Какие потребности есть у человека чем они отличаются от потребностей животных кратко

Обновлено: 11.05.2024

Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма.

  1. Какие потребности есть у человека?

Биологические, социальные, духовные потребности.

  1. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?
  1. Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

Мышление — это способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы.

  1. Чем чувства человека отличаются от его эмоций?

Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент. Чувства всегда направлены на какой-то предмет.

В классе и дома.

  1. Первым музеем нашей страны была знаменитая Кунсткамера в Санкт-Петербурге. В первое время работы музея всем посетителям по приказу Петра I раздавали бесплатное угощение. Как ты думаешь, почему император издал такой приказ?

Когда Кунсткамера только открылась для посещения, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский предложил для изыскания средств на пополнение коллекции брать с посетителей плату за вход. Но Пётр I лучше знал своих подданных, и, желая привить россиянам тягу к просвещению, царь приказал каждого посетителя угощать чаем, кофе, венгерским вином или водкой, а на закуску давать бутерброд.

Крез был разочарован ответом потому’ что он думал, что он самый счастливый человек на свете ведь он был очень богат. Г реки больше всего ценили любовь и уважение к своему государству.

  1. О ком из известных людей нашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?

Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (то есть для детей инвалидов, для тех, кто тяжело болен). Ты можешь помочь детям инвалидам так: например, ходить к ним в больницу, домой и радовать их игрушками или развлекать, помогать с усвоением школьного материала.

У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Это следующие виды потребно­стей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.

Органическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том числе — в пище, в воде, в кислороде, в определенной температуре, потребность продолжения рода (половая, или сексуальная, потребность). К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопасное существование организма (потребности в безопасности). Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, например гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обработка продуктов питания.

Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.

Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании, уважении, авторитете, власти и т. п. Эти потребности появились и стали развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без общения и взаимодействия с другими людьми.

Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества. Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством.

Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность. Эти потребности приводят некоторых людей к религии. Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.

Потребность – объективная или субъективная нужда отдельного индивида или сообщества в чем-либо и связанное с этим ощущение неудовлетворенности и дискомфорта. Потребности активизируют поведение живого существа к поиску путей их удовлетворения, являются внутренними побудителями деятельности – мотивами.


Потребности животных заложены генетически, управляются инстинктами и направлены на сохранение отдельной особи и вида. Жизнедеятельность животных определяется удовлетворением потребностей:

  • в питательных веществах, воде, дефекации, мочеиспускании, движении, воспроизводстве рода, отдыхе и сне;
  • самосохранения – уход за телом, поиск комфортных условий, оборонительные действия;
  • в жизненном пространстве (свободе);
  • находиться среди представителей своего вида, быть членом группы и занимать в ней определенное место.

Потребности человека принципиально отличаются от потребностей животных, что обусловлено различиями в способах адаптации к условиям среды. Как существо биосоциальное, человек преобразовывает окружающий мир под свои нужды, руководствуясь разумом и воспринятым общественным опытом. Социальные отношения определяют круг потребностей человека и способы их удовлетворения:

  • все, даже базовые биологические потребности у человека формируются под влиянием условий общественной жизни, достигнутого уровня культуры;
  • удовлетворение потребностей – процесс овладения определенной формой деятельности, сложившейся в ходе общественного развития.

Главная особенность человеческих потребностей – их ненасыщаемость. Невозможно удовлетворить какую-либо потребность человека раз и навсегда: она будет возникать снова и снова, изменяться, развиваться и побуждать человека к созданию новых благ.


Потребности человека формируются в ходе воспитания: доминирование тех или иных потребностей зависит от ценностных ориентаций. Их круг постоянно расширяется: по мере удовлетворения одних возникают другие. Потребности являются движущей силой любой его деятельности, а их удовлетворение – необходимым условием полноценного участия в социальной и духовной жизни.

В научной литературе существуют десятки классификаций потребностей человека. В зависимости от подхода их разделяют на:

  • биологические, социальные и идеальные;
  • потребности сохранения и роста;
  • врожденные и социально приобретенные;
  • разумные и неразумные;
  • осознаваемые и неосознаваемые;
  • основные и второстепенные;
  • естественные и культурные;
  • низшие и высшие;
  • материальные и духовные.


Другой американский психолог Клейтон Альдерфер предложил иной взгляд на теорию Маслоу. Он отрицал необходимость последовательного удовлетворения потребностей человека и какую-либо их иерархию. Альдерфер выделил только 3 их основных группы:

  1. базовые;
  2. в уважении;
  3. в самосовершенствовании.

Ф.М Достоевский также выделял 3 группы человеческих потребностей:

  1. в жизненно необходимых материальных благах;
  2. в познании;
  3. во всемирном объединении людей.

Немецкий философ Г. Гегель делил потребности людей следующим образом:

  1. физические потребности;
  2. потребности права, законов;
  3. религиозные;
  4. потребности познания.

Каждому человеку присуще неповторимое сочетание потребностей, которые формируются в ходе воспитания под воздействием множества социальных факторов. Доминирование тех или иных их видов и выбор способов их реализации более всего характеризует личность. Потребности определяют пути развития человека и общества.

Человек Да Винчи

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Пирамида Маслоу

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

  1. Existence (существование, жизнь).
  2. Relatedness (отношения, общение).
  3. Growth (личностный рост, развитие).

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

  1. Межличностные связи (любовь, дружба).
  2. Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
  3. Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
  4. Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
  5. Познание мира (духовное совершенствование).

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

  1. Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
  2. Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
  3. Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

Читайте также: