Было ли казачество единым в своем отношении к захватчикам кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деньги! Всегда одни и те же деньги! Когда начал изучать историю - не раз задавался вопросом - почему во многих бунтах и восстаниях активны казаки? Я нашёл ответ на этот вопрос, напрочь выбивающийся из стандарта восприятия казаков.

1524-1576 гг.: возникновение казачьего реестра

Грамота Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 г. предлагала запорожцам поступать на королевскую службу для охранной и полицейской службы. Король подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 казаков по реестру. С образованием реестрового казачества к концу XVI в. сформировалось 2 казачьих центра: в Запорожской Сечи и в Трахтемирове, базе реестровых казаков, служивших польской короне.

После прихода к власти следующего короля, Стефана Батория (1576), реестровое войско распустили.

В 1583 г. их количество увеличили до 600.

В 1590 г. их стало 1000.

В 1596 г. реестр был ликвидирован.

1600 г.: очередное восстановление реестра

В 1600 г. реестр вернули, в Ливонский поход в 1602 г. отправилось 4000 реестровых казаков.

К осаде Смоленска в 1609 г. их было уже 50000.

В 1611-1613 гг. реестр урезали до 30000 казаков.

В 1617 г. польский сейм урезал реестр до 1000.

В 1618 г. в походах гетмана Сагайдачного на Русь участвовало 20000 реестровых казаков.

В 1619 г. было 3000 реестра.

В 1621 г. в война с Оттоманской Портой, в Хотинской битве участвовало 40000 казаков реестра.

В 1623 г. реестр увеличили до 5000.

После подавления восстания Жмайло в 1625 г. по Куруковскому договору реестр сократили до 6000 казаков в 6-ти полках: Белоцерковский, Каневской, Корсунский, Черкасский, Чигиринский, Переяславский.

В 1630 г. по Переяславскому договору - 8000.

В 1632 г. в связи с началом войны с Москвой король Владислав IV объявил расширенный набор в реестр, численность которого не ограничивалась.

Однако, в 1635 г. в реестре было только 7000 казаков.

В ноябре-декабре 1638 г. казачья старшина и казачество после восстания Павлюка подписали новые условия отношений с Речью Посполитой, в т.ч. вернулись к численности реестра к 6000 человек.

Очередное восстание с финальной проигранной поляками битвой при Жёлтых водах, когда реестровцы перешли на сторону восставших, привело к Зборовскому договору 1649 г., по которому реестр увеличили до 40000 казаков.

Этот договор сейм не утвердил, и в 1651 г. по Белоцерковскому договору реестр включал 20000 казаков.

1654 г.: "Присоединение Украины" к России

"Воссоединение Украины с Россией" - историографический и публицистический термин, которым обозначают переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство в 1654 г. Ключевое слово в этом определении - реестровое.

Чтобы было понятно: к России присоединилась не Украина, а реестровое казачье войско. Зачем они это сделали? В обращении Богдана Хмельницкого к Алексею Михайловичу чётко сформулировано: "а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо". Государь услышал намёк, и реестр казачий был сохранён и увеличен до небывалого числа — 60000 человек, весь старый уряд сохранен полностью, оставлено право выбирать себе старшину и гетмана, кого захотят, только с последующим доведением до сведения Москвы. Т.е., Москва взяла на содержание (кошт) 60000 казаков.

Т.е., давайте посмотрим правде в глаза: российский государь просто купил запорожских казаков огромным количеством реестровых - как видно из предыдущих цифр, Польша никогда не брала на себя содержание такого войска. И, никакой любви в России, с которой польские казаки постоянно воевали до этого, у них не было, и быть не могло.

1657 г.: Война казаков против Москвы - Руина

В наших учебниках истории очень любят рассказывать про "присоединение Украины к России", но всё время забывают толком рассказать о почти сразу проведённой войне украинских казаков против Москвы. В 1657 г. умер Богдан Хмельницкий, казацкая старшина, исполняя волю покойного гетмана, избрала гетманом его сына Юрия Хмельницкого. Но уже через месяц Юрий, не успевший ничем себя проявить, был той же старшиной смещён, и на его место, при сильных противоречиях, избран гетманом один из ближайших соратников Хмельницкого, генеральный писарь Иван Выговский, что вызвало раскол в среде запорожского казачества: Речь Посполитая пыталась переманить казаков на свою сторону, предложив сохранить реестр и дав новые вольности казакам. В 1658 г. был подписан Гядячский мирный договор, по которому Польша сохраняла.

В 1687 г. при гетмане Мазепе реестр составил 30000 человек.

В 1782 г. после ликвидации на Украине полково-сотенного строя польское реестровое казачество было отменено окончательно. К тому времени реестр давно стал основой казачьей жизни в России.

1444 г. - российские казаки

В 1584 г. появилось Яицкое (Уральское) казачество.

1667-1671 гг. - восстание Степана Разина

Верхушка донского казачества и домовитые (зажиточные или реестровые) казаки, опасавшиеся с одной стороны возросшего влияния Разина, а с другой — последствий для донского казачества вследствие разгрома восстания, собрав отряд во главе с атаманом Донского войска Корнилом Яковлевым, 14(24) апреля 1671 г. напали на ставку Разина в Кагальницком городке. Поселение было уничтожено, Степан Разин вместе с братом Фролом был пленён и передан царским властям.

1708 г. - восстание Булавина

Начиная с Петра I, казачья вольница постепенно лишалась прежних свобод, и вставала под знамёна российской армии.

В восстании Кондратия Булавина снова проявилась проблема реестра. Булавин лично возглавил отряд из 2000 человек, 6 июля пытаясь штурмовать Азов. Воспользовавшись неудачей, группа реестровых казаков составила заговор против Булавина, в результате которого 7 июля атаман был убит (по другой версии покончил самоубийством).

1773-1775 гг. - восстание Емельяна Пугачёва

В 1772 г. в Яицком городке вспыхнуло восстание внереестровых казаков против реестровых - старшинской верхушки войска. Восстание подавили, но казаки не смирились, а затаились в ожидании повода к новому выступлению. Такой повод представился с появлением на Яике беглого донского казака Пугачёва, объявившего себя императором Петром III.

После этого российское правительство сумело добить остатки казачьей вольницы, и взять контроль за казачеством в "ежовые рукавицы". Ну, и реестр постоянно увеличивался с каждым новым казачьим полком. А в 1801 г. чуть Индию не покорили.

В середине XIX в. реестр составлял 178000 человек. К началу XX в. их количество ещё боле выросло.

Советский разгром реестра

Вешенское восстание 1919 г.

Советская власть ликвидировала реестровое казачество как явление, что вызвало немало бунтов и восстаний - достаточно почитать "Тихий Дон" и "Поднятая целина", чтобы ощутить тот внутренний напряг. с которым бывшие реестровые казаки принимали советскую власть.

Реестровые казаки Российской Федерации

По Указу Президента РФ от 9.8.1995 №835 восстановлен реестр как система учёта казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований).

В настоящее время на территории Российской Федерации действует 11 реестровых войсковых казачьих обществ со своими органами управления. Мы снова вернулись к реестру.

Подведём итог: достаточно взять "в работу" чёткий исторический термин, факт, технологию (в данном случае - казачий реестр) - и многие события родной и европейской истории начинают восприниматься совсем иначе: в данном случае - как постоянную борьбу казаков с государством за расширение реестра (т.е., доходов от государевой службы).

Возможно, в Российской Федерации появится новая единая патриотическая сила. 5-6 октября в Краснодаре проходит Первый Всероссийский форум войсковых казачьих обществ. Многие говорят о том, что одной из основных задач Форума будет объединение всех разрозненных казачьих организаций России в единое казачье войско. Цель, безусловно, благая, но на пути её воплощения стоит немало проблем, решение которых потребует как политической воли, так и компромиссных решений. Каковы же шансы на объединение казачества после столетия разногласий?

Станет ли казачество вновь единой силой? Первый Всероссийский казачий форум – время творить историю.

Казаки. Их помнят столицы Европы и сопки Дальнего Востока, степи Азии и горы Кавказа, дороги Турции и снега Сибири. Они решали судьбы империй. Но сегодня им придётся решать собственную судьбу.

КАЗАКИ ВСЕЯ РУСИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Идею объединения всех казачьих организаций России в единое Всероссийское казачье войско уже выдвинул атаман Кубанского казачьего войска (ККВ), вице-губернатор Николай Долуда:

Станет ли казачество вновь единой силой? Первый Всероссийский казачий форум – время творить историю.

Николай Долуда. Надеется что казакам удастся объединиться и навести порядок в своих рядах.

Но кроме тех, кто входит в состав реестрового казачества, в России есть казаки не входящие в реестр, а также… скажем так, те, кто НАЗЫВАЕТ себя казаками. В этой среде царит сегодня полная сумятица: на территории РФ есть

- казачьи общности, сохранившие традиции со времён Российской империи, но не вошедшие в официальный реестр по различным причинам (от юридической неграмотности до саботажа со стороны местных чиновников);

И Первый Всероссийский форум войсковых казачьих обществ для этого – идеальное место и время. Но есть и подводные камни…

РАЗНАЯ ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА: ОТДЕЛИТЬ ГЕРОЕВ ОТ ПРЕДАТЕЛЕЙ

Станет ли казачество вновь единой силой? Первый Всероссийский казачий форум – время творить историю.

Станет ли казачество вновь единой силой? Первый Всероссийский казачий форум – время творить историю.

Герой. По всем меркам. В трёх войнах, которые прошёл проявил себя, как истинный сын своего народа.

И вот здесь начинаются проблемы: дело в том, что в среде белой эмиграции после окончания Великой Отечественной Войны та часть казаков, которая воевала на стороне Гитлера, в условиях эмиграции была принята казачьими общинами в свой состав и со временем приобрела немалый политический вес. Именно с подачи этой части казачества и появились (а с 1991 года и пришли в Россию) в его среде течения, представляющие угрозу для единства казаков, казачьей культуры и казачьей истории.

Совещание проводилось на достаточно высоком уровне. Об этом говорит список его участников:

- От органов государственной власти: директор Департамента культурного наследия Министерства культуры России - Юрий Евтюхин, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России - Андрей Малышев, директор Государственного Исторического Музея - Алексей Левыкин.

Станет ли казачество вновь единой силой? Первый Всероссийский казачий форум – время творить историю.

Великие дела творятся без пафоса. Совещание по поводу Центрального музея истории российского казачества.

И НЕМНОГО ЗДОРОВОЙ КОНСПИРОЛОГИИ…

Почему же Первый Всероссийский форум войсковых казачьих обществ проходит именно сейчас? Ведь идея его была сформулирована около шести лет назад! Здесь мы касаемся области догадок. Однако попробуем предположить несколько моментов.

В-третьих, в последние годы правительство России в кои-то веки начинает поворачиваться лицом к возрождению русской культуры и исторического наследия. А неотъемлемой частью русской культуры и исторического наследия России было, есть и останется казачество. Легендарное. Необузданное. Своевольное. Героическое. И оставлять его развитие на самотёк – нельзя. Особенно – после того, как в его среде появились опасные тенденции героизации нацистских преступников.

В-четвёртых, казачество это среда, в которой культивируются и сохраняются традиционные ценности здорового общества. Сегодня это – государственный капитал, который должен быть не только сохранён, но и преумножен. И, уж конечно, распространён далеко за пределы казачества, как сообщества и народности.

Не случайно идею проведения в Краснодаре Всероссийского Форума войсковых казачьих обществ поддержали и помогли привести в исполнение Федеральное агентство по делам национальностей РФ и лично его руководитель Игорь Баринов.

Потому что дольше тянуть с этим знаковым мероприятием исторического значения попросту нельзя.

Казалось бы, откуда на территории некогда единой Державы, именовавшейся Российской Империей, в составе появившегося в 1922 году СССР появилось столько автономий? Причем на территориях, где русское население составляет преобладающее большинство!

Например, еще до создания СССР в 1918 году большевиками были созданы Карельская и Татарская АССР, в 1919 - Башкирская АССР, в 1920 – огромная Якутская АССР. И так далее и тому подобное…

Но возникает вопрос, почему ни какой автономии не получило от большевиков компактно проживавшее в местах традиционного расселения казачье население ни одного из 11 дореволюционных казачьих Войск.

И окажется не прав!

По своей сути осуществленная большевиками ленинско-троцкистской волны подмена сословного устройства Российской Империи на Советское национальное как раз и была направлена на дерусификацию отторгнутых от Великороссов территорий.

Так на момент создания Карельской АССР Великороссы составляли там 68%. В Башкирской АССР по переписи 1923 года – 49.7%. В Татарской – 48.3%.

А потому казачество со своим исторически сложившимися традициями казачьего самоуправления и способностью к самоорганизации представляла серьезную угрозу для ленинско-троцкистских планов по уничижению народа Великороссов и дальнейшего разграбления России.

В апреле 1920 года Донецкий и Таганрогский округа Области Войска Донского были переданы УССР. В конце того же года на землях Терского и части Кубанского казачества создаются автономия Дагестана и Горская АССР, в последствие поделенная на нынешние Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Ингушскую, Чеченскую и Северо Осетинскую Республики РФ. Земли Оренбургского казачьего Войска частично вошли в Башкирскую автономную советскую республику, частично вместе с землями Сибирского, Уральского и Семиреченского казачества были переданы Киргизской АССР, столицей которой был определен русский город Оренбург.

Таким образом, поскольку создание национальных автономий контролировалось на уровне Совнаркома, Наркомнаца вплоть до ЦК РКП(б) казачество на государственном уровне было лишено права на свою автономию.

В прочем, как и совершенно не были учтены интересы самого многочисленного населения страны –Русских, представлявших из себя титульную и государствообразующую Нацию Советского Союза. Вернее, осознано проигнорированы!

Результатом политики Ленина, Троцкого и Свердлова, превративших некогда единое государство в лоскутное одеяло национальных территорий, являются переживаемые сегодня Россией события с военными конфликтами в Приднестровье, на Юго-Востоке Украины, на Кавказе, в Средней Азии…


Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

Происхождение казачества


Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

кто такие казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

  • фуражка,
  • папаха,
  • бешмет,
  • шаровары.

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Деньги! Всегда одни и те же деньги! Когда начал изучать историю - не раз задавался вопросом - почему во многих бунтах и восстаниях активны казаки? Я нашёл ответ на этот вопрос, напрочь выбивающийся из стандарта восприятия казаков.

1524-1576 гг.: возникновение казачьего реестра

Грамота Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 г. предлагала запорожцам поступать на королевскую службу для охранной и полицейской службы. Король подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 казаков по реестру. С образованием реестрового казачества к концу XVI в. сформировалось 2 казачьих центра: в Запорожской Сечи и в Трахтемирове, базе реестровых казаков, служивших польской короне.

После прихода к власти следующего короля, Стефана Батория (1576), реестровое войско распустили.

В 1583 г. их количество увеличили до 600.

В 1590 г. их стало 1000.

В 1596 г. реестр был ликвидирован.

1600 г.: очередное восстановление реестра

В 1600 г. реестр вернули, в Ливонский поход в 1602 г. отправилось 4000 реестровых казаков.

К осаде Смоленска в 1609 г. их было уже 50000.

В 1611-1613 гг. реестр урезали до 30000 казаков.

В 1617 г. польский сейм урезал реестр до 1000.

В 1618 г. в походах гетмана Сагайдачного на Русь участвовало 20000 реестровых казаков.

В 1619 г. было 3000 реестра.

В 1621 г. в война с Оттоманской Портой, в Хотинской битве участвовало 40000 казаков реестра.

В 1623 г. реестр увеличили до 5000.

После подавления восстания Жмайло в 1625 г. по Куруковскому договору реестр сократили до 6000 казаков в 6-ти полках: Белоцерковский, Каневской, Корсунский, Черкасский, Чигиринский, Переяславский.

В 1630 г. по Переяславскому договору - 8000.

В 1632 г. в связи с началом войны с Москвой король Владислав IV объявил расширенный набор в реестр, численность которого не ограничивалась.

Однако, в 1635 г. в реестре было только 7000 казаков.

В ноябре-декабре 1638 г. казачья старшина и казачество после восстания Павлюка подписали новые условия отношений с Речью Посполитой, в т.ч. вернулись к численности реестра к 6000 человек.

Очередное восстание с финальной проигранной поляками битвой при Жёлтых водах, когда реестровцы перешли на сторону восставших, привело к Зборовскому договору 1649 г., по которому реестр увеличили до 40000 казаков.

Этот договор сейм не утвердил, и в 1651 г. по Белоцерковскому договору реестр включал 20000 казаков.

1654 г.: "Присоединение Украины" к России

"Воссоединение Украины с Россией" - историографический и публицистический термин, которым обозначают переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство в 1654 г. Ключевое слово в этом определении - реестровое.

Чтобы было понятно: к России присоединилась не Украина, а реестровое казачье войско. Зачем они это сделали? В обращении Богдана Хмельницкого к Алексею Михайловичу чётко сформулировано: "а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо". Государь услышал намёк, и реестр казачий был сохранён и увеличен до небывалого числа — 60000 человек, весь старый уряд сохранен полностью, оставлено право выбирать себе старшину и гетмана, кого захотят, только с последующим доведением до сведения Москвы. Т.е., Москва взяла на содержание (кошт) 60000 казаков.

Т.е., давайте посмотрим правде в глаза: российский государь просто купил запорожских казаков огромным количеством реестровых - как видно из предыдущих цифр, Польша никогда не брала на себя содержание такого войска. И, никакой любви в России, с которой польские казаки постоянно воевали до этого, у них не было, и быть не могло.

1657 г.: Война казаков против Москвы - Руина

В наших учебниках истории очень любят рассказывать про "присоединение Украины к России", но всё время забывают толком рассказать о почти сразу проведённой войне украинских казаков против Москвы. В 1657 г. умер Богдан Хмельницкий, казацкая старшина, исполняя волю покойного гетмана, избрала гетманом его сына Юрия Хмельницкого. Но уже через месяц Юрий, не успевший ничем себя проявить, был той же старшиной смещён, и на его место, при сильных противоречиях, избран гетманом один из ближайших соратников Хмельницкого, генеральный писарь Иван Выговский, что вызвало раскол в среде запорожского казачества: Речь Посполитая пыталась переманить казаков на свою сторону, предложив сохранить реестр и дав новые вольности казакам. В 1658 г. был подписан Гядячский мирный договор, по которому Польша сохраняла.

В 1687 г. при гетмане Мазепе реестр составил 30000 человек.

В 1782 г. после ликвидации на Украине полково-сотенного строя польское реестровое казачество было отменено окончательно. К тому времени реестр давно стал основой казачьей жизни в России.

1444 г. - российские казаки

В 1584 г. появилось Яицкое (Уральское) казачество.

1667-1671 гг. - восстание Степана Разина

Верхушка донского казачества и домовитые (зажиточные или реестровые) казаки, опасавшиеся с одной стороны возросшего влияния Разина, а с другой — последствий для донского казачества вследствие разгрома восстания, собрав отряд во главе с атаманом Донского войска Корнилом Яковлевым, 14(24) апреля 1671 г. напали на ставку Разина в Кагальницком городке. Поселение было уничтожено, Степан Разин вместе с братом Фролом был пленён и передан царским властям.

1708 г. - восстание Булавина

Начиная с Петра I, казачья вольница постепенно лишалась прежних свобод, и вставала под знамёна российской армии.

В восстании Кондратия Булавина снова проявилась проблема реестра. Булавин лично возглавил отряд из 2000 человек, 6 июля пытаясь штурмовать Азов. Воспользовавшись неудачей, группа реестровых казаков составила заговор против Булавина, в результате которого 7 июля атаман был убит (по другой версии покончил самоубийством).

1773-1775 гг. - восстание Емельяна Пугачёва

В 1772 г. в Яицком городке вспыхнуло восстание внереестровых казаков против реестровых - старшинской верхушки войска. Восстание подавили, но казаки не смирились, а затаились в ожидании повода к новому выступлению. Такой повод представился с появлением на Яике беглого донского казака Пугачёва, объявившего себя императором Петром III.

После этого российское правительство сумело добить остатки казачьей вольницы, и взять контроль за казачеством в "ежовые рукавицы". Ну, и реестр постоянно увеличивался с каждым новым казачьим полком. А в 1801 г. чуть Индию не покорили.

В середине XIX в. реестр составлял 178000 человек. К началу XX в. их количество ещё боле выросло.

Советский разгром реестра

Вешенское восстание 1919 г.

Советская власть ликвидировала реестровое казачество как явление, что вызвало немало бунтов и восстаний - достаточно почитать "Тихий Дон" и "Поднятая целина", чтобы ощутить тот внутренний напряг. с которым бывшие реестровые казаки принимали советскую власть.

Реестровые казаки Российской Федерации

По Указу Президента РФ от 9.8.1995 №835 восстановлен реестр как система учёта казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований).

В настоящее время на территории Российской Федерации действует 11 реестровых войсковых казачьих обществ со своими органами управления. Мы снова вернулись к реестру.

Подведём итог: достаточно взять "в работу" чёткий исторический термин, факт, технологию (в данном случае - казачий реестр) - и многие события родной и европейской истории начинают восприниматься совсем иначе: в данном случае - как постоянную борьбу казаков с государством за расширение реестра (т.е., доходов от государевой службы).

Читайте также: