Каким переменам в жизни россии способствовали реформы 1860 1870 х гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

В феодальной России это были реформы БУРЖУАЗНЫЕ: крестьянская реформа 1861(отмена крепостного права) , .судебная реформа1864 года (провозгласила принцип независимости судов, гласности, состязательности в судебном процессе, были введены суды присяжных, мировые суды и пр.), городская реформа 1870г. (заменила сословные органы самоуправления бессословной городской думой) , земская реформа 1864г. (Положение о губернскихи уезных земских учреждениях, создала органы самоуправления-земства), цензурная реформа 1865г. (вводилась карательная цензура вместо предварительной, устанавливалась судебная ответственность за нарушение правил), военные реформы1860-1870гг. (замена рекрутской повинности всесловной воинской повинностью и создание массовой армии, вооружение армии новым нарезным оружием, создание военных округов, новые уставы и пр) , финансовые (гоударственные доходы все сосредотачивались в государственном казначействе, централизован контроль за расходованием финансов, замена винного откупа акцизом, создан Государственный банк) реформы 1860г., университетская реформа 1863г. (Введен университетский устав, восстановлена автономия университетов, и пр. ) Проведены самодержавием в условиях обострения кризиса феодально-крепостнической системы, началась в обстановке революционной ситуации1859-1861гг. Реформы способствовали развитию капитализма в России, в то же время сохраняли феодальные пережитки. Осуществлялись непоследовательно, в конце80-начале 90 гг. значительно были ослаблены контререформами, принятыми в период правления Александра Третьего.

Земская и городская реформы способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства. Судебная реформа была построена на следующих принципах: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, несменяемость судей и следователей, выборность некоторых судебных органов. В результате военной реформы Россия получила массовую армию, соответствовавшую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Реформы области народного просвещения привели к созданию системы начального образования, было положено начало женскому среднему образованию, высшее образование также стало доступным для женщин.

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.

Великие реформы – преобразования в экономической, политической и социальной сферах, проведённые в 1860—1870-х гг. в Российской империи во время царствования императора Александра II (1855-1881 гг.). Особо важными стали крестьянская, земская, городская, судебная, военная, образовательная реформы.

По меткому выражению В.О. Ключевского – “Севастополь ударил по застоявшимся умам”. После позорного поражения в Крымской войне даже такие убеждённые консерваторы как М.П. Погодин принялись критиковать самодержавно-крепостническую систему и предлагать свои варианты реформ.


Отмена крепостного права 1861 г.

Причины реформы

  1. Главной причиной на тот момент была военно-техническая отсталость России, которая основывалась на крепостнической системе.
  2. Крепостное право препятствовало индустриальному развитию страны и всей экономике: отсутствовал рынок рабочей силы.
  3. Царское правительство опасалось новых крупных крестьянских восстаний по типу выступления по предводительством Е.И. Пугачёва.

Подготовка реформы


Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. Г.Г. Мясоедов

Для Александра II важным элементом реформы должна была стать инициатива самих дворян. Об этом он намекнул своему другу и Виленскому генерал-губернатору В.Н. Назимову. Помещики в Северо-Западном крае, наблюдая за результатами безземельного освобождения крестьян в Прибалтике, были не против того же самого и у себя. Поэтому вскоре В.Н. Назимов от лица дворян своего генерал-губернаторства обратился к Александру II с прошением о создании комиссии по отмене крепостного права. 20 ноября 1857 г. последовал рескрипт В.Н. Назимову о создании губернских комитетов по выработке проектов предполагаемой реформы. Вскоре были даны рескрипты и другим генерал-губернаторам.

В 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. В нём была сосредоточена основная работа по выработке положений реформы. В 1859 г. учреждались Редакционные комиссии, где должны были рассматриваться проекты губернских комитетов. Главой Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев.

Значимую роль в разработке реформы сыграл Н.А. Милютин, который входил в кружок тётки царя – великой княгини Елены Павловны. С правительственной стороны активное участие принимал министр внутренних дел С.С. Ланской.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…” и “Положения” – условия освобождения.

“Положения” реформы


Чтение Манифеста. Б. Кустодиев

  1. Крестьяне получали личную свободу и становились независимы от воли помещика. Они получали гражданские права на приобретение имущество, смену сословия, вступления в брак и т.д. Однако стоит отметить, что крестьяне оказались связаны общиной . Сохранялось общинное землепользование, круговая порука при выплате налогов (подушной подати). Выход из общины был крайне затруднён, что сдерживало буржуазное развитие деревни.
  2. Крестьяне освобождались с земельным наделом , который был значительно урезан. Участки, которые были отобраны у крестьян по итогам реформы назывались отрезками. Они составляли около 20% и передавались помещикам. Надел крестьянина был слишком мал для обеспечения семьи, поэтому им приходилось арендовать часть земли у помещиков.
  3. Крестьяне получали личную свободу вместе с землёй за определённую выплату . Так как цена была слишком была большой, то государство выплачивало помещику за наделы и крестьян 80% стоимости. Это деньги считались долговыми. Свои земельные долги крестьяне должны были отдавать государству в течение 49 лет под 6% годовых. Они назывались выкупными платежами (отменены в 1907 г.). Остальные 20% крестьяне платили помещику сами. До окончательной выплаты 20% крестьяне находились в категории “временнобязанных крестьян” и должны бы нести повинности помещику. Определение

Временнообязанные крестьяне – крестьяне, которые получили личную свободу после отмены крепостного права в 1861 г., но не выкупили землю у помещика (20%) и продолжали пользоваться наделом за оброк или барщину. Окончательно крестьян временнообязанное состояние было отменено в 1881 г.

Итоги реформы

  1. Крепостническая система была ликвидирована. Однако реформа стала компромиссом между помещиками и крестьянами и носила половинчатый характер. Так, в период временнобязанного состояния крестьяне хоть и были свободными, продолжали нести те же повинности, что и прежде. Кроме того, недостаточный земельный надел вынуждал некоторых крестьянин арендовать землю у помещика, что вновь напоминало дореформенные отношения.
  2. Реформа хоть и носила буржуазный характер, но сохраняла такие архаические черты, как крестьянская община с круговой порукой, помещичье землевладение.
  3. Из-за естественного прироста населения во второй половине XIX в. возникла новая крестьянская проблема – малоземелье. Она стала наиболее острой на рубеже XIX-XX вв. и так и не была решена царским правительством вплоть до 1917 г.
  4. После реформы произошли ряд восстаний крестьян в Казанский и Пензенской губерниях. Однако то, чего больше всего опасались – крупного выступления – не произошло.
  5. С ликвидацией крепостнической системой в прошлое уходил старый административный строй, основанных на старом сословном строе. Следовательно, крестьянская реформа повлекла за собой дальнейшие изменения в сфере государственного управления, что вылилось в земскую, городскую и судебную реформы.

Земская реформа 1864 г.

Заседание земства в провинции. К.А. Трутовский

Причины реформы . С появлением нового свободного сословия необходимо было внести изменения в местное управление. Также правительство надеялось частично возместить помещикам утрату прежней власти.

Суть реформы . В губерниях и уездах создавались земства – всесословные выборные органы местного самоуправления. Земства были независимы от административной власти, однако губернатор мог отменить их любое решение. В их ведении находились исключительно вопросы местного хозяйственного значения : строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, торговли и т.д.

Выборы в земства были ограничены имущественным цензом, поэтому в земствах преобладали помещики. Тем не менее с разорением дворян, в них стал повышаться удельных вес крестьян и других групп. Выборы происходили по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской.

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа 1870 г. была аналогична земской с той лишь разницей, что изменения происходили в городах.

Создавались всесословные органы городского самоуправления – городские думы. Они решали вопросы благоустройства города : учреждением школ, больниц, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, установления противопожарных мер и т.д.

Выборы в городские думы были ограничены имущественным цензом. Создавались три выборные курии по принципу выплаты налогов. Преимущество получали крупные налогоплательщики, т.е. крупная буржуазия. Городские думы, как и земства, были независимы от администрации, но находились под их строгим контролем.

Реформы местного самоуправления способствовали развитию местного хозяйства, промышленности и торговли, а также повышению уровню образования и медицины на местах.

Судебная реформа 1864 г.


Преобразование судебной системы носила явный прогрессивный характер. Принципы, которые были введены по “Новым судебным уставам”, остаются актуальными и по сей день.

Так, они предусматривали всесословность суда (равенство всех сословий перед законом), несменяемость судей, независимость их от администрации, гласность (открытость судебных заседаний), состязательность судопроизводства (наличие адвоката и прокурора). Для сложных уголовных судебных вводился институт присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей.

Создавалась новая система судопроизводства. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. В городах и уездах создавались мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды занимались крупными уголовными и гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались вместе с судом присяжных. Апелляции решений окружных судов могли подаваться в судебную палату.

Несмотря на передовой характер реформы, сохранялся ряд пережитков в виде Особых судов: волостной для крестьян, военный – в армии, консистория – для духовенства.

Военная реформа 1861-1874 гг.


Причины . Поражение в Крымской войне показало несостоятельность русской армии, её вооружения и кадрового офицерского состава.

Инициатором и руководителем реформы стал военный министр Д.А. Милютин.

  1. В начале 1860-х гг. началось перевооружение : замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, развитие и совершенствование парового флота.
  2. Расширилась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создавались юнкерские училища и военные гимназии. Вводились новые военные уставы, по которым из армии удалялись муштра и палочная дисциплина.
  3. По указу от 1 января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Она заменяла собой рекрутскую систему комплектования армии и распространялась на всё мужское население, достигшее 20 лет (с 1888 г. – 21). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (+9 лет в запасе) и 7 лет — на флоте (+3 года в запасе). Создавалась система льгот для лиц, имеющих образование, для единственных сыновей и кормильцев в семье.

Реформа образования и печати

  1. В 1864 г. было издано Положение о начальных народных училищах. По нему учебные заведения могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Стали сосуществовать государственные , частные , земские и воскресенские школы.
  2. В том же 1864 г. вышел устав средней школы. Учреждались классические гимназии и реальные гимназии (позднее – училища). В первых делался упор на изучение древних языков и гуманитарных предметов. После окончания классических гимназий учащиеся могли поступить в университет. В реальных училищах учили большее время уделялось естественным и техническим наукам. Их выпускники могли поступить в специальные технические высшие заведения, а не в университеты. В гимназии и училища принимали детей всех сословий, однако плата за обучения была достаточно высокой.
  3. Было положено начало женскому образованию . Открывались женские гимназии, а позднее стали возникать и высшие женские курсы.
  4. В 1863 г. появился новый университетский устав, который предоставлял университетам значительную автономию : самостоятельное избрание ректора, присуждение степеней, выбора учебной программы и т.д.
  5. В 1865 г. были изданы “Временные правила” о печати. Отменялась предварительная цензура для ряда печатных изданий.

“Диктатура сердца” М.Т. Лорис-Меликова

В связи с увеличением террористических актов в конце 1870-х гг. царское правительство отказалось от реформ и начало закручивать гайки и ужесточать режим (на Александра II было совершено всего 6 покушений). Так, в 1879 г. был введён институт временных генерал-губернаторов, которых наделили чрезвычайными полномочиями.


Портрет М.Т. Лорис-Меликова. А.К. Айвазовский

После покушения на императора в Зимнем дворце в 1880 г. Александр II издал указ о создании о Верховной распорядительной комиссии, которую возглавил харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов. Учреждённый орган сосредоточил основные нити контроля и управления страной. Одним из важных решений, актуальных до сих пор, стало присоединение III отделения полиции к Министерству внутренних дел. Это позволило более успешно вести борьбу с террористами.

М.Т. Лорис-Меликов считал нужным не просто ужесточить режим, но и заручиться поддержкой некоторых общественных сил. Поэтому он ослабил цензуру и способствовал развитию печати и общественного мнения. В 1881 г. он представил Александру II доклад, основной идеей которого было привлечение выборных представителей земств и городов к принятию законов на высшем уровне. Это также было попыткой заручиться поддержкой общественного мнения. Александр II не успел подписать документ, хотя и одобрил его. 1 марта 1881 г. он был убит террористами народнической организации “Народная воля”.

Подводя итог, стоит сказать, что при Александре II были проведены важнейшие реформы, прозванные впоследствии Великими. Они способствовали прогрессивному внутреннему развитию страны. Завершить преобразования не удалось. Во многом это было связано с деятельностью революционных организаций. Император Александр III (1881-1894 гг.) взошёл на престол при более чем печальных обстоятельствах – гибели своего отца. Этот факт сильно повлиял на характер его правления.

Читайте также: