Как можно охарактеризовать жизнь катерины до замужества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.

У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.

Характеристика 2

Катерина — основное действующее лицо драматического произведения Островского. Чтобы увидеть индивидуальные особенности этого персонажа, нужно проникнуть в его душу, рассмотреть и понять пережитое.

Детские годы Кати протекали благополучно и счастливо. Обучения Катя не получила: читала истории странниц и богомолок. Всему описанному верила и восторгалась, сколько увлекательного случается на белом свете. Трудовой деятельностью ее не перегружали: обрабатывала растения, мало трудилась по подворью.

Ей сильно нравилась ходить в церковь. Она ей казалась огромным ясным храмом, в котором она видела порхающих божьих посланников. Ночью девчонке являлись сказочные сновидения, в этот момент она пробуждалась радостной и полной сил.

Катерина была добродушной и честной молодой особой, верующей и спокойной, потому что не знала злости в жизни, в которой находилась.

Весь мир перевернулся, когда Катерина вступила в брак. Она оказалась в семье, в которой преобладала злоба ко всем соседним людям. Природа, визит к богу, чтение страниц уже не восхищают деву, ангелы перестали появляться. Катерина стала женой Тихона не полюбив его, просто еще не знала и не испытывала этого чувства. Катерина считает, что когда влюбиться в Тихона, то жизнь сразу преобразится. Но ее останавливает Кабаниха, злобная мать мужа. Ни одной хорошей фразы не снискала Катерина от этой дамы. Тихон, затравленный собственной мамой, скорее всего и влюбился бы в Катерину, но ему не знакомы эти эмоции. В поместье Кабанихи нет положительных действующих лиц.

Плохая, гнетущая обстановка поместья толкает Катерину на восстание. Нестерпимо более находиться не имея света, добра, чувств. Любовные чувства к Борису — вот что не позволяет ей вконец умереть, захиреть. Видя, что поступает неверно, она как бы то ни было направляется на грешную встречу с Борисом. Этот прегрешение становится страшным грузом для нее. Она надеется на всевышнего, ответственность — вот ее бог. Набожность Катерины мешает ей безмятежно вести жизнь с большим грехом. Она говорит о собственной неверности супругу и его матери.

Тихон не ругает супругу, а она сама не находит себе места. Исповедь не дарит облегчения. Шанс возвратиться обратно, к супругу, для нее равноценен гибели. Катерина делает выбор в пользу смерти, только она даст ей свободу. Суицид тоже согрешение по учению религии, однако это не страшит юную женщину. И церковный и народной суд она сумела осилить.

Даже Тихон, запуганный мамой, винит Кабаниху в гибели супруги. Катерина продемонстрировала всем, что можно отстаивать свои интересы, пускай даже ценой жизни.

Катерина — это фигура русской девушки, умеющей уважать, любить и быть свободной.

Другие темы: ← Борис в произведении Гроза↑ ОстровскийОбраз бесприданницы →

Из рая в ад


После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.

Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:

По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?

Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:

… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…

Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.

… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Тогда она была свободна, но потом начался ад.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Образ птицы – точное отображение душевного состояния героини

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

Драма – это литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене, написанное в диалогической форме. В отличие от комедии, драма имеет серьезный сюжет.

Детство Катерины Кабановой

Главными героями произведения являются:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха),
  • Катерина Кабанова,
  • Тихон Кабанов.

Катерине около 19 лет. Девушку рано выдали замуж. О детстве Катерины читатель узнает из ее монолога в первом действии. Родители души не чаяли в Катерине. Вместе с ними она ходила в церковь, гуляла, занималась какой-нибудь работой. Об этом девушка вспоминает со светлой грустью, ведь в жизни Катерины уже нет ощущения той легкости, все делается по принуждению. Жизнь Катерины до замужества по сути не сильно отличалась от жизни после – те же события, те же действия. Только теперь героиня ко всему относится иначе. До замужества она чувствовала поддержку родителей, ей снились сны о полетах. Она ощущала движение жизни. Катерина была очень набожной, любила ходить в церковь. С самого детства у героини было все, что нужно – любовь матери и свобода. Теперь же Катерина оторвана от родного человека, лишена свободы.

Окружение героини

Катерина Кабанова живет в одном доме с мужем, свекровью и сестрой мужа. Уже одно лишь это обстоятельство не способствует безоблачной семейной жизни. Но положение ухудшается еще и тем, что свекровь Катерины, Кабаниха, алчный, жестокий человек. В этом случае алчность следует понимать как страстное желание чего-либо, граничащее с безумием. Кабаниха желает всех и все подчинить своей воле. Опыт с Тихоном у нее прошел весьма удачно, и следующей жертвой становится Катерина. Марфа Игнатьевна очень ждала свадьбы своего сына, но несмотря на это, она крайне недовольна невесткой. Кабаниха не ожидала, что невестка окажется настолько сильной характером, что суме безмолвно противостоять ее влиянию. Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что Катерина может настроить против нее Тихона. Кабаниха этого очень боится и потому всеми способами пытается сломить Катерину. Она часто говорит, что Тихону давно жена стала милее матери.

Готовые работы на аналогичную тему

Интересно то, что Катерина, в отличие от мужа, обращается к Кабанихе на ты, как бы ставя себя вровень со свекровью.

Катерина обращает внимание свекрови на то, что она не пытается показаться той, кем не является, не притворствует. Поступок Катерины, когда она выполняет унизительную просьбу встать на колени перед мужем, вовсе не говорит о ее смирении. Героиня оскорблена ложными словами свекрови, и таким поступком она защищает себя и упрекает Кабаниху в злословии и лжи.

Тихон, муж Катерины, представляется серым человеком. Он похож на великовозрастного ребенка, уставшего от безграничной опеки матери. Однако Тихон при этом даже не пытается хоть как-то повлиять на ситуацию, а только жалуется на жизнь. Даже Варвара, сестра Тихона, попрекает его тем, что он не способен оградить жену от нападок матери. Варвара является единственным человеком в этой семье, который хоть немного интересуется Катериной. Но даже она склоняет Катю к тому, чтобы извиваться и врать, если она хочет выжить в этой семье.

Отношения Катерины с Борисом

Образ Катерины в пьесе раскрывается особенно ярко через любовную линию. Борис приехал в Калинов из Москвы по делам, касающимся получения наследства. Между Борисом и Катериной внезапно вспыхивают чувства. Это любовь с первого взгляда. Борис знает, что Катерина замужем, но продолжает искать с ней встречи. Катерина осознает свои чувства, понимает их неправильность и пытается отказаться от них. Катерина понимает, что измена противоречит христианской морали и законам общества.

Встретиться влюбленным помогает Варвара. Десять дней, пока Тихон был в отъезде, Катерина встречается с Борисом. Узнав о возвращении Тихона, Борис отказывается от встреч с Катериной и просит Варвару убедить Катерину ничего не говорить мужу об их тайных свиданиях. Но Катерина не такой человек. Она старается всегда быть честной перед другими и, главное, перед собой. Героиня очень набожна и потому боится божье кары за свой грех. Разбушевавшуюся грозу Катерина расценивает как знак свыше. Она во всем признается мужу. После признания в измене Катерина решает поговорить с Борисом. Но выясняется, что тот собирается уехать на несколько дней в Сибирь, а взять Катерину с собой он не может. Очевидно, что на самом деле Борису не нужна Катерина, он ее не любит, и возможно, никогда и не любил. Но и Катерина любила не Бориса, а образ, созданный ей самой. Катерина видела во всем хорошее. Она додумала образ Бориса. Катерина видела в Борисе одну его черту – неприятие действительности Калинова, и сделала эту черту основной. Катерина не замечала и не хотела замечать другие стороны личности Бориса. Борис приехал просить у Дикого денег – так же, как делали это остальные калиновцы. Для Катерины же Борис был человек из другого мира – мира, о котором так мечтала девушка, мира свободы. И воплощением этой свободы для Катерины Кабановой стал Борис. Героиня влюбилась не в него, а в свои представления о нем.

Финал произведения трагичен. Катерина, осознав, что больше не в состоянии жить в таком мире, бросается в Волгу. Она осознает, что другого мира не существует. Вопреки своей набожности, Катерина совершает один из страшнейших грехов в христианстве. Для того, чтобы решиться на такой поступок, требуется огромная сила воли. Но даже совершив самоубийство, Катерина сохраняет внутреннюю чистоту.

Образ и характеристика Катерины из пьесы Островского

Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.

Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.

История жизни Екатерины

История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.

Образ и характеристика Катерины из пьесы Островского

Жизнь и детство в родительском доме

В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.

Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.

Отношения в семье

Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.

Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.

Отношение Кабанихи к Кате

Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.

Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.

Муж и отношения с ним

Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.

Смерть Катерины

Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.

Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.

Внешность героини

Образ и характеристика Катерины из пьесы Островского

До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.

Черты характера Катерины

Образ и характеристика Катерины из пьесы Островского

Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.

Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.

Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.

Стремление к свободе

Религиозность

Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.

История любви Катерины и Бориса

О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.

Цитатная характеристика

Рассмотрим речевую характеристику Катерины.

В сложные моменты девушка сетует:

Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:

Сочинения

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

Критика об образе героини

Наиболее известны две точки зрения.

Личное отношение к персонажу разных читателей

На примере Катерины Островский показывает всю тяжесть и горечь лжи. Ради искренней любви героине приходится обманывать своего мужа и подвергать свою душу насилию. Изнуренная этим, девушка губит не только свою жизнь, но и жизнь супруга. Основная мысль произведения, на мой взгляд, заключается в отстаивании своих интересов. Нужно стремиться к знаниям, духовной свободе, красоте. В противном случае все лучшие духовные порывы будут истреблены ханжескими устаревшими порядками.

А вам нравится образ Екатерины Кабановой? Правильно ли она поступала? Поставьте ей лайк или дизлайк на основе своего отношения!

До замужества Катерина жила в доме родителей, как в райском саду. Она была спонтанной и свободной, вела бурную и захватывающую ее жизнь, следуя сиюминутной прихоти. Даже сны ей снились неземные.

А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Героиня обладает сильной впечатлительностью, легко отдается полетам воображения. Из-за глубоких переживаний она порой не помнит, что именно видела, слышала, о чём просила в своих молитвах.

Катерина всю жизнь была готова беззаботно порхать, как мотылёк. Но в доме Кабановых ее ждёт иной удел: авторитарная свекровь и бесхребетный муж. Двери райского сада закрылись, и молодая женщина оказалась в грешном мире. Всей душой героиня желает вернуться обратно в свое безмятежное бытие, которое отдаляется от нее всё дальше и дальше.

Уже в первом действии Катерина пророчит себе смерть. Это действительно интуитивное чувство или бессознательное стремление к саморазрушению, раз нет возможности жить как прежде? Мир грешных людей не для беззаботной птички. Женщина боится согрешить, нет для неё ничего более ужасного.

У нашей воздушной героини есть своя страшная тайна. Катерина влюбилась! Захваченная новыми переживаниями, молодая жена изменяет мужу. То, чего так боялась Катерина, произошло — она стала грешницей. Оказывается, она обыкновенный человек из плоти и крови, со своими недостатками и слабостями. Теперь ей точно не место в раю!

Что делали Адам и Ева после грехопадения? Они стали жить дальше, вкушая тяготы бытия. Им пришлось трудиться в поте лица, сталкиваться с болью и прочими невзгодами. Так становятся взрослыми. Осознание собственных пороков и ограниченности — черта зрелых людей. Жизнь порой жестока и невыносима, она кидает нам вызов каждый день. Любой из нас должен встретить его, несмотря на слабости и ограничения.

Впечатлительная Катерина глубоко переживает свое падение и ждёт возмездие за преступление. Надвигается необычная гроза.

Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдёт. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необыкновенный!

Молодая Кабанова уверена, что гроза ее убьёт. Полусумасшедшая барыня стращает Катерину, чем окончательно доводит ее до исступления. В припадке ужаса женщина сознается прилюдно в своем поступке.

Гроза проходит, Катерина жива. Она страдает, не желая повзрослеть и принять факт своей человеческой ограниченности. Жизнь среди людей накладывает обязательства, регулируется правилами. Такой мир противен героине, она просто не желает иметь дело с его несправедливостями. Надежды на грозу не оправдались, страдалица идёт на берег Волги и бросается с обрыва.

Главная беда Катерины была в том, что она никак не хотела взрослеть и принимать свой новый статус. Прежняя жизнь со всей свободой и беззаботностью манила обратно. Женщина постоянно чувствовала беспомощность и жалость к себе. В своем поведении она оказывалась в роли пассивной и невинной жертвы. Татьяна из "Евгения Онегина" осознает со всей серьезностью свои брачные узы, поэтому отказывает любимому. Катерина же не желает принимать в расчет никаких ограничений и обязательств обыденной жизни, даже открытие собственной человеческой слабости для неё — невыносимая ноша. Героиня не смогла пережить изгнание из райского сада и приспособиться к жизни в грешном мире. Поэтому ее ждёт печальный финал.

Моя трактовка образа Катерины не является единственно возможной, а также не умаляет иные варианты интерпретации текста.
Мою интерпретацию образа Тихона Кабанова вы можете прочитать в статье "Негативный материнский комплекс в пьесе "Гроза" А.Островского" .

Если вам нравятся мои публикации, вы можете: поставить лайк, сказать "спасибо", поделиться в соц. сетях или поддержать мой блог финансово.

Автор — Ирина Лямшина
В тексте использованы цитаты из пьесы А.Н. Островского "Гроза".

Читайте также: