Философия как ветвь искусства грот кратко

Обновлено: 05.07.2024

Заработать на знаниях по теме Философия как ветвь искусства

Философия. Предмет и основные направления философии.

Видеолекцию ведет Кандидат философских наук Ермаков Вячеслав Алексеевич В формировании мировоззренческой культуры человека философия .

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях
ЛИКБЕЗ: 7 МИФОВ о ФИЛОСОФИИ

Так уж получилось, что о философии в сети постоянно распространяют различного рода байки и нелепицы, которые, как правило, исходят от людей, .

Невозможное возможно: философия искусства за 90 минут (Козлова Мария Владимировна)

Что такое философия и зачем она нужна? Что философия может сказать об искусстве и какой смысл в таком разговоре? И вообще – что все-таки .

Греческие философы передают эстафету культуры и знаний Римской республике, но не споткнётся ли она в пути? Краткий рассказ о Цицероне, .

--> --> Акмолинская область, Кокшетау городская администрация, Кокшетау
Бауыржана Момышулы, 41
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 12:00-21:00
Ср: 12:00-21:00
Чт: 12:00-21:00
Пт: 12:00-21:00
Сб: 12:00-21:00
Вс: 12:00-20:00

--> --> Орловская область, Орёл городской округ, Орёл, Советский район
Андрианова, 5
Расположение на карте

зимний период: пн, ср-пт 11:00-19:00; сб-вс 10:00-18:00; пн выходной; санитарный день: последний чт месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 10:00-18:00

--> --> Липецкая область, Липецк городской округ, Липецк, Советский округ, Сырский
Юношеская, 23а
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Вс: 09:00-18:00

--> --> Ставропольский край, Ессентуки городской округ, Ессентуки
Пятигорская, 128
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Ставропольский край, Минераловодский городской округ, Минеральные Воды
Железноводская, 24 к3
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Республика Татарстан, Казань городской округ, Казань, Ново-Савиновский район, 60-й квартал
Ямашева проспект, 81
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца; зимний период: вт-сб 9:00-18:00; пн выходной
Пн: 09:00-17:00
Вт: 09:00-17:00
Ср: 09:00-17:00
Чт: 09:00-17:00
Пт: 09:00-17:00

Пн: 09:00-12:00 13:00-17:00
Вт: 09:00-12:00 13:00-17:00
Ср: 09:00-12:00 13:00-17:00
Чт: 09:00-12:00 13:00-17:00
Пт: 09:00-12:00 13:00-17:00
Вс: 09:00-15:00

санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-16:30

Андрей Гасилин: "Искусство понимания. Основы философской герменевтики"
Центр Архэ Искусство, его формы и основные направления. Обществознание ЕГЭ

В видеоуроке разбирается тема: "Искусство, его формы и основные направления" Содержание: - Что такое искусство ? - Теория происхождения .

Бингоскул - подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 6 мыслей из восточной философии [The School of Life]

Восточная философия преследует ту же цель, что и западная - помочь людям познать истину и найти умиротворение. Достигает она её, однако, .

Чётко Всё, что нужно знать о религии, искусстве и науке | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2020 | Онлайн-школа СОТКА

Всё, что нужно знать о религии, искусстве и науке менее чем за час. Вот, что тебе предстоит узнать: Что общего у японцев и евреев; Какой смысл .


Посмертное издание, под редакцией Московского психологического общества. В сборник вошли статьи Н.Я.Грота, посвященные основным проблемам философии, ответам на вопрос, что такое философия и каковы ее задачи. Также автор затрагивает проблему критерия истины, значении чувств в познании и деятельности человека, классификации наук, обоснования метафизики. Поясняя суть метафизики, ее предмет, задачи и методы, автор исходит из убеждения, что метафизика, как наука, есть исследование и определение общих форм и законов духа (разума и воли) в познании действительности, а также в воздействии его на действительность. Излагая свою позицию относительно места и роли метафизики в познавательной деятельности человека, он признал метафизику такой же объективно-достоверной и логически необходимой наукой как математика, однако метафизика — не вся философия, ибо последняя еще и мудрость и, кроме того, она должна быть еще и национальной.

состоит отличительная черта искусства. Выяснив в точности отношение искусства и науки, уже не трудно прийти к выводу, что философия, как синтез, как отражение субъективного, как результат творчества и есть искусство, а не наука. Такая перемена клички не сводится лишь к простому спору о словах: она способна произвести коренной переворот во взглядах на философию. Все недостатки, в которых упрекали эту последнюю, пока считали ее за науку, окажутся естественными ее свойствами и отчасти даже достоинствами, с той минуты как она признана будет ветвью искусства. Общество сейчас же примирится с философией и с философами, как скоро узнает в этих последних братьев поэтов и художников, которые не истину должны ему открывать, а только изображать перед ним внутренний мир человеческого сознания с его высшими потребностями, влечениями и идеалами. То, что должно быть, а не то, что есть — вот что раскрывает философия. Из абсолютных ее истины делаются относительными, противоречия и разногласия становятся в ней естественными и даже неизбежными, служа признаком уже не бедности, а богатства; наконец дилетантизм многих философов в науках делается вещью извинительной и понятной: в деле творчества талант и гений всегда еще важнее, чем положительные знания, хотя известная доля последних, конечно необходима Теперь сравним же поэзию и философию более обстоятельно, как две ветви одного дерева. Во-первых, разберем сходные их черты.




И поэтические произведения, как и философские, всегда удовлетворяют только известных лиц и в известные эпохи, а других не удовлетворяют, — иначе сказать и те и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить.

Отсюда известный круговорот и преемство в господстве различных философских систем, как и в преобладании различных школ музыки и живописи или известных видов и направлений в поэзии и изящной словесности вообще. Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям живописи, музыки, поэзии и философии, все они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, волновать нас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли ее исполнения в частностях: Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант во всяком человеке возбуждают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Фидий, Софокл, Еврипид, Рафаэль, Моцарт и Шекспир. Кстати заметим, что и философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего

всегда кажутся смешными. Творчество в сфере отвлеченных понятий всецело принадлежит философии, и так как отвлеченные понятия всего сложнее и труднее для понимания, то сфера доступности философии самая узкая. Понимание живописи менее доступно, чем понимание музыки; понимание поэзии менее, нежели живописи; понимание философии и наслаждение ее созданиями еще менее доступно и еще более редко. Мир ее идей доступен только избранным!

Таково значение философии в ряду искусств. Значение это выяснилось естественно и наглядно. Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся перед нею в новой, более идущей к ее лицу, одежде. С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении. К философии же станем прислушиваться с вниманием, как к вечно юной изобразительнице нашей внутренней жизни и выразительнице высших потребностей нашего чувства. Без чувства жить нельзя — будем же сознательно платить ему дань в этой, хотя и старой, но до сих пор неверно понятой форме.

Быть может, здесь следует выяснить настоящий характер связи, соединяющей религию с философией. В лице Бога верование обретает мир, как целое, хотя в этом целом и исчезают все бесчисленные единичные явления. Мистика старается обладать им с помощью определенной интуиции, поскольку сущность души она возводит к простейшему жизненному началу, совпадающему с единством божественной сущности. Через религиозную мистику и философские умозрения всех веков в различных вариантах проходит мотив, что углубленное самосозерцание, преодолевающее всякое многообразие, приводит нас к абсолютному единству вещей. Это самосозерцание открывает нам точку, с которой единство вещей, полагаемое Богом, обнаруживается перед нами, как сущность и единство нас самих. Та философская точка зрения, которая, установляя отношение духа к целостному миру, способна объявить мир бессмыслицей или даже безумием с точки зрения индивидуума, находить в этом мотиве свое метафизическое оправдание: она является интеллектуальной формой чувства, всплывающего во все эпохи углубленной жизни человечества, — чувства, что мы проникаем в глубину мира, погружаясь в глубины собственной души.

Может быть, не существует другого примера необходимости в мышлении, от которой было бы так же трудно освободиться, как от разложения

вещей на форму и содержание, хотя такое разложение не оправдывается логическими соображениями и не требуется чувственно данным опытом. В тех или других бесчисленных видоизменениях это различение проникает собою все наши представления о мире, играя роль одной из тех организующих форм и приемов, с помощью которых дух приспособляет к себе многообразие сущего, непосредственно не стоящего под его единством. Над всеми отдельными содержаниями и текучими формами возвышается самая общая противоположность: мир как содержание, как бытие, в себе определенное и в своей непосредственности не могущее быть постигнутым, становится постижимым благодаря тому, что подводится под многообразие форм, из коих каждая заимствует присущее ей содержание из целостности мира. Наука и искусство, религия и переработка мира, гармонирующая с сокровенными запросами чувства, чувственное восприятие и организация вещей с точки зрения их смысла или ценности — все это и, быть может, еще многое другое суть важные формы, через которые, так сказать, проходит или должна пройти каждая часть мирового содержания. Поскольку нам дан мир, он с каждой точки зрения представляет элемент мирового содержания, воспринимаемого таким-то именно образом лишь в форме данной категории. Рефлексия созерцает одно и то же содержание под условием то одной, то другой категории. Одни и те же люди могут быть даны в виде предмета знания и в виде предмета художественного постижения. Одни и те же влияния можно рассматривать, как определяющие моменты нашей судьбы или — как проявления божественного вмешательства. Один и тот же предмет мы можем понять, как чисто чувственное явление или же — как деталь метафизической картины мира. И есть смысл в том, что каждая из этих значительных форм, каждое вообще наличное содержание берется, как нечто в себе замкнутое. Искусство может подчинить всю совокупность мира своему оформляющему принципу, так же точно, как и знание вправе ничего не упустить из виду в мире. Каждую вещь можно поставить на соответствующее ей место в каком-либо ряду ценностей, на каждую вещь может отозваться достаточно эластическое чувство жизни, и т. д. Однако же, хотя, согласно понятию этих форм, каждая из них и способна перевести на свой язык весь мир, о действительности в ее пределах говорить еще нельзя. И именно потому нельзя, что отдельная форма действительна не в своей абстрактной чистоте и абсолютной завершенности, а только в известных границах и по отношению к частностям, в сторону которых поворачивает ее соответствующая позиция духа. В нас нет искусства вообще, а лишь исторически данные формы искусства, художественные средства и стили. И так как сегодня они уже не те, что вчера, и еще не то, чем будут завтра, то их хватает только на то,

чтобы придать художественную форму некоторому определенному содержанию, хотя бы другие содержания уже не нашли себе места в этих именно художественных формах; но с принципиальной стороны и они также могли бы стать содержанием искусства. Столь же мало существует и абсолютная религия, которая сообщала бы религиозное значение всякой вещи, ставила бы ее, все равно, возвышенная она или же ничтожная и случайная, — с целым в связь, определяемую единством основного религиозного мотива. Мы имеем только исторические религии, из коих каждая охватывает одну лишь часть мира, души, судьбы, хотя бы при этом другая часть и оставалась по ту сторону, лишенная религиозного оформления. И вообще, здесь всегда повторяется одно и то же: идеальное право каждой из этих основных форм — построят один целостный мир из данных содержаний — осуществляется только в виде исторических образований, обреченных на незаконченность; лишь в них живут эти формы, разделяя с ними все случайности, приспособительные изменения, регрессивность, отклонения в прогрессивном движении, индивидуальную их односторонность, — короче, все особенности — и эксцентричности, обнаруживаемые исторической действительностью, которая, в противоположность идее и Принципу, связана с условиями времени. Не может обстоять иначе дело и с научным знанием. Образование понятий и методов, служащих для накопления и упорядочения опыта, переработка чувственно-данной действительности в форму естественнонаучных или исторических построений, критерии истины и заблуждения, — короче, все формы и методы, с помощью коих содержание мира поднимается до степени содержания науки, развивались в продолжении культурной истории человечества и, несомненно, будут развиваться и впредь. Для осуществления идеального знания нам не хватает не только сил, чтобы охватить фактически все содержания, распространив реальным образом форму науки на всю неисчерпаемость вещей: для этого нам не достает также и абсолютной, все задачи решающей, законченности самой этой формы. Ибо она дана нам не в виде, завершенном для всех эпох знания, а как нечто непрерывно изменякэдееся, незаконченное и соотносительное развивающемуся существу, каков человек. Всяким вероятностям, аналогиям и бесчисленным указаниям опыта противоречило бы предложение, что формы какой-либо живой, развивающейся науки, обусловленные необозримым многообразием исторических обстоятельств, способы охватить бытие в его целостности. Если Фихте прав, говоря, что каков человек, такова и его философия, то это справедливо и не только по отношению к одной философии. Что такое человеческое знание с известной точки зрения, это зависит от того, что такое само человечество с той же точки зрения. И очевидно, что формы и категории, выражающие для человечества уровень

знания в каждый данный момент, относятся к тем формам и категориям, которые претворяли бы в содержание знания все содержание мира, таким же точно образом, как незавершенность и исторические случайности бытия человечества относятся к идее законченного человечества.

тельного содержания, про которое мы вообще могли бы подумать, что оно лишено определенности, сообразной с формами духа. Это могло бы быть совершенно справедливым по отношению к научному знанию, если бы формы последнего не представляли собой исторические образования, которые именно поэтому и не могут охватить адекватным образом все содержание бытия. Если бы их развитие уже закончилось, как это без дальних разговоров принимает Кант и как это, без сомнения, и могло бы быть согласно идеалу чистого знания, то это, конечно, раскрыло бы возможность духовного контакта между человеком и бытием, как целым. Противоречие, которое, по-видимому, нарушает гармонию между единичным психическим бытием и неизмеримостью бытия в его целом, снимается благодаря неслыханной дерзости кантовского переворота, смысл которого тот, что все бытие своей формой предмета знания обязано именно духовному началу. Отдельные содержания мира могут, так сказать, пребывать в мире, дожидаясь своей очереди в восприятии. Но формы, осуществляющие опыт и природу вообще и, следовательно, содержащие в потенциальном виде всю целостность познаваемого мира, эти формы заложены в духе и даны в нем наперед, являясь теми его функциями, которые называются познанием. Дух соотнесен с миром, как целым, ибо это целое — его собственное деяние.

Таким образом, существует определенное отношение между тем обоснованием философского мышления, какое дает мистика, и тем, которое вытекает из кантовского мотива. Там содержание мира было определенным образом стянуто к одной точке, поскольку все индивидуальные особенности его были признаны несущественными и поскольку действительное бытие было приписано, собственно, одному лишь единству божественного начала; душа же, равным образом причастная ему, вследствие этого находит в себе же самой непосредственное соприкосновение с целостностью мира; поэтому мир, так сказать explicite, содержится в развитии философствующего духа. Это воззрение страдает отсутствием момента формы: допуская лишь субстанциональное ядро мира и все в нем растворяя, оно лишает действительность присущей ей индивидуальности, т. е. формы. Напротив, кантовская рефлексия стоит на точке зрения формы. Существует только несколько форм, образующих из мирового материала единый мир, и формы эти охватывают бесконечно — многообразные содержания. И так как для Канта речь идет только о мире познания, а познание происходит лишь в сознании, то формы познания суть формы сознания, и они предполагают, или собой охватывают мир, преобразуя его в предмет знания в соответствии с тем, что имеет для мира значение принципа. Понятно, что такое философское уразумение целостности мира противоположно сведению

Родился в семье филолога, академика Я. К. Грота и писательницы Наталии Петровны Семёновой (1824—1899), сестры известных деятелей и писателей Николая Петровича Семёнова и Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.

Жена — Наталья Николаевна Лавровская. Дети: Евгения, Алексей, Мария, Наталия, Ольга, Елена, Надежда, Лев.

После годичной стажировки в Германии обосновался в Нежине, преподавал психологию, логику и историю философии в местном Историко-филологическом институте.

В 1883—1886 гг. заведовал кафедрой философии Новороссийского университета в Одессе, с 1886 г. — профессор Московского университета, где до самой смерти работал на кафедре философии.

Научные взгляды



Интересные факты

Труды



Отдельные издания

  • Сновидения как предмет научного анализа // Киев. — 1878.
  • Философия как ветвь искусства // Мысль. — 1880. — № 8.
  • Отношение философии к науке и искусству // Киев. — 1883. — № 27-28. // Русское богатство. — 1883. — № 4-6.
  • О направлении и задачах моей философии. (Ответ архиепископу Никанору) // Православное обозрение. — 1886. — № 11.
  • Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности // Труды Московского психологического общества. Вып. III. — М., 1889.
  • Что такое метафизика // Вопросы философии и психологии. — 1890. — Кн. 2.
  • Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой// Вопросы философии и психологии., январь
  • О времени // Вопросы философии и психологии. — 1894. — Кн.23, 24, 25.
  • Понятие о душе и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. — 1897. — Кн. 37, 39. // Вопросы философии и психологии. — 1898. — Кн. 45.

Литература

    — СПб., 1911.
  • Архангельская И. Д. Н. Я. Грот и первый в России философский журнал // Вопросы истории. − 2000. — № 3. — С. 130—134.
  • Павлов А. Т. Николай Яковлевич Грот, его место в истории русской философии // Вопросы философии. — 2003. — № 10. — С. 114—122.
  • Павлов А. Т. Н. Я. Грот — профессор философии Московского университета // Философские науки. — 2003. — № 4. — С. 103—116.

См. также

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 30 апреля
  • Родившиеся в 1852 году
  • Родившиеся в Хельсинки
  • Умершие 4 июня
  • Умершие в 1899 году
  • Умершие в Харьковской губернии
  • Философы по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Философы России
  • Философы XIX века
  • Авторы Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  • Выпускники историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Грот, Николай Яковлевич" в других словарях:

Грот Николай Яковлевич — профессор философии (1852 1899), сын академика; сначала профессор в историко филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. в Новороссийском университете, а с 1886 г. в Московском университете. Философские взгляды Грота… … Биографический словарь

Грот, Николай Яковлевич — профессор философии, сын академика Я. К. Грота (см.); род. в 1852 г.; учился в Ларинской гимназии и на историко филологическом факультете СПб. университета, где получил золотую медаль за сочинение "Опровержение Платона и пифагорийцев по… … Большая биографическая энциклопедия

Грот Николай Яковлевич — (1852–1899) российский психолог, один из основателей экспериментальной психологии эмоций, возглавлял кафедру философии в Московском университете (1886) и Московское психологическое общество (1887). Предложил программу построения психологии… … Большая психологическая энциклопедия

ГРОТ Николай Яковлевич — (род. 16 апр. 1852, С. Петербург – ум. 23 мая 1899) рус. философ, профессор (с 1886), председатель Московского психологического общества (с 1888). В каждом философском течении стремился выделить содержащееся в нем зерно истины, в философских… … Философская энциклопедия

ГРОТ Николай Яковлевич — (1852 99) российский философ. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, основатель и редактор журнала Вопросы философии и психологии (с 1889). Эволюционировал от позитивизма… … Большой Энциклопедический словарь

Грот Николай Яковлевич — (30.04.1852 4.06.1899) русский философ идеалист, психолог. С 1886 г. профессор Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала Вопросы философии и психологии (с 1889). Развивал теорию,… … Психологический словарь

Грот Николай Яковлевич — Николай Яковлевич Грот (18 (30) апреля 1852, 23 мая (4 июня) 1899) русский философ. Сын Якова Грота. Окончил историко филологический факультет Санкт Петербургского университета (1875). После годичной стажировки в Германии обосновался в Нежине,… … Википедия

Читайте также: