Кто и как занимался воспитанием обломова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Илья Ильич Обломов является единственным ребенком у своих родителей. Из-за этого супруги Обломовы всячески баловали сына:

".. .в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков." (об Илье Обломове, часть 1 глава VI)

Воспитание Обломова прошло в теплом семейном кругу, в домашней и уютной атмосфере в его родном имении Обломовка:

"Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом. " (часть 1 глава V)

Родители Обломова и другие его родственники были ленивыми людьми. От всех них Илья Ильич перенял свою лень и беспечность:

"У них, как и у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон. " (часть 1 глава IX)

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что родители не научили его трудолюбию, терпению и усердию. Родители мечтали, чтобы их сын Илья стал высокопоставленным чиновником или даже губернатором, но чтобы на пути к этому успеху он приложил как можно меньше усилий, не изнуряя душу и тело. Эта своеобразная "система воспитания" Обломовых абсолютно не нравилась их соседу господину Штольцу, который воспитывал своего сына Андрея Штольца в совершенно другом ключе:

" Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников, а они уклонялись от ударов вышесказанными и другими хитростями. " (часть 1 глава IX)

Родители Обломова не научили его быть самостоятельным человеком. Слуги приносили маленькому Илюше все, что ему могло понадобиться. Таким образом, он не научился сам себя обслуживать в повседневной жизни:

"Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, – принести ли что, сбегать ли за чем. " (часть 1 глава IX)

Отец, мать и прочие родственники не давали маленькому Илье сделать какое-либо самостоятельное движение:

". ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:

– Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас.

Маленький Илюша с детства привык к помощи своего верного слуги Захара. Без него он не мог ни одеться, ни обуться:

". Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара. " (часть 1 глава VII)

Один из главных принципов воспитания Обломовых заключался, в том, чтобы не позволять ребенку шалить и исследовать окружающий мир. Эти ограничения негативно повлияли на личность Ильи Обломова:

Родители Обломова оберегали сына от всяческих невзгод и проблем. Мальчик рос, как цветок в теплице. Это, безусловно, вредило его развитию:

В маленьком Илье Обломове бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но все это не находило выхода. В результате ребенок рос медленно и вяло:

"А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь. " (часть 1 глава IX)

". он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. " (часть 1 глава IX)


Иногда маленькому Илюше все же удавалось вырываться из домашнего плена и порезвиться на воле. Но такое случалось редко, потому что родители всячески пресекали подобные побеги:

"Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит, и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек. " (часть 1 глава IX)

Со временем маленький Обломов привык к вялой, ленивой жизни. Еще будучи ребенком, он научился кричать на слуг и приказывать им:

Очевидно, система воспитания, которой придерживались старики Обломовы, нанесла непоправимый вред их сыну. Родители не понимали, что своей безмерной опекой лишали сына самого главного – возможности шалить, резвиться и исследовать мир вокруг:

В результате воспитание, полученное Обломовым, сделало из него апатичного и слабого человека, не приспособленного к жизни.

Это были материалы для сочинения о воспитании Обломова в романе "Обломов" Гончарова: анализ системы воспитания, ее проблем и принципов.

Детство Обломова

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью?

Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Заключение

События юных лет оказывают значительное влияние на жизнь человека. Не стало исключением детство Обломова — литературного персонажа И. А. Гончарова. В детских годах следует искать причины, по которым главный герой одноименного романа вырос апатичным и ленивым. Его характер формировался под влиянием близкого окружения и родителей, которые не смогли привить сыну волевой характер и стремление к успеху.

  • Идея романа
  • Сюжет литературного произведения
  • Родина Обломова
  • Умственное развитие
  • Обучение мальчика
  • Близкие люди в детстве Ильи
  • Роль воспитания
  • Последствия событий юных лет

Детство Ильи Обломова

Идея романа

Сюжет литературного произведения

Знакомство с кратким содержанием и цитатами из произведения поможет понять его суть и выделить моменты из детства главного героя. Им выступает Илья Ильич Обломов, человек 30—32 лет, который со слугой Захаром живет в Петербурге на улице Гороховой. Он практически не встает с дивана, не ведет никакую деятельность. По описанию автора, это полный обрюзгший человек с выразительным серыми глазами. Его лицо можно было бы назвать привлекательным, если бы он весил намного меньше.

 Илья Обломов

Полнота для Обломова — великое дарование бога. Илья считает, что она дана свыше и предопределяет образ жизни, который он ведет. Внешний вид его не волнует — подобное отношение к внешности и гардеробу передалось от родителей. Сдвинуть с дивана апатичного Обломова не могут ни чувство к Ольге Ильинской, ни угроза разорения поместья.

Антиподом в произведении выступает Андрей Штольц, которому автор дает хорошую характеристику. Он помогает Илье на время очнуться от вымышленного мира и окунуться в реальность. После долгих размышлений Илья даже решается просить руки Ольги Ильинской. Поддавшись интригам Тарантьева, он переезжает в дом Агафьи Пшеницыной, который расположен на Выборгской стороне.

Постепенно все хозяйство лентяя оказывается прибрано к рукам Агафьи, сам же Обломов окончательно деградирует. В это время по Петербургу уже ходят слухи о его женитьбе на Ольге Ильинской. Обломов этому удивлен, ведь он еще ничего не решил. Ольга приходит в новую квартиру Ильи и убеждается, что он не может очнуться он мира фантазий, сочинений, размышлений. Она разрывает отношения, а на Обломова начинает претендовать Пшеницына.

Брат Агафьи старается прибрать к рукам дела Обломова, а сама она рожает ему сына. Вскоре девушка раскрывает планы брата и отрекается от него. Ольга выходит замуж за Андрея Штольца, который посещает Обломова, так и не способного покинуть диван и начать жить интересно. Илья просит не оставлять его сына. Спустя пять лет после инсульта он умирает, а опеку над его ребенком оформляют Андрей и Ольга.

Роль сына в жизни Пшеницыной стала главной. Слуга Захар пережил своего барина, он стал испытывать лишения и просить милостыню.

Родина Обломова

Обитатели редко выезжали за пределы усадьбы, практически не принимали у себя гостей. Единственным преступлением была кража урожая на огородах. Жители Обломовки хорошо знали друг друга в лицо и боялись чужаков. Когда слуга привез письмо из города, все вдруг чего-то испугались и четыре дня не решались его прочитать. Открыв, успокоились: в письме знакомый помещик просил рецепт варки пива.

Забота о пище — главное занятие обитателей поместья. При деревенском изобилии составить меню на каждый день было непросто. О том, что подать к столу на обед и ужин, совещались всем домом. Каждый предлагал свое блюдо, поэтому выбрать было сложно. После еды в усадьбе становилось тихо, все засыпали. В ожидании сна и еды проходило детство ребенка. В Обломовке не любили перемен, все незнакомое у ее жителей вызывало страх:

  1. Галерею не чинили. Однажды ее часть обрушилась, задавив наседку с цыплятами. При этом едва осталась в живых дворовая Аксинья.
  2. Крестьяне боялись подходить к упавшему от усталости страннику и думали, что это чудовище. В отсутствии стремления к лучшему заключалась жизнь обитателей Обломовки.

Умственное развитие

В сказках и историях, которые рассказывала мальчику няня, мир представал жестоким и полным опасностей. Обломовка на этом фоне казалась островком спокойствия и благополучия. Такой она и была, пока управление не было передано в руки апатичного Ильи Ильича. Из процветающего уголка, где ткали холсты, варили пиво, а в каждом домохозяйстве было все необходимое, произошло формирование имения в заброшенный мирок.

Умственное развитие мальчика нельзя назвать нормальным. Любознательный от природы, он часто расспрашивал мать и няньку о вещах и явлениях, которые его интересовали. Однако невежественные женщины давали ребенку бестолковые ответы:

Няня рассказывает обломову

  1. На вопрос, почему в одном месте темно, а в другом светло, няня ответила, что солнце идет навстречу месяцу. Если оно не видит луны, то хмурится, а как увидит — сразу посветлеет.
  2. Идеальный край по представлению няни был в медовых реках и кисельных берегах. Там ничего не делают, лишь празднуют и гуляют. Сказки о богатырях, колдунах, Милитрисе Кирбитьевне посеяли в душе ребенка ложную надежду на то, что все проблемы могут решаться сами собой. Они же породили у повзрослевшего Ильи страх перед жизнью, от которой он спрятался в петербургской квартирке на Гороховой улице, а впоследствии — в Выборгской стороне.

Обучение мальчика

Обломовка навсегда осталась в воспоминаниях Ильи Ильича райским местом. В распорядке дня Обломова в детстве находилось место шалостям и играм. Он обожал убегать из дома к роще и оврагу, прогуливаться по галерее, следил за делами старших жителей имения, внимал их рассуждениям и беседам.

Обломов и андрей

Единственным другом Обломова был сын его учителя — Андрей. В детстве у мальчиков были похожие характеры, они увлекались многими вещами и все хотели познать. Однако родительское воспитание дало разный результат. Под опекой родителей и нянек Обломов стал апатичным юношей, Андрей же вырос активным молодым человеком.

Если бы Верхлёво располагалось дальше от Обломовки, то из обучения мальчика вышел бы толк. Однако родители жалели Илюшу, часто забирали домой из пансиона, чтобы он не перетрудился. Все искренние желания и порывы мальчика не находили поддержки у близких.

Из подвижного жизнерадостного ребенка, который смотрел на мир восторженным взором, он вырос в бездельника, не приученного к труду и обучению.

Близкие люди в детстве Ильи

Из сна Обломова становится понятно, что он был единственным ребенком в семье. Близкие его ласкали и баловали, а слуги не позволяли ничего делать самому. Илья постоянно вспоминает нежный голос и руки матери, объятия друзей и близких.

Родители мальчика были беспечными и ленивыми владельцами имения, не желали уделять внимания хозяйственным вопросам. Больше всего их заботила еда, и ее культ прививался ребенку. Переедание отразилось на внешности Обломова — он рос полным мальчиком. Близкие и родители Обломова хорошо описаны в романе:

Отец Илья Иванович.

  1. Отец Илья Иванович. Добрый и искренний человек, который при этом абсолютно ленив и безынициативен. С детства Илья замечал, что его отец целыми днями сидел у окна и делал пустые замечания дворовым или ходил по дому, заломив назад руки. Его не занимали дела, а жизнь была посвящена лишь созерцанию действительности. Все, что нужно было для благоустройства поместья, откладывалось на последний момент. В результате дом пришел в запустение, но исправлять недостатки никто не спешил. Отец мальчика читал только газеты, делая это скорее автоматически, чем в стремлении узнавать что-то новое. Для обычных людей газета — источник свежей информации, однако старший Обломов находил удовольствие в прочтении новостей трехлетней давности.
  2. Имя матери осталось неизвестным, она покинула этот мир намного раньше отца. Илья горячо ее любил и часто вспоминал во взрослом возрасте. Известно, что мать постоянно хлопотала о еде. Хозяйство она не вела и создавала видимость своего участия в делах.
  3. Штат приживалок и дальних родственников. Близкие ребенка предавались только еде и сну. Привычка спать после обеда передалась и мальчику.

Роль воспитания

Будучи единственным ребенком в семье, Илья был обласкан со всех сторон и не привык ничего делать самостоятельно. Без помощи слуг он одевался, выполнял гигиенические процедуры. Если же Илья был не в духе, он мог ударить слугу в лицо ногой. Это было в порядке вещей, ведь слуги существовали для угождения господам.

Илья одевался при помощи слуг

Беготня и подвижные игры запрещались родителями, поэтому Илье часто приходилось тайком уходить из дома. Однако из-за усиленной слежки совершить побег с каждым днем становилось все труднее. В скором времени природная активность и любознательность угасли, уступив место апатии и лени.

Стремление родителей уберечь дитя от тягот мира было естественным, однако оно не принесло пользы главному герою романа. Детство промелькнуло, а воспитание Обломова не помогло ему обрести даже элементарных навыков самообслуживания. Он вырос несамостоятельным и безынициативным молодым человеком. Конечно, родители мечтали о блестящей карьере для ребенка, но без денежных затрат и усилий со своей стороны.

Последствия событий юных лет

Воспитание Обломова в детстве серьезно повлияло на его судьбу. Переняв манеру и стиль жизни близкого окружения, он стал ленивым и апатичным. При этом никакие доводы на взрослого Илью не действовали: он коротал время на диване, не заботясь о выполнении даже самых необходимых дел.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову стать великой личностью, реализовать себя в карьере, успешном управлении поместьем, семейной жизни. Из-за лени, которую в романе описывают как обломовщину, он упустил все возможности, которые давала молодость. В итоге любовь и успех прошли стороной, а в реальности остались пустые фантазии.

Гончаров Обломов

Обломов

Гончаров не только показал итог разрушения, но и обозначил истоки его формирования, берущие начало на устаревших принципах в воспитании и образовании Обломова.

Детство и воспитание

Обломов детство

Мальчик родился в глухой живописной деревеньке Обломовке, в семье богатого помещика. Ему не приходилось прилагать усилия для достижения каких-то целей, так как все желания сиюминутно исполнялись. Родители его сильно любили и пытались отгородить от любых трудностей, воспитывать самостоятельность было не принято. Стоило маленькому Илье заинтересоваться чем-либо, как его стремление тут же пресекалось. Объяснялось это всегда одинаково — зачем трудиться, если есть слуги, они все сделают. Дошло до того, что Обломов не мог уже и одеться без помощи своего слуги Захара.

Очевидно, что господа предпочитали пассивный образ жизни:

  • прогулки по поместью, путешествия не приветствовались;
  • любая работа воспринималась как наказание — Илья Иванович (отец героя), хоть и был добрым человеком, но отличался бездействием. Все дела откладывались до последнего, в результате чего поместье быстро превратилось в развалины. Видя пример отца, Илья рос таким же бесхарактерным.

Они жили в лености и полудрёме, отвлекаясь только на еду (к которой испытывали особую любовь) и на смену сезонов, сопровождающуюся праздниками, свадьбами или похоронами. Такое постоянное времяпрепровождение было губительно не только для хозяев, но и для жителей деревеньки, раньше славившейся искусными холстами и вкусным пивом, а ныне забывшей своё ремесло.

Удалённость Обломовки от буйной жизни городов, её ровный и спокойный пейзаж способствовали тому, что подрастающий Илья не видел в жизни ничего, кроме лени и безделья.

Помогут понять принципы воспитания Обломова цитаты:

Образование Обломова

Начальное образование главного героя заключалось исключительно в запоминании сказок и историй. Ни его дед, ни отец не считали нужным условием получение такового. В семье не принято было читать книги, стремиться к получению знаний. Жизнь в Обломовке протекала всегда по одному и тому же сценарию: времена года сменяли друг друга, совершаемые обряды не изменялись от поколения к поколению.

Образование Обломова

Неудивительно, что герой считал уроки в классе пустой тратой времени и даже не старался хоть что-то запомнить или выучить.

Повзрослев, юный Обломов никак не мог заставить себя даже взять книгу в руки. Он считал, что чтение и узнавание нового отнимают у него возможность жить полной жизнью.

Только поэзия стала отдушиной для его мечтательной натуры, лишь в чудесных поэтичных описаниях природы в его сердце разгорались искры той активности, которая была свойственна Андрею Шульцу. Однако минутное преображение души быстро проходило, возвращаясь к привычному обломовскому существованию.

По своей сути Илья Обломов — послушный лентяй. Родители за него решили, что нужно получить школьное образование — он получил, необходимо для престижа пройти курс наук — он прошёл. Заниматься самостоятельно в дальнейшем он не планировал.

Трагизм судьбы главного героя

Гончаров смог изобразить перед читателями всю безысходность положения своего героя. Имея благородное происхождение Илья Ильич не в силах сформировать свою жизнь и судьбу.

Даже поняв, в какую трясину затягивает лень, безделье и пассивность, мало кому удастся кардинально повлиять на свою жизнь, чтобы не утонуть.

Трагизм судьбы главного героя

Илья Обломов, которому ещё в детстве загубили его естественную активность и любознательность, не смог добиться от жизни ничего хорошего:

  • успеха в службе не добился;
  • порядка в поместье не навёл, позволив ему прийти в ещё большее запустение;
  • семьи не создал.

Читайте также: