Что изучает научная и учебная дисциплина бжд кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — учебный предмет, изучаемый в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и предназначенный для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи, получения начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, подготовки по основам военной службы, а также приобретения навыков в области гражданской обороны.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:

безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

основы здорового образа жизни;

современный комплекс проблем безопасности;

Связанные понятия

Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.

Курсовая работа — задание, которое выполняется студентами высших и средне-специальных учебных заведений, обычно на втором—третьем курсах(иногда и на первом курсе) в виде рефератов, на старших — в виде исследовательской работы. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности.

Техноло́гия (труд) — один из учебных предметов в средней общеобразовательной школе, продолжающийся с первого по девятый (иногда 10) классы.

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.

Соискатель — лицо, имеющее высшее образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее учёную степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени доктора наук.

Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).

Мировая худо́жественная культу́ра (МХК) — в российском образовании учебный предмет в школе и высшей школе, изучающий основы художественной культуры.

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).

Обучение служению — это методология изучения, преподавания и анализа, чаще молодёжного, служения в гражданском обществе. Как методология преподавания, оно подпадает под философию эмпирического образования. Точнее говоря, оно вбирает в своё понятие гражданское служение под опекой инструктора и рефлексию для закрепления опыта, учит гражданской ответственности, побуждает к пожизненным гражданским обязательствам и укрепляет общество ради всеобщего блага. Закон о муниципальном служении от 1990 года, уполномочивший.

Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. Часто используется для получения дополнительного высшего образования.

Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Экзаменационная се́ссия или просто сессия (от лат. sessio) — период сдачи экзаменов в лицейском звене и в высших учебных заведениях.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Учебный цикл (УЦ) — основное структурное учебно-методическое подразделение в Высшем военно-учебном заведении, которое осуществляет проведение учебной, воспитательной и методической работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы.

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.

Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три.

Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. До 2013 года служил также и вступительным экзаменом в ссузы, но новым законом об образовании они отменены. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные.

Квалификация (от англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств) — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Начальная военная подготовка (НВП) — в Союзе ССР и в некоторых государствах бывшего СССР — составная часть подготовки молодёжи к военной службе.

Международные олимпиады школьников — группа ежегодно проводимых интернациональных соревнований выпускников школ по ряду научных дисциплин. В олимпиадах участвуют от каждой страны команды из 4-6 выпускников, прошедших национальные отборы (обычно также называемые олимпиадами). Исключение составляют лингвистическая олимпиада, которая допускает команды от городов и несколько команд на страну, и естественно-научная, которая предназначена школьникам среднего возраста. В настоящее время существует 12 международных.

История науки и техники — научная специальность, предусмотренная классификацией ВАК РФ (код 07.00.10). По этой специальности присуждаются степени кандидата исторических, физико-математических, химических, биологических, геолого-минералогических, технических, сельскохозяйственных, географических, медицинских и ветеринарных наук, а также по архитектуре. Большая часть диссертационных советов по этой специальности сосредоточена в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН в Москве.

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных.

Бизнес-образование — получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Московская школа художественных ремесел — учебное заведение профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства.

Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. attestātio — свидетельство, подтверждение) — подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика.

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.

Математическая олимпиада — это предметная олимпиада между учащимися школы (иногда — студентами вузов) по решению нестандартных математических задач.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

За́вуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего и средне-специального учебного заведения по учебной работе.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:

- формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

- прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;




- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

- Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

- Ежегодное снижение средней общей численности населения

- Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

- Модернизировать государственную систему защиты человека

- Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

- Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:

- формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

- прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

- Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

- Ежегодное снижение средней общей численности населения

- Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

- Модернизировать государственную систему защиты человека

- Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

- Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.

(Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, что является основным ущербом для государства, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения.)

Содержание

Три основные задачи БЖД

  • Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.
  • Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
  • Ликвидация возможных опасностей исходя из концентрации и остаточного риска и ликвидация последствий воздействия на человека опасности.

Опасность — это явление, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Литература

Ссылки

  • Журнал "Безопасность жизнедеятельности". Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  • Каталог по безопасности жизнедеятельности.. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  • Информационная программа по безопасности граждан.. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Безопасность жизнедеятельности" в других словарях:

Безопасность жизнедеятельности — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2) учебная… … Словарь черезвычайных ситуаций

Безопасность жизнедеятельности — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2)… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Безопасность жизнедеятельности воинского формирования — Свойство процесса повседневной деятельности воинского формирования сохранить состояние, при котором уровень риска для жизни и здоровья личного состава в течении заданного периода времени, в определенных правовыми актами условиях, равен или ниже… … Энциклопедия РВСН

Безопасность — состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Б. является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Безопасность — (англ. safety, security; фр. securite) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического,… … Энциклопедия права

Безопасность общественная — состояние защищенности интересов общества от внешних и внутренних угроз. Охватывает экономический и социальный уклады жизни общества, общественные достояние и собственность, общественные институты и организации, национальные обычаи и традиции,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Безопасность санитарно-эпидемиологическая — условия жизнедеятельности населения, при которых отсутствует возможность формирования эпидемических штаммов возбудителей инфекции и реализации механизмов возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. EdwART. Словарь терминов… … Словарь черезвычайных ситуаций

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности,… … Социология: Энциклопедия

Безопасность — Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность (согласно ГОСТ) состояние защищенности жизненно важных интересов личности,… … Википедия

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации… … Социология: Энциклопедия

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это учебная дисциплина, направленная на обучение подрастающего поколения аспектам безопасного поведения и взаимодействия с окружающей средой: природой и социумом.

Безопасность жизнедеятельности занимается рассмотрением факторов отрицательного воздействия и основ профилактики и защиты от них.

Данная дисциплина входит в общеобразовательную программу обучения с 1990 года. Она была введена в образовательный процесс с целью построения идеологии безопасности в качестве основы жизнедеятельности отдельных граждан и функционирования всего общества.

Безопасность жизнедеятельность как научная область

Безопасность жизнедеятельности – это научная дисциплина, изучающая теоретические и практические аспекты защиты человека в разных ситуациях: опасных, негативных, потенциально опасных.

Безопасность жизнедеятельности ориентирована на сохранение здоровья подрастающего поколения и формирования у них навыков защиты своего организма, его физического и психического состояния от различных отрицательных факторов окружающей среды.

Объектом исследования БЖД являются процессы и явления окружающего пространства, которые являются потенциально опасными для человека и могут причинить вред его здоровью.

Предметом исследования БЖД выступают:

  1. Закономерности появления в окружающем мире разнородных опасных и вредоносных факторов;
  2. Анатомическое строение человеческого организма и его способности противостоять негативным факторам разного рода;
  3. Правовые аспекты БЖД;
  4. Способы обеспечения профилактики возникновения факторов опасного воздействия среды и защиты от них;
  5. Способы сохранения окружающей среды в ее первозданном виде.

Таким образом, БЖД выступает научной областью деятельности, опирающейся на принципы здоровьесбережения. Она разрабатывает способы защиты от различных опасных воздействий, варианты ликвидации последствий их проявления, минимизации отрицательного воздействия тех или иных факторов, их заблаговременного выявления и профилактики оказания отрицательного воздействия на человека, а также разработкой способов создания нормальных условий жизнедеятельности, комфортного состояния области жизнедеятельности человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Являясь научной областью, БЖД ставит в основу своих теоретических концепций человеческую личность, которая выступает объектом защиты, природную среду, также, являющуюся объектом защиты, различные источники опасности и специалистов, занимающихся вопросами безопасности: исследованием опасных факторов и разработкой механизма безопасной жизнедеятельности.

Научная область БЖД включает в свой состав:

  1. Методы анализа различных опасностей.
  2. Способы устранения опасных факторов разного рода и их воздействия на человека в доступной форме.
  3. Показатели безопасности и опасности, критерии их оценки.
  4. Критерии эффективности средств защиты от различных опасных факторов среды.
  5. Требования, предъявляемые к безопасности деятельности в разных сферах.

Необходимость изучения дисциплины БЖД

Как учебная дисциплина, БЖД нацелена на:

  1. Изучение факторов отрицательного воздействия на отдельную личность и общество;
  2. Изучение разнообразия сложных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности и их возможных отрицательных последствий;
  3. Освоение способов защиты от различных опасных факторов подрастающим поколением;
  4. Формирование культуры безопасного поведения отдельного индивида и общества в целом;
  5. Ознакомление с существующими методами борьбы с опасностями и последствиями ЧС.

Таким образом, учащиеся осваивают основы безопасной жизнедеятельности, учась познавать мир без причинения вреда собственному здоровью.

Изучение безопасности жизнедеятельности в школьном курсе способствует:

  1. Систематизации и классификации знаний обо всех опасностях, существующих в окружающей среде.
  2. Формированию понимания способов реагирования организма на воздействия разнообразных негативных факторов, исходя их физиологии развития конкретного человека и функционирования его психических процессов.
  3. Формированию представлений о возможностях противостояния организма вредным воздействиям, в зависимости их уровня опасности.
  4. Освоение основ защиты человека от разнородных угроз и опасностей.

Этим объясняется необходимость изучения данной дисциплины и ее роль в формировании основ безопасности жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом.

Направления изучения основ БДЖ

Основы безопасности жизнедеятельности включены в образовательную программу по следующим направлениям, обеспечивающим достижение целей и задач учебной дисциплины:

Читайте также: