (физкультминутка);

Приведу примеры использования этюдов на разных этапах занятия.

На этом этапе театральные этюды используются для того, чтобы отвлечь детей от свободной деятельности и организовать их на занятие, в непринужденной форме переместить детей в заданном направлении.

-Дети, я превращаю вас в осенние листочки! (снежинки, бабочек и т.д.)

Листья с деревьев опадают,

Ветер дунет, ко мне подлетают.

То вокруг соберутся,

То опять разлетятся

И на стульчики тихо садятся.

Если листочки вмести собираются,

Значит занятие уже начинается.

(Вариант другой расстановки детей перед занятием:

То вверх вспорхнем,

То на землю упадем,

То в хоровод тихо соберемся,

И друг другу улыбнемся.

Друга за руки возьмем

И занятие начнем)

Как правило, дети стараются передать образ оленя в очень оригинальных позах. И после такого этюда, дети с удовольствием будут рассматривать заданную картину, анализировать ее, сравнивая свое актерское изображение с образом оленихи, что поможет трудное для детей занятие по составлению рассказа превратить в увлекательную живую беседу и повысит степень концентрации внимания детей.

3.Ориентировочный этап.

(Начало музыкальной композиции: звучание аккорда, напряженная музыка).

«В одной лесной избушке жила коза с козлятами. Собралась она в лес за травой шелковой. Стала козлятам наказывать:

«Дверь никому не открывайте,

Никого в дом не пускайте.

Сидите тихо, не шумите,

Не кричите, не скачите.

Мой наказ не забывайте-

На засов дверь закрывайте!

(Звучит спокойная, мелодичная музыка).

Ушла коза за травой шелковой, за водой студеной. Стала цветочки собирать да букетики вязать.

А козлята одни дома остались.

Тихо посидели, поскучали, погоревали.

(Звучит радостная, нарастающая по силе музыка, мажорное звучание)

А потом играть стали.

И так громко резвились да веселились,

(Звучат аккорды, напряженная музыка)

Что злого волка разбудили

Да к избушке подманили.

Подошел к избушке.

Козлятки-то про наказ мамы забыли

И дверь злому волку открыли.

Волк в избушку заскочил,

Всех козлят переловил.

-Вот какая беда случилась с козлятками, когда они остались одни дома,- заканчивает этюд воспитатель, обозначая тему занятия.

4.Исполнительский этап.

Этюды можно применять и в виде ознакомления с новым материалом, отработки каких-то умений, навыков, в зависимости от темы.

Обыгрывая этюды, дети в игре знакомятся с необходимыми для роста растений условиями, к тому же знакомясь с ними, они их тут же проигрывают, то есть закрепляют на практике. Поэтому эффективность усвоения материала намного возрастает.

5. Динамическая пауза.

-Да это же игрушка теневого театра, там все картинки черные. Не верите, полетели со мной, я вам покажу.

-Подожди, Каркуша, нам сначала надо научиться летать, а для этого нам нужно превратиться в гусей. Дети, повторяйте за мной движения:

Гуси шею потянули,

Гуси крыльями взмахнули,

Стали лапками топтать,

Стали громко гоготать.

От земли оторвались,

Прямо в небо поднялись.

Свысока вниз поглядели

И на полянку (коврик) сели.

Лапки вместе соединили

Вот так организованно и интересно для детей можно переместить воспитанников из одного пространства группы в другое и разместить с максимальным удобством для дальнейшего ознакомления с новым материалом.

6. Рефлексия.

7.Перспективный этап.

Использование этюдов на занятии делает образовательную деятельность для детей как бы проще и легче, ведь они даже и не догадываются, что обыгрывая какой-то предмет или явление, они получают колоссальные знания: и теоретические, и практические, и нравственно-этические, и эстетические. Очень надеюсь, что и сами педагоги будут применять такие этюды как упражнение для повышения своего актерского мастерства, ведь нам-воспитателям нужно быть яркими, артистичными, искусными педагогами, чтобы владеть вниманием детей. И такому педагогу для поддержания внимания детей уже и не так важен наглядный материал, интерактивное оборудование, красивые игрушки- он сам, своим мастерством уже интересен детям.

В заключении хочется сказать, что применение такого приема как театральный этюд не только повышает эффективность занятия, но и делает его очень живым, эмоциональным, зрелищным и интересным, как для детей и воспитателя, так и для тех, кто его смотрит.

Таким образом, использование театральных этюдов в непосредственно образовательной деятельности помогает мне превратить занятие не в обязательное принудительное действие, а в интересный спектакль, постановщиком и исполнителем которого являются сами дети, а воспитатель как искусный кукловод лишь поддерживает и направляет детскую инициативу в неизменном желании все сделать самим. А то, что ребенок сделал сам, остается с ним на всю жизнь. Значит и ваши занятия ребенок запомнит надолго.

Вот таким педагогическим секретом для повышения усвоения изучаемого материала владею я, надеюсь, что и вам моя находка пригодиться в профессиональной деятельности.

Цель: продолжить знакомство воспитанников с видами театральных этюдов.

Задачи:

Образовательная:

– познакомить с видами театральных этюдов;

Развивающая:

– развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

– формировать способности к импровизации;

– развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

– развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

– развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

– развивать умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитательная:

– сформировать навыки КТД;

– прививать навыки взаимодействия с партнером;

– научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.

Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод игры.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер

Продолжительность занятия: 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов.

План занятия:

  1. Приветствие 5 мин.
  2. Разминка 15 мин
  3. Теоретическая часть 5 мин.
  4. Практическая часть 15 мин.
  5. Домашнее задание 5 мин.
  6. Заключение 5 мин.

Ход занятия.

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.

Педагог здоровается с воспитанниками, показывая: радость, печаль, удивление, обиду, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.

Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Вопрос педагога: Что такое эмоции?

Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.

  1. Разминка.
    1) Артикуляционная гимнастика
    (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).
    Цель:подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

сомкнутые вытянутые губы двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;

затем делаем круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)

2).Упражнения на три вида выдыхания.

Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер – ССССССССС…

Шумят деревья – ШШШШШШШ….

Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!

Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила – С! С! С! С! С!

Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

3).Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорок.

1.Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговарению.

От топота копыт пыль по полю летит
– Бык тупогуб, тупогубенький бычок, убыка бела губа была тупа
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку

4). Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского).

Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела.

Затем по хлопку, учащиеся встают.

III. Теоретическая часть.

Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала

Это очень непростая, но удивительно интересная тема.

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.

Этюд состоит из:

  1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
    2. События;
    3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
    4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
    Вопрос:Какие этюды мы с вами уже выполняли?

Ожидаемые ответы воспитанников: на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах.

IV.Практическая часть.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на развитие творческого воображения.

Вот несколько тем для подобных упражнений: (педагог читает, а ребята выполняют задание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У детей развиваются способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.

В данном сборнике представлены игры, направленные на развитие выразительности речи и эмоциональной сферы ребенка четырех – пяти лет. Этюды способствуют обогащению умения детей передавать художественными средствами образ персонажа. Предложенные игры и этюды помогут сформировать коммуникативные навыки и умения детей.

Читайте также: