Алгебра и начало анализа 10 12 класс для вечерней школы

Обновлено: 06.07.2024

Рабочая программа составлена для работы с учебниками:

Общая характеристика учебного предмета.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
  • изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
  • знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для вечерних школ Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 72 часов в год из расчёта 2 часа в неделю для 10 – 12 классов. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Результаты обучения.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

Основное содержание.

( [1] Курсивом в тексте выделен материал (за исключением математических символов), который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.)

Корни и степени. Корень степени п > 1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем [1] . Свойства степени с действительным показателем.

Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.

Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.

Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.

Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства график.

Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.

Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.

Показательная функция (экспонента), ее свойства и график. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат.

Начала математического анализа.

Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Понятие о непрерывности функции.

Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.

Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.

Уравнения и неравенства.

Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных и тригонометрических уравнений.

Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (часов).

Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.

Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев; вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.

Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трёх перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.

Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции n-гоугольника. Изображение пространственных фигур. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Сечения куба, призмы, пирамиды.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

Требования к уровню подготовки выпускников.

( [2] Помимо указанных в данном разделе знаний, в Требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечис­ленных ниже умений.
[3] Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.)

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать [2] :

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия о числе, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • практических расчетов по формулам, в том числе по формулам, содержащим степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

    Функции и графики.

    • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
    • строить графики изученных функций;
    • описывать по графику и в простейших случаях по формуле [3] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
    • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков.

      Начала математического анализа.

      • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
      • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
      • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
      • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
        • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.

        Уравнения и неравенства.

        • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
        • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
        • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
        • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
        • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
          • построения и исследования простейших математических моделей.

          Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

          • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
          • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
          • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
            • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
            • анализа информации статистического характера.
            • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
            • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
            • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
            • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
            • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
            • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
            • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
            • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
            • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
              • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
              • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

              Формы контроля знаний: самостоятельные работы, тесты, контрольные работы.

              Алгебра и начала анализа 10-12 классы (Глейзер, Саакян, Вяльцева, Алексеев) 1989 год

              Алгебра и начала анализа 10-12 классы (Глейзер, Саакян, Вяльцева, Алексеев) 1989 год

              Учебное пособие для 10-12 классов вечерней (сменной) школы и самообразования

              Авторы: Г.Д. Глейзер, С.М. Саакян, И.Г. Вяльцева, А.С. Алексеев

              С О Д Е Р Ж А Н И Е:

              Глава I. Действительные числа

              § 1. Рациональные числа

              § 2. Иррациональные числа

              § 3. Действительные числа

              § 5. Задания для самопроверки

              Глава II. Уравнения и неравенства. Системы уравнений в неравенствах

              § 6. Решение линейных уравнений

              § 7. Неравенства и их свойства. Линейные неравенства

              § 8. Решение квадратных уравнений

              § 9. Примеры решений систем уравнений

              § 10. Примеры решений систем неравенств

              § 12. Задания для самопроверки

              Глава III. Функции
              § 13. Понятие функции
              § 14. Линейная функция
              § 15. Квадратичная функция

              § 16. Степень с рациональным показателем
              § 17. Примеры степенных функций
              § 18. Повторение
              § 19. Задании для самопроверки

              Глава IV. Производная
              § 20. Понятие о пределе и непрерывности функции
              § 21. Основные теоремы о пределах
              § 22. Понятие о приращении аргумента и приращении функции
              § 23. Скорость прямолинейного движения
              § 24. Производная
              § 25. Производили и непрерывность
              § 26. Производная алгебраической суммы, произведения и частного функций. Производная степенной функции
              § 27. Производная сложной функции
              § 28. Повторение
              § 29. Задания для самопроверки

              Глава V. Применение производной
              § 30. Примеры применения производной к приближенным вычислениям
              § 31. Геометрический смысл производной
              § 32. Уравнение касательной к кривой
              § 33. Применение производной в физике
              § 34. Возрастание и убывание функции
              § 35. Максимум и минимум функции
              § 36. Исследование квадратичной функции
              § 37. Общая схема исследования функции и построение ее графика
              § 38. Наибольшее и наименьшее значения функции
              § 39. Повторение
              § 40. Задания дли самопроверки

              Глава VI. Тригонометрические функции и тождества
              § 41. Градусное измерение угловых величин. Вращения и повороты
              $ 42. Радианное измерение угловых величин
              $ 43. Длина дуги окружности
              $ 44. Площадь кругового сектора
              § 45. Тригонометрические функции числового аргумента
              $ 46. Изменение тригонометрических функций с изменением аргумента
              § 47. Таблицы значений тригонометрических функций числового аргумента
              § 48. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств на отдельных промежутках
              § 49. Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента
              § 50. Понятие четной и нечетной функции
              § 51. Четность и нечетность тригонометрических функций
              § 52. Периодичность тригонометрических функций
              § 53. Графики функций sin х и cos х
              § 54. Графики функций tgx х и ctg x
              § 55. Решение простейших тригонометрических уравнений на множестве действительных чисел
              § 56. Примеры решения тригонометрических уравнений
              § 57. Примеры решения тригонометрических неравенств
              § 58. Повторение
              § 59. Задания для самопроверки

              Глава VII. Теоремы сложения для тригонометрических функций и их следствия
              § 60. Векторы. Скалярное умножение векторов (повторение)
              § 61. Косинус суммы и косинус разности двух аргументов
              § 62. Синус суммы и синус разности двух аргументов
              § 63. Тангенс суммы и тангенс разности двух аргументов
              § 64. Формулы приведения
              § 65. Тригонометрические функции двойного аргумента
              § 66. Тригонометрические функции половинного аргумента
              § 67. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента
              § 68. Формулы суммы и разности одноименных тригонометрических
              § 69. Примеры решения однородных тригонометрических уравнений
              § 70. Повторение
              § 71. Задания для самопроверки

              Глава VIII. Производные тригонометрических функций
              § 72. Вспомогательные теоремы
              § 73. Производная синуса
              § 74. Производные косинуса, тангенса и котангенса
              § 75. Понятие второй производной
              § 76. Понятие о дифференциальном уравнении. Гармонические колебания
              § 77. Решение задач
              § 78. Повторение
              § 79. Задания для самопроверки

              Глава IX. Первообразная и интеграл
              § 80. Понятие первообразной функции
              § 81. Основное свойство первообразной функции
              § 82. Три правила нахождения первообразных
              § 83. Криволинейная трапеция и ее площадь
              § 84. Вычисление площади криволинейной трапеции
              § 85. Понятие интеграла
              § 86. Формула Ньютона — Лейбница
              § 87. Применение интеграла к решению задач
              § 88. Приближенное вычисление интегралов
              § 89. Применение интегралов к вычислению объемов тел
              § 90. Повторение
              § 91. Задания для самопроверки

              Глава X. Показательная, логарифмическая, степенная функции и их производные
              § 92. Степень с действительным показателем
              § 93. Показательная функция, ее свойства и график
              § 94. Примеры решения показательных уравнений
              § 95. Примеры решения показательных неравенств
              § 96. Логарифмическая функция
              § 97. Основные свойства логарифмов
              § 98. Примеры решения логарифмических уравнений
              § 99. Примеры решения логарифмических неравенств
              § 100. Производная показательной функции
              § 101. Производная логарифмической функции
              § 102. Степенная функция и ее производная
              § 103. Вычисление значений показательной, логарифмической и степенной функций с помощью калькулятора
              § 104. Повторение
              § 105. Задания для самопроверки

              Глава XI. Решение уравнений, систем уравнений и неравенств
              § 106. Понятие о равносильных уравнениях
              § 107. Примеры решения иррациональных уравнений
              § 108. Уравнения с двумя и тремя переменными
              § 109. Некоторые приемы решения нелинейных систем уравнений
              § 110. Примеры решения неравенств и систем неравенств с двумя переменными
              § 111. Повторение
              § 112. Задания для самопроверки

              Советские учебники запись закреплена

              Алгебра и начала анализа 10-12-х классов : Учеб. пособие для веч. (смен.) шк. и самообразования / [Г.Д. Глейзер и др.]; Под ред. Г.Д. Глейзера. - 5-е изд., перераб. - М : Просвещение, 1989
              Пособие, которое мы выкладываем в этом посте является 5 переизданием учебника Глейзера для 9-11 классов вечерки, размещенного нами раньше. Есть отличия от ранних изданий. Авторы переработали пособие, чтобы оно стало доступным для самообразования.
              Спасибо Александру за предоставленное пособие.
              Доступно к распечатке в типографии группы.

              ВложениеРазмер
              rabochaya_programma_po_matematike_dlya_10_-_12_klassov.doc 463 КБ

              Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

              «Средняя общеобразовательная школа № 7

              МО учителей математики

              для 10-12 классов (заочного обучения)

              общеобразовательный уровень, III ступень

              срок реализации программы 3 года

              Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по МАТЕМАТИКЕ (Т.А. Бурмистрова М.Просвещение 2010г.)

              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

              10-12 КЛАССЫ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

              К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

              НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

              Рабочая программа составлена для работы с учебниками:

              Общая характеристика учебного предмета

              В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

              • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
              • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
              • изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
              • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
              • знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

              Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

              • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
              • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
              • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

              воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

              Место предмета в федеральном базисном учебном плане

              Согласно федеральному базисному учебному плану для вечерних школ Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 72 часов в год из расчёта 2 часа в неделю для 10 – 11 классов и 108 часов в год из расчёта 3 часа в неделю для 12 класса. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии.

              Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

              В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют о п ы т:

              • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
              • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
              • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
              • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

              Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

              Корни и степени. Корень степени п > 1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем [1] . Свойства степени с действительным показателем.

              Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основа- нию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.

              Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.

              Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.

              Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

              Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства график.

              Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.

              Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодич- ость, основной период.

              Показательная функция (экспонента), ее свойства и график. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат.

              Начала математического анализа

              Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

              Понятие о непрерывности функции.

              Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.

              Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона—Лейбница.

              Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.

              Уравнения и неравенства

              Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных и тригонометрических уравнений.

              Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.

              Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

              Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

              Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (часов)

              Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев; вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.

              Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).

              Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трёх перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.

              Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. . Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции n-гоугольника. Изображение пространственных фигур. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Разверт ка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

              Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

              Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

              Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

              Сечения куба, призмы, пирамиды.

              Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

              Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.

              Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

              Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

              Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

              Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

              Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

              ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

              В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

              • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
              • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия о числе, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
              • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
              • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
              • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
              • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
              • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

              • практических расчетов по формулам, в том числе по формулам, содержащим степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

              Функции и графики

              • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
              • строить графики изученных функций;
              • описывать по графику и в простейших случаях по формуле [3] поведе- '* ние и свойства функций, находить по графику функции наиболь- I шие и наименьшие значения;

              • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

              использовать приобретенные знания и умения в практической де- ятельности и повседневной жизни для:

                описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков;

              Начала математического анализа

              • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
              • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

              Уравнения и неравенства

              • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы',
              • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
              • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
              • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

              • построения и исследования простейших математических моделей.

              Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

              • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
              • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

              • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
              • анализа информации статистического характера;
              • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
              • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении',
              • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
              • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
              • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды,
              • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
              • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
              • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

              • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
              • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

              Формы контроля знаний: самостоятельные работы, тесты, контрольные работы.

              Читайте также: