Ессеи кто это кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Ессеи составляли одну из трех сект (вместе с фарисеями и саддукеями) в Палестине во время земной жизни Иисуса Христа.

Не трудно увидеть принципиальные расхождения между христианами и ессеями. Последние, несмотря на строгую мораль, доходившую до аскетизма, стояли на почве ветхого закона. Они искали спасения в Законе Моисея. Им была недоступна новозаветная спасительная благодать. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк.2:22).

Увлечение подобными текстами, также как и повышенный интерес к апокрифам, порождая иллюзию духовной жизни, дает удобный повод не радеть о своем исправлении и спасении.

3. Ессеи и боэтусеи

3. Ессеи и боэтусеи Иосиф Флавий говорит о ессеях как о самой строгой иудейской секте. Они были партией меньшинства во времена Нового Завета, которая, тем не менее, оказывала значительное влияние на умы. В произведении ессеев, написанном не более чем век спустя после Книги

Ессеи

Ессеи Совершенно особый мир составляла община ессеев, которые, удалившись от суеты мира на западный берег Мертвого моря, вели полумонашеский образ жизни. В их общину, которая насчитывала до четырех тысяч человек, стекалось много разочарованных и уставших от жизни, а

§ 223. Ессеи в Кумране

Ессеи

Ессеи Ессеи — одно из общественно-религиозных течений в Иудее во 2-й половине II века до н. э. — I века н. э. Общины ессеев считаются одними из главных предшественников раннего христианства. К ессеям, по мнению большинства ученых, принадлежала кумранская община, ставшая

Глава 4 КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

Глава 4 КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ Ессеи, жившие в Кумране, были всего лишь небольшой частью широкого ессейского движения в стране. Согласно Иосифу Флавию и Филону, число ессеев составляло приблизительно четыре тысячи. Оценки того, сколько людей могли жить в районе Кумрана,

Ессеи

Ессеи Сведения об ессеях дошли до нас в трудах Иосифа Флавия, александрийского историка-еврея Филона, евангелиста Евсевия и римского историка Плиния. У разных авторов и даже у одного и того же (Флавия, например) они называются по-разному: еврейской философской школой,

10. Ессеи

ЕССЕИ

ЕССЕИ или ЭССЕНЫ (возможно, от арам. хасайя — благочестивые), иудейская секта *междузаветного и новозав. времени. В отличие от других *течений (фарисеев, саддукеев, зелотов) Е. в НЗ не упоминаются. До сер. 20 в. о них можно было судить лишь по данным антич. писателей. Согласно

Ессеи.

Ессеи. Совершенно особый мир составлял религиозный орден ессеев, которые, удалившись от суеты мира на западный берег Мертвого моря, вели полу монашеский образ жизни. В их общину, которая насчитывала до четырех тысяч человек, стекалось много разочарованных и уставших от

Ессеи (Essenes).

Ессеи (Essenes). Так называлась еврейская секта, игравшая важную роль в Палестине со второй пол. II в. до н.э. по вторую пол. I в. н.э.Источники. Наш взгляд на ессеев зависит в значительной степени от того, на какие источники мы опираемся. Прежде всего, разумеется, нас интересуют

4. Потомство Каина и ессеи

Ессеи, или Иессеи

Ессеи, или Иессеи Одна из сект в иудействе, получившая свое начало в первой четверти II в. до Р.Х. Они отвергали воскресение тел, принимая бессмертие души, вечность наказаний и наград. На тело смотрели как на темницу души и причину всякого греха; не верили в пришествие

Отче, меня интересует следующий вопрос – кем были ессеи и являлись ли они сектантами? У меня один из моих родственником увлекся изучением их текстов, не будет ли это для него душевредным чтением? Спаси Господи!

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Ессеи составляли одну из трех сект (вместе с фарисеями и саддукеями) в Палестине во время земной жизни Иисуса Христа.

Не трудно увидеть принципиальные расхождения между христианами и ессеями. Последние, несмотря на строгую мораль, доходившую до аскетизма, стояли на почве ветхого закона. Они искали спасения в Законе Моисея. Им была недоступна новозаветная спасительная благодать. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк.2:22).

Увлечение подобными текстами, также как и повышенный интерес к апокрифам, порождая иллюзию духовной жизни, дает удобный повод не радеть о своем исправлении и спасении.

Среди трёх философско-религиозных течений Иудеи времен Христа ессеи выделяются больше всего. Дело в том, что ессеи жили в общине, в организации которой многие историки усматривают протохристианские черты: такие как совместная священная трапеза, отсутствие частной собственности и забота о ближних и бедняках, равно как и использование символов, значение которых было понятно только им. Но самую большую известность кумранской общине принесли сенсационные находки свитков Мёртвого моря в 1946 году - ведь их авторами были именно ессеи.

В Новом Завете Христос много дискутирует с фарисеями и саддукеями , однако ессеев упоминает редко (в Евангелии ессеи встречаются под названием "сыны света"). С одной стороны потому, что ессеи жили изолированным образом жизни и не имели обычай проповедовать учение, которое исповедовали. С другой стороны, их учение могло не вызывать каких-либо значимых противоречий у Христа.

Некоторые исследоваели также считают, что в Евангелии могут упоминаться как "ангелы", поскольку носили белые одежды, за чистотой которых строго следили. Таким примером может служить описание искушений Христа у Марка:

Древний историк Филон Иудейский рассказывает о том, как ессеи, почувствовав отвращение к городам, удалились на берег Мёртвого моря и создали там общину. Там они образовали закрытый орден со строгими порядками, которые сильно напоминали уклад жизни в монастырях. Кто знает, может именно ессеи так сумели повлиять на первых христиан, ведь известно, что множество из них впоследствии присоединилось к последователям Христа.

Другой историк Иосиф Флавий даже жил некоторое время в ессейской общине, но то ли ушёл оттуда сам, то ли не прошёл испытательный срок (порядки принятия в общину были чрезвычайно строгие). Так или иначе, он видел жизнь этой иудейской секты изнутри и очень подобно описал её в обоих своих произведениях - " Иудейской войне " и " Иудейских древностях ".

Вообще в свою общину ессеи принимали только после трёхлетнего испытания. Принимаемый должен был сложить многочисленные обеты, внести в казну общины всё своё имущество и порвать связи с внешним миром.

Ессеи считали всех членов общины братьями и заботились друг о друге. Они занимались врачевательством. Многие исследователи считают, что название ессей произошло от слова "врач". Особое значение они придавали законам нравственности и ритауальной чистоты. Есееи отвергали войну, оружие и всё, что с ней связано (что, однако, не помешало им участвовать в восстании против римлян). Они не признавали богатство и то, что сегодня принято называть потреблением: частной собственности не было как таковой и всё имущество было общим. Всё необходимое ессеи изготавливали для себя в своих мастерских сами, стремясь к изолированности и самодостаточности.

Жили они не по одиночке, а группами - каждая небольшая община в своём доме. Вставали рано и воздавали молитву перед всходящим солнцем, после чего удалялись на работы. После работы наследовал обряд очищения - купания в холодной воде, после которого они надевали чистые одежды и собирались на трапезу в особенном доме, вход в который посторонним строго запрещался. Эта трапеза имела вид священнодействия.

Считалось, что ессеям, особенно преуспевшим в изучении Священного Писания и аскетизме, открывался дар провидения. Так же, как и фарисеи , они верили в бессмертность души и в то, что злые души обречены скитаться в холоде и мраке, тогда как добрые улетают на небо.

По свидетельству Филона Александрийского, ессеи занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремёслами и врачевательством. Но особое внимание они уделяли изучению Писания, переписыванию и сохранению его текстов и аллегорическому толкованию. Именно с этой их деятельностью была связана находка свитков Мёртвого моря в четырёх пещерах Кумрана, располагавшихся недалеко от места, где проживала община. По одной из версий, сюда ессеи относили старые свитки, пришедшие в негодность - по иудейским законам священные тексты нельзя было сжечь или выбросить. По другой в этих пещерах они укрыли свои рукописи перед тем, как их общину разорили римляне.

Иосиф Флавий утверждает, что ессеи жили в безбрачии. С одной стороны они считали отношения с женщинами нечистыми, с другой стороны предвидели конец света и не считали нужным обзаводиться семьёй. Однако изучение свитков Мёртвого моря показало наличие документов, регулирующих отношения членов общины именно внутри семьи. Сегодня принято считать, что большая часть ессеев всё-таки обзаводилась семьями , и лишь около 5% жило строгой аскетической жизнью.

В 1947 году в Кумране начали проводиться археологические раскопки. Этот рассказ заслуживает отдельной статьи, но если коротко, то в ходе раскопок были найдены известные из исторических описаний комната для трапезы и собраний, ритуальные ванны для омовения, обломки второго этажа, где, возможно, располагался скрипторий - именно в этом месте были в большом кличестве сосредоточены чернильницы и приспособления для письма. На поселении были найдены ремесленные мастерские и печи для обжига керамики. Кроме бассейнов были найдены цистерны на отбеливание тканей - античные авторы сообщают, что ессеи ходили в белых одеждах, которые стирали по множеству раз в день. К поселению прилегало большое кладбище.

Кроме того, на поселении было найдено большое количество монет как эллинистического, так и римского периодов, свидетельствующих о том, что ессеи не были такими уж бедными и изолированными людьми. Однако это не удивительно, ведь когда человек вступал в общину, он должен был пожертвовать своё имущество, а в общину приходили не только бедные люди, и за 200 лет здесь могло накопиться изрядное состояние. Кроме того, и на поселении удалось найти 900 фрагментов свитков разной степени сохранности.

Есееи жили не только в Кумране. Они составляли довольно большую общину в городах, в частности, недавними археологическими раскопками был идентифицирован квартал ессеев в Иерусалиме. Скорее всего, община в Кумране действовала действительно как монастырь и центр переписи и изучения священных текстов.

Была раскопана община в Айн-эль-Хувейре - в районе цветущих плодородных оазисов, совсем не похожем на суровую пустыню Кумрана.

Ессеи принимали участие в восстании против римлян, в частности в защите Масады, которая находилась тут же, в 40 км от Кумрана, и вместе со всеми остальными участниками восстания совершили массовое самоубийство , когда крепость пала.

Учёные сходятся в том. что ессеизм до какой-то степени подготовил почву для восприятия христианства. Действительно, ессеи с особым нетерпением ждали прихода Месии, и более того, его прихода они дождались - среди первых христиан было немало выходцев из ессеев. Есть вполне обосновательные версии того, что Иоанн Креститель также был есеем, и эта версия заслуживает рассмотрение в отдельной статье.

Если вас интересует библейская археология и вы хотите получать новые статьи, не забудьте подписаться!

Читайте ещё:

Если вам интересны статьи блога, вы можете поддержать его развитие и купить автору чай:


Дата постановки — 19 декабря 2012. Не удаляйте шаблон до завершения обсуждения.

В странах ислама
В Азии
В Западной Европе
В Восточной Европе
В России
В Новом Свете

Периоды еврейской истории:

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

Ессеи (греч. Εσσηνοι , Εσσαίοι , Οσσαιοι или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.

Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего [1] . Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.

Содержание

Кумранская община

При приёме вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет:

  • чтить Бога
  • быть справедливым ко всем
  • никому не вредить
  • быть врагом неправды
  • сохранять верность властям
  • достигнув власти, не превозноситься
  • не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
  • обличать ложь и любить истину
  • ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
  • воздерживаться от незаконной прибыли
  • догматов ессейского учения никому не передавать
  • не употреблять клятвы
  • верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии)

Далее, по рассказу Филона, ессеи

  • не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском храме)
  • усердно занимались
    • земледелием
    • пчеловодством
    • скотоводством
    • ремеслами
    • врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинательных формул и стихов)

    Обычаи

    Происхождение

    По мнению Неандера, ессейское учение заимствовано от халдеев, со времени плена вавилонского. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают ессеизм учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к фарисейству и саддукейству. Находят также генетическое отношение ессеев с египетскими терапевтами, расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.

    Ессеи и христианство



    Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей Иисуса было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.

    Кумранские рукописи

    Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия. Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка. Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.

    Примечания

    Литература

    См. также

    Ссылки

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

    Читайте также: