Задачи психолого педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом кратко

Обновлено: 08.07.2024

Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы.

Консультационная работа с родителями и педагогами

ВложениеРазмер
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie123.pptx 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Диагностическое направление Цель: получение психологических данных для обеспечения процесса социально-психологического сопровождения Коррекционно-развивающее направление Задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов. Консультационно-просветительское направление Включает в себя консультирование родителей, педагогов и учащихся, их просвещение.

Кабинет психолога поделён на две зоны: Зона коррекционно-диагностическая Зона релаксации и психологического расслабления

Зона коррекционно-диагностическая - располагает к длительному доверительному общению. Содержит много вспомогательного материала. Особое внимание при коррекционной работе уделяется на развитие психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие эмоциональной сферы

Зона релаксации и психологического расслабления - помогает снять усталость, располагает к отдыху и расслаблению. После напряженных коррекционных занятий, уроков дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усиливают наблюдения за рыбками струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик и водопад своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Здесь дети могут намочить ладони , лицо , побрызгаться.

Сухой бассейн - удовлетворяет потребность ребёнка в гармоничных движениях, стимулирует его творческую активность, снижает уровень психо -эмоционального напряжения.

Сухой душ - способствует развитию тактильного восприятия, формированию уверенности в себе, снижению нервно-психологического напряжения, обогащению восприятия и воображения.

Работа с родителями . Индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной психологической помощи детям. Выступления на родительских собраниях. Проведение психологического обследования детей по запросам и в присутствии родителей. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) для родителей. Оформление информационных листков для обратной связи с родителями. Проведение тренингов, релаксационных упражнений, ролевых игр. Цель - повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета.

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта".

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана необходимость проектной деятельности д.


Взаимодействие специалистов и организация работы в классе со сложной структурой дефекта

Организация обучения детей со сложной структурой дефекта в тесном взаимодействим педагогов и специалистов службы сопровождения: логопеда, дефектолога, психолога.


Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять ег.

Как отмечают исследователи, психическое разви­тие детей при двойном или тройном дефекте не явля­ется суммой особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого подхода. Ха­рактерным для этой категории детей является резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся , дефектов вследствие сложных нарушений. Так, на­пример, при глухоте восприятие ребенком окружаю­щего мира идет зрительное и тактильно-кинестети­ческое восприятие, при слепоте - через слуховое и осязательное восприятие, а при слепоглухоте все эти пути компенсации невозможны. Поэтому специа­листам, работающим с этими категориями детей, при­ходится искать какой-либо другой альтернативный компенсационный путь.

Основной задачей психолого-педагогического со­провождения развития ребенка с комплексным дефек­том является решение вопроса изоляции его от окру­жающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития дефектологи считают включение ребенка 8 процесс образования, его куль­турное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом про­цессе занимает овладение ребенком языком. Зачастую возможности умственного развития ребенка со слож­ным сенсорным дефектом признают ограниченными, хотя разрешение этой проблемы зависит от состоя­ния специальной педагогики как науки в целом. Ко­нечно, в процессе развития высших психических функ­ций ребенка затрагивается вопрос и о степени сохранности интеллекта. Как уже было сказано выше, умственная отсталость может являться одним из ком­понентов сложного дефекта. В этом случае возмож­ность компенсаторного развития резко снижается, однако никогда не равняется нулю. В настоящий момент утверждается новая прогрессивная точка зре­ния, касающаяся развития детей с сенсорными нару­шениями, имеющими еще и олигофрению в степени дебильности.

ПРОБЛЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Одна из самых первостепенных задач на современ­ном этапе развития российского общества - достраи­вание отсутствующей системы раннего выявления нарушений в развитии ребенка. Поэтому на сегодняш­ний день вопросы ранней диагностики отклонений в развитии ребенка решают медицинский персонал ро­дильного дома, детской поликлиники, в которой наб­людается новорожденный.

Большую помощь при диагностике физических и психических дефектов у детей по всей территории России создается сеть постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций. Ко­личество ПМПК зависит от количества детей, прожи­вающих на территории данного региона, имеется со­отношение: 1 ПМПК на 100 тыс. детей. Председателем ПМПК является председатель комитета народного об­разования. В состав ПМПК входят следующие специ­алисты:

1) врачи: терапевт, психиатр, невропатолог, ортопед, окулист и отоларинголог;

2) педагоги специальных образовательных учрежде­ний: дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопе­дагог, социальный педагог;

5) представитель соответствующих органов управле­ния образованием,здравоохранением и социаль­ной защиты.

Присутствие этих специалистов крайне необходи­мо для грамотного процесса обследования детей и де лает этот процесс более организованным и продук­тивным, а также позволяет получить более точные результаты обследования. Так, были получены данные, согласно которым 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, а около 70% имеют по­ражение нервной системы в ранний постнатальный период. *

Специалисты считают, что основные закономерно­сти развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выяв­лении отклонений у ребенка надо быть крайне осто­рожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носит комплексный, системный характер, необходим учет данных психолого-педаго­гического, неврологического и нейропсихологиче-ского обследования. К сожалению, на практике это требование не всегда выполняется, а отсутствие комп­лексного структурного анализа состояния ребенка не может не сказаться на эффективности дальнейше­го коррекционного воздействия. Основной материал о состоянии ребенка в процессе раннего выявления отклонений в развитии поставляет медицинский пер­сонал входе медицинской диагностики. Данные по­лучают в результате осмотра ребенка, сбора и анализа анамнестических сведений, оценки его соматическо­го, психического, неврологического состояния. Иног­да сведения, собранные врачом, дополняются лабо­раторными исследованиями, среди которых очень важны занимают компьютерная томография, энцефа­лограмма, рентгенография черепа и др. Особое вни­мание уделяется диагностике интеллектуального, пси­хического, речевого и эмоционального развития ребенка.

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.

Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:

Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии - это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)

В областной психоневрологическом диспансере был апробирован опыт введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады. С этой целью были подобраны дети в возрасте 7-12 лет, с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью, обучающихся психологическим недоразвитием, обучающихся во вспомогательной школе №14 г. Орла.

На подготовительном этапе устанавливался контакт и обмен информацией между участниками полипрофессиональной бригады, с целью отслеживания психологического статуса ребенка:

  • Медицинский психолог ООПНД, ведущей группы
  • Участковый врач-психиатр (о получаемом лечении, история развития ребенка);
  • Родители (стиль семейного воспитания, отношения к болезни, этапы развития ребенка);
  • Педагог-дефектолог (успешность овладения образовательной программой, социальный статус ребенка в группе);
  • Логопед (речевое развитие ребенка);
  • Школьный психолог (психологический портрет ребенка);
  • Социальный педагог (адаптация ребенка в социуме).

На первом и заключительном занятии в группах психологического сопровождения детей с проблемами в развитии проводилась психологическое обследование с целью отслеживания групповой динамики.

1) Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, который используется для оценки:

- уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте 3-12 лет;

- степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.

Степень сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур значимо коррелирует с интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом); с возникновением трудностей в обучении и проявлениями дизлексии и дизграфии.

2) Тест "Рисунок семьи" выявляет особенности внутрисемейных отношений.

Базируясь на данных психологического обследования была создана психокоррекционная программа, целью которой является развитие сенсорных координаций орального праксиса, тактильной чувствительности, пространственных представлений, развития эмоциональной сферы и познавательных процессов. Было проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 60-90 минут, периодичность 1 раз в неделю, наполняемость группы 7 человек. Формы работы в группе были следующие: сенсомоторная гимнастика, арттерапия, элементы музыкотерапии, метод "от простого к сложному", тренинг общения, закрепление полученных навыков многократным повторением усвоенного материала (по развитию познавательных процессов).

Но эффективность психокоррекционной работы невозможна без психологической поддержки родителей детей с нарушениями в развитии. Основной целью которой является повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижения эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирования у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала.

Для этого проводились индивидуальные консультации, беседы с родителями о проблемах семьи, ребенка. Происходило ознакомление с результатами психологического обследования. А также родительские семинары в форме групповой дискуссии ( информированность родителей о психологических особенностях их ребенка, изменение отношения родителей к проблемам ребенка).

В качестве новой эффективной формы групповой работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществлялось совместное занятие с членами клуба "Новые возможности" ООПНД. В ходе которого пациенты психодиспансера, являющимися членами клуба, показали сказку "Репка" детям, задавали вопросы. После спектакля дети и взрослые вместе фотографировались и пили чай.

В ходе опыта введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады было выявлено: положительная динамика в 53% случаев, частичная - в 37%, отсутствия динамики в 10%.

На заключительном этапе были предложены рекомендации всем участникам психологического сопровождения для дальнейшей работы с ребенком. Разработана карта социально-психологической реабилитации на каждого члена группы. Она включает в себя данные психологического обследования, план психокоррекционной работы, а также отражение каждым специалистом динамики психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка.

Таким образом, проведение психокоррекционных групп с участием полипрофессиональной бригады (врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, психолога) в условиях психоневрологического диспансера является процессом эффективным и достаточно перспективным.

>; Общей закономерностью, свойственной развитию детей со слож­ными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух, а то и более первич ныхнарушений чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской, культурной) и в сензитивный период становления и развития основных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет к недоразвитию как отдельных функций (пред­метные действия, формирование образов предметов, пространст­венная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение), так и к общей задержке психи­ческого развития. Положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленны­ми к особенностям познавательной деятельности такого ребенка.

В дальнейшем, когда в конце концов ребенок попадает в необ­ходимую для него специфическую среду, активно стимулирую­щую его развитие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других детей с аномальным развитием.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней ком­пенсации дефекта.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нару­шений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенно­стей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психо­лого-педагогического подхода (исследования А.И.Мещерякова, Т.В.Розановой и др.). Так, слепоглухие дети в своем развитии су­щественно отличаются от других категорий аномальных детей (глухих, слепых и др.). Отсутствие зрения и слуха обрекает ребен­ка на значительную изоляцию от внешнего мира, и его психика не получает должного развития. Такой ребенок нередко расценива­ется окружающими как глубоко умственно отсталый: у него резко ограничено познание окружающей действительности, нарушены возможности общения с людьми и формирования навыков и норм поведения. Тем не менее в отличие от действительно умственно отсталого ребенка слепоглухой ребенок обладает значительными потенциальными возможностями умственного развития. Особен­но велики эти возможности у детей и подростков с поздней слепоглухотой, избежавших влияния сенсорной депривации в раннем возрасте и сохранивших речь.

Характерным следствием сложных нарушений является умень­шение доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возможного диапазона средств компенсации. Так, при слепоте

компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуще­ствляется в значительной мере через сохранные слух и осязание. При глухоте - через зрение, кинестетическое, тактильно-вибра­ционное восприятие, однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте, пути компенсации через слух и зрение оказы­ваются перекрыты и лишь в случае частичной сохранности этих функций могут быть использованы.

Таким образом, если в сложном бисенсорном дефекте мы име­ем дело со сложением двух различных первичных нарушений и образованием их сочетания, то в путях компенсации происходит как бы их вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использо­ваны. Альтернативным является какой-то третий путь. Психологи­ческая задача педагога-дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти пусть и очень узкие, но реальные и перспективные пути компенса­ции сложного дефекта. Так, для слепоглухого ребенка такую роль в его восприятии играют осязание и кинестетическое восприятие, кроме того, возможно значительное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере заменяют утраченные зрение и слух.

Решающим фактором развития будет в любом случае включе­ние ребенка в процесс образования, или так называемого куль­турного развития, присвоения им общественно выработанного исторического опыта человечества в процессе учения. Вывод ре­бенка из культурного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира - материально-предметного и социального -вот первейшая задача в поисках путей компенсации сложного де­фекта. В контексте культурного развития ведущее место занимает овладение ребенком языком. В этом смысле выход на компенсаторные сенсорные каналы приобретает до известной степени под­чиненное значение. Возможности умственного развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не следует призна­вать ограниченными. В конце концов они зависят от состояния специальной педагогики как научно-практической дисциплины. По мере реального прогресса в области специальной психологии и педагогики эти возможности существенно возрастают.

Поскольку важнейшим резервом, как это было показано Л.С.Выготским, является развитие высших психических функций ребенка, принципиально важным становится вопрос о степени сохранности интеллектуального развития. Умственная отсталость как возможный компонент сложного дефекта, безусловно, чрезвы­чайно снижает потенциал компенсаторного развития аномально­го ребенка, однако не делает последнее невозможным. Разделяв­шийся в прошлом специалистами крайне пессимистичный взгляд

на обучение таких детей в настоящее время преодолен. По отноше­нию к детям, имеющим наряду с сенсорными нарушениями олигофрению, в наше время утверждается новая прогрессивная точка зрения, опирающаяся на гуманистическую традицию в дефектоло­гии и на новые положительные экспериментальные факты.

Реабилитационный потенциал детей со сложной структурой дефекта далеко еще не освоен в специальной психологии и педа­гогике, хотя и здесь действует известная в этих отраслях знания закономерность: чем раньше наступило нарушение и чем больше степень нарушения, тем больше выражено аномальное развитие ребенка. Усложнение структуры нарушения, его многокомпонентность имеют такие же последствия.

Читайте также: