Организация конструктивной деятельности в доу первая младшая группа

Обновлено: 08.07.2024

Выполнила: Белова Ю. В.

Актуальность выбранной темы:

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.

В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется он анализ и синтез).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, призма и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у кубика и кирпичика есть углы; у кубика две стороны длинные, а две короткие; и т. д.

Сенсорное развитие ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку) ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. То есть, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.

1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении конструкторской деятельности детей раннего возраста, как средства всестороннего воспитания дошкольников;

2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.

1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач умственного воспитания дошкольников средствами конструкторской деятельности.

4.Обосновать опытно-экспериментальным путем

- содержание форм и методов обучения детей навыкам конструирования

- определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в первой младшей группе.

- определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в первой младшей группе.

1.Изучение методической литературы

2.Участие в системе методической работы(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

3.Работа с детьми

5.Работа с семьей, социумом

6.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)

Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности

Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования

1.Изучение методической литературы

2.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

4. Презентация картотеки игровых и словесных приемов, в формировании конструктивной деятельности

6.Презентация дизайн – проекта уголка строительных игр в II группе раннего возраста

3.Работа с детьми

Игры по обучению детей конструированию:

Платочек для Матрёшки.

Лесенка для Ёжика.

Как Кирпичик и Кубик с детьми играли.

Перспективный план занятий со строительным материалом во второй группе раннего возраста

Цель: учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания.

Цель: учить детей ставить кирпичики вплотную друг к другу в вертикальном положении на меньшее ребро; играть с постройкой

Цель: дети должны суметь построить одновременно два предмета, несколько отличающихся по конструкции; учить играть с постройкой.

Цель: учить детей строить башню из кубиков, ставить кубик на кубик, действовать по показу воспитателя.

Цель: учить детей строить одноцветный забор по образцу в-ля, чередуя строительные детали по форме (кирпичик, кубик).

Цель: учить детей производить элементарные действия со строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью); развивать желание общаться.

Цель: продолжать учить детей приему накладывания деталей; учить игровым действиям.

Цель: учить детей строить постройку из 3-х кирпичиков -один класть плашмя, два других ставить на меньшее ребро и придвигать с 2-х сторон в виде спинок, играть с постройкой.

Цель: научить детей строить из 3-х кирпичиков ворота: 2 кирпича ставить на меньшее ребро, сверху осторожно накрывать третьим.

Цель: учить детей строить башню, чередуя кирпичик с кубиком, действовать по показу воспитателя.

Цель: учить детей строить лесенку из 3-х кирпичиков, играть с постройкой.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группе детей младшего возраста состоит в том, что на данном этапе развития общества конструированию уделяется недостаточно времени и внимания и недостаточность методического обеспечения.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Но, однако, прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области познавательное развитие, обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик).

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему.

Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. Объем образовательной нагрузки в режиме дня определен рабочей программой педагога, основанной на основе образовательной программы учреждения, осуществляется в виде непрерывной образовательной деятельности, которая систематически организуется в первой половине дня. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет12- 15 минут.

В свободное время дети заняты предметными играми, которые под руководством воспитателя плавно переходят в сюжетно-ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво, так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают.

Первоначально использую объемное конструирование (игры со строительным материалом), так как детям в младшем возрасте нужно не только видеть из чего они будут сооружать постройки, но и обязательно потрогать те детали, которыми будут пользоваться.

На первоначальном этапе работы мной было проведено обследование детей с занесением результатов в мониторинговую карту. Изучив интересы и способности воспитанников, выяснилось, что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают название деталей, не умеют строить элементарные постройки.

Для успешного овладения игровой строительной техникой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации развивающей предметно-пространственной среды постаралась построить в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы.

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
  3. Работа по усвоению знакомых деталей строительного материала.
  4. Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
  5. Самостоятельная деятельность детей (помощь).
  6. Идентификация с образцом.
  7. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).

Кроме систематических занятий провожу один раз в месяц занятие-закрепление, оно состоит из игровых заданий, которые направлены на закрепление знаний и умений и приобретение на их основе новых.

С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми использую различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.

Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, знакомлю детей с реальным предметом, объясняю из каких частей он состоит, его практическое назначение. Пояснение часто сочетаю с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей использую различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.

Одним из важных направлений развития конструктивной деятельности является взаимодействие с семьей. Общаясь с родителями, получаю возможность наметить пути действенной помощи семьи, дать конкретные советы.

Успешность осуществления работы прослеживается в постепенном подходе к овладению целевыми ориентирами:

- сооружают элементарные постройки по образцу;

- овладели простейшими приемами конструирования;

- различают детали по величине, форме, цвету;

- называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);

- выкладывают изображение по образцу;

- разворачивают игру вокруг собственной постройки;

- разбирают постройки и аккуратно выкладывают детали в коробки.

Результаты обследования детей в мае будут занесены в мониторинговую карту. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями.

Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей младшего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи Образовательной программы группы и детского сада.

Представлен перспективный план по конструированию для детей раннего возраста. Конструирование проводится 2-3 раза в неделю. Задачи планируются во всех образовательных областях , в игровой, самостоятельной и образовательной деятельности в ходе режимных моментов

Оценить 7221 0

Перспективный план

конструктивно-модельной деятельности

детей первой младшей группы

на 2015- 2016 учебный год

Килемары, 2015 г

-В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

-Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

-Способствовать пониманию пространственных соотношений.

-Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

-По окончании игры приучать убирать все на место.

-Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

-Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

-Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

-В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

-Конструирование из песка

-Знакомство со строительным набором, учить убирать его на место

-Знакомимся с лего- конструктором

- Кровать для куклы- учить строить из кирпичиков самостоятельно

- Самостоятельные строительные игры с конструктором

-Конструирование из лего- конструктора

-Выкладывание из осенних листочков узоров

- Самостоятельная конструктивная деятельность

Конструирование дорожки из кирпичиков

- Конструирование двух башенок разной высоты

- Конструирование заборчика из кирпичиков. Вопросы: получится ли заборчик, если поставить один кирпичик? Сколько нужно кирпичиков, чтобы построить заборчик?

- Конструирование двух башенок разного цвета

- Конструирование из набора мягких модулей

- Конструирование длинной и короткой дорожек из кирпичиков.

- Конструирование длинного и короткого заборчиков из кирпичиков. Во­просы: получится ли заборчик, если поставить один кирпичик? Сколько нужно кирпичиков, чтобы построить длинный (короткий) заборчик?

- Конструирование двух башенок разного цвета (мягкие модули)

- Конструирование маленькой горки (учить ровно прикладывать детали, находить сходство деталей с окружающими предметами)

- Конструирование короткого заборчика (учить строить по готовому образцу)

- Конструирование заборчика для домашних животных

- Конструирование большой горки (учить последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия)

- Конструирование высокого заборчика с воротами

- Конструирование стен для домика

- Конструирование домика (упражнять в умении делать перекрытие с использованием треугольной призмы)

-Постройка домика с окошками

- Конструирование ворот для гаража (учить строить по образцу)

-Сюжетные игры с постройками (дети конструируют любые постройки и с помощью воспитателя обыгрывают их)

- Лесенка из шести кубиков

- Горка, (лесенка из трех ступенек с приставленной к ней призмой).

-Узкие и широкие ворота (по образцу воспитателя)

-- Горка для зайчика (лесенка из трех ступенек с приставленной к ней призмой).

- Конструирование мебели для кукол (развивать умение анализировать, из каких деталей состоит предмет (стол, стул))

-Две скамеечки для зайчиков – конструирование из мягких модулей

- Самостоятельная конструктивная деятельность по выбору детей

- Постройка домика с окошками и заборчиком (учить строить домик и играть с ним, используя сюжетные фигурки)

- Сюжетные игры с постройками (дети конструируют любые постройки и с помощью воспитателя обыгрывают их)

- Конструирование широкой и узкой дорожки- сравнение по размеру

- Конструирование двух башенок разного цвета (мягкие модули)

-Конструирование лесенки из кубиков

- - Сюжетные игры с постройками (дети конструируют любые постройки и с помощью воспитателя обыгрывают их)

- Горка для зайчика (лесенка из трех ступенек с приставленной к ней призмой).

-«Дорожка разноцветная «- побуждать детей совершать элементарные действия с кирпичиками ( приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью).

- Конструирование высокого заборчика с воротами

- Сюжетные игры с постройками (дети конструируют любые постройки и с помощью воспитателя обыгрывают их)

- Конструирование из камушек – выкладывание простых узоров

- Конструирование из песка по выбору детей

- Вот поезд наш едет (набор мягких модулей)

Цель: учить строить кирпичик вертикально, делать перекрытие, учить дополнять постройку призмой или флажком

-Самостоятельное конструирование из строительного набора

-Конструирование из бросового материала (веточки, листочки, камушки)- развивать замысел детей, воображение

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Главная Конструирование

Современные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского сада

Современные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского сада

Сидорова Светлана Юрьевна Заместитель директора по ВР МБОУ №17 "Начальная школа — детский сад" г.Калуги

Леонид Абрамович Венгер

1. Конструирование-это вид деятельности, который интересен и значим для дошкольников на любом возрастном этапе. А с другой стороны – это огромное поле деятельности для педагога с целью реализации заложенных в конструировании возможностей для интеллектуального в самом широком смысле этого слова развития дошкольников. Поле деятельности интересное и, согласитесь, непростое. Почему интересное? Возникает потребность творить вместе с детьми. Почему непростое?

Возникает необходимость искать эффективные пути достижения главной цели обучения детей конструированию, заключающейся в не просто формировании конструктивных умений, а в развитии детей исходя из их интеллектуальных возможностей.

Одна из первых задач на пути достижения цели- создать необходимую, отвечающую возрастным возможностям развивающую предметно-пространственную среду по техническому конструированию.

Такой вид конструктора активно способствует развитию как мелкой моторики руки, так и творческого воображения.

Игры с пазлами, разрезными картинками, мозаикой способствуют формированию пространственных представлений малышей, становлению сенсорных эталонов. Необходимо отметить эффективность использования геометрических фигур для построения различных изображений на плоскости, другими словами Плоскостное моделирование.

Такой приём работы позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, и,что очень важно, подводит детей к построению схем, планов и чертежей на следующих возрастных этапах развития. Плоскостное моделирование можно использовать не только во 2младшей группе, но и во 2 половине года в 1 младшей группе.

Работа носит характер своеобразных игр, занимательных упражнений. Из геометрических фигур малыши выкладывают простейшие изображения. Например: коврик, чередуя фигуры по цвету, форме, величине. Несложные предметы: домики, животные, транспорт. Дети 1 младшей группы выкладывают по образцу взрослого или по карточке-образцу. Дети 2 младшей группы выкладывают сначала по образцу, а затем самостоятельно. Проявление даже в самой малой степени творчества в этой работе необходимо всячески поощрять.

Интересно проходят игры по плоскостному конструированию с использованием специально подготовленных пособий. Например: самые простые расчлененные схемы, конкретизированные цветом. Дети отбирают геометрические фигуры и накладывают их на изображение. Эти карты можно использовать в дальнейшем в процессе технического конструирования, когда малышам предлагается выкладывать картинки не из геометрических фигур, а из деталей конструктора.

Младшему дошкольнику очень важно осознавать, что его усилия, направленные на воссоздание задуманного, оказались не напрасны, поэтому особое место в РППС по конструированию занимают специально подобранные игрушки для обыгрывания построек, а также заместители деревянных строительных деталей на случай дефицита деталей из набора либо для украшений построек (коробочки, катушки, брусочки, тонкие пластины, бутылочные крышки разных размеров и др.)

2. Вторая важная задача- организовать практическую деятельность детей как в условиях непосредственно образовательной деятельности так и в совместной деятельности в режимных моментах. Важно заинтересовать малыша деятельностью, а не добиваться результата любыми способами, предложить задачи, заставляющие ребёнка думать, не ускорять, а обогащать развитие ребёнка. В этом суть принципа развивающего обучения.

Как разбудить в ребёнке желание конструировать?

Прежде всего создать развивающую проблемную ситуацию, эмоционально значимую для ребёнка, и подтолкнуть его к поиску решения через конструктивную деятельность. Очень важно, когда мотивом деятельности становится собственная потребность ребёнка, а не требование взрослого. В раннем возрасте (2–3 года) конструирование пока слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, и является мотивом для создания несложных конструкций.

В младшем дошкольном возрасте (3-4г.) в процессе организации непосредственно образовательной деятельности или совместной деятельности в режимных моментах важно продумывать игровую мотивацию, которая поможет маленькому ребёнку понять конечную цель и поддержит интерес к деятельности на всём её протяжении. Поэтому следует проявлять гибкость в использовании предложенных парциальной программой авторских разработок конспектов НОД, осмыслить практический авторский материал, применить его с учётом индивидуальных особенностей детского контингента и современных требований к структуре НОД. Зачастую возникает необходимость вносить в структуру НОД игровой приём как средство проявления эмоционального отклика и возникновения интереса к предстоящей деятельности.

Можно использовать вот такой игровой прием

Детям пришло письмо от 3-ёх поросят из одноимённой сказки

Пишут вам 3 брата-поросёнка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Мы живём в большом лесу на чудесной поляне, усыпанной желудями. Если вам знакома наша история, то вы помните, что Нуф-Нуф и Ниф-Ниф остались без жилища и помните, почему. А у Наф-Нафа каменный дом оказался хотя и прочным, но недостаточно просторным для всех нас. Да и страшный Волк обещал вернуться и съесть нас, когда лесной доктор Айболит вылечит его обгоревший хвост.

Мы решили перебраться жить из леса в деревню. Но скоро зима, а у нас так

мало времени на строительство нового деревенского, просторного, надёжного домика! Мы слышали, что вы, ребята, умеете строить дома. Поэтому обращаемся к вам с просьбой помочь нам в нашем нелёгком деле и спасти тем самым от страшного волка.

Заранее благодарим за помощь. Ваши друзья-поросята: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Мотивация: дети становятся строителями и помогают поросятам построить для них просторный деревенский дом.

Пример2. Авторская разработка

На экране демонстрируется фотография воробья.

Звучит запись чириканья воробья.

Воспитатель говорит от лица воробья:

-Тогда я вам покажу дорогу!

Вместе с тем, важно выбрать адекватный возрасту способ постановки конструктивных задач.

Учитывая современные реалии, необходимо широко освещать и пропагандировать среди родителей работу с дошкольниками по конструированию на страничке сайта общеобразовательного учреждения.

Читайте также: