Что можно увидеть в третьяковской галерее кратко

Обновлено: 05.07.2024

Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи — от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковской, — одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея — один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.

История Третьяковской галереи

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902–1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу — по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века — храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Третьяковская галерея — картины

В коллекции появляются картины, отражающие русскую историю. Как любитель пейзажей он заказывает картины, в которых хотел видеть правду и поэзию жизни. Приобретаются и портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Создается портретная галерея композиторов, писателей, художников России — А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля и других известных деятелей искусства.

Информация для туристов

Заказать экскурсию можно в Экскурсионном бюро у главного входа музея. Продолжительность экскурсии 1 час 15 мин. — 1 час 30 мин.

Имя Павла Третьякова вписано в историю золотыми буквами. Третьяковская галерея в Москве — одна из жемчужин не только столицы, но и России в целом.

Целого дня не хватит, чтобы охватить бесконечные залы двух огромных зданий самого известного музея Москвы. Мы выбрали 25 лучших драгоценных картин, которые нельзя пропустить.

Создатель галереи Павел Третьяков мечтал создать крупный публичный музей русского искусства, в отличие от дворян до него, которые собирали в основном западноевропейские картины и скульптуры. Этот успешный купец делал русских художников модными и рьяно скупал их картины. В конце концов, он добился большего, чем мечта, даже пристроив четыре крыла к своему особняку в центре Москвы.

В 1980-х годах специально для русского искусства ХХ века было построено новое здание - Новая Третьяковская галерея.

Сегодня коллекция музея насчитывает более 190 000 произведений. Давайте посмотрим на самое главное.

1. Андрей Рублев. Троица , 1411 г.

Лишь немногие сохранившиеся работы можно с уверенностью отнести к легендарному Андрею Рублеву. Икона Троица - самая известная и ценная реликвия в собрании музея. Первоначально она находилась в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде, но после революции была перенесена в Третьяковскую галерею.

2. Карл Брюллов. Всадница , 1832 г.

Брюллов много лет провел в Италии, где написал эту картину в Милане по заказу графини Юлии Самойловой. Современники восхищались мастерством и грацией изображения коня. Павел Третьяков приобрел картину на аукционе по продаже имущества Самойловой.

3. Александр Иванов. Явление Христа народу , 1837-57 гг.

Картина Иванова была куплена императором Александром II и передана в дар Румянцевскому музею, откуда в 1924 году попала в Третьяковскую галерею. Для размещения холста размером 5,4 х 7,5 метра в галерее был специально построен отдельный зал.

4. Павел Федотов. Завтрак аристократа , 1849-50

Федотов - настоящий мастер жанровой живописи. Каждое его полотно предлагает бесконечное количество деталей, почти как в небольших и тщательно обработанных произведениях Золотого века Голландии.

5. Константин Флавицкий. Княжна Тараканова, 1864 г.

Одна из первых работ, которые Третьяков купил для своей галереи. На нем изображен исторический сюжет княгини Таракановой, которая утверждала, что является дочерью императрицы Елизаветы и была заточена в Петропавловской крепости, где, по легенде, погибла во время наводнения. Мы видим поднимающуюся воду, крыс и тоску на лице заключенной.

Перов одним из первых писал полотна на общественные темы, умело затрагивая острые проблемы дня. Изображение страдающих детей, которые тащат тяжелые бочки с водой, и общий тон картины говорят о полной безнадежности. Третьяков купил картину, как только художник отложил кисть.

7. Василий Верещагин. Апофеоз войны 1871 г.

8. Алексей Саврасов. Грачи прилетели , 1871

9. Архип Куинджи. Березовая роща , 1879 г.

Куинджи считается настоящим мастером использования света. В этой картине преобладает зеленый цвет, и в ней художник играет с контрастом солнечных пятен и глубиной тени. Полотно экспонировалось на выставке передвижников, где Третьяков его купил.

10. Виктор Васнецов. Алёнушка , 1881 г.

11. Иван Крамской. Неизвестная , 1883 г.

Одно из самых известных произведений Крамского изображает девушку в открытом экипаже на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Историки до сих пор спорят, кто был натурщицей художника.

Интересно, что Третьяков отказался покупать картину, молча постоял перед ней и, резко повернувшись, покинул выставочный зал.

12. Василий Суриков. Боярыня Морозова , 1884-87 гг.

Эта мощная многофигурная композиция изображает реальное историческое событие: в наказание за отказ принять реформу Русской Православной Церкви дворянку доставляют в кандалах в монастырь, при этом она демонстративно показывает старообрядческие два пальца вместо трех. Третьяков купил картину на выставке; Полотно размером 3 х 5,8 метра занимает особое место в галерее.

13. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581, 1885 г.

Во многом благодаря этой картине Репина считается, что Иван Грозный действительно убил собственного сына в припадке ярости, ударив его посохом по виску. Александр III даже запретил публичный показ страшной картины, но Третьяков все равно купил ее, и впоследствии императора уговорили передумать.

14. Валентин Серов. Девочка с персиками , 1887 год

Одно из самых известных произведений Серова, написанное в Абрамцево, принадлежит дочери его покровителя, Савве Мамонтову. Зрителей очаровывает невероятная свежесть и беззаботность детства, от которых картина буквально светится. Портрет был куплен галереей в 1929 году у потомков Мамонтова.

15. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу . 1889 г.

Вечнозеленый хвойный лес - излюбленный мотив Шишкина. Медвежат на картине нарисовал другой художник - Константин Савицкий, но позже он снял свою подпись с работы и отказался от авторских прав. Тема знакома каждому в России, ведь еще с советских времен она появилась на обертке любимой конфеты.

16. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею , 1890 г.

Картина изображает очень важный сюжет в истории Церкви и открывает цикл работ художника о жизни преподобного Сергия Радонежского. Варфоломей, светское имя святого, был неграмотным мальчиком до случайной встречи с монахом, наполнившим его мудростью . Нестеров считал картину вершиной своего искусства. Третьяков купил её на выставке передвижников.

17. Михаил Врубель. Демон сидящий , 1890

Этому художнику посвящен целый зал, один из самых мистических в Третьяковской галерее. Это всего лишь один из многих демонов Врубеля и шедевр русской символики. Картина олицетворяет вечную борьбу мятежного духа: прекрасный, могущественный демон скорбно взирает на окружающий мир, который меняется, словно преломленный кристаллами. После революции картина была перемещена в Третьяковскую галерею из частного собрания.

18. Исаак Левитан. Над вечным покоем , 1894

19. Наталья Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями , 1907 год

Верховная жрица русского авангарда вместе со своим мужем Михаилом Ларионовым была членом различных обществ прогрессивного искусства и участвовала во многих модернистских выставках как в России, так и в Европе. Автопортрет отражает увлечение Гончаровой экспрессионизмом.

20. Зинаида Серебрякова. За туалетом . Автопортрет . 1909 г.

Серебрякова создавала картины, наполненные нежностью: девушки, бабы, идиллические пейзажи, члены семьи. Современники хвалили этот автопортрет в зеркале, называя его свежим, милым и высокохудожественным произведением.

21. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня . 1912 г.

Искусство Петрова-Водкина переосмыслило русскую иконопись. Современники трактовали картину по-разному, но на заре Революции считалось, что красный конь символизировал путь новой России. Полотно долгое время находилось в Швеции, попав в Третьяковскую галерею из частных рук только в 1961 году.

22. Василий Кандинский. Композиция VII , 1913 год

23. Казимир Малевич. Черный квадрат , 1915 год

24. Борис Кустодиев. Большевик , 1920 г.

25. Александр Дейнека. Будущие летчики , 1938 год

Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Третьяковская галерея

Основные моменты

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.

Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал

История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.

Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.

Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год "Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.

Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее

Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.

Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу

Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве

Сокровищница Третьяковской галереи

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы

Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться


Т ретьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Создание Третьяковской галереи

Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.


Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.


Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.


Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.


Карл Брюллов. Всадница. 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.


Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.


Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Врубелевские залы 32−34

Экспозицию второго этажа завершают три зала, в которых выставлены работы Михаила Врубеля — еще одного художника, который подолгу жил и работал в имении Абрамцево.


Михаил Врубель. Принцесса Греза. 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На этой картине Демон намеренно изображен так, словно рама вокруг полотна стесняет его движения: таким образом художник подчеркнул характер героя, его стремление к свободе.

После врубелевских залов спуститесь на первый этаж: экспозиция продолжается там.

Залы 38−48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков

Произведения мастеров, которые творили на рубеже столетий, занимают в Третьяковской галерее 11 залов первого этажа. Здесь вы можете увидеть пейзажи Исаака Левитана и Константина Коровина, работы одной из первых российских женщин-скульпторов — Анны Голубкиной, портретную живопись Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой, жанрово-исторические сцены Михаила Нестерова и русских красавиц Бориса Кустодиева.


Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наброски для пейзажа Нестеров делал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Первую версию картины художник не закончил: однажды во время работы он оступился, упал и повредил холст так, что писать на нем дальше было невозможно. Пришлось заказывать новый холст и начинать все сначала. Незавершенная версия картины хранится сейчас в Башкирском художественном музее имени Михаила Нестерова.


Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Залы 49−54. Графика ХVIII — начала ХХ века

Залы 49−54 занимает выставка графических работ. Она постоянно обновляется — раз в полгода здесь выставляют новые произведения. Здесь же проходят и временные выставки графики из других коллекций — например, из собрания Русского музея.

Зал 55. Сокровищница

Из залов графики вы попадете в сокровищницу Третьяковской галереи. В отличие от всей остальной экспозиции, здесь представлены не картины и скульптуры, а изделия из золота, серебра и драгоценных камней: церковная утварь, оклады икон, книжные переплеты, ювелирные украшения разных эпох.

Залы 56−62. Древнерусское искусство

Завершается экспозиция несколькими залами, в которых вы можете познакомиться с искусством Древней Руси. Прежде всего это старинные иконы разных школ, которые опирались на византийские каноны письма. Здесь вы увидите работы Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и других знаменитых и безымянных мастеров.


Андрей Рублев. Троица. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимирский образ Божией Матери — самая ранняя православная икона, которая сохранилась до наших дней. По преданию, ее написал сам евангелист Лука — один из апостолов. Она попала из Иерусалима в Константинополь еще в V веке, а в 1130 году ее подарили киевскому князю Мстиславу Владимировичу, сыну Владимира Мономаха. В XII веке образ хранился в главном храме Владимира, откуда и произошло его название. В 1395 году икону перевезли в Москву, чтобы уберечь от нашествия монголов.

Как добраться до Третьяковки и с чего начать экскурсию


По четвергам, пятницам и субботам Третьяковская галерея работает с 10:00 до 21:00. Во вторник, среду и воскресенье музейные залы закрываются на три часа раньше — в 18:00. Понедельник в Третьяковке — выходной. Не забудьте, что билетные кассы перестают работать на час раньше, чем сам музей.

В связи с эпидемией коронавируса Третьяковка ввела новые правила посещения — они на сайте музея.

От входа в галерею вам нужно сначала спуститься в нижний вестибюль: там находятся кассы, гардероб, сувенирные магазины, кафе, экскурсионное бюро и пункт проката аудиогидов. Оттуда поднимайтесь на второй этаж, с которого начинается осмотр коллекции. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке, кроме собрания русской иконописи — его вы увидите в самом конце — и залов с работами Михаила Врубеля: они как бы разрывают собой коллекцию картин XIX столетия.

Читайте также: