Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Религиозная картина мира содержит те основные представления о мире, которые уточняет, детализирует, рационально выражает средневековая философия, тем самым выходя за ее рамки.

Главной отличительной чертой средневековой философии является теоцентризм: Бог-творец мира является главной темой философских размышлений. Бог является также фокусом всех философских представлений о мире: Бог есть бытие, Бог есть жизнь, Бог есть Истина, Добро и Красота. Таким образом, теоцентризм проявляет себя во всех разделах философии.

Теоцентризм в онтологии

Все средневековые философы согласны, что бытие – это Бог, различие – в трактовке степени причастности к бытию тварного мира. В философии Августина Аврелия (наиболее видный представитель патристики) и Фомы Аквинского (схоластика) представлены два наиболее характерных для средневековой философии решения этой проблемы.

Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, выделяет два уровня бытия: актуальный и потенциальный, которые едины как форма и материя. Актуальное бытие – это Бог, материальный мир тоже является бытием, но только потенциально.

Теоцентризм в гносеологии

Постижение природы лежит на путях постижения Бога: весь земной мир – это символическое воплощение мира небесного. Расшифровкой символов, проникновением в их смысл и занимается средневековая философия.

Однако главным объектом познания для средневекового философа является не природа, а священный текст Библии – богооткровение. Постижение этой Истины, которую Бог открыл людям, требует прежде всего веры. Для постижения Бога недостаточно одного интеллекта: необходимы добрая воля и чистое (непорочное) сердце. Поэтому вся средневековая философия вопрос о соотношении веры и знания решает однозначно: вера выше знания. Роль же разума и рационального знания оценивается по-разному: от полного противопоставления его вере до признания за ним роли помощника веры.

Теоцентризм в учении о человеке

В теоцентрической философии самопостижение человека осуществляется в виде постижения Бога. Средневековый мыслитель ищет истину не для себя, наоборот, он хочет жить ради истины, пребывать в истине, служить истине. По сравнению с античным космоцентризмом это шаг вперёд в понимании субъективности, в формировании личностного начала в культуре: человек постигает себя не как часть природного космоса, а как часть абсолютной личности, пока ещё не мысля личностью самого себя. Самого себя человек мыслит как образ и подобие бога, как высшее творение бога, но несовершенное по сравнению с Творцом существо.

Теоцентризм в учении об обществе

Контрольные вопросы:

2. как теоцентризм средневековой философии проявляется в учении о бытии, познании, человеке и обществе?

3. Что общего и в чем различие понимания бытия Августином Аврелием и Фомой Аквинским ?

Патристика и схоластика

Патристика

История патристики может быть представлена двумя этапами развития. На первом были заложены основы христианских догматов с образованием единой христианской церкви, заканчивается он Никейским собором (325 г.). Второй этап связан с разработкой догматики и философии, в частности в творчестве Августина Аврелия.

По той роли, которую патристика играла в обществе, её можно разделить на апологетику (преобладала на Западе) и систематику (преобладала на Востоке).

Однако на смену этой позиции приходит иная: усмотрение единства христианства и философии, христианство считается завершением эллинистической философии. Эту точку зрения последовательно проводили философы Александрийской богословской школы (Тит Флавий Климент, Ориген). Опираясь на это философии и религии, они могли не только защищать христианство от язычников, но и обращать их в христианскую веру.




Августин Аврелий

Августин противопоставляет Бога и созданный им мир. Бог есть бытие, а материальный мир устремлен к небытию. Бог является высшей сущностью, абсолютом. Он – единственный, существование которого не зависит ни от чего. Существование всего остального зависит от божественной воли. Без Бога нельзя ничего не совершить, нельзя ничего познать. Бог вемогущ, нет судьбы – есть божественное провидение. Бог не только сотворил мир, но и постоянно продолжает его творить. Из принципа о первичности Бога вытекает и положение Августина о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Сущность человека, его богоподобие заключены в свободе воли.

Направленность к Богу естественна для человека, так как Бог есть высшее благо и причина всякого блага. Бог есть также личность. Августин призывает людей не привязываться сердцем ни к чему материальному, смертному, а только использовать это. Даже любовь человека к человеку рассматривается Августином как неистинная, незавершенная и неосознанная любовь к Богу. Всякая любовь есть, на самом деле, любовью к вечному, абсолютному Богу.

Как и многие христианские мыслители, Агустин Аврелий сталкивается с проблемой теодицеи. Эта проблема актуальна не только для средневековой философии, но и для всей религиозной философии в целом: религиозные философы нашего века тоже должны решить её для себя. Суть проблемы: если Бог добр и всемогущ, то почему в мире есть зло? Если его доброта не в силах преодолеть зло, значит, он не всемогущ? Если же он всемогущ, но не побеждает зла, то, может быть, он не добр?

В основе средневековой теодицеи лежит решение этой проблемы, данное Августином Аврелием: зло не существует самостоятельно, зло – это отсутствие (недостаток) добра. Бог присутствует в этом мире, но не абсолютным образом: Бог совершенен, падший мир – несовершенен. Надо благодарить Бога за тот свет и добро, что есть, благодаря ему, в этом мире. Но за зло в этом мире Бог не отвечает: истоки зла – в несовершенстве мира, в несовершенстве человека. В конечном счёте, христианская философия возлагает ответственность за зло на человека, который поддался на искушение дьявола и пребывает теперь в падшем состоянии.

Схоластика

В истории схоластической философии выделяют обычно три периода: раннюю схоластику (VIII–XII вв.), период расцвета (XII–XIII вв.) и позднюю схоластику (XIV–XV вв.)

Явление схоластики связано с освоением христианскими мыслителями философского наследия Аристотеля, которое пришло на христианский Запад в латинских переводах с арабского и с греческого языков, в сопровождении греческих и арабских комментариев. Таким образом, можно констатировать, что схоластическая философия Запада развивалась под мощным влиянием арабо-мусульманской философии.

Наиболее известными школами средневековой схоластики являются школы реалистов и номиналистов, разошедшиеся из-за проблемы универсалий.

Проблема универсалий (общих понятий)

Реалисты считали, что идеи существуют реально – до вещи, как мысли в уме бога. Соответственно, они считали божественный разум первичным по отношению к божественной воле. Сторонников реализма можно разделить на крайних реалистов и умеренных. Первые придерживались плановского учения об идеях, считая, что общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их.Умеренные реалисты, исходили из аристотелевского учения об общих родах, считая, что общее реально существует в вещах, но не вне их.

На позициях умеренного реализма стоит Ансельм Кентерберийский (1033-1109): реальны только понятия, они имеют собственное, независимое от единичных вещей существование, но связаны с ними. Единичное участвует в существовании абсолютного.

Последовательный номиналист Иоанн Росцеллин (1050-1210) утверждал, что нет цвета вне всякого конкретного цвета, нет мудрости вне мудрости души. Общие понятия – лишь звуки, голос, речь.

Фома Аквинский

Развивая учение Аристотеля о соотношении материи и формы, Фома Аквинский рассматривает бога как чистую форму, а материальный мир – как единство материи и формы. Фома стоит на позициях умеренного реализма, считая, что универсалии (общие понятия) существуют трояким образом: 1) в единичных вещах как их сущностная форма, 2) в человеческом разуме как мыслительные абстракции, 3) до вещей – как идеальные праобразы единичных вещей в божественном разуме.

Как все христианские мыслители, Фома Аквинский считает веру выше знания, однако, как представитель схоластики, он признает большую роль разума в познании истины. Однако, в отличие от представителей ранней схоластики Ансельма и Абеляра, которые считали постижимой для разума всю сферу христианской догматики, Фома Аквинский разделяет их по сферам познания. У науки и богословия, считает он, разные объекты познания: наука и философия объясняют объективный мир, богословие – то, во что нельзя проникнуть силой естественного мышления (это область догматов и таинств христианской веры). Между наукой и богословием нет противоречия: христианская истина выше разума, но она не противоречит разуму.

Истина одна, так как она от Бога. Поэтому философия должна служить вере, то есть стремиться рационально выразить христианскую идею, попутно выступая с опровержением ложных аргументов против веры. Человеческий разум не всесилен, поэтому его аргументы против бога всегда недостаточны. По той же причине недостаточны и рациональные доказательства бытия Бога, однако они существуют и имеют смысл при наличии веры.

Первое доказательство исходит из факта существования движения. Движимое двигается не иначе как силой иной. Двигаться, иначе говоря, значит переводить потенцию в акт. Вещь может быть приведена в действие тем, кто уже активен. Однако для одной и той же вещи невозможно быть и потенцией и актом одновременно: например, горячее в акте не может быть горячим и в потенции. Так, невозможно для одного существа быть источником (movens) и субъектом (motum) движения в одном и том же смысле и одновременно. Следовательно, всё, что двигается, чем-то движимо.

С этими рассуждениями Аквинского (который воспроизводит аналогичные рассуждения Аристотеля) согласился бы и любой современный ученый. Однако, в отличие от науки, философия ставит вопрос не только о причинах (в данном случае – движения), но и о первопричинах. Фома Аквинский полагает, что первоисточник движения должен быть сам неподвижен и нематериален. Таким образом, он полагает обоснованным существование Бога пока только как перводвигателя.

К аналогичным результатам можно придти, рассматривая последующие доказательства бытия Бога.

Второе доказательство исходит из того, что всё в мире имеет свою действующую причину. Вещь не может быть причиной самой себя, ведь тогда она должна была бы предшествовать себе, что невозможно. В этой серии причин нельзя идти до бесконечности, но и пресечь причину означало бы пресечь действие. Если бы можно было в цепи причин идти до бесконечности, то не было бы ни первой причины, ни последнего действия, ни промежуточных причин, что опять-таки ложно. Поэтому необходимо признать существование бога как действующей первопричины.

Четвёртое доказательство исходит из наличия в мире степеней совершенства, а, значит, должно существовать и совершенство как таковое как их причина, критерий и конечная цель. Таким образом, мы допускаем существование Бога как абсолюта.

Пятое доказательство (телеологическое) исходит из того, что всё в этом мире сообразуется с некоей целью, целесообразно. Даже вещи, лишённые разума, природные тела ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некой цели. Ясно, что достигают её не по воле слепого случая, но по намерению. Понятно и то, что лишённое сознание не может двигаться к цели иначе, как направляемое кем-то разумным: Поэтому следует предположить существование разумной силы, направляющей природные существа к цели, являющейся их конечной целью, то есть Бога.

Теоцентризм как системообразующий принцип средневековой философии

Философская мысль Средних веков по времени совпадает с эпохой феодализма. Чаще всего начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 год), но такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить социальных отношений, поэтому справедливо было бы датировать становление нового типа религиозной веры и философского мышления I–IV веками нашей эры. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников и формирующиеся очаги новой веры (христианства) и новой мысли.

Философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (иудаизм, мусульманство, христианство). Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира:

Они предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения – в основе учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов – от церкви.

Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего (Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог), актом своей воли и продолжает каждый миг сохранять бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. creatio – сотворение). Догмат о Творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые родственны природе, в христианстве Бог стоит над природой, по ту ее сторону и потому является трансцендентным Богом.

Другим важным следствием креационизма является преодоление античного дуализма противоположных начал – активного и пассивного: идей или форм и материи. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог; все остальное – его творение. Знание о нетварном можно получить только сверхъестественным путем: с помощью веры. Мир тварный постижим с помощью разума.

Проводится различение бытия (или существования) и сущности. У средневековых философов познание всякой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:

Согласно Боэцию, только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что касается сотворенных вещей, то они сложны: их бытие и сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна быть сотворена божественной волей. Сущность вещи выражается в ее определении, которое мы постигаем разумом. О существовании вещи мы узнаем из опыта.

Итак, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия, преимущественно в ее идеалистическом варианте, с другой.

Теоцентризм в философии — это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего. По мнению последователей этого движения, воля Бога придает смысл для человеческой жизни. Любое познание человечества — путь к постижению Божьих замыслов.

Понятие теоцентризма

Религиозная направленность философии средневековья определяла отношение к человеку, природе и всему, что находилось в поле зрения. С точки зрения философов, центром бытия являлся Бог, создавший человека, природу. Христианство было основной религией, поэтому все учения были направлены на постижение и обоснование божественного провидения во всех сферах жизни.

Патристика и схоластика были основными направлениями теоцентризма и способами философствования. Патристика в свою очередь разделялась на три направления:

  • апологетика — попытка построения философской системы на основе христианских догм, характерная для 2–3 века нашей эры;
  • второй этап — период систематизации основных понятий христианства в 4–5 века;
  • третий период — подчинение всех наук теологии в 6–8 века.

фото 1085

Цель патристики заключалась в том, чтобы бороться с язычниками, варварами и другими религиозными течениями, которые претендовали на первенство в мышлении. В связи с этим, возникла средневековая инквизиция, отправлявшая на смерть ученых, деятелей других наук, если их размышления были противоположны существующим догмам.

На второй стадии формирования средневекового теоцентризма в философии выделяются фигуры Василия Кесарийского, который собрал вокруг себя многих знаменитых личностей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Теоцентризм в философии этих авторов делал акцент на веру и не старался каким угодно логическим способом объяснить процессы в мире.

Схоластика имела целью логически объяснить происхождение человека и его духовную сущность. Заметен рационалистический подход. Представители схоластического направления подвергали критике излишнюю религиозность и мистичность философии теоцентризма. Схоластика также характеризуется тремя периодами — ранний, средний и поздний.

Происхождение термина

Термин схоластика произошел от слов школа, наука, объяснение. Под понятием школы подразумевалось желание систематизировать знания и объяснить их с логической точки зрения.

Основные положения теоцентризма

фото 1086

Стиль, который присущ сочинениям Средневековью, содержит назидание и поучение. Другими словами — это своеобразное пособие, по которому учились мыслить многие философы. Большинство работ написано в форме комментария, в основном Священного Писания — его изучали, пересказывали, цитировали и комментировали. Критика не допускалась.

Произведения, которые сохранились, часто не имели подписи — были анонимные. Считалось, что ученому нельзя говорить или писать от своего имени, а только от имени теоцентричной философии или Бога.

Кроме божественной сущности человека и природы, ученых интересовали внутренние процессы, происходящие в душе — совесть, сознательность. Главной ценностью провозглашалось стремление к очищению души. По имеющимся суждениям того времени, судный день решил бы судьбу всего человечества.

Библия была каноном мышления. За всеми вопросами, необходимо было обращаться к уже имеющемуся писанию. Авторитарный стиль подавлял новые идеи и высказывания. Автора могли лишить сана, если в его мыслях слышались новаторские нотки. За такую гордыню часто казнили или подвергали пыткам, требуя прилюдно отказаться от своей точки зрения.

Ограниченность теоцентризма

Как и все авторитарные явления, теоцентризм средневековой философии не давал полную картину мира. Другие науки, такие, как астрономия, история, литература, были в положении слуг. Это ограничивало творческие возможности и препятствовало развитию.

Осуждения ученых доходили до абсурда. К примеру — представитель позднего Средневековья и начала эпохи Возрождения — Джордано Бруно был сожжен на костре не из-за антихристианских утверждений, но по причине личной точки зрения о Деве Марии, Христа. В среде ученых его не считали типичным представителем схоластики. Он занимался мистикой и оккультизмом и, впоследствии, пострадал за это.

Галилео Галилей был посажен под домашний арест за свои действительно научные взгляды, но к смерти на костре его не приговорили.

Определение степени вины ученых до сих пор вызывает споры среди историков, настолько нелогичными выглядели обвинения. В сущности — играло роль личное отношение судей к обвиняемому, иначе Галилей также был бы сожжен.

Представители теоцентризма

Среди авторитетных деятелей средневековья можно выделить:

фото 1087

В позднем Средневековье часто повторялись мысли, которые были озвучены еще в раннем периоде.

Периоды в средневековой философии

Средневековый период длится с начала 5 века нашей эры. Со второго века начались предпосылки возникновения теоцентризма. Весь средневековый цикл делится на ранний, рассвет и поздний. Официально, эпоха заканчивается в середине 18 века. Это время ознаменовалось переходом к Возрождению. Имеется ввиду возрождению античной культуры.

Основными принципами средневековой философии являются монизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, принцип обратимости бытия и блага, принцип дуализма сущности и существования. Монизм – философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов мира сводится к единой основе всего существующего. Этой основой для христианских мыслителей является Бог. Средневековый монизм основан на христианском монотеизме – системе религиозных представлений о существовании единого Бога. Теоцентризм – философский принцип, утверждающий Бога как высшую реальность, центр бытия, беспредельное всемогущество, определяющее и творящее всё сущее. Генезис бытия объясняется принципом креационизма. Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог и мир – две реальности с разным онтологическим статусом, абсолютно не переходящие друг в друга. Провиденциализм – философское учение о промысле, участии Бога в развитии мира, природы, в бытии человека. Эсхатологизм – учение о конце физического мира, о конце Вселенной или её переходе в качественно иное состояние. Принцип обратимости бытия и блага: Бог – это высшее благо, сотворённый мир – это бытие в благе, т. е. в Боге; мир благ, хорош потому, что сотворён Богом. Атрибуты Бога – бытие, истина, благо. Принцип дуализма сущности и существования – сотворенный Богом мир существует, но не сам по себе, т.е. не имеет самостоятельной сущности. Сущность в мире только одна – Бог. Бытие, таким образом, из самодостаточной сущности превращается в средневековой философии в атрибут Бога. Бог – единственная единая простая субстанция, которая порождает и поддерживает существование всего мира. Только в Боге, в силу его простоты, существование и сущность совпадают. Так как Бог прост, то Его воля и разум суть одно и то же, поэтому: Бог не может уничтожить Себя, лишить человека души, сотворить другого Бога, впасть в грех и т. д. Дуализм в эту эпоху проявляется в признании одновременного существования мира живых и мира мёртвых – совершенно иной, загробной жизни души, причем между этими мирами существуют взаимосвязь и общение.

В Средние века существовали две точки зрения на субстанцию – номинализм и реализм. Средневековый номинализм (лат. nomen – имя, nominalis – именной) – направление средневековой схоластической философии, которое отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами. Природа, разум, мужественность, женственность и т. д. – это лишь термины, имена, которые придумали люди и которые существуют только в разуме для обозначения общих свойств объектов. Средневековый реализм (лат. realis – вещественный, действительный) – направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов и утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания человека. Общие понятия (природа, разум и т. д.) – реально существующие в Боге идеи. Они первичны, а предметы природы – лишь формы проявления общих понятий.




Еще одна проблема: соотношение веры и разума. По Августину без веры, не может быть понимания. Понимание, это вознаграждение веры, вера награждает разум.

Фома Аквинский (1221–1274) – крупнейший представитель схоластики, труды которого признаны основой современной официальной католической доктрины. Фома Аквинский предложил пять доказательств бытия Бога. Первое доказательство бытия Бога – кинетическое, доказательство от движения: поскольку всё, что движется, приводится в движение чем-то ещё, то должен с необходимостью существовать некий перводвигатель, – это Бог. Второе доказательство исходит из производящей причины и гласит, что всё, происходящее в мире, происходит благодаря причинно-следственной связи. Причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию во времени. Следовательно, весь ряд причин, событий в мире должен иметь некоторую первопричину, – это Бог. Третье доказательство – доказательство от случайности и необходимости. Мир может существовать, а может и не существовать. Мир существует, следовательно, есть абсолютная необходимость, которая и обеспечивает существование этого мира, эта абсолютная необходимость – Бог. Четвертое доказательство исходит из степеней совершенства: сравнение вещей по степеням совершенства возможно лишь тогда, когда в человеке есть понятие о некотором абсолютно-совершенном существе, с которым возможно сравнение. Есть нечто, в предельной степени обладающее истиной, совершенством, благородством, и, следовательно, бытием, это абсолютное совершенство – Бог. И, наконец, пятое доказательство – телеологическое – от цели: все процессы в мире происходят с какой-то целью; общая цель, ради которой существует мир, – это Бог.

В отличие от Августина, Ф. Аквинский считает, что теология не вытесняет философию, а вера – разум. Каждая в познании истины, т.е. Бога, выполняют свою функцию. Разумная вера крепче, чем слепая.

Историческое значение философии Фомы Аквинского(прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции(сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

Основными принципами средневековой философии являются монизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, принцип обратимости бытия и блага, принцип дуализма сущности и существования. Монизм – философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов мира сводится к единой основе всего существующего. Этой основой для христианских мыслителей является Бог. Средневековый монизм основан на христианском монотеизме – системе религиозных представлений о существовании единого Бога. Теоцентризм – философский принцип, утверждающий Бога как высшую реальность, центр бытия, беспредельное всемогущество, определяющее и творящее всё сущее. Генезис бытия объясняется принципом креационизма. Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог и мир – две реальности с разным онтологическим статусом, абсолютно не переходящие друг в друга. Провиденциализм – философское учение о промысле, участии Бога в развитии мира, природы, в бытии человека. Эсхатологизм – учение о конце физического мира, о конце Вселенной или её переходе в качественно иное состояние. Принцип обратимости бытия и блага: Бог – это высшее благо, сотворённый мир – это бытие в благе, т. е. в Боге; мир благ, хорош потому, что сотворён Богом. Атрибуты Бога – бытие, истина, благо. Принцип дуализма сущности и существования – сотворенный Богом мир существует, но не сам по себе, т.е. не имеет самостоятельной сущности. Сущность в мире только одна – Бог. Бытие, таким образом, из самодостаточной сущности превращается в средневековой философии в атрибут Бога. Бог – единственная единая простая субстанция, которая порождает и поддерживает существование всего мира. Только в Боге, в силу его простоты, существование и сущность совпадают. Так как Бог прост, то Его воля и разум суть одно и то же, поэтому: Бог не может уничтожить Себя, лишить человека души, сотворить другого Бога, впасть в грех и т. д. Дуализм в эту эпоху проявляется в признании одновременного существования мира живых и мира мёртвых – совершенно иной, загробной жизни души, причем между этими мирами существуют взаимосвязь и общение.

В Средние века существовали две точки зрения на субстанцию – номинализм и реализм. Средневековый номинализм (лат. nomen – имя, nominalis – именной) – направление средневековой схоластической философии, которое отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами. Природа, разум, мужественность, женственность и т. д. – это лишь термины, имена, которые придумали люди и которые существуют только в разуме для обозначения общих свойств объектов. Средневековый реализм (лат. realis – вещественный, действительный) – направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов и утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания человека. Общие понятия (природа, разум и т. д.) – реально существующие в Боге идеи. Они первичны, а предметы природы – лишь формы проявления общих понятий.

Еще одна проблема: соотношение веры и разума. По Августину без веры, не может быть понимания. Понимание, это вознаграждение веры, вера награждает разум.

Фома Аквинский (1221–1274) – крупнейший представитель схоластики, труды которого признаны основой современной официальной католической доктрины. Фома Аквинский предложил пять доказательств бытия Бога. Первое доказательство бытия Бога – кинетическое, доказательство от движения: поскольку всё, что движется, приводится в движение чем-то ещё, то должен с необходимостью существовать некий перводвигатель, – это Бог. Второе доказательство исходит из производящей причины и гласит, что всё, происходящее в мире, происходит благодаря причинно-следственной связи. Причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию во времени. Следовательно, весь ряд причин, событий в мире должен иметь некоторую первопричину, – это Бог. Третье доказательство – доказательство от случайности и необходимости. Мир может существовать, а может и не существовать. Мир существует, следовательно, есть абсолютная необходимость, которая и обеспечивает существование этого мира, эта абсолютная необходимость – Бог. Четвертое доказательство исходит из степеней совершенства: сравнение вещей по степеням совершенства возможно лишь тогда, когда в человеке есть понятие о некотором абсолютно-совершенном существе, с которым возможно сравнение. Есть нечто, в предельной степени обладающее истиной, совершенством, благородством, и, следовательно, бытием, это абсолютное совершенство – Бог. И, наконец, пятое доказательство – телеологическое – от цели: все процессы в мире происходят с какой-то целью; общая цель, ради которой существует мир, – это Бог.

В отличие от Августина, Ф. Аквинский считает, что теология не вытесняет философию, а вера – разум. Каждая в познании истины, т.е. Бога, выполняют свою функцию. Разумная вера крепче, чем слепая.

Историческое значение философии Фомы Аквинского(прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции(сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

Читайте также: