Как должен построить беседу директор школы с матерью ирины

Обновлено: 06.07.2024

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Почему родителей могут вызвать в школу

Как поясняют психологи, когда родителей вызывают на беседу с директором образовательного учреждения, это не всегда означает, что ребёнок – зачинщик конфликта в школе, он может оказаться и пострадавшей стороной. И пострадать, возможно, как от рук других учеников (стать жертвой буллинга, порчи своих вещей, услышать оскорбления в свой адрес и т.д.), так и по вине школы или её сотрудников (оскорбления со стороны учителя, физическое насилие, травма в учебном заведении из-за неисправности школьного оборудования или недосмотра персонала и др.). Если виновата школа, в этом случае директор вызывает родителей ребёнка, чтобы принести извинения и урегулировать конфликт, не вынося его за рамки образовательного учреждения, говорят психологи.

Бывают также ситуации, когда ребёнок не справляется со школьной программой. В этом случае родителей вызывают к директору для того, чтобы объяснить, как дальше работать с таким ребёнком. Возможно, требуется медицинская помощь или психолого-педагогическая комиссия, выходящая за рамки школьной юрисдикции. Кроме того, могут пригласить на родительское собрание к директору в том случае, если самих родителей не устраивает что-то в школе или классе, когда они не согласны с решениями классного руководителя или руководителя учебного заведения.

Как подготовиться к беседе с директором школы

Чтобы встреча в кабинете директора прошла конструктивно, придерживайтесь нескольких простых правил:

Как поговорить с ребёнком после встречи с директором

После собрания в школе обязательно обсудите всё услышанное с ребёнком. Однако не стоит делать это на повышенных тонах - в трудной ситуации ребёнок сильнее всего нуждается в защите и внимании, а не в поучениях и нравоучениях.


Для родителей учащихся директор школы– это очень важная персона. Все мы прекрасно знаем, что от него зависит учебный процесс и коллектив преподавателей. Но для того, чтобы эффективно общаться с ним или с ней, вам стоит знать некоторые хитрости. Итак, читайте о том, что родители должны знать о директоре и о школе.

Как нужно общаться с директором

Если вы хотите поговорить директором о какой-нибудь проблеме, попросите его назначить встречу утром. Тогда он будет не сильно измотан и сможет сосредоточиться на ваших словах. Ведь школа требует много сил и нервов.

Если вы жалуетесь на учителя, то директор вряд ли скажет вам, что уволит его. Он выслушает вас и пообещает разобраться. Но даже если он вам этого не скажет, не нервничайте, возможно, он действительно собирается его уволить.

Сложно ожидать от директора школы, чтобы он официально одобрил пропуски вашего ребенка, когда вы собираетесь продлить ему каникулы из-за вашего отпуска. Но знайте, что почти все директора поступают также с собственными детьми или внуками. Поэтому вряд ли он будет слишком строг.

Не стоит заводить с директором серьезный разговор о проблемах вашего ребенка во время школьного баскетбола или на перемене. Если вам есть о чем с ним поговорить, лучше зайдите в его кабинет или заранее договоритесь о встрече. Так вы покажете, что уважаете его время.

Дети в школе и дома

Не думайте, что обо всем, что происходит у вас дома, ребенок не рассказывает в школе. Учителя и директор знают о ваших финансовых проблемах, неприятностях, болезнях и даже запоях. Иногда они знают больше, чем вы хотели бы. Учитывайте это.

Ребенок, которого вы видите дома, это не всегда тот, которого знают в школе, и которого видит директор. Но это не страшно. Это значит, что ваш ребенок эмоционально интеллигентен.


Не говорите директору, что ваш ребенок никогда вам не лжет. Все дети делают ошибки, и хорошие ученики часто больше всего боятся рассказать своим родителям о проблемах с учебой.

Директор и конфликты с учителями

Не стоит жаловаться директору, пока не поговорите непосредственно с учителем. И это не зависит от класса, в котором учится ваше чадо.


Не просите директора, чтобы он поговорил с тем или иным учителем о том, как преподавать конкретный предмет или какое давать домашнее задание. Хороший директор не будет диктовать учителям, что делать. Он работает с ними. А это совсем иное.

Если вам и вашему ребенку не нравится учитель, прежде всего, подумайте об этом, как о своеобразном уроке жизни. Ведь и в школе, как и в жизни, иногда приходится учиться заниматься вещами, которые нам не нравятся. Нужно приступать к серьезному разговору на эту тему, когда вы окончательно убедитесь, что за неприязнью вашего ребенка стоит что-то очень важное.

Директор и дети

Хорошему директору легко с детьми. А вот с родителями часто бывает трудно. Они постоянно пытаются решить проблемы своих детей за них самих.

Учителя любят далеко не только умных детей и отличников. По-настоящему они ценят старательных учеников, способных на тяжелую работу и преодоление трудностей. Ведь именно это они стараются воспитывать в учениках. Недаром, говорится, что гений - это только 10 процентов врожденных способностей. Остальное - то тяжелый труд!


Директор и родители

Когда ваш ребенок страдает над домашним заданием, вы должны понять, что это его задание, а не ваше. Не делайте домашнюю работу за него – учителя быстро поймут, что может человек с университетским образованием, а что может семиклассник. Дети нуждаются в том, чтобы самостоятельно делать ошибки и преодолевать трудности. Именно так они смогут чему-то научиться.

Конечно, жить тяжело, особенно людям с небольшим достатком. Многие родители трудятся на нескольких работах, пытаясь получить как можно больше денег, почти не бывая дома и пренебрегая своими детьми. И часто такие родители пытаются психологически компенсировать это, становясь на сторону своего ребенка во время конфликта с учителем. Но это не лучший выход.

Существует поговорка, что если вы ничего не умеете делать, идите работать школьным учителем. Или директором. Конечно, есть и такие педагоги. Но есть и хорошие профессионалы. Вы должны уважать учителей, по крайней мере, пока они не доказали вам обратное.

Директор и его работа

Что настоящему директору школы нравится в его работе? Он может влиять на детей и взрослых, помогать им в решении проблем и находить решения вместе с ними. И каждый день он приходит в класс, где происходит что-то интересное. Редкая должность дает возможность все это испытать.

Обычно директор никогда знает, что произойдет в этот день. Он должен быть готов ко всему – вытереть рвоту за заболевшим учеником, а потом сразу же пойти на собрание, и по дороге разнять дерущихся одноклассников. Затем оказывается, что надо сгрести снег с тротуара перед школой, а потом встретиться с учителями, чтобы обсудить изменения в программе по языковым предметам, и, наконец, поиграть со школьниками в баскетбол. И все это еще до обеда!


Ну, и кроме всего вышеперечисленного, директор должен разбираться во многом другом – в маршрутах автобусов и учебной программе, в искусстве общения и школьных обедах, в тонкостях развития психологии подростков и теориях управлении конфликтами… Всего и не перечислишь. Одним словом, директор должен быть экспертом во всем. Иногда ему на это дается не больше получаса.

Где зафиксированы обязанности родителей по воспитанию и образованию детей?

Вот главные документы:

    , где прописано, что родители имеют преимущественное право и основную ответственность за обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, в том числе и педагогами. . В главе 4 ст. 43 и 44 прописаны основные права и обязанности родителей, которые, кстати, должны подробно прописываться в уставе и иных локальных актах каждого образовательного учреждения. . Статья 156 предусматривает наказание — от штрафа до лишения свободы до 3 лет — за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка. Важно! Педагог также может попасть под действие этой статьи.

Какие задачи учителя в работе с родителями?

Даже если учителю проще работать самому, чем подключать родителей, есть требования администрации — школы, района, региона. Вернуть родителей в школу — задача, которую ставит перед учителями высшее руководство, поэтому директор заставляет подключать их к воспитательной и даже иногда учебной работе. Помните, общение с родителями — не прихоть, а требования закона, поэтому оно необходимо обеим сторонам, а не только учителю (как иногда считают).

Как включить родителя в процесс?

В работе с родителями важны два принципа: избегаем конфликтов и правильно формулируем проблему (задачу). Для соблюдения первого достаточно не упрекать и не обвинять родителей; второго — учитель должен четко понимать, что именно нужно прямо сейчас.

Что еще поможет?

2. Найти ценности, важные для родителя. Учителю часто приходится работать с мотивацией школьников. Родители не сильно отличаются от своих детей: к каждому нужен свой подход. По опыту можно выделить две основные мотивации родителей: это здоровье и благополучие ребенка или его успеваемость.


Как лучше просить родителей о помощи

Если речь про срочную помощь — просите вежливо и кратко. Скорее всего, такая помощь нужна в экстренных ситуациях: что-то случилось с ребенком, и нужно его забрать; ребенок совершил правонарушение, и нужно представлять его интересы в правоохранительных органах. Главное — не паниковать и не заражать паникой родителей. Рассказывайте о случившемся без эмоций и сразу говорите, что, как и когда нужно делать.

Если речь о несрочной, но важной помощи, то по возможности обозначьте это заранее. Если спланировать план мероприятий на несколько месяцев вперед и просить помощи у родителей четко, это уменьшит вероятность отказа.

Как лучше решать конфликты с родителями

Есть три базовых принципа:

Как защитить себя от клеветы со стороны родителей

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель по разным причинам может его опорочить. Что делать в этом случае?

Читайте также: