Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Из опыта работы учителей начальных классов

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адапта- цией. Его психика в этот период испытыва- ет определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и ро- дителей. В связи с этим возможно возник-

новение определенных адаптационных за- труднений.

В последнее время увеличивается коли- чество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной програм- мой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 8

отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

В настоящее время большинство учите- лей недостаточно четко представляют себе цели и возможности психолого-педагоги- ческого анализа адаптационного периода, не владеют навыками его осуществления. Ком- петентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение пер- воклассников в учебную деятельность и в конечном счете содействует их развитию.

Современные психологи предлагают различные методики определения уровня дезадаптации первоклассников. Нас заин- тересовал опросник дезадаптации, предло- женный Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко, который помогает систематизировать пред- ставление о ребенке, начинающем учиться в школе. Названная методика адресована учителям начальной школы. Она состоит из 46 нижеследующих утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один — учас- тия родителей в воспитании.

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыка- ми (не умел считать, не знал буквы и т.п.).

3. Ученик не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста, например, дни недели, времена года, сказки и т.п.

4. У первоклассника плохо развиты мел- кие мышцы рук: он испытывает трудности при письме, у него получаются неравномер- ные буквы и т.п.

5. Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Первоклассник пишет левой рукой.

7. Часто ученик бесцельно двигает ру- ками.

8. Первоклассник часто моргает.

9. Ребенок сосет палец или ручку.

10. Ученик иногда заикается.

11. Первоклассник грызет ногти.

12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

14. Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что ребенок младше других детей, хотя по возрасту он их ровесник.

16. Речь первоклассника инфантильная, напоминает речь 4–5-летнего ребенка.

17. Ученик чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Ребенок быстро примиряется с не- удачами.

19. Первоклассник любит шумные, под- вижные игры на переменах.

20. Ученик не может долго сосредото- читься на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкуль- турной паузы ребенка невозможно настро- ить на серьезную работу.

22. Ученик долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя ребенок часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хо- рошо.

24. Первоклассник очень долго выпол- няет любое задание.

25. Домашние задания ребенок выпол- няет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

26. Ученик очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Ребенок часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, ког- да речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить простое правило).

29. Ученик допускает много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечь ребенка от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.

31. Первоклассник приносит в школу игрушки и играет на уроках.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

32. Ученик никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремит- ся узнать что-то, рассказать.

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают ребенка за уроки.

34. Такое впечатление, что на уроках ученику плохо, он оживает только на пе- ременах.

35. К выполнению заданий ученик не любит прилагать никаких усилий, если что- то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий, например, болит рука, живот, голова и т.п.

36. У ребенка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).

37. К концу урока первоклассник рабо- тает хуже, часто отвлекается, сидит с от- сутствующим видом.

38. Если что-то не получается, то ребе- нок раздражается, плачет.

40. Первоклассник часто жалуется на усталость, головную боль.

41. Ребенок почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестан- дартно и требует сообразительности.

42. Ответы ученика становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объек- ты (считает пальцы и т.п.).

43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Ребенок затрудняется применять ра- нее усвоенные понятия, навыки при объяс- нении учителем нового материала.

45. Первоклассник часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46. Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение, так как основ- ные навыки, понятия у него не сформиро- ваны.

Бланк разделен вертикальной линией. Если вычеркнутый номер находится слева от линии, то при обработке он дает один балл, если справа — два балла. Макси-

12 13 14 15 16 И

17 18 19 20 21 ГС

22 23 24 25 26 ИНС

31 32 33 34 35 НМ

36 37 38 39 40 АС

41 42 43 44 45 46 НИД

мальная сумма баллов — 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ученик, мож- но определить его коэффициент дезадап- тации: К= n / 70 · 100, где n — количество баллов, набранных первоклассником.

Анализ полученных результатов позво- ляет интерпретировать значения коэффи- циентов следующим образом:

— показатель до 14 % является нор- мальным;

— показатель от 15 до 30 % свидетельс- твует о средней степени дезадаптации;

— показатель свыше 30 % указывает на серьезную степень дезадаптации;

— если коэффициент свыше 40 %, то ученик, как правило, нуждается в консуль- тации психоневролога.

РО — родительское отношение; НГШ — неготовность к школе; Л — леворукость;

НС — невротические симптомы; И — инфантилизм;

ГС — гиперкинетический синдром, чрез- мерная расторможенность;

ИНС — инертность нервной системы;

HII — недостаточная произвольность психических функций;

НМ — низкая мотивация учебной дея- тельности;

АС — астенический синдром;

НИД — нарушения интеллектуальной деятельности.

Такое построение бланка дает возмож- ность быстро сориентироваться, опреде- лить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 8

Работая по данной методике, мы усо- вершенствовали и упростили форму обра- ботки информации, сгруппировав все дан- ные об учащихся в единой таблице (см. табл. на с. 55).

При подсчете баллов для каждого уча- щегося используется образец бланка отве- тов, приведенного выше, т.е. номера, нахо- дящиеся слева от вертикальной линии в бланке, дают один балл, а номера, находя- щиеся справа, — два балла.

По результатам опроса были выделены три группы учеников:

• 1-я группа — коэффициент дезадапта- ции от 0 до 14 %; в эту группу входят 10 человек. Это хорошо адаптированные первоклассники;

• 2-я группа — коэффициент дезадапта- ции от 15 до 30 %; в эту группу входят 6 человек, что соответствует средней сте- пени дезадаптации;

В ходе нашего эксперимента установле- но, что примерно 48 % хорошо адаптиро- ванные ученики, т.е. они легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники в основном из благополучных семей, где ро- дители уделяют много внимания их разви- тию, беседуют о школе, формируя положи- тельную мотивацию к обучению. Они хоро- шо подготовлены к школе, обладают широ- ким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отно- шения с учителем и сверстниками, с удо- вольствием отвечают на уроках. Такие ка- чества с первых же дней учебы позволили им ощутить свои успехи, что еще больше повысило учебную мотивацию.

Во 2-ю группу, выделенную в результате нашего исследования, вошел 21 % учащих- ся (средняя дезадаптация). Они отличают- ся неравномерностью развития, т.е. при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность пове- дения. Эти ученики инфантильны, на уро- ках часто отвлекаются, поэтому не успева- ют вовремя выполнить задание или пра-

• недостаточная произвольность психи- ческих функций;

• гиперкинетический синдром, чрезмер- ная расторможенность;

• низкая интеллектуальная деятельность. При таком сочетании факторов процесс обучения проходит особенно тяжело, так как этих первоклассников привлекают только интересующие их вещи, а простой учебный материал не воспринимается. Они очень шумно ведут себя на уроках и переме- нах, делают все быстро и как попало, с боль- шим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой или вовсе не пере- ключаются, легко примиряются с неудача- ми, не любят прилагать никаких усилий, чтобы хорошо выполнить задание. Такие ученики почти никогда не отвечают на воп- росы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, существенного, также затрудня- ются применять ранее усвоенные правила и понятия при объяснении нового материала. В заключение необходимо отметить, что данная методика позволяет учителю вы-



Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка; ;
  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

  • диагностика;
  • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
  • работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

  • общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
  • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Младший школьный возраст – это вершина детства. У ребенка еще сохраняются многие детские качества — наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, легкомыслие. Но постепенно уже уходит детская непосредственность в поведении, формируется другая логика мышления. С одной стороны, он, как и дошкольник, подвижен, непоседлив, импульсивен, внимание неустойчиво, а с другой — у него уже начинает формироваться новый уровень потребностей, развивается познавательное отношение к миру.

Процесс адаптации первоклассника к обучению в школе приходится на возрастной кризис семи лет. Л. С. Выготский представил динамику перехода от одного возраста к другому, где выделил, что школьная жизнь начинается возрастным кризисом. В этот период происходит существенное преобразование психологического образа ребенка, перестройка его отношений с социальным окружением [3]. Можно заметить, что в этом возрасте появляются существенные изменения в поведении ребенка. Он может вести себя демонстративно, манерничать, становится плохо управляемым, однако за такими внешними проявлениями кроются глубокие изменения. Согласно Л. С. Выготскому, основа таких изменений — это утрата детской непосредственности. Также происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Развиваются чувства значимости, компетентности, или же наоборот неполноценности. Чаще всего самооценка формируется на основе того, как к нему относятся окружающие. Известный американский психолог Э.Эриксон в своей концепции описывал, что в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологический компетентности или при неблагоприятных условиях — социальной и психологической неполноценности [7].

Кризис семи лет не имеет четких временных границ, и чаще говорится о кризисе 6–7 лет. Дети, не прошедшие кризисный период, по сути, являются дошкольниками, и не готовы к обучению в школе. В процессе адаптации младшего школьника необходимо учитывать незавершенность развития центральной нервной системы. В возрасте 7–10 лет у детей процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего торможения, детям довольно трудно сосредоточиться и сохранить внимание.

Поступление в школу — один из самых сложных периодов для ребенка в психологическом, социальном и физиологическом плане. Младший школьник оказывается в совершенно новых для него условиях: новый коллектив, новая деятельность, новые правила поведения. Происходит мобилизация всех ресурсов, интеллектуальных и физических для успешного освоения новых задач. Наступает период систематического обучения. Вслед происходит социальное развитие, у ребенка появляются социальные обязанности, его деятельность подвергается общественной оценке. Если в процессе обучения у ребенка возникли неудачи, в учебе или общении, это может оказать влияние на развитие самооценки, сформировать комплекс неполноценности. Поэтому, учитывая эту особенность психики младшего школьника, в первый год дети не получают оценки. До школы какие-либо индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его развитию, они принимались и учитывались окружением ребенка. Но в школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, и выявляются отклонения от пути развития. Такие отклонения могут лечь в основу детских страхов, вызвать угнетение состояния.

При формировании учебной деятельности в центр сознания ребенка выдвигается мышление. С развитием мышления другие функции (память, внимание) тоже интеллектуализируются и становятся произвольными [6]. С появлением школьных требований происходит развитие сдержанности, выдержки, терпения, формируются основы дисциплины.

М. М. Безруких, говоря о подготовке детей к обучению к школе, отмечала, что очень важно понимать, чему необходимо учить до школы и как, чтобы максимально снизить риски дезадаптации в первом классе. Не чтению, письму и счету стоит учить, а необходимо создавать условия для формирования предпосылок к успешному освоению этих навыков. А именно развивать речь, фонематический слух, формировать произношение, мелкую моторику руки, развивать умение слушать и слышать прочитанное, понимать смысл.

Успешность адаптации во многом определяется психологической готовностью. Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и другие изучали проблему готовности ребенка к началу обучения. Психологическая готовность по своей структуре многокомпонентная. Л. И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка, которые наиболее существенно оказывают влияние на успешность обучения в школе. Это определенный уровень мотивационного развития ребенка, который включает познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Н. И. Гуткина рассматривает психологическую готовность к школе как необходимый и достаточный уровень развития для изучения школьной учебной программы в условиях обучения в обществе сверстников [4].

М. И. Лисина рассматривает четыре критерия успешного общения.

  1. Общение предполагает внимание к другому, без которого любое взаимодействие невозможно.
  2. Эмоциональное отношение к другому человеку
  3. Инициативность, способность привлечь и удержать внимание партнера к себе.
  4. Чувствительность к обратной связи, способность улавливать отношение партнера к себе и адекватно реагировать на него.

– Учебная — как, с каким результатом ребенок добивается учебных целей;

– Поведенческая — оценивается, как ребенок контролирует себя, уровень концентрации внимания, как направляет свое поведение;

– Социально-психологическая — насколько развиты социальные умения, коммуникативные навыки.

Адаптация у каждого школьника протекает по-разному, различается и по времени и по устойчивости.

А. Л. Венгер выделили три уровня адаптации первоклассника:

  1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, адекватно реагирует на требования; учебный материал дается легко, усваивается полноценно; может решать усложненные задачи; здоров; указания учителя слушает внимательно; в коллективе занимает благоприятное статусное положение.
  2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает отрицательных эмоций; понимает учебный материал; сосредоточен, когда занят чем-то интересным; добросовестно выполняет общественные поручения; отношения в коллективе дружелюбные.
  3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе; часто не здоров; нарушает дисциплину; материал усваивает не в полном объеме; самостоятельная работа вызывает трудности; не проявляет интереса; близких друзей среди одноклассников не имеет [18].

То, в какой степени ребенок владеет необходимыми умениями и способен отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в процессе обучения, определяет, насколько он к ним приспособлен. Когда возникает несоответствие, и учеба или поведение не отвечают школьным требованиям, учащегося рассматривают как недостаточно адаптированного. Таким образом, ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде является адаптированным школьником [5].

Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса адаптации первоклассника, укажем на основные особенности:

– Начало школьной жизни совпадает с кризисом семи лет.

– Происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную.

– Меняется социальный статус в обществе.

– Коммуникативные навыки выходит на новый уровень.

Процесс адаптации первоклассника многофакторный, и от успешности адаптации, от уровня отношений со взрослыми и сверстниками, зависит эффективность дальнейшего обучения ребенка.

1 Венгер, Л. А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М., 1994

2 Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение, 2001. — 367с.]

3 Выготский, Л.С, Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология/ Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.

5 Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие / О. А. Никифорова, Т. М. Параничева, Е. А. Бабенкова; Кемеровский государственный университет. — Кемерово, 2011 -96с.

6 Эльконин Д. Б./Детская психология/М.:Академия. 2000. 384с

7 Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.]и науч. Ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, младший школьник, психологическая готовность, возрастной кризис, детская непосредственность, систематическое обучение, учебный материал, школьная жизнь, школьное обучение.

Похожие статьи

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Библиографическое описание: Барсукова, О. В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению / О. В. Барсукова.

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость.

Психологическая готовность дошкольников к школьному.

Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С. В. Малютина.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная.

Психологические проблемы готовности детей дошкольного.

Психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка не сразу, а

Подготовка к школьному обучению — важный шаг в воспитании и обучении ребенка в

Содержание и строение начинают характеризоваться непосредственностью предметной.

Исследование психологической готовности детей к обучению.

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Изучение готовности младших школьников к переходу.

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Формирование психологической готовности к школьному.

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает определенную ступень развития различных сторон личности ребенка. Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, войти в школьную жизнь и успешно выполнить все.

Психологическая готовность ребенка к школе и успеваемость.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка. Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике.

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Поэтому нельзя недооценивать роль.

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ о проделанной работе по адаптации первоклассников, с видами психологических треннингов.

Отчет педагога Салядиновой Л.А. по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся в 1–м классе .


2016 - 2017 уч.г.

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.
Задачи исследования:
- выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,
- выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,
- выявить уровень мотивации к школе,
- выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.
диагностика проводилась по методика:

Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (А.Г. Лускановой);

Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.(Э.М.Александровская);

- Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации (Соломин И.Л.);

Проективная методика "Школа зверей" (Н.Г. Лусканова);

Анкета для родителей первоклассников.

Ход проведения методики:

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

По результатам данной методики выявлено, что у большинства детей наблюдается завышенная самооценка, она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Сравнительно небольшому количеству детей присуща адекватная самооценка, т.е. у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. В каждом классе, есть буквально один или два ребенка с несколько заниженной самооценкой. Как правило, это связано с определенной проблемой ученика, возможно разрушена ситуация успеха или нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме.

Вопросы анкеты:

Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

остался бы дома

пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

По результатам, полученным с помощью данной методики мы выявили, согласно баллам, следующие группы:

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока. Таких в классе 6 учащихся.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. В 1 классе таких учащихся – 6.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Данной категории учащихся выявлено 2 человека.

«Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.(Э.М.Александровская)

Ф.И.О. учителя Салядинова Л.А. _ Класс 1

Фамилия, Имяучащегося

Критерии оценки уровня СПА

С помощью данной методики учащиеся оцениваются по следующим критериям:

1.Эффективность учебной деятельности;

2. Усвоение знаний;

3. Усвоение школьных норм поведения;

4. Поведение на перемене;

5. Отношение к сверстникам;

6. Отношение к учителю;

21-35 баллов - зона адаптации; ЗА – 9 человек

15-20 баллов - зона неблагоприятных тенденций; ЗНТ – 5 человек

0-14 баллов - зона дезадаптации или зона затрудненной адаптации.ЗТА.

По указанной таблице видно, адаптационный период основная масса учащихся проходит благополучно и лишь 5 человек требуют дополнительной работы со стороны учителей и родителей, а также их внимания, поддержки.

Хороший результат-оптимальная работоспособность .Дети отличаются бодростью,здоровой активностью,готовностью к энергозатратам.Нагрузки соответствуют возможностям.Образ жизни позволяет детям восстанавливать затраченную энергию.

На ряду с хорошими есть и отклоняющиеся результаты,так у ребят выделяется и Компенсирование состояние усталости.В этом случае самовосстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха

При преобладании отрицательных эмоций у ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет или ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

По рисункам 6 из 14 учащихся видно, яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе, отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы, 4 из них - негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но преграды в виде столбиков, деревьев и ступенек косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.

У 4 учащихся звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками или учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, напряженности возможно связанной со школой. Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами.

По результатам, полученным с помощью данных методик, мы видим, что у большинства детей формировалось положительное отношение к школе, но некоторых школа привлекает внеучебными сторонами.

Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Однако среди учеников имеется 4 человека с максимально высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Примерно у 20 % учеников, а это 3 ученика , на данный момент низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.

Целью проведения данных методик было выявление нравственные представления учеников, способности выделить моральное содержание действий и ситуаций. Что примечательно большое количество детей с высоким уровнем, такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, ориентацией на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Дети со средним уровнем, 4 ученика, достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Лишь совсем немногие дети показали низкий уровень, 3 ученика, возможно такие школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Помочь ребенку адаптироваться можно только работая вместе и педагогам и родителям. Уделять внимание, объяснять непонятое, создать атмосферу доверия ко взрослому.

Читайте также: