Основные направления деятельности школы рб

Обновлено: 03.07.2024

Совершенствование общеобразовательной школы будет проходить по следующим направлениям:

Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.

В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках:- невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе;

- отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества;

- завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности;

- чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников;

- устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики;

- неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности.

Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования:

- сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования;

- интеграция системы образования с наукой и культурой;- формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества;- разработка принципов совершенствования системы образования в РБ.

Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;

- разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;

- трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;

- обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

- обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы;

- разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся;

- создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.

Принципы национальной системы образования:

- гуманизация и демократизация образования;

- равенство прав граждан на получение образования;

- единство образовательных и воспитательных задач;

- обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- преемственность между уровнями и ступенями образования;

- опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.

См. схему Структура образования в Республике Беларусь.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преемственность ступеней школьного образования

Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени

1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование;

5-10 годы обучения (4-9 классы) — основное (базовое) общее образование;

11-12 годы обучения (10-11 классы) — полное среднее общее образование.

Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.

Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования будут определяться системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ.

В основу обеспечения преемственности между ступенями образования в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания положены следующие возрастные периоды развития: дошкольное детство — до 6 лет, период отрочества — 6-11 лет, подростковый — 11-15 лет и ранний юношеский возраст— 15-18 лет. В соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей и подростков на каждой возрастной ступени триединые цели обучения, воспитания и развития учащихся, содержание образования и технологии обучения уточняются и конкретизируются адекватно выделенным ступеням образования и их целевым функциям.

В то же время традиции развития отечественной системы образования, сложившиеся культурные стереотипы, социально-экономические преобразования в стране и существующая перегрузка учащихся в школе требуют увеличения сроков обучения в основной (базовой) школе до 16 лет.

В программе выделены 12 основных этапов реформирования общеобразовательной школы. Двенадцатый этап приходится на 2008/09 уч. год. Разделим 12 этапов на 3 объемных этапа:

- нормативно-законодательный(1996-2000г.) (научно-методическое обеспечение реформы, законы, концепции, программы, планы)

- организационно-внедренческий (2001-2005) (новые программы, новые учебники, методики, технологии)

- завершающий этап (2005-2009) (диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. (Основные направления реформы школы и государственной молодежной политики в РБ на современном этапе).

Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. (Основные направления реформы школы и государственной молодежной политики в РБ на современном этапе).

Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. (Основные направления реформы школы и государственной молодежной политики в РБ на современном этапе).

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа. Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати. Центральной темой стали вопросы определения сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии и содержания образо­вания. Не утихающие споры и полярность точек зрения специа­листов были вызваны стихийным характером появления новых типов школ, отсутствием единой концепции и утратой тради­ций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность. В своей деятельно­сти эти заведения опираются на традиции европейского школьного образования (академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения).

Пик создания новых школ в республике приходится на 1991–1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев за­медляется, что объясняется насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля за их деятельностью. В сере­дине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост подобных учреждений, а качество их работы. Второй пик создания гимназий и лицеев приходится на конец XX – начало XXI в. В 2004 г. в Беларуси действовало 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов, 2004 школы с профильными классами; в 2006 г. – 136 гимназий, 26 лицеев, 7 учебно-педагогических комплексов. Значительная часть гим­назий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и наличием квалифицированного про­фессорско-преподавательского состава.

В сравнительно небольшой срок система образования Респу­блики Беларусь существенно преобразилась. Значительные изме­нения произошли в школьном образовании: появились новые типы школ (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, спе­циализированная школа и др.). Наряду с государственным полу­чил развитие частный сектор школьного образования. В учреж­дениях образования развернулась инновационная деятельность, расширился спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для структурной и содержательной перестрой­ки школьного образования и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.




Структура системы образования в Республике Беларусь

Классы Учебные заведения
ПТУЗ, цпо ВПТУЗ Техникум Полная средняя школа Лицей Гимназия
Базовая школа (с 10 до 16 лет)
Начальная школа (6-10 лет)
Детский сад (3-6 лет)
Ясли (1-3 года)

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие таких типов учебных заведений, как детский сад – школа, школа – дет­ский сад. Срок обучения в школе стал 12-летним. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-лет­ний срок обучения и является обязательным.

Параллельно со структурной реорганизацией школьной сис­темы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

• восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;

• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профи-лизацию)-на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

• создать в школе систему воспитания, основанную на фор­мировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Начиная с 2002-03 учебного года начался планомерный пе­реход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обу­чения. Одной из идей перестройки было деление содержания образования на инвариантный и вариативный компоненты (как на уровне определения учебных дисциплин и курсов учебного плана, так и на уровне содержания обучения). При этом дости­жение целей на уровне общего базового образования определя­ется в первую очередь содержанием инвариантного компонента (государственный компонент содержания образования, обязатель­ный для изучения во всех типах учреждений образования). Через вариативный (школьный) компонент учебного плана реализу­ются права учащихся на выбор содержания образования в соот­ветствии с индивидуальными запросами и возможностями.

• формирование новой структуры высшего образования с пе­реходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, магистр);

• отработка вариантов новых типов учебных заведений выс­шего образования (академия, высший колледж);

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в рес­публике были начаты без достаточного теоретического обоснова­ния, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международ­ных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно велись дискуссии о целесообразности перехода на новую систему подготовки специалистов. Затрагивались прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфика отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в пред­ложенную схему; система оценки результатов; повышение каче­ства образования, подготовки специалистов и т.д.

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа сущест­венно изменилась. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реор­ганизованы в классические и профильные университеты. Веду­щую роль в системе образования сегодня играют университеты, которые сохранили за собой статус крупнейших образователь­ных и научно-инновационных центров. В 2003/04 учебном году в республике действовало 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей; в 2007 г. – уже 53 вуза. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. В высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Только в столице в 2007 г. функционировало 31 высшее учебное заведение, в том числе 9 вузов частной формы собст­венности.

В Беларуси функционирует Республиканский совет ректо­ров высших учебных заведений. Стали регулярными встречи ру­ководства страны с ректорами вузов. В декабре 2006 г. на встрече с Президентом страны был рассмотрен вопрос о кадровой си­туации в вузах и путях ее исправления. Были также определены конкретные шаги по формированию перспективного научно-педагогического потенциала высшей школы и повышению эффек­тивности подготовки кадров высшей научной квалификации. Кроме того, было предусмотрено увеличение размеров ежемесяч­ных доплат за ученые степени, установление размеров ежемесяч­ных доплат за ученые звания, а также иные меры по социальной поддержке руководителей и специалистов из числа профессор­ско-преподавательского состава и научных работников.

В заключение следует отметить, что реформирование обра­зовательной сферы в настоящее время является основой государ­ственной политики нашей страны. Коренные перемены в эконо­мической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Курс на модер­низацию образовательной системы, взятый Республикой Бела­русь в 90-е гг., позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремле­ние к достижению высоких международных стандартов.

Становление национальной системы образования Республики Беларусь. Создание национальной школы.

Педагогические исследования и основные направ­ле­ния развития отечественной педагогики на совре­мен­ном этапе.

Концепция реформы общеобразовательной школы в РБ.

Становление национальной системы Республики Бе­ларусь. Создание национальной школы.

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа. Их реставрация в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати. Центральной темой стали вопросы определения сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии и содержания образо­вания. Не утихающие споры и полярность точек зрения специа­листов были вызваны стихийным характером появления новых типов школ, отсутствием единой концепции и утратой тради­ций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность. В своей деятельно­сти эти заведения опираются на традиции европейского школьного образования (академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения).

Пик создания новых школ в республике приходится на 1991–1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев за­медляется, что объясняется насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля за их деятельностью. В сере­дине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост подобных учреждений, а качество их работы. Второй пик создания гимназий и лицеев приходится на конец XX – начало XXI в. В 2004 г. в Беларуси действовало 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов, 2004 школы с профильными классами; в 2006 г. – 136 гимназий, 26 лицеев, 7 учебно-педагогических комплексов. Значительная часть гим­назий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и наличием квалифицированного про­фессорско-преподавательского состава.

В сравнительно небольшой срок система образования Респу­блики Беларусь существенно преобразилась. Значительные изме­нения произошли в школьном образовании: появились новые типы школ (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, спе­циализированная школа и др.). Наряду с государственным полу­чил развитие частный сектор школьного образования. В учреж­дениях образования развернулась инновационная деятельность, расширился спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для структурной и содержательной перестрой­ки школьного образования и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.

Структура системы образования в Республике Беларусь

Классы Учебные заведения
ПТУЗ, цпо ВПТУЗ Техникум Полная средняя школа Лицей Гимназия
Базовая школа (с 10 до 16 лет)
Начальная школа (6-10 лет)
Детский сад (3-6 лет)
Ясли (1-3 года)

В процессе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие таких типов учебных заведений, как детский сад – школа, школа – дет­ский сад. Срок обучения в школе стал 12-летним. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-лет­ний срок обучения и является обязательным.

Параллельно со структурной реорганизацией школьной сис­темы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

• восстановить фундаментальный характер общего среднего образования;

• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профи-лизацию)-на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

• создать в школе систему воспитания, основанную на фор­мировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Начиная с 2002-03 учебного года начался планомерный пе­реход на обновленное содержание образования на II ступени общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обу­чения. Одной из идей перестройки было деление содержания образования на инвариантный и вариативный компоненты (как на уровне определения учебных дисциплин и курсов учебного плана, так и на уровне содержания обучения). При этом дости­жение целей на уровне общего базового образования определя­ется в первую очередь содержанием инвариантного компонента (государственный компонент содержания образования, обязатель­ный для изучения во всех типах учреждений образования). Через вариативный (школьный) компонент учебного плана реализу­ются права учащихся на выбор содержания образования в соот­ветствии с индивидуальными запросами и возможностями.

• формирование новой структуры высшего образования с пе­реходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, магистр);

• отработка вариантов новых типов учебных заведений выс­шего образования (академия, высший колледж);

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в рес­публике были начаты без достаточного теоретического обоснова­ния, отдельные аспекты реформирования требовали дальнейшей концептуальной проработки и корректировки. На международ­ных и республиканских совещаниях, конференциях постоянно велись дискуссии о целесообразности перехода на новую систему подготовки специалистов. Затрагивались прежде всего спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфика отдельных вузов и специальностей, не вписывавшихся в пред­ложенную схему; система оценки результатов; повышение каче­ства образования, подготовки специалистов и т.д.

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа сущест­венно изменилась. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, институты были реор­ганизованы в классические и профильные университеты. Веду­щую роль в системе образования сегодня играют университеты, которые сохранили за собой статус крупнейших образователь­ных и научно-инновационных центров. В 2003/04 учебном году в республике действовало 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей; в 2007 г. – уже 53 вуза. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. В высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Только в столице в 2007 г. функционировало 31 высшее учебное заведение, в том числе 9 вузов частной формы собст­венности.

В Беларуси функционирует Республиканский совет ректо­ров высших учебных заведений. Стали регулярными встречи ру­ководства страны с ректорами вузов. В декабре 2006 г. на встрече с Президентом страны был рассмотрен вопрос о кадровой си­туации в вузах и путях ее исправления. Были также определены конкретные шаги по формированию перспективного научно-педагогического потенциала высшей школы и повышению эффек­тивности подготовки кадров высшей научной квалификации. Кроме того, было предусмотрено увеличение размеров ежемесяч­ных доплат за ученые степени, установление размеров ежемесяч­ных доплат за ученые звания, а также иные меры по социальной поддержке руководителей и специалистов из числа профессор­ско-преподавательского состава и научных работников.

В заключение следует отметить, что реформирование обра­зовательной сферы в настоящее время является основой государ­ственной политики нашей страны. Коренные перемены в эконо­мической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Курс на модер­низацию образовательной системы, взятый Республикой Бела­русь в 90-е гг., позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремле­ние к достижению высоких международных стандартов.

Содержание:
1 Основные направления развития содержания образования в Республике Беларусь
2 Ключевые задачи реформирования
3 Основные приоритеты обновления содержания образования
4 Основополагающие принципы обновления содержания образования
1.Основные направления развития содержания образования в Республике Беларусь

Становление и развитие Республики Беларусь как суверенного государства, масштабные задачи социально-экономических преобразований потребовали создания и совершенствования национальной системы образования, призванной обеспечить дальнейшее повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, интеграцию в мировое образовательное пространство.

Правительством страны в 1996 году была одобрена Концепция реформы общеобразовательной школы, Министерством образования принята Программа ее реализации на период до 2010 года.

Реформа общеобразовательной школы призвана обеспечить повышение качества общего среднего образования, удовлетворение образовательных запросов учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, создание оптимальных условий для становления высокообразованной и нравственной личности гражданина – носителя ценностей национальной и общечеловеческой культуры, способной к активной адаптации в социуме, самоопределению, самореализации, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Учащимся предоставляются возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, уровней изучения учебных предметов и профилей обучения, типа учреждения, канала и форм получения образования, форм и совокупности итоговых экзаменов, в том числе и через систему централизованного тестирования.

2.Ключевыми задачами реформирования являются:

переход на обязательное 10-летнее общее базовое и 12-летнее общее среднее образование, пятидневную учебную неделю и начало обучения детей с шестилетнего возраста;

обновление содержания образования и внедрение современных педагогических технологий;

модернизация системы оценки учебных достижений учащихся;

обеспечение разно-уровневого и вариативного обучения, осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования.

В основу построения содержания образования положен культурологический подход, который сохраняет и усиливает фундаментальное общее среднее образование в части формирования общей культуры, развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

3.Основными приоритетами обновления содержания образования являются:

структурирование содержания образования по ступеням обучения на основе ведущих положений и принципов гуманистической модели личностно ориентированного образования, педагогики индивидуальности с учетом возрастных периодов развития личности;

ориентация на освоение личностью как общечеловеческих ценностей, так и уникального этнокультурного наследия;

информационная и фактологическая разгрузка учебных курсов и предметов, устранение дублирования, обеспечение доступности и посильности учебного материала для всех обучающихся при сохранении системности в его построении и включении современных достижений базовых наук;

усиление конструирования содержания способов деятельности, универсальных, ключевых компетенций, развитие индивидуальности школьника в русле подготовки его к жизни, мобильной адаптации в социуме, в изменяющемся обществе;

ориентация на овладение различными способами освоения национальной и мировой культуры, формирование гражданских, правовых, экономических ценностей, культуры семейных отношений, эмоционально-ценностных отношений, опыта безопасного поведения;

установление оптимального соотношения фундаментального и технологического компонентов содержания образования по ступеням обучения с учетом культуросообразной ориентации;

переход от изучения компьютерной техники к освоению (с 6 класса) и применению информационных и коммуникационных технологий и медиаобразованию;

генерализация знаний, интеграция отдельных учебных предметов, содержания обучения в интегрированные учебные курсы в целях устранения перегрузки и формирования целостной картины мира;

разгрузка учебного плана от многопредметности, перераспределение содержания образования между базовой и средней школой с учетом направлений и профилей дифференцированного обучения, установление обязательного государственного компонента базового уровня содержания образования;

переход к вариативности и многообразию учебных планов, программ и курсов для реализации уровневой и профильной дифференциации, обеспечения выбора индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, потребностей и возможностей личности, специфики социокультурной среды, функционирования образовательных учреждений в сельской и городской местностях;

разработка нового поколения личностно ориентированных учебников и учебно-методических комплексов, в том числе интегрированных, электронных, мультимедийных, гипертекстовых, рационально сочетающих продуктивную и репродуктивную деятельность учащихся в целях развития личности, формирования обобщенных, фундаментальных знаний, универсальных умений, социально значимых и востребованных компетенций.

4.Основополагающими принципами обновления содержания образования являются:

соответствие содержания во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования общим целям современного личностно ориентированного образования, что обусловливает необходимость отражения в составе содержания и знаний, и умений, и опыта творческой деятельности, и индивидуально-личностного отношения;

ориентация на освоение ценностей национальной культуры в единстве с общечеловеческими ценностями, на ведущие глубинные национальные идеи, которые призваны сыграть объединяющую, вдохновляющую роль в становлении образованной личности, исполняющей свое предназначение перед собой, своей семьей и отечеством;

фундаментализация, предполагающая освобождение школьников от обязательного изучения второстепенных фактов и положений и выдвижение на передний план развития у учащихся познавательных, творческих и созидательных способностей, формирование обобщенных, фундаментальных знаний, универсальных умений, способов деятельности и компетенций;

практическая направленность, предполагающая усиление конструирования содержания способов деятельности и опыта творческой деятельности, максимальное приближение школьного образования к жизни, потребностям и интересам учащегося, формирование ценностных ориентаций и опыта адекватного поведения личности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях антропогенного, техногенного, социального и иного происхождения;

гуманитаризация как наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, преодоление сциентистского подхода в построении социально-гуманитарных дисциплин и выделение гуманитарного аспекта всех учебных курсов и предметов, гуманизация их преподавания;

относительная завершенность, предусматривающая системное представление, определенную полноту и относительную внутреннюю замкнутость содержания образования в базовой школе, обеспечение преемственности базовой, средней и высшей школы как в содержании, так и в методах, формах и средствах обучения;

профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора личностью уровня изучения учебных курсов и предметов, направлений и профилей обучения, номенклатуры учебных дисциплин и курсов по выбору;

регионализация образования как учет специфики образовательного учреждения, интересов и потребностей обучающихся, местных социокультурных особенностей и традиций (исторических, географических, литературных, экономических и др.), способствующих становлению личности, небезразличной к судьбе своей "малой Родины", формированию патриотизма и гражданственности.

На основе принятых концептуально-программных документов, установленных направлений обновления содержания образования осуществляется разработка образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебно-методических комплексов для реформируемой школы, массовому внедрению которых предшествует их широкая экспериментальная апробация на базе экспериментальных школ и научно-педагогическая экспертиза ведущими специалистами и коллективами.

Содержание:
1 Основные направления развития содержания образования в Республике Беларусь
2 Ключевые задачи реформирования
3 Основные приоритеты обновления содержания образования
4 Основополагающие принципы обновления содержания образования
1.Основные направления развития содержания образования в Республике Беларусь

Становление и развитие Республики Беларусь как суверенного государства, масштабные задачи социально-экономических преобразований потребовали создания и совершенствования национальной системы образования, призванной обеспечить дальнейшее повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, интеграцию в мировое образовательное пространство.

Правительством страны в 1996 году была одобрена Концепция реформы общеобразовательной школы, Министерством образования принята Программа ее реализации на период до 2010 года.

Реформа общеобразовательной школы призвана обеспечить повышение качества общего среднего образования, удовлетворение образовательных запросов учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, создание оптимальных условий для становления высокообразованной и нравственной личности гражданина – носителя ценностей национальной и общечеловеческой культуры, способной к активной адаптации в социуме, самоопределению, самореализации, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Учащимся предоставляются возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, уровней изучения учебных предметов и профилей обучения, типа учреждения, канала и форм получения образования, форм и совокупности итоговых экзаменов, в том числе и через систему централизованного тестирования.

2.Ключевыми задачами реформирования являются:

переход на обязательное 10-летнее общее базовое и 12-летнее общее среднее образование, пятидневную учебную неделю и начало обучения детей с шестилетнего возраста;

обновление содержания образования и внедрение современных педагогических технологий;

модернизация системы оценки учебных достижений учащихся;

обеспечение разно-уровневого и вариативного обучения, осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования.

В основу построения содержания образования положен культурологический подход, который сохраняет и усиливает фундаментальное общее среднее образование в части формирования общей культуры, развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

3.Основными приоритетами обновления содержания образования являются:

структурирование содержания образования по ступеням обучения на основе ведущих положений и принципов гуманистической модели личностно ориентированного образования, педагогики индивидуальности с учетом возрастных периодов развития личности;

ориентация на освоение личностью как общечеловеческих ценностей, так и уникального этнокультурного наследия;

информационная и фактологическая разгрузка учебных курсов и предметов, устранение дублирования, обеспечение доступности и посильности учебного материала для всех обучающихся при сохранении системности в его построении и включении современных достижений базовых наук;

усиление конструирования содержания способов деятельности, универсальных, ключевых компетенций, развитие индивидуальности школьника в русле подготовки его к жизни, мобильной адаптации в социуме, в изменяющемся обществе;

ориентация на овладение различными способами освоения национальной и мировой культуры, формирование гражданских, правовых, экономических ценностей, культуры семейных отношений, эмоционально-ценностных отношений, опыта безопасного поведения;

установление оптимального соотношения фундаментального и технологического компонентов содержания образования по ступеням обучения с учетом культуросообразной ориентации;

переход от изучения компьютерной техники к освоению (с 6 класса) и применению информационных и коммуникационных технологий и медиаобразованию;

генерализация знаний, интеграция отдельных учебных предметов, содержания обучения в интегрированные учебные курсы в целях устранения перегрузки и формирования целостной картины мира;

разгрузка учебного плана от многопредметности, перераспределение содержания образования между базовой и средней школой с учетом направлений и профилей дифференцированного обучения, установление обязательного государственного компонента базового уровня содержания образования;

переход к вариативности и многообразию учебных планов, программ и курсов для реализации уровневой и профильной дифференциации, обеспечения выбора индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, потребностей и возможностей личности, специфики социокультурной среды, функционирования образовательных учреждений в сельской и городской местностях;

разработка нового поколения личностно ориентированных учебников и учебно-методических комплексов, в том числе интегрированных, электронных, мультимедийных, гипертекстовых, рационально сочетающих продуктивную и репродуктивную деятельность учащихся в целях развития личности, формирования обобщенных, фундаментальных знаний, универсальных умений, социально значимых и востребованных компетенций.

4.Основополагающими принципами обновления содержания образования являются:

соответствие содержания во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования общим целям современного личностно ориентированного образования, что обусловливает необходимость отражения в составе содержания и знаний, и умений, и опыта творческой деятельности, и индивидуально-личностного отношения;

ориентация на освоение ценностей национальной культуры в единстве с общечеловеческими ценностями, на ведущие глубинные национальные идеи, которые призваны сыграть объединяющую, вдохновляющую роль в становлении образованной личности, исполняющей свое предназначение перед собой, своей семьей и отечеством;

фундаментализация, предполагающая освобождение школьников от обязательного изучения второстепенных фактов и положений и выдвижение на передний план развития у учащихся познавательных, творческих и созидательных способностей, формирование обобщенных, фундаментальных знаний, универсальных умений, способов деятельности и компетенций;

практическая направленность, предполагающая усиление конструирования содержания способов деятельности и опыта творческой деятельности, максимальное приближение школьного образования к жизни, потребностям и интересам учащегося, формирование ценностных ориентаций и опыта адекватного поведения личности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях антропогенного, техногенного, социального и иного происхождения;

гуманитаризация как наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, преодоление сциентистского подхода в построении социально-гуманитарных дисциплин и выделение гуманитарного аспекта всех учебных курсов и предметов, гуманизация их преподавания;

относительная завершенность, предусматривающая системное представление, определенную полноту и относительную внутреннюю замкнутость содержания образования в базовой школе, обеспечение преемственности базовой, средней и высшей школы как в содержании, так и в методах, формах и средствах обучения;

профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора личностью уровня изучения учебных курсов и предметов, направлений и профилей обучения, номенклатуры учебных дисциплин и курсов по выбору;

регионализация образования как учет специфики образовательного учреждения, интересов и потребностей обучающихся, местных социокультурных особенностей и традиций (исторических, географических, литературных, экономических и др.), способствующих становлению личности, небезразличной к судьбе своей "малой Родины", формированию патриотизма и гражданственности.

На основе принятых концептуально-программных документов, установленных направлений обновления содержания образования осуществляется разработка образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебно-методических комплексов для реформируемой школы, массовому внедрению которых предшествует их широкая экспериментальная апробация на базе экспериментальных школ и научно-педагогическая экспертиза ведущими специалистами и коллективами.

Читайте также: