План урока восстание сырыма датова

Обновлено: 30.06.2024

Цель: рассмотреть основные предпосылки, причины, цели, ход восстания; выяснить причины спада восстания и его поражения; показать влияние личности Сырыма Датова на развитие политических событий в Казахском ханстве в 1783—1797 гг.; раскрыть значение восстания Сырыма Датова как самого крупного антиколониального выступления; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, анализа карты и исторических событий, сопоставления фактов; начать работу над развитием навыков культуры спора, умения доказывать свою точку зрения,

опираясь на факты; воспитывать любовь к родине, народу.

Материалы и оборудование: карта “Казахстан в ХVIII в.” или “Восстание Сырыма Датова”, портрет Сырыма Датова, планшет с планом изучения восстания, интерактивная доска,

Изучение темы проводится в ходе трех уроков.

Опрос проводится по вопросам к § 6.

1. Предпосылки и причины участия казахов в восстании.

2. Этапы участия казахов в восстании.

3. Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской войне.

4. Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской войне.

5. Значение участия казахов в восстании.

Проверяются записи в тетрадях анализа данных по предыдущей теме.

II. Изучение новой темы.

1. Изучение новой темы начинается с того, что учитель заостряет внимание учащихся на планшете с планом изучения восстания (заготовленным заранее на листе ватмана). Учитель объясняет, что изучение любого восстания ведется по определенному плану, после чего его пункты записываются учащимися в тетрадях:

* Предпосылки и причины восстания.

* Повод к началу восстания.

2. Организация самостоятельной работы с учебником.

Задание: прочитав текст учебника до подзаголовка “Начало восстания”, выделите предпосылки и причины восстания, основные движущие силы, цели восстания и имена его руководителей. Кратко сформулируйте сведения и запишите в центральной части таблицы. На работу отводится 7—10 мин. Учитель помогает определить характер восстания, объясняя, что для этого необходимо проанализировать цели восставших. Определение записывается в центральную часть таблицы.

3. Изучение вопроса о начале восстания и внутренней борьбе Младшего жуза ведется на основе рассказа учителя с одновременным выполнением учащимися заданий:

1) По ходу объяснения материала запишите даты основных событий хода восстания в центральной части таблицы.

2) Сведения о влиянии внутренней борьбы на ход восстания запишите в разделе “Влияющие факторы”.

Учитель помогает учащимся, выделяя интонацией наиболее важные моменты, замедляя темп рассказа.

Домашнее задание: § 7, п. III, начать заполнение анализа данных и проблем.

Дата _______ учитель _______________

ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА

(1783—1797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ

Внутренняя борьба в Младшем жузе и ее влияние на ход восстание

Цель: рассмотреть основные предпосылки, причины, цели, ход восстания; выяснить причины спада восстания и его поражения; показать влияние личности Сырыма Датова на развитие политических событий в Казахском ханстве в 1783—1797 гг.; раскрыть значение восстания Сырыма Датова как самого крупного антиколониального выступления; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, анализа карты и исторических событий, сопоставления фактов; начать работу над развитием навыков культуры спора, умения доказывать свою точку зрения,

опираясь на факты; воспитывать любовь к родине, народу.

Материалы и оборудование: карта “Казахстан в ХVIII в.” или “Восстание Сырыма Датова”, портрет Сырыма Датова, планшет с планом изучения восстания, интерактивная доска,

Опрос проводится по вопросам к § 6.

Проверяются записи в тетрадях анализа данных по предыдущей теме.

II. Изучение новой темы.

1. Изучение новой темы начинается с того, что учитель заостряет внимание учащихся на планшете с планом изучения восстания (заготовленным заранее на листе ватмана). Учитель объясняет, что изучение любого восстания ведется по определенному плану, после чего его пункты записываются учащимися в тетрадях:

* Предпосылки и причины восстания.

* Повод к началу восстания.

2. Организация самостоятельной работы с учебником.

Задание: прочитав текст учебника до подзаголовка “Начало восстания”, выделите предпосылки и причины восстания, основные движущие силы, цели восстания и имена его руководителей. Кратко сформулируйте сведения и запишите в центральной части таблицы. На работу отводится 7—10 мин. Учитель помогает определить характер восстания, объясняя, что для этого необходимо проанализировать цели восставших. Определение записывается в центральную часть таблицы.

3. Изучение вопроса о начале восстания и внутренней борьбе Младшего жуза ведется на основе рассказа учителя с одновременным выполнением учащимися заданий:

1) По ходу объяснения материала запишите даты основных событий хода восстания в центральной части таблицы.

2) Сведения о влиянии внутренней борьбы на ход восстания запишите в разделе “Влияющие факторы”.

Учитель помогает учащимся, выделяя интонацией наиболее важные моменты, замедляя темп рассказа.

Домашнее задание: § 7, п. III, начать заполнение анализа данных и проблем.

Дата _______ учитель _______________

90-е годы 18 в. последний период и поражение восстания Сырыма Датулы

Урок является продолжением предыдущего, поэтому его

целесообразно начать с продолжения изучения темы.

I. Рассказ учителя о новом периоде восстания в 90-е годы XVIII в. с выделением основных событий рассматриваемого периода и записью их учащимися в тетрадях.

II. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: занести в центральную часть таблицы причины поражения и значение восстания.

III. Работа над выявлением проблем.

С какими трудностями столкнулось восстание Сырыма Датова? Могло ли восстание закончиться иначе? Учитель организует дискуссию. Класс делится на тех, кто считает, что восстание могло закончиться достижением поставленных целей, и тех, кто считает, что восстание было обречено

на поражение. Из участников обеих сторон формируются группы. Дается 7—10 мин на то, чтобы учащиеся подготовили проекты защиты своей точки зрения. На выступление каждой группы отводится не более 2 мин. Поэтому выступление группы должно быть четко продумано учащимися, оно должно быть лаконичным, но весомым по количеству аргументов.

После того как все группы выступили с защитой проекта, ответы обобщаются и оцениваются. Учитель помогает сформулировать основные проблемы, которые записываются в соответствующем разделе.

Домашнее задание: § 7, закончить работу над анализом данных, заполнить таблицу на с. 62 учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: предпосылки, причины и начало восстания, внутренняя борьба в Младшем жузе и ее влияние на ход восстания, поражение восстания и его значение.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, существенное, основное в изучаемом материале продолжить обучению формулированию выводов и контрольных вопросов,

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Тип урока: урок изучения новой темы

Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:

Этапы урока

Приемы, методы

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Подготовка к усвоению нового материала

Восприятие важности новой темы и её места в истории Казахстана

Опережающее определение нового материала

Усвоение новых знаний

самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Уяснение новой темы, создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Подготовка к усвоению нового материала

Самое активное участие в восстании Е. Пугачева принял старшина рода байбакты, политик, оратор, батыр Сырым Датов. Его имя встречается в письме известного русского полководца А.В. Суворова, где С. Датов охарактеризован как руководитель одной из повстанческих групп.

После подавления восстания Е. Пугачева русско-казахские отношения обострились из-за нападений друг друга на селы и аулы, участившиеся угоны скота. При этом происходило ослабление влияния ханов младшего жуза, неспособных не вести народ на борьбу против колонизации, ни стать реальной силой среди простых казахов. Такое положение и привело к новому восстанию, на этот раз в казахской степи и среди самих казахов.

Важным фактором такого освоения стало начало изучения Казахстана русскими и зарубежными учеными – известные картографы, географы, минерологи, историки, оказавшись в составе научных и военных экспедиций, отправляющихся в Казахсткую степь, впервые описали ранее недоступные для них земли. Впервые были подробно изучены северо-восточная часть Каспийского моря, описаны быт, материальная культура и история казахского народа.

Усвоение новых знаний

Причины восстания.

Ослабление ханской власти в Младшем жузе.

Расширение оппозиционных настроений среди Чингизидской верхушки казахских феодалов в отношении военно-колониальных устремлений царизма.

Осуществление административно-территориальных нововведений по закреплению присоединенных земель: упразднение Оренбургской губернии, а политику царской власти осуществляли одновременно и Пограничная комиссия и Оренбургская администрация.

Усиление нападений уральских казаков и русских помещиков на казахские аулы, а также насильственный захват плодородных земель у кочевого населения.

Движущие силы восстания.

Казахские шаруа;

Старшины, родоправители, Бии, потерявшие свои родовые владения;

Основные рода Младшего жуза – шекты, торткара, шомекей, кете, алаш, байбакты, бериш, табын и др.;

Организатор –Сырым Датов – батыр, политик, оратор, старшина рода байбакты, участник пугачевской войны.

Цели восстания.

Возвратить земли, являвшиеся собственностью казахской общины и восстановить сложившуюся веками систему правления.

Прекратить завоевания уральскими казаками казахских земель.

Ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения.

Предпосылки и повод.

В 1778 году во время вооруженного столкновения между казахами и казаками погибают дети Сырыма.

В декабре 1782 года был принят новый царский указ, согласно которому казахам для перехода через реки Урал и Иртыш в зимнее время требовалось специальное разрешение и наложен запрет на аренду земель, принадлежавших казачьим войскам.

Зимой 1782-1783 года в казахской степи разразился джут, вызвавший массовую гибель скота. И без того тяжелое положение ухудшилось весной 1783 года, когда уральскими казаками было угнано с казахских аулов около 4 тысяч лошадей.

Осенью 1783 года Сырым попадает в плен к казакам, откуда был освобожден благодаря помощи своего зятя – хана НУРАЛЫ. Вернувшись из плена, Сырым Датов начинает объезжать казахские аулы и занимается организацией крупных вооруженных отрядов.

Начало восстания.

Первое столкновение восставших с казаками произошло весной 1784 года. Отряды под руководством старшин Барака, Тленши, Оразбая совершали нападения на крепости Орская, Сахарная, казачьи станицы и располагались в верховьях Урала и Илека. Враждебное отношение хана Нуралы к восстанию привело к разделению феодальной верхушки на два лагеря. Опасаясь нападения восставших, хан Нуралы откочевал к Уральской казачьей линии.

Для подавления восстания были направлены отряды правительственных войск под командованием генерал-майора Смирнова, премьер-майора Назарова, старшин Колпакова и Пономарева. Но из за незнания местности расположения восставших, эти силы ограничились тем, что напали и разорили казахские аулы родоа Бериш, Адай, Табын, уведя в плен местных жителей.

Развитие восстание. Реформа Игельстрома.

Враждебная позиция Нуралы хана и открытая помощь карателям привела к тому, что съезд старшин Младшего жуза, прошедший летом 1785 года отстранил Нуралы от власти. Осенью 1785 года это решение поддержало собрание биев, также отказав избранию на ханский титул родственников Нуралы. Сам Нуралы в 1786 году бежит под защиту Уральской казачьей линии. Позже он был сослан царским правительством в Уфу, где и скончался в 1790 году.

Начальник оренбургского края, барон Игельстром для снятия напряженной ситуации в Младшем жузе подготовил проект реформы. Согласно его положениям, вся власть сосредотачивалась в руках Пограничного суда, в который входили и Бии, и чиновники царского правительства, а сам суд подчинялся напрямую генерал-губернатору. Хотя реформа и была подписана Екатериной II в действие, но так и не была осуществлена. Причины:

1. Часть ханов, выступающих против Нуралы, были не готовы к отмене самой ханской власти.

2. Сырым Датов поддержал реформу.

3. Свержение монархи о Франции и нарастание антимонархических движений против самой династии Романовых в России заставил царизм отказаться от самой реформы.

Новый период восстания – 90-ые годы XVIII века.

Нападения атамана казаков Донского наказахские аулы зимой 1790 года вызвал целый поток жалоб казахов рода Торткара к члену военой коллегии графу Безбородко. Даже несмотря на прямой приказ императрицы Екатерины II воздержаться от нападений на казахские аулы, казаки продолжали грабить казахские аулы.

В то же время ханом Младшего жуза в 1791 году был избран Ералы, в результате чего часть сторонников Сырыма Датова перешла на сторону правительства. В этих условиях Сам Сырым Датов принимает решение объединить всех недовольных аграрной политикой царизма и организовать решительную борьбу против каратели и Чингизидов-сторонников царского правительства.

Ослабление восстания.

Попытка Сырыма Датова объединения всех недовольных закончилась неудачно – строительство ряда военных укреплений по рекам Эмба и Уил не позволило объединиться со смежными районами Среднего жуза, а идея о проведении съезда старшин восставших родов так и не смогла воплотиться. В то же время прямое предательство восставших биями Софра, Муратбеком, Сегизбаем и неудачи восставших при осаде Илецкой и Красногорской крепостей привели к переходу на партизанскую тактику.

В тоже время после смерти в 1794 году Ералы хана и назначения на должность хана ЕСИМА, сына Нуралы, создали условия для взрыва народного возмущения. Во время джута весной 1797 года отряд Сырыма Датова напал на ставку Есима. Во время нападения сам Есим был убит. Это событие послужило толчком для объединения против Датова военных отрядов Скворкина, родов Алаш, Бериш, Адай и сыновей убитого Есима.

В этих условиях, стараясь избежать нападений своих врагов, в 1794 году Сырым Датов уходит в пределы Хивы, где и умирает в 1802 году.

А ханом Младшего жуза избирается престарелый хан АЙШУАК, доказавший свою лояльность российскому правительству.

Причины поражения.

Разногласия среди страшин Младшего жуза.

Разнородность требований основной движущей силы.

Зависимость руководителя восстания от политических обстоятельств.

Слабая организация повстанческих отрядов и отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы.

Закрепление новых знаний. Вопросы для закрепления и повторения по новой теме.

Информация о домашнем задании, инструктаж

Домашнее задание – записи в тетради; §6, стр. 50-65 учебника

Аналитическая часть урока: самоанализ урока.

Допуск к уроку: _____________________________ (Лукичева Н.Б., заместитель директора

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательная: Научить сравнивать восстания, работать с алгоритмом, определять их место на карте

Развивающая: Развивать умения сотрудничать, работать в группе, с текстом учебника, картой, анализировать, тренировать память, применять знания в новой ситуации.

Воспитательная: воспитывать патриотизм на примере героической борьбы народа и руководителей восстания

Тип у рока : комбинированный

Формы работы: фронтальная, парная

Методы: наглядный, практический, деятельностный

1. Организация начала урока(приветствие, проверка готовности,)

II. Проверка домашнего задания

Назовите годы крестьянской войны под руководством Е. Пугачева?

Почему казахи приняли участие в этой войне?

Чем закончидлось восстание?

Итог: Крестьянская война 1773-1775 г.г. под руководством Е.И. Пугачева хоть и закончилась поражением, но имела огромное значение

III. Основная часть. Изучение нового материала

Учитель: Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева ускорило начало другого восстания на территории Младшего жуза – восстания Сырыма Датулы.

Задание выпишите из учебника стр 57 причины восстания :

1. Ослабление ханской власти в Младшем жузе.

2. Ужесточение требований к казахам.

3. Расширение оппозиционных настроений среди Чингизидской верхушки казахских феодалов в отношении военно-колониальных устремлений царизма.

4. Насильственный захват плодородных земель у кочевого населения.

5. Военные столкновения между казахами и казачьими войсками.

Задание выпишите из учебника стр 58 повод.

Поводом к восстанию послужил указ правительства 1782 года о разрешении земельного перегона скота казахов на правобережье Урала только при условии найма земли. Издание указа обострило земельный вопрос и ухудшило отношения казахов с уральским казачеством. Положение также усугубилось суровой зимой: начался джут и массовый падеж скота – пало более 10 тысяч лошадей и коров.

Учитель: Как вы думаете кто принял участие в восстании? Ответы учащихся. Запись в тетрадь Движущие силы восстания:

- старшины, родоправители, бии, потерявшие свои родовые владения;

- основные рода Младшего жуза – шекты, торткара, шомекей, кете. алаш, серкеш, таз, байбакты, табын, жагалбайлы, кызылкурт и др.

Организатор восстания Сырым Датулы (1712-1802 гг.)

Итак значит Главные цели восстания: (запись в тетрадь)

1. Возвратить земли традиционных кочевий казахских родов

2. Прекратить завоевания уральскими казаками казахских земель

3. Ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения

Основные события в ходе восстания С.Датулы.

Весной 1783 года казахов начали совершать набеги на Уральскую линию: совершили налет на Гирьяльский редут, взяли в плен солдат и угнали скот. Оренбургский комендант направил в степь карательные войска из оренбургских казаков и отряд из 1500 башкир с целью предотвращения набегов казахов на северо-востоке: каменное укрепление было взято приступом, в плен захвачено 56 человек и отправлено на казенные работы.

Летом 1783 года казахи совершали нападения на укрепления и торговые караваны, что привело в упадок торговлю со среднеазиатскими ханствами. Восставшие штурмом взяли крепость Карагайскую контролировали движение на тракте между Оренбургом и крепостью Илецкая . Активными действия велись в районе Орской крепости и на Нижнеуральской дистанции.

В 1785 году казахи сражались с царскими отрядами в районе Нижнеуральской линии. Отряд С. Датулы состоял из 2700 человек, старшины Барак - из 2000 и Тленши - из 1500 челловек. Против них действовало три отряда казаков.

С 1785 года усилилась междоусобная борьба в окружении Нуралы. Хан проявил свое бессилие в подавлении народного восстания и повстанцы выступили за его отстранение от власти и в 1786 году Нуралы был изгнан из Младшего жуза. Хан был взят под покровительство царских властей и некоторое время укрывался в Калмыковской крепости. Затем его сослали в Уфу , в 1790 году хан Нуралы там и скончался.

Открытый урок

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Восстание казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датулы ,проходившее с 1783 года по 1797 год. Задачи урока: - раскрыть условия и причины движения на основе конкретных фактов; - развить у учащихся навыки логического мышления, эффективного использования дополнительной литературы; - помочь учащимся понять историческое значение национально-освободительного движения казахского народа. Урок распланирован в форме открытого урока на 2 часа.

Читайте также: