Как описывает победоносцев модель власти к которой надо стремиться ответ история 9 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Анализ работы Константина Петровича Победоносцева "Власть и начальство". Биография и основные политические взгляды политолога. Рассмотрение представлений К.П. Победоносцева о парламентаризме, партиях, демократии, свободе печати и суде присяжных.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.06.2015
Размер файла 73,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра политологии и политического управления

Специальность 030200 - политология

"Власть и начальство"

Работу выполнил: студент

Почеревин Олег Игоревич

к.и.н. доцент Т.Ю. Луцина

1. Биография и политические взгляды К.П. Победоносцева

2. Власть и начальство

Список источников и литературы

Константин Петрович Победоносцев - выдающийся деятель ХIX - начала XX веков, малоизвестный в настоящее время. Его можно назвать пророком своего времени, читая его труды сегодня, создается впечатление, что это написано сегодня, о проблемах нашего времени. Он утверждал вечные ценности - Бог, Отечество, родители - и тем самым хотел укрепить человека.

Целью данного реферата является анализ работы Константина Петровича Победоносцева "Власть и начальство".

Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи: изучить биографию политические взгляды К.П. Победоносцева; провести анализ работы "Власть и начальство".

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

1. Биография и политические взгляды К.П. Победоносцева

власть начальство победоносцев политический

Константин Петрович Победоносцев родился 21 мая 1827 года в семье профессора словесности и литературы Императорского Московского университета Петра Васильевича Победоносцева, отец которого был священником, и его второй жены Елены Михайловны; был младшим среди 11 детей его отца (от двух браков). После получения под руководством отца основательной домашней подготовки, был определен в Императорское училище правоведения, которое окончил в 1846 году с чином XI класса. По окончании училища он начал свою службу в 8 департаменте правительственного сената, а с 1853 года вернулся в Москву, где исполнял должность обер-секретаря при общих собраниях московских департаментов.

В конце 60-х Победоносцев совершает головокружительный подъём по карьерной лестнице. В 1865 году он назначен членом консультации Министерства юстиции; в 1868 году -- сенатором, а уже в 1872 году становится членом Государственного совета. В апреле 1880 года назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а 28 октября того же года становится членом Комитета министров, что явилось беспрецедентным формальным повышением статуса обер-прокурорской должности.

Вскоре после гибели императора Александра II выступил как лидер консервативной группы в окружении нового царя. Как ближайший советник Александра III явился автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года, провозглашавшего незыблемость самодержавия.

В биографической литературе, посвященной К. П. Победоносцеву, высказывается мнение о том, что если бы он не отдал себя государственной деятельности, то из него получился бы выдающийся ученый.

Содержание трудов К. П. Победоносцева свидетельствует, однако, что идеолог все же брал в нем верх над ученым. И в лекциях своих, и в статьях, и в книгах он не столько учил, сколько воспитывал. Неудивительным поэтому было то, что в организации народного образования он главный упор делал не на обучение, а на воспитание.

Особенное внимание Победоносцев обратил на образование народа в духе преданности царю и Церкви. Церковно - приходская школа в полном смысле слова обязана своим появлением и развитием Константину Петровичу. По его стараниям в распоряжение духовного ведомства были отпущены большие средства для развития церковно - приходских школ и церковного просвещения народа. Так, к концу царствования Александра II и началу государственной деятельности Победоносцева (1880) в России насчитывалось 273 церковно - приходские школы с 13 035 учащимися, а к концу его деятельности (1905) таких школ уже насчитывалось 43 696 с 1 782 883 учащимися.

Последовательный в проведении своих политических взглядов, непоколебимый в своей правде, проницательный мыслитель, наконец -- полемист, мастерски владевший пером, -- он был самым серьезным противником ненавистников исторической России, скрывавшихся под личиной либералов или революционеров.

Последний важный акт в служебной карьере К. П. Победоносцева -- руководство занятиями комиссии, которой было поручено выработать редакцию Манифеста, извещающего народ об учреждении Государственной думы (июль-август 1905 года).

После издания Октябрьского манифеста, который он не принял, уволен от должности Обер-прокурора Синода и члена Комитета министров с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора.

Скончался в 6 часов 30 мин вечера 10 марта 1907 года. Был погребён у алтаря церкви Свято-Владимирской церковно-учительской школы в Петербурге, ныне двор дома 104 по Московскому проспекту (двор больницы скорой помощи № 21 им. И. Г. Коняшина). Могила сохранилась до наших дней.

2. "Власть и начальство"

Главным теоретическим трудом Константина Петровича Победоносцева считается сборник статей под названием "Московский сборник". В этом сборнике выражены основные политические принципы К.П.Победоносцева. В статьях автор убедительно аргументирует свои представления о парламентаризме, партиях, демократии, свободе печати, суде присяжных и ставит точный диагноз болезням своего времени. "Московский сборник" получил широкое распространение и известность, а также был переведён на множество языков. Но из сборника меня на данный момент интересует статья " Власть и начальство". Свои рассуждения о власти Константин Петрович начинает с рассмотрения общества в целом. Он утверждает, что в человеческом обществе действует некая сила нравственного тяготения, которая вызывает потребность взаимодействия между людьми. Сила эта, без какого либо предварительного соглашения и соединяет людей в общество. Одушевляемая нравственным началом, она получает значение силы творческой, объединяя и поднимая массы на великие дела.

Но для общества гражданского не достаточно простого и случайного взаимодействия. Такое общество стремится к порядку, и потому инстинктивно ищет властного воздействия, под воздействием которого объединялась бы, которому подчинялась бы вся масса со всеми её разнообразными потребностями и которое выступало бы в качестве мерила правды среди хаоса своеволия. Отсюда Победоносцев делает вывод: на правде основана всякая власть, источником правды является закон божий, а следовательно вся власть на земле от Бога.

По словам автора власть священна, то есть власть существует не для самой себя, а для службы Богу. Отсюда и безграничная сила власти и безграничная её притягательность. Сила ее безгранична, и не в материальном смысле, а в смысле духовном, так как это сила рассуждения и творчества. Первая задача власти различение правды от неправды: на этом основана вера во власть и неудержимое стремление к ней всего человечества. Но не сосчитать сколько раз на протяжении истории обманывалась эта вера, но человек не может жить без правды, а значит не может жить без власти.

Сколько не существует человечество, оно постоянно страдает, то от власти то от безвластия. Насилие, злоупотребления, своекорыстие власти поднимает мятеж. Потерявшие веру в идеал власти люди мечтают обойтись без власти и поставить на её место закон. Но возникающие самовластные союзы поднимающие борьбу против власти во имя закона, приводят к ещё более тяжкому насилию.

Итак, дело власти есть дело непрерывного служения, а потому, по сути своей самопожертвования. Казалось бы человек всегда стремится избегать жертв, а к власти все стремятся, ради неё злодействуют, а достигнув власти торжествуют. Власть всегда стремится величать себя, а потому, со временем, начинает считать, что она существует только для себя самой. Но чем больше власть, тем шире круг её деятельности, тем тягостнее её обязательства, и тем больше власть втягивается в служение обществу.

Первое условие власти это вера в себя, то есть в свое призвание. Хороша та власть где эта вера сливается с сознанием долга и нравственной ответственности. И лишь беды ждут ту власть, которая отделяется от этого сознания. Тогда начинается падение власти, доходящее до разложения и уничтожения.

Власть как носительница правды нуждается более всего в людях правды, в здравомыслящих людях, людях крепких убеждений. Только такие люди могут быть твердой опорой власти и верными ее руководителями. Горе той власти, которая такими людьми тяготится и предпочитает уклончивого мнения и льстивого языка.

Затем Константин Петрович Победоносцев переходит к описанию того, каким должен быть начальник, чем он должен руководствоваться. По мнению Победоносцева, начальник в первую очередь должен осознавать достоинства власти. Ведь забывая о нём власть роняет своё достоинство и извращает своё отношение к подчиненным.

Сознание достоинства воспитывает и свободу в обращении с людьми. Но сознание достоинства должно быть неразлучно с сознанием долга: по мере того как бледнеет сознание долга, сознание достоинства, расширяясь и возвышаясь не в меру, приводит к гипертрофии власти. По мере её усиления, власть может начать считать, что существует сама по себе и только ради себя, а это уже будет начало разложения власти. Также начальник не должен забывать, что служит примером для своих подчинённых. Добросовестного деятеля должна страшить привычка к произволу и самовластию в решениях: ею воспитывается равнодушие, язва бюрократии. Власть не должна забывать, что за каждой бумагой стоит или живой человек или живое дело, и что сама жизнь настоятельно требует и ждет соответственного с нею решения и направления.

Начальник с широким полем деятельности не может действовать эффективно пытаясь контролировать всё самостоятельно. Даже самый опытный и энергичный деятель лишь зря потратит энергию, а то и вовсе запутает дела на местах если будет уделять внимание не только существенными вопросами, но и мелкими делами текущего производства.

Место начальника на верху производственной пирамиды где у него открывается самый большой кругозор, на всё делопроизводство. Грубую ошибку совершит начальник если будет назначать на должности, не только лично ему подчинённые, но и на второстепенные и рядовых работников, таким образом начальник действует только в угоду самовластию и произволу. Начальник каждой отдельной части несет на себе ответственность за успех порученного ему дела, и отнять у него право избирать по усмотрению своему сотрудников себе и работников -- значит снять с него ответственность за успешный ход дела, ослабить его авторитет и стеснить его свободу в законном круге его деятельности.

Ужасно, что с ослаблением нравственности растёт в начальнике страсть к патронатству, покровительству, раздаче должностей. Покровительство идёт под лицемерным видом благодетельности, но при этом преследуются корыстные цели осуществляемые за общественный счёт.

Казна. Равнодушной власти она представляется чудесным рогом изобилия из которого можно неограниченно черпать различные блага. Не мудрено забыть источник этого рога, каким трудом добывается каждый рубль в казну, и кому она служить предназначена. Всё это может привести к деморализации всего общества, с верху до низу. Возрастают ряды чиновников, плодятся учреждения, удваиваются оклады; вместе с теми возрастает обложение, и государственный бюджет принимает чудовищные размеры, вбирая в себя несущиеся отовсюду изобретения, претензии и требования частных интересов и социальных фантазий. Бюджет нынешней французской демократии представляет ужасающую картину деморализации правительства, утратившего сознание нравственного достоинства власти.

Человек с определенным взглядом на жизнь, воспитанный на разумном труде, ясно сознающий к чему стремится и чего хочет, свободен в отношениях своих к людям, и в этой свободе отношений почерпает умение судить о людях. Встречая на пути своем людей сильных духом и способных, он умеет различать их, потому как не смущается мыслью о том, что его достоинство в чем-либо потерпит ущерб от достоинства другого человека. Вступая во власть, он не теряет своей свободы.

Но человек непригодный к власти, чувствует себя не свободно с людьми, достоинство власти ослепляет его, и потому не может он ценить способных людей, так как видит в них только угрозу. Напротив чувствует себя свободно в обществе людей ниже его по способностям, которые льстят ему и приспосабливаются под его наклонности, а он им покровительствует. Остается ли при всем этом место для общественного благодеяния, для которого властью был обличён начальник? Определённо нет.

У равнодушного начальника все его подчиненные становятся лишь механическими орудиями производства, бездушными колесами сложной машины, в которой половина силы поглощается трением, потому что нет духа жизни в движении колес, нет одушевления сверху. Интерес к делам истощается уступая место интересу службы: наградам, чинам и богатству.

Но как быстро может измениться картина, когда появится во главе учреждения живое лицо с сознанием долга и нравственной ответственности, со знанием дела. Тогда и подчиненные работники из бездушных колес бездушной машины становятся членами органического тела.

Самая ценная способность правителя - это способность организаторская. Это не приобретаемы талант, а талант врождённый. Люди с такими талантами редки, но счастлив будет тот правитель который разглядит такой талант.

Далее Победоносцев рассуждает о приемствености власти, и её форме, и приходит к следующим выводам:

1)В прошлом существовало благородное сословие, которое было не только носителем власти, но и реально заботилось о благе народа. Идеально было бы его возродить.

2)Власть большинства мнимая, всего лишь обман, а власть толпы - произвол в призраке свободы.

3)Во избежание вырождения власти, Константин Петрович предлагает ввести преемственность власти, когда молодые начинали бы набираться практического опыта у старшего поколения.

Стоит отметить, что Константин Петрович Победоносцев уделяет огромное значение именно воспитанию людей, в особенности начальства. Так по его мнению начальник обязан обладать множеством добродетелей: добротой, честностью, чувством долга и ответственности, и т.д. Все эти добродетели морально-нравственны и потому могут быть воспитаны в человеке.

Исходя из полученной в ходе работы информации можно сделать следующие выводы.

В ходе изучения биографии К.П. Победоносцева удалось выявить истоки и формирование его политико-философских воззрений. Стоит отметить сильное религиозное влияние оказанное на философа его родственным окружением, которое в дальнейшем вылилось в теологическое понимание власти, не соответствовавшее передовой европейской мысли.

В ходе исследования статьи "Власть и начальство" были выявлены основные политические взгляды К.П. Победоносцева, в работе ясно прослеживаются идеи охранительного консерватизма, теологическая теория власти, а также органическая теория государства, восприятия его как живого организма. Сильны религиозные начала и идеи нравственности и воспитания людей как способа решения большинства проблем.

Так же нельзя не отметить точное диагностирование проблем бюрократического аппарата, которые присутствуют и в наше время такие как: отбор на должность не по способностям, а по формальным "бумажкам", стремление начальников лично всё контролировать, так и отходить от дел вовсе, коррупция, патронатсво и покровительство, произвол, самовластье и фаворитизм. К сожалению автор предлагает лишь идеализированные методы борьбы с этими болезнями присущими всем современным государствам.

В заключение можно сказать, что работа не теряет своей актуальности и по сей день. Константин Петрович Победоносцев легко выявил "болезни" власти и власть имущих. Рекомендуется к ознакомлению начальникам всех уровней.

Список источников и литературы

3) Репников А. В. Штрихи к портрету К. П. Победоносцева // Армагеддон: актуальные проблемы истории, философии, культурологии. Кн. 7. М., 2000.

Подобные документы

Появление и развитие консервативной мысли в России. Сравнение теоретических представлений консерваторов XIX-XX века о государстве и власти, а также отличительные черты самодержавной монархии на примере концепций Данилевского, Победоносцева, Тихомирова.

курсовая работа [46,3 K], добавлен 17.02.2009

Представительная и исполнительная власть. Политические институты современного общества: виды, характеристики. Функции и признаки государства. Реальная и формальная выборность, гражданское общество. Признаки политического развития властных структур города.

контрольная работа [51,2 K], добавлен 22.11.2013

Краткая биография Ж.Ж. Руссо. Опубликованные политические произведения мыслителя. Взгляды Руссо о происхождении неравенства между людьми, разделении властей и формах правления. Идея установления государства и законов на основе общественного договора.

реферат [13,1 K], добавлен 11.01.2014

Формирование и развитие элитистских подходов и представлений. Элиты и власть – основы видения Парето. Сущность политической элиты. Основные функции, место и роль элит в политическом процессе. Заинтересованность демократической элиты в стабильности.

реферат [28,5 K], добавлен 29.01.2010

Предмет и методы политологии. Политическая власть, ее содержание и средства осуществления. Политические партии и партийные системы. Принципы демократии, типы политических режимов. Субъекты политики, типы лидеров. Выборы и избирательная система.

1)Охарактеризуйте взоры К.П Победоносцева. Можно ли именовать его видным представителем русского консерватизма?
2)охарактеризуйте взгляды Ионанна Кронштадтского
3)Как вы полагаете, какую роль в истории Росси сыграли такие подвижника, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский

1)Охарактеризуйте взоры К.П Победоносцева. Можно ли именовать его видным представителем российского консерватизма?

Победоносцев был консерватором, не считал развитие демократических частей в российской политической системы полезными и необходимыми, а наоборот, развитие самодержавие и православия и абсолютизма. Беря во внимание значимость его фигуры в то время, непременно, его можно именовать видным представителем российского консерватизма.

2)охарактеризуйте взгляды Ионанна Кронштадтского

Кронштадский, также как Победоносцев является консерватором, и вприбавок был членом Союза Российского народа, что подтверждает его причастность к ограниченному направлению. Его консервативные взоры были очень последними, так как Кронштадский был один из тех, кто устраивал покушения на сторонников либерального движения.

3)Как вы полагаете, какую роль в истории России сыграли такие подвижники, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский

Они были одними из тех, кто пробовал возделывать ограниченные, самодержавные идеи, они стояли на стороже империи и абсолютизма. Возможно, из-за их деятельности случилась и революция, и остальные вытекающие последствия гнета идейного плюрализма. Можно сказать, что их активная деятельность по устранению либералов не посодействовала им с устранением других философских течений.


Константин Петрович Победоносцев (род. 21 мая (2 июня) 1827, Москва — ум. 10 (23) марта 1907, Санкт-Петербург) — российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник. В 1880—1905 годы занимал пост Обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872), почётный член Императорской Академии наук (1880).

Преподавал законоведение и право будущему императору Александру III и имел на него большое влияние.

Представления Победоносцева о самодержавной власти заключались в следующем:

О демократии, республике и парламентаризме Константин Победоносцев говорил следующее: «Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции, идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма. В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие.

Но посмотрим на практику. В самых классических странах парламентаризма он не удовлетворяет ни одному из вышепоказанных условий. Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколько взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии.

Министры столь же безответственны, как и народные представители. Ошибки, злоупотребления, произвольные действия — ежедневное явление в министерском управлении, а часто ли слышим мы о серьезной ответственности министра? Разве, может быть, раз в пятьдесят лет приходится слышать, что над министром суд, и всего чаще результат суда выходит ничтожный сравнительно с шумом торжественного производства.

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей.

Вот как практикуется выборное начало. Честолюбивый искатель сам выступает перед согражданами и старается всячески уверить их, что он, более чем всякий иной, достоин их доверия. Из каких побуждений выступает он на это искательство? Трудно поверить, что из безкорыстного усердия к общественному благу. Кто по натуре своей способен к безкорыстному служению общественной пользе в сознании долга, тот не пойдет заискивать голоса, не станет воспевать хвалу себе на выборных собраниях, нанизывая громкие и пошлые фразы. Лучшим людям, людям долга и чести противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих целей.

Выборы — дело искусства, имеющего, подобно военному искусству, свою стратегию и тактику. Кандидат не состоит в прямом отношении к своим избирателям. Между ним и избирателями посредствует комитет, самочинное учреждение, коего главною силою служит нахальство. Организуются собрания, произносятся речи: здесь тот, кто обладает крепким голосом и умеет быстро и ловко нанизывать фразы, производит всегда впечатление на массу, получает известность, нарождается кандидатом для будущих выборов или при благоприятных условиях сам выступает кандидатом, сталкивая того, за кого пришел вначале работать языком своим, фраза — и не что иное, как фраза — господствует в этих собраниях. Толпа слушает лишь того, кто кричит и искуснее подделывается пошлостью и лестью под ходячие в массе понятия и наклонности.

Что было характерно для общественного движения 80—90-х гг. XIX в.?

• Н. К. Михайловский


М. Н. Катков. Фотография

Ценнейшим историческим итогом многовекового развития России консерваторы считали установление неограниченной монархии, обеспечивавшей мирное сосуществование сословий и суверенитет великой державы. В связи с этим они критиковали представительное правление, конституцию, политические свободы граждан и другие демократические идеалы.

Наконец, представители консервативного лагеря требовали пересмотра реформ 1860—1870-х гг., таким образом они надеялись укрепить позиции царизма и препятствовать демократическим процессам в России.

1. Охарактеризуйте взгляды лидера консерваторов М. Н. Каткова.

2. Как оценивали консерваторы результаты либеральных реформ?


В ожидании аудиенции. Художник В. Е. Маковский

В пореформенное время заметное развитие получила славянофильская идея созыва при императоре всесословного законосовещательного Земского собора, выражающего общественное мнение. Земский собор должен был стать инструментом связи царя с народом и защитить Россию от революционных потрясений.

В эти десятилетия начинает развиваться и земское либеральное движение. Основной формой его деятельности стало проведение нелегальных собраний, на которых земцы вырабатывали свои требования к власти. Эти требования оформлялись в виде верноподданнических адресов на имя монарха, частных записок и прочих петиций к царю.

Выражая преданность престолу, верноподданнические адреса либералов содержали и просьбы о созыве земских съездов для решения вопросов местного самоуправления, создании всероссийского земского органа в виде Общей земской думы или Земского собора. Либералы предлагали включить в состав Государственного совета представителей земств.

В конце 1870-х гг. состоявшийся в Москве тайный съезд земцев-либералов и их единомышленников из числа городской интеллигенции принял решение пропагандировать на местах идею введения в стране конституции и одновременно предъявить правительству конституционные требования.

Издание в России агитационной либеральной литературы было запрещено, поэтому её выпуск организовали за границей. Либералы справедливо отмечали, что отказ Зимнего дворца от реформ способствует активизации революционного движения; единственным средством борьбы с народничеством признавалось продолжение начатых ранее преобразований.

В 1879 г. либералы попытались договориться с революционерами — предлагали им прекратить террористическую деятельность, выступить объединёнными силами и потребовать от правительства введения конституции. Договориться силам оппозиции не удалось.

1. Какие изменения произошли в идеологии либералов во второй половине XIX в.?

2. Какие идеи славянофилов были популярны среди либералов?

3. О каких явлениях в общественной жизни России свидетельствовало расслоение либерального лагеря (появление земского либерализма, умеренных и радикальных либералов)?

3. Либеральное и революционное народничество. Общественная жизнь страны 1880—1890-х гг. была небогата событиями. В ней отсутствовал накал политической борьбы, отмечаемый в предшествующие два десятилетия. Лидеры общественного движения осмысливали недавний опыт, определяли свои позиции.


Перед обыском. Художник Я. Я. Калиниченко

2. В чём сходство и различие взглядов либеральных и революционных народников?


Маёвка в лесу. Художник Б. Е. Владимирский

На предприятиях Петербурга, Москвы, Тулы, Харькова, Киева и других городов выросли свои лидеры, вожаки стихийного протеста против притеснений со стороны владельцев предприятий, низкой заработной платы и т. п. С конца 1870-х — начала 1880-х гг. стачки и забастовки постепенно становятся обычным явлением российской политической жизни.

Особенно показательной и во многом переломной стала Морозовская стачка 1885 г. на Никольской мануфактуре в Орехово-Зуеве. Её причиной послужила попытка хозяев предприятия, известных промышленников Морозовых, переложить тяготы экономического кризиса на плечи рабочих. Снижение заработной платы, увольнения рабочих вызвали бунт, во время которого прозвучали призывы к разгрому конторы и избиению мастеров и инженеров.

Вожаки стачки — П. А. Моисеенко, В. Г. Волков, Л. И. Иванов — придали стихийному протесту рабочих организованный характер. На общем собрании стачечников были приняты требования к владельцам мануфактуры, затем эти требования вручили владимирскому губернатору. Губернские власти арестовали делегатов, направили на мануфактуру войска. На состоявшемся суде присяжные заседатели оправдали вожаков Морозовской стачки. После этих событий власти осознали необходимость создания в России рабочего законодательства.

1. Охарактеризуйте начальный этап развития рабочего движения в России.

2. Когда и где произошла Морозовская стачка? Какие требования предъявляли забастовщики?

Первыми сторонниками марксизма стали представители интеллигенции. Новое учение увлекало своей цельностью и основательностью, ясными и чёткими ответами на вопросы о возможности ликвидации гнёта капитала и построении нового, справедливого общества на научных основаниях.

Успеху распространения марксизма в России способствовали несколько причин. Полиция основное внимание уделяла народническим кружкам, опасаясь возрождения в них террористических настроений. На фоне народников марксисты выглядели приверженцами мирного учения. К тому же постоянные споры и дискуссии марксистов с другими революционными партиями и группами давали основание властям видеть в них раскольников, препятствовавших созданию единого, оппозиционного правительству фронта. Сыграли свою роль и успехи марксизма в Европе, издавна служившей для революционной России путеводной звездой.


Г. В. Плеханов. Фотография


К. Маркс. Фотография


Рабочие, вовлечённые в марксистские кружки, с одобрением воспринимали обоснованную критику капиталистических порядков. Провозглашение пролетариата главным борцом с существующим режимом и строителем социалистического общества также не оставляло их равнодушными. Сыграла свою роль и естественная для людей тяга к моде, желание приобщиться к новой идеологии, которая содержала ответы на насущные вопросы.

Так или иначе, марксизм привлекал передовых рабочих, которые в 1870-е — начале 1880-х гг. познакомились с идеями народников (руководители первых стачек в Петербурге и Москве вышли из народнических кружков и воскресных школ). Марксисты заимствовали у народников и формы пропагандистской работы на фабриках и заводах — организация воскресных школ, кружков, выпуск листовок, индивидуальные беседы. Пользуясь недостаточно пристальным вниманием властей, новое учение о революционном преобразовании мира набирало силу.

1. Определите предпосылки распространения марксизма в России.

2. К чему призывали марксисты?

3. Как интерпретировали учение Маркса различные общественные группы в России?

Вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в развитии общественного движения в последней четверти XIX в. по сравнению с предшествующим периодом?

2. Как вы думаете, о чём свидетельствует тот факт, что некоторые народники стали переходить в лагерь либералов?

Читайте также: