По какому образцу принято христианство в болгарии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прежде всего, Болгария приняла крещение при князе Борисе.Как именно это было, мне хочется описать подробно в этой статье. Итак, крещение положило начало новому этапу в формировании староболгарской культуры. Во — первых, христианская религия помогла преодолеть различия между пра-болгарами и славянами. В частности в области материального и духовного творчества. Во- вторых, новая религия была неисчерпаемым источником неизвестных до тех пор тем. А также идей и сюжетов. Потому что они способствовали формированию внешнего вида староболгарской культуры как христианской. С другой стороны благодаря славянской письменности и победе славянского элемента староболгарская культура стала неотъемлемой частью культуры средневекового славянского мира. Важно, что на ее развитие существенно повлияла именно соседняя Византия.

В конце VIII в

В начале 811 года

Прежде всего, Никифор I подготовил новый поход. Он был направлен на ликвидацию болгарского государства. В результате Крум поспешил предложить мир. Но император отклонил мирные предложения. После чего Хан Крум сделал еще одну попытку урегулировать конфликт мирными переговорами. Но в ответ получил отказ. Поэтому он вынужден был мобилизировать всех пригодных для ношения оружия. В том числе женщин и военнопленных. Итак, на рассвете 26 июля 811 года болгары налетели и захватили византийский лагерь.

Имя хана Крума

Также связано с знаменательным событием внутренней жизни страны. А именно изданием первых письменных законов. Примечательно, что в течение его короткого, но чрезвычайно динамичного правления Болгария не только увеличила свою территорию, но и стала сильной. Пожалуй теперь ее могучие соседи должны были считаться с ней.

Наследник Крума

Как видно, наследник хана Крума не сразу занял трон своего отца из-за династического кризиса. Только через год во главе государства стоял хан Омуртаг. Таким образом, чтобы закончить начатое велики ханом, Болгария прежде всего нуждалась в мире. А так же в созидательной внешней политике. Поэтому при правлении Хана Омуртага была возобновлена столица Плиска. В ней был возведен большой храм Тангры. А также аллея с каменными колоннами и именами покоренных городов Фракии.

Достоверно известно

что мирная политика хана Омуртага, строительство и проведение административных реформ также укрепили государство. Бесспорно, они укрепили и правительственную власть. И таким образом возвели международный авторитет Болгарии . Далее, было управление Хана Пресиана. К сожалению, сведения о нем слишком скудны. Известно только, что около 837 года в Фессалонской области вспыхнуло восстание между местными славянскими племенами. Во время которого Хан Пресиан совершил нападение в Беломорие. Захватил город Филипи. Чем полностью прервал сухопутную связь между Константинополем и Салониками. В результате, в середине IX в , Болгария стала одним из важных государств на европейском Юго-Востоке. Но к сожалению рассматривалась как „варварское” государство. По причине того, что не водила в число христианских народов. И именно эта проблема стояла со всей своей остротой перед новым правителем Болгарии ханом Борисом.

Согласно старому преданию

Начале 60-х годов IX в.

В результате, в начале 60-х годов IX века в Восточной Европе формируются два основных военно-политического союза. В одном из них было немецкое королевство и Болгария. А в другом-Византия и Великоморавия. В начале 863 года война против Великоморавии немецко-болгарских войск добилась решительного успеха. Но в Сербии они потерпели поражение. Вследствии чего наследный принц Владимир Расате попал в плен. Хан попросил личную встречу с сербским князем Мутимиром. В ходе этой встречи было достигнуто понимание по всем спорным вопросам. Кроме военнопленных Борис также получил и богатые дары.

Летом 863 года

болгарские земли подверглись стихийным бедствиям. Конечно же Византия этим воспользовалась. Разумеется вторглась в Юго-Восточную Фракию по суше и морю. Поэтому единственным выходом Бориса были мирные переговоры. Их Византия приняла. Таким образом предпринятый поход был скорее демонстрацией силы. Именно за силой скрывался настойчивый запрос на Крещение болгар. Поэтому условия поставленные Византией не удивили Бориса. В Константинополе также знали о начале переговоров с Людовиком Немецким. Было известно, что в этих переговорах Болгария потребует миссионеров. Они покрестят болгарский народ и ханские семьи. И это будет означать принятие Болгарии в лоно Западной Римской церкви. Этого Византия не хотела допускать никакой ценой .

Задолго до крещения

Также известно, что за долго до крещения христианство на болгарских землях имело старые традиции. О них свидетельствуют письменные источник и широкое храмовое строительство в Мизии. А также Фракии и Македонии. Конечно же ханы в языческой Болгарии враждебно относились к христианству. Потому что видели в нем не какую-то универсальную религию, а византийское исповедание. Византия всегда стремилось оказать влияние на болгар и сделать их покорными слугами империи.

Самое важное, что христианизация болгар началась с крещения ханской делегации в Константинополе. Болгария приняла крещение при князе хане Борисе.

Осенью 863 года

Осенью 863 года в Плиску прибыла возглавляемая епископом греческая духовная миссия. Эта миссия крестила правительскую семью. Наконец, весной следующего 864 года началось массовое крещение народа. Таким образом весной 864 года при князе Борисе, страна Болгария приняла крещение. Решение о крещении Болгарии было вынужденным. Потому что как языческая страна, Болгария была изолирована от ведущих стран. Изолирована как в культурном так и в политическом отношении. Также на Болгарию смотрели с недоверием. И все это прежде всего это мешало стране занять ее законное место в европейской политике.

Кроме того, признание двух разных по содержанию и характеру религий. А также верования славян и пра-болгаров. Все это затрудняло процесс слияния двух этнических групп. Бесспорно, в этом смысле принятие христианства оказалось чрезвычайно полезным и своевременным актом. Именно он приобщил Болгарию к семье культурных христианских народов. К сожалению крещение имело и другую сторону. Так как в Византийской церковной миссии был один существенный недостаток- она проповедовала слово Божье на своем языке. А его к сожалению болгары не знали.

Поэтому возник бунт

Итак, недовольные люди вооружились и пришли в столицу Плиска. С целью насильственного свержения Хана Бориса. Таким образом они хотели внести изменения в последующую после него политику. Борис сумел собрать его верных подданных. И внезапным ударом по повстанцам подчинил их своей воле. По его приказу были задержаны 52 лидера восстания. Их казнили вместе с семьями. Надо сказать, что такая реакция Бориса была действительно суровой. Но, по-видимому, необходимой. Потому что возвращение Болгарии в лоно язычества могло оказаться фатальным.

Болгария приняла крещение при князе хане Борисе.

Строительство собственной государственной церкви.

Отношения с Римом постепенно ухудшались. ( 867 г)

Причиной ухудшения отношений было упорство нового папы Адриана II. Он не хотел назначять болгарским архиепископом человека, которого просил князя. Византия приняла болезненно ориентацию болгар.

Вскоре, бесконечные распри с папским престолом привели к изгнанию греческого духовенства. Его заменили на латинское. Таким образом Болгария отошла от Востока. И это могло иметь огромные последствия для Ромейской империи. Поэтому патриарх Фотий заклеймил папских священников, как еретиков и антихристов. Далее на церковном соборе в 870 году было принято решение, о том ,чтобы Болгария снова перешла в лоно Константинопольской Церкви. Таким образом судьба государства навсегда связалась с восточно-православной греко-славянской общностью.

В 889 году

князь Борис отошел от престола и принял монашеский постриг. А также передал власть своему первенцу Владимиру Расате (889-893). Новый князь вел распутную жизнь. Искал Союза с немецким королем Арнульфом. Это нарушило прочный мир с Византией. Но больше всего беспокоило Бориса то, что Владимир предпринимал попытки восстановить язычество. Эти тревожные действия государя заставили монаха поднять меч и призвать своих верных последователей. С их помощью он свергнул своего недальновидного сына с трона. Далее ослепил его и бросил в темницу. Потом он созвал большой церковно-народный собор. На нем объявил свою волю. В качестве приемника и правителя должен был стать третий сын Симеон.

Также Собор постановил еще два очень важных решения.

Во-первых, провозгласил славяно-болгарский язык официальным. Во — вторых, город Великий Преслав стал столицей болгарского государства. Разумеется прямым следствием решений Преславского собора стала замена греческой церковной общности на болгарскую. Конечно же в то время уже были подготовлены первые болгарские священнослужители. Их выбрали из Кирило-Мефодиевских учеников. Бесспорно, это создало главную предпосылку для болгаризации церкви. Вскоре князь Борис умер. Это случилось 2 мая 907 года. Безусловно в знак благодарности Болгарская церковь канонизировала его как святого.

В Христианизация Болгарии был процессом, с помощью которого средневековье IX века Болгария преобразованный к христианство. Он отражал необходимость единства внутри религиозно разделенного болгарского государства, а также необходимость равного признания на международной арене христианской Европа. Этот процесс характеризовался сменой политических союзов Борис I Болгарии (правил 852-889 гг.) с королевством Восточные франки и с Византийская империя, а также его дипломатическая переписка с Папа (Ответы Папы Николая I на вопросы булгар).

Из-за стратегического положения Болгарии церкви Рима и Константинополя хотели, чтобы Болгария была в их сфере влияния. Они рассматривали христианизацию как средство интеграции славяне в свой регион. После нескольких увертюр с каждой стороны, Хан принял христианство из Константинополя в 870 году. В результате он достиг своей цели - получить независимую болгарскую национальную церковь и назначить ее главой архиепископа.

Содержание


Когда хан Борис начал свое правление в 852 г., международное положение в Юго-Восточная Европа характеризовалась гонкой за влияние в регионе, как культурным, так и политическим. Конфликт с Византийская империя за господство над Славянский племена в наши дни Македония и Фракия все еще далек от решения. В середине Дунай региона, интересы Болгарии пересекались с интересами формирующегося королевства Восточные франки и княжество Великая Моравия. Это было примерно в тот период, когда Хорватия вышла на международную арену, неся собственные амбиции и требования к территориям в регионе.

В более широком масштабе напряженность между Константинополь и Рим были ужесточены. Оба центра соревновались за то, чтобы возглавить христианизацию, которая объединит славян в юг и Центральная Европа. Болгарское ханство и Королевство Восточных франков установили дипломатические отношения уже в 20-30-х годах IX века. В 852 г., в начале правления хана Бориса, к нам было отправлено болгарское посольство. Майнц сказать Людовик II смены власти в Плиска, болгарская столица. Скорее всего, посольство также работало над возобновлением болгарско-германского союза.

Первоначальные неудачи

Автокефалия признана повсеместно де-фактонекоторыми автокефальными церквями де-юре:

Автокефалия признана Константинополем и 3 другими автокефальными церквями:

Некоторое время спустя хан Борис заключил союз с Растислав Моравский (846–870) по инициативе короля Западные франки, Карл Лысый (840–877). В Немецкое королевство ответил нападением и поражением Болгарии, вынудив хана Бориса позже восстановить союз с немецким королем, направленный против Великой Моравии, византийского союзника. Ситуация представляла большой риск для ослабленного болгарского государства. Война разразилась с Византийской империей между 855 и 856 годами. Византийцы хотели восстановить контроль над некоторыми крепостями на Диагональной дороге (Via Diagonalis или же Via Militaris), который шел из Константинополя через Филиппополь (Пловдив), Наиссусу (Ниш) и Сингидунум (Белград). Византийская империя победила и отвоевала ряд городов, в том числе Филиппополь. [1]

В 861 году хан Борис заключил союз с королем Восточных Франков. Людовик Немецкий, все время сообщая ему, что он хотел бы принять христианство по западному обряду. Этот новый союз угрожал Великой Моравии, которая обратилась за помощью к Византии (862–863). Это было одновременно с византийской миссией в Великую Моравию. Кирилл и его брат Мефодий был призван приблизить Великую Моравию к Константинополю и усилить там византийское влияние.

Хан Борис больше интересовался первым славянским алфавитом, созданным Кириллом и Мефодием. Болгария хотела ввести славянский алфавит, а также средство остановить культурное влияние Византийской империи.

В последние месяцы 863 года византийцы снова напали на Болгарию, вероятно, после того, как их моравские союзники сообщили, что Борис сказал немецкому королю, что он готов принять христианство, и Византия должна была помешать ему принять христианство из Рима. Зависимая от Рима Болгария во внутренних районах Константинополя представляла угрозу непосредственным интересам Византийской империи.

Согласие с Востоком


До того, как произошли какие-либо фактические военные действия, хан Борис был вынужден просить мира из-за того, что он был не готов к войне из-за того, что Болгария сильно пострадала от неурожая и землетрясений в том году, что Борис, возможно, принял за знак обращения в соответствии с восточными обряд. Начались переговоры, и Борис пообещал перейти в Восточное православное христианство вместе со своим народом, прося миссионеров приехать в Болгарию и начать процесс.

Причины христианизации

После завоеваний хана Крам Болгарии в начале IX века Болгария стала важной региональной державой в Юго-Восточная Европа. Его дальнейшее развитие было связано с византийским и Восточно-франкский империи. Поскольку оба эти государства были христианскими, Языческий Болгария оставалась более или менее изолированной, не имея возможности взаимодействовать на равных основаниях, ни культурно, ни религиозно.

После преобразования Саксы, большая часть Европы стала христианской. Сохранение язычества среди Булгары и славяне, этнические группы, которые сформировались вместе с местными, романизированными (позже названными валахами) или эллинизированными христианскими фракийский население, Болгарский народ и нация принесла еще один недостаток - объединению языческих и христианских этносов препятствовали их различные религиозные верования. Христианство уходит корнями в болгарские земли до образования болгарского государства через коренное население, упомянутое выше.

Реакция


Людовика Немецкого не удовлетворил план Бориса, но он не довел свои опасения до открытого конфликта.

Известно лишь, что князь Борис собрал верных ему людей и подавил восстание. Отмечается, что Божье чудо помогло Борису выиграть битву, а доспехи, которые он носил во время битвы, просили у Папы в подарок. Он приказал казнить руководителей восстания - бояре и все их сыновья - 52 мятежника. [2] Простые люди, которые "хотели сделать покаяние"разрешили уйти без вреда.

До конца жизни князя Бориса преследовало чувство вины за жестокость убийства сыновей руководителей восстания и моральную цену его решения в 865 году. В более поздней переписке с Папа Николай IКнязь спросил, не выходили ли его действия за рамки христианского смирения. Папа ответил:

. Вы согрешили скорее из-за рвения и незнания, чем из-за других пороков. Вы получаете прощение, благодать и милосердие Христа, поскольку за вас последовало покаяние.

Выбор между Римом и Константинополем


Князь Борис понимал, что христианизация его подданных приведет к большему византийскому влиянию. Литургия была совершена в греческий язык, а новообразованная Болгарская церковь подчинялась Константинопольской церкви. Восстание против новой религии побудило князя попросить Константинополь разрешить болгарской церкви независимый статус.

Когда прибыла римская клерикальная миссия, Борис был достаточно доволен ответом Рима и приказал византийской миссии покинуть Болгарию. Это рассматривалось как официальное изменение ориентации Болгарии с Константинополя на Рим. Увидев там эмиссаров Рима, немецкая миссия также покинула Болгарию, убедившись, что Болгария войдет в состав римской епархии.

Император Майкл III был недоволен изгнанием из Болгарии византийского духовенства. В письме к князю Борису византийский император выразил свое неодобрение религиозной переориентации Болгарии, используя оскорбительные выражения против Римской церкви. Это вызвало давнее соперничество между двумя ветвями христианства. Менее чем за два года имя Болгарии стало широко известно в Западной Европе.

В Константинополе люди нервно наблюдали за событиями, происходящими в Болгарии. Они считали, что проримская Болгария угрожает непосредственным интересам Константинополя. А религиозный совет летом 867 г. в византийской столице священнослужители раскритиковали действия Римской церкви по вербовке Болгарии. Папа Николай I был предан анафеме.

Не теряя времени, князь Борис попросил Папу назначить Формоза Portus, который спустя годы стал Папа Формоз, как болгарский архиепископ. Папа отказался, официально ответив, что у Формозы уже есть епархия.

Князь Борис предложил другого кандидата в болгарского архиепископа Маринуса. Диакон Марин в это время был папский легат в Константинополь и не было епархия, но Папа отказался. Вместо этого он получил клерика по имени Сильвестр, человека настолько низкого в иерархии, что он не был уполномочен проводить литургию в одиночку. После трехдневного пребывания в Плиске болгары отправили его обратно в Рим в сопровождении эмиссаров с жалобой князя Бориса. Борис воспринял отказ Рима в его просьбе и промедления как оскорбление и признак нежелания Папы согласовать с ним выбор болгарского архиепископа. Маринус стал Папой всего несколько лет спустя с именем Папа Марин I.

В результате Борис снова начал переговоры с Константинополем, с которым он ожидал большего сотрудничества, чем проявлялось в прошлом. Но 23 сентября 867 г. император Михаил III был убит своим близким знакомым. Бэзил, который учредил Македонская династия правивший Империей до 1057 г. Патриарх Фотий сменил его идейный соперник Игнатий (847-858; 867-877). Новые правители Византийской империи быстро снизили напряженность между Константинополем и Римом. Папа Адриан II нуждался в помощи Василия I против Нападения арабов в южной Италии. С другой стороны, Византия ожидала поддержки Папой Патриарха Игнатия.

Результат

В результате договоренностей лидеров Церковный Собор прошел в Константинополе. По окончании официальных совещаний 28 февраля в Константинополь прибыло 870 болгарских эмиссаров, посланных князем и возглавляемых Князем. Ичиргубойл (первый советник князя) Стазис, Кан-Богатур (высокопоставленный аристократ) Сондок, Кан-Таркан (высокопоставленный военачальник) и другие.

Мало кто подозревал настоящую цель этих эмиссаров. 4 марта император Василий I закрыл собор торжеством в императорском дворце. Присутствовал болгарский Кавкан (примерно вицехан или викнязь) Петр. Поприветствовав представителей Римской и Византийской церквей (Римская была первой), Кавкан Петр спросил, под чью юрисдикцию должна подпадать болгарская церковь. Римские представители не были готовы обсуждать этот вопрос.

Протесты эмиссаров Папы не были приняты во внимание. С одобрения князя и отцов Собора Болгарская Церковь была объявлена архиепископство. Архиепископ должен был быть избран среди епископов с одобрения князя. Создание независимого болгарского архиепископства было беспрецедентным. Обычно независимые церкви были основаны апостолы или ученики апостолов. В течение долгого времени Рим оспаривал притязания Константинополя на равенство с Римом на том основании, что Константинопольская церковь не была основана апостолом Христа. До середины IX века в практике формально объединенной Церкви не было прецедентов создания национальных церквей среди новообращенных народов. Такая национализация церкви и литургии была исключительным явлением и вовсе не являлась частью практики других европейских христиан. Болгария создала этот прецедент и подала пример другим.

Всего через шесть лет после его обращения Православная церковь даровала князю Борису национальную независимую церковь и высокопоставленного верховного представителя (архиепископа). В течение следующих 10 лет Папа Адриан II и его преемники предпринимали отчаянные попытки восстановить свое влияние в Болгарии и убедить князя Бориса покинуть сферу Константинополя.

Обращение болгар в христианство и учреждение Болгарской национальной церкви заложили основу для беспрецедентного культурного процветания Болгарии, которое началось после прибытия учеников святых Кирилла и Мефодия, которые под покровительством князя Бориса осуществили учение своих учителей. Славянский алфавит и основанные литературные школы в Плиске и Охрид. Позже это привело к славянскому Старославянский стал официальным языком Болгарской церкви и государства в 893 г. Преславский совет а также начало Золотой век средневековой болгарской культуры во время которого Кириллица был создан алфавит.

Крещение Преславского двора, Н. Павлович[bg], XIX век.

Крещение Болгарии — процесс распространения христианства в Болгарии, который был инициирован в 864 году.

Болгарская держава образовалась в 681 году на северной границе христианской Византии. Основным населением нового государства стали кочевые болгары, вовлеченные в процесс феодализации, и славяне. Для интеграции общества необходима была идеология унификации. Инициатором крещения стал болгарский князь Борис, принявший имя Михаил. Непосредственным поводом крещения стал голод 863 года, за которым последовало вторжение византийской армии Варды. Условием помощи стало крещение знати, которое осуществил патриарх Фотий. Тем не менее, кочевая аристократия подняла антихристианский мятеж, но потерпела поражение. Князь Борис казнил членов 52 семейств. В числе казнённых был его сын. Князь Борис стал всячески способствовать миссии Кирилла и Мефодия по просвещению славян. В Болгарии была введена кириллическая письменность, началось строительство христианских церквей. Одним из первых значительных святых стал Климент Охридский.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Крещение Болгарии — процесс распространения христианства в Болгарии, который был инициирован в 864 году.

Болгарская держава образовалась в 681 году на северной границе христианской Византии. Основным населением нового государства стали кочевые болгары, вовлеченные в процесс феодализации, и славяне. Для интеграции общества необходима была идеология унификации. Инициатором крещения стал болгарский хан Борис, принявший имя Михаил. Непосредственным поводом крещения стал голод 863 года, за которым последовало вторжение византийской армии Варды. Условием помощи стало крещение знати, которое осуществил патриарх Фотий. Тем не менее, кочевая аристократия подняла антихристианский мятеж, но потерпела поражение. Хан Борис казнил членов 52 семейств. В числе казненных был его сын. Хан Борис стал всячески способствовать миссии Кирилла и Мефодия по просвещению славян. В Болгарии была введена кириллическая письменность, началось строительство христианских церквей. Одним из первых значительных святых стал Климент Охридский

Значение

Русский историк В. Н. Татищев рассматривал крещение Болгарии в контексте общего распространения христианства среди славян. Становление Болгарии христианской страной повлияло на Крещение Руси в следующем столетии.

Ссылки

  • История христианства
  • История Болгарии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Крещение Болгарии" в других словарях:

Литература Болгарии — Болгарская литература литература, созданная болгарами или созданная на болгарском языке. Её можно назвать самой древней из славянских литератур она начинается еще в 886 м году, с Преславской книжной школы. Содержание 1 Народное творчество 1.1… … Википедия

История Болгарии — История Болгарии … Википедия

Православие в Болгарии — предс … Википедия

Мария Луиза (Княгиня Болгарии) — Мария Луиза Бурбон Пармская Мария Луиза Бурбон Пармская (ит. Maria Luisa Pia Teresa Anna Ferdinanda Francesca Antonietta Margherita Giuseppina Carolina Bianca Lucia Appollonia, 17 января 1870 31 января 1899) княгиня Болгарии, супруга князя… … Википедия

Борис I — В Википедии есть статьи о других людях с именем Борис (значения). Борис I болг. Свети Борис I Михаил … Википедия

Средневековые Балканы — Содержание 1 Балканы в эпоху великого переселения народов … Википедия

  • Крещение Болгарии — процесс распространения христианства в Болгарии, который был инициирован в 864 году.

Связанные понятия

Крещение сербов (серб. Покрштавање Срба) — принятие христианства сербскими племенами после их переселения на Балканский полуостров.

Славинии или Склавинии, Славии (греч. Σκλαβηνίας, Σκλαβυνίας, Σκλαυίνίας, лат. Sclavenias, Sclavonias, Slaviae) — обозначение социально-политических объединений славянских племён и областей их проживания по сведениям византийских источников VII—X вв. Термин потом перешёл в западноевропейские источники XI—XV вв.

Преславская книжная школа является первой славянской книжной школой в мире. Она создана Наумом — одним из учеников Кирилла и Мефодия — в 886 г. в болгарской столице Плиска. Школа основана по велению болгарского князя Бориса І, который встретил с почестями трёх учеников Кирилла и Мефодия — Климента, Наума и Ангелария, гонимых немецким католическим духовенством из-за распространения ими славянского богослужения среди западных славян. В 893 г. Симеон I перенёс основную деятельность школы в новую болгарскую.

Охридская книжная школа — один из древнейших культурных центров Болгарии. Основана при Пантелеимоновом монастыре в 886 году в Охриде (ныне Охрид находится в Северной Македонии) Климентом Охридским по указанию князя Бориса I для обучения болгар славянской письменности. С IX века в школе использовался новосозданный славянский алфавит — кириллица, однако до XII века применялась и глаголица. С 893 года школу возглавил Наум Охридский.

Золотой век Симеона (болг. Златен век) — период расцвета болгарской культуры, пик которой приходится на годы правления царя Симеона. Термин введен в XIX веке Спиридоном Палаузовым.

Святосла́в — мужское имя славянского происхождения. Одно из немногих славянских имён, принятых русской православной церковью.

Патриархат — термин производный от патриарх; обозначает ту или иную поместную Церковь, первый епископ которой имеет означенный титул. В более узком смысле означает институт патриаршества или церковно-каноническую юрисдикцию того или иного патриарха.

Франкское иконоборчество — религиозное движение среди христиан королевства франков против культа почитания икон и других изображений Христа и святых в VIII—IX веках. В отличие от византийского иконоборчества данный конфликт протекал с меньшим ожесточением.

Друнга́рий (греч. δρουγγάριος, лат. drungarius) — командир военного подразделения в византийской армии. Друнг — до X века военное подразделение, которое составляло треть турмы.

Хорватско-болгарские войны — ряд конфликтов, которые вспыхнули в течение IX и X веков между сферами влияния средневековой Хорватии и Болгарии.

Кава́ры (кабары) — (др.-греч. κάβαροι, лат. covares, (венг. kabarok, kavarok) — тюркоязычные хазарские племена, вошедшие в IX веке в древневенгерскую конфедерацию племён.

Константинопольский собор 815 года — поместный собор, состоявшийся по инициативе императора Льва V Армянина в Константинополе, начавший второй период в истории византийского иконоборчества. Считается, что повторное обращение к отвергнутому на Втором Никейском соборе 787 года интеллектуальному течению было вызвано представлением о том, что императоры-иконоборцы VIII века были более успешны, чем их преемники. В идейном отношении данный собор не предложил ничего нового к отвергнутой ереси.

Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни (ныне Салоники), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, христианские проповедники.

Византийско-монгольские отношения развивались с середины XIII века, когда Византийская империя пыталась наладить дружественные отношения с Золотой Ордой и государством Хулагуидов, находившимися в постоянных войнах друг с другом. Переговоры включали многочисленные обмены подарками, военное сотрудничество и династические браки, но были прекращены к середине XIV века.

Согласно арабским и византийским источникам, дьюла (венг. Gyula) — это титул второго по значимости вождя федерации венгерских племён в IX—X веках. В самых ранних венгерских письменных источниках титула дьюла уже нет, а это слово используется исключительно как имя собственное.

Студийский монастырь (греч. Μονή Στουδίου) — самый значительный монастырь средневекового Константинополя.

Автокефа́льная архиеписко́пия (греч. αὐτοκεφάλη αρχιεπισκόπη) — в Константинопольской православной церкви форма организации церковной епархии, предполагающая подчинение её предстоятеля непосредственно патриарху, минуя митрополита. Впоследствии эта форма исчезла.

Македонский Ренессанс — термин, используемый для описания периода правления Македонской династии Византийской империи (867—1056), и в особенности 10-го века, который некоторые учёные рассматривают как период повышенного интереса к классической науке и усвоения классических мотивов христианским искусством.

Оногуры (греч. ’Ονόγουροι, ’Ονογούρων) — тюркские племена, которые обитали в районе Меотиды и Северного Кавказа в V—X вв. и неоднократно входили в разные племенные объединения, в том числе и в гуннское.

Блате́нское княжество, также известное как Паннонское или Задунайское княжество (словацк. Blatenské kniežatstvo, словен. Spodnja Panonija, болг. Блатенско княжевство, венг. Balatoni Fejedelemség, нем. Plattensee-Fürstentum) — название славянского государства, существовавшего с 839/840 по 876 год в районе Блатенского озера — Балатона (территория современной Венгрии) со столицей в городе Блатноград.

Утигуры (утригуры, утургуры, оногуры) — племенная группа булгар наряду с кутригурами (кутургурами) и др., кочевавшая в степях между Доном и Кубанью в V—VII веках. В VI веке находились в состоянии войны с кутригурами (кутургурами) возглавляемые своим царем Сандилхом. Впоследствии на время около 568 года они вошли в состав тюркского каганата. В 633 г. кутригуры объединились с утургурами и создали общее государство Великая Болгария. В 670 г. булгары после смерти Кубрата, потерпели поражение от хазар.

Законопра́вило Свято́го Са́ввы было составлено святым Саввой в 1219 году. Это был первый сербский устав.

Кутригуры (также котригуры, кутургуры) — кочевой народ, который, наряду с утигурами (или утургурами) составлял основу протоболгар.

Иконопочита́ние — догмат Православной и Католической церквей, установленный на Седьмом Вселенском соборе, а также и сама практика почитания икон (существует также в миафизитских церквах, отделившихся за три столетия до принятия догмата, то есть формально его не исповедующих).

Вели́кая Болга́рия (Булга́рия) (греч. Παλαιά Μεγάλη Βουλγαρία) — кратковременное объединение булгарских племён (632 — ок. 671), возникшее в степях Восточной Европы. Основная территория располагалась в причерноморских и азовских степях. Территория Болгарского союза не имела чётких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Основу объединения составило булгарское племя кутригуры, которому удалось освободиться от власти аваров, чьё могущество.

Лати́нство (лати́няне) — общепринятый термин в средневековой русской литературе для обозначения католицизма. В более позднее время часто имеет негативную коннотацию. Происхождение связано с использованием латинского языка в качестве богослужебного.

Предыстория венгров — период в истории венгерского народа от обособления венгров от других угорских народов в 1000—500 году до н. э., до переселения их на территорию современной Венгрии в 896 году. Иногда этот период продлевают до коронации Иштвана I Святого.

Видинское царство (болг. Видинско царство) — государство, отколовшееся от Болгарии (Тырновского царства) в XIV веке. С 1261—1336 года существовал как Видинский деспотат (болг. Видинско деспотство) — полунезависимое государство, которое временами являлось автономией внутри Болгарии.

Славянизация — становления славянином по языку и обычаям, придание славянского вида, характера кому-нибудь или чему-нибудь. Иными словами, процесс культурной ассимиляции неславянских народов, которые постепенно изменяют этническое самосознание, перенимают славянскую культуру, употребление иностранных слов на славянский манер, с искажением их произношения или значения, употребление славянского языка во всех областях с целью вытеснения всех иностранных языков. Процесс может быть естественный, так и.

Владимирский собор 1274 года — архиерейский собор Русской Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире. Ряд исследователей считают, что это событие произошло в Киеве на год раньше.

Восточное христианство — условный обобщающий термин, объединяющий Православные церкви византийской традиции, Древневосточные церкви и отделившиеся от них сообщества, которые в богослужении и обрядах сохранили традиции либо древневосточных церквей, либо византийского православия (как, например старообрядчество и восточнокатолические церкви).

Древние славяне — раннесредневековые славяне, в период расселения славянских племён, примерно с VI по VIII век.

Смоля́не (болг. смоляни) — средневековое южнославянское племя, поселившееся в VII веке в Родопах и долине реки Места. В 837 году племя восстало против византийского верховенства, заключив союз с болгарским ханом Пресианом. Позже смоляне стали одной из составных частей болгарского народа. Город Смолян на юге Болгарии назван по этому племени.

Тимоча́не — средневековое славянское племя, жившее на территории современной восточной Сербии, к западу от реки Тимок, а также в регионах Банат и Срем.

Венге́рские завоева́ния в Евро́пе осуществлялись в IX и X веках — переходном периоде в истории Европы Раннего и Высокого Средневековья, периодов, когда территории бывшей Империи Каролингов угрожали вторжения мадьяр (венгров) с востока, викингов с севера и арабов с юга.

Апокрисиа́рий или поклиса́рь (греч. ἀποκρισιάριος — приносящий ответ; лат. responsalis) — посол, посланник, адвокат по делам церковным, дипломатическая должность в Ромейской империи. В церковно-административном значении апокрисиарий — это полномочный представитель архиерея или настоятеля монастыря при дворе императора и высших гражданских или церковных учреждениях. Апокрисиарий являлся посредником между высшим духовенством и императором. Апокрисиарии сопровождали своих архиереев при посещении их.

Барсилы, берсилы или баслы — средневековое племя, родственное хазарам и булгарам либо тесно связанное с ними. Средневековые армянские авторы упоминают барсил в качестве врагов Кавказской Албании в связи с событиями II — IV вв. Однако достоверность этих данных признаётся не всеми исследователямиПосле нашествия гуннов барсилы становятся известны в Предкавказье. В VI веке упоминаются среди народов, подчинённых псевдоаварами. В сер. VII века их кочевья занимали район низовий Волги, так называемый «Чёрный.

Иконобо́рческий собо́р (Иерийский собор) — собрание высшего духовенства христианской церкви, состоявшееся в 754 году во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари) по инициативе императора Византии Константина V. На соборе были приняты решения, осуждавшие почитание икон.

Читайте также: