Какой тип психологизма мы встречаем в творчестве л н толстого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Произведения великого русского писателя Льва Толстого насыщены интересными, сложными и порой противоречивыми героями.

Ведь диалектика души представляет собой постоянное описание внутреннего мира героев, их развитие и движение.

Толстой создавал интересные образы героев и, показывая их внутреннее восприятие происходящего – обращал внимание читателя на их нравственность и ценности.

Герои близки ему самому, потому что он тоже стремился к нравственным и духовным поискам, он желал совершенствоваться и двигаться вперед.

Самобытный психологизм Толстого

Критики и литераторы отмечают оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма.

То, как он желал продемонстрировать характеры героев в движении, было отчасти новаторским решением для русской литературы той эпохи, но даже сейчас его углубленный анализ личностей и влияние событий на их движение вперед или нравственное падение вызывает восхищение.

Таким образом, Толстой не просто показывал героев читателям, он также выражал свое мнение и выражал оценку изображаемого. И эта оценка была нравственной, потому что предпочтительнее всего для Толстого было смотреть на вещи с этой позиции.

Толстой использовал сны, чтобы преподнести подсознательный ментальный план Пьера, детализированное впечатления персонажей от мира, чтобы показать, на чем конкретно заостряется их психика, и тем самым определить их внутренний психологический процесс мышления – Наташа Ростова на балу.

Андрей Есин — Психологизм русской классической литературы

Андрей Борисович Есин

Психологизм русской классической литературы

Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших художественных вершин. Имена Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского – это имена крупнейших, гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.

Как правило, с этими и другими шедеврами русской психологической прозы человек впервые знакомится подростком, когда жизненный опыт и возрастные особенности восприятия еще не позволяют ему в полной мере постичь глубокий психологический смысл, заключенный в шедеврах русской классики. Старшекласснику здесь во многом может и должен помочь учитель-словесник, студенту – преподаватель вуза, а им, в свою очередь, хочет помочь автор этой книги.

В первом разделе читатель найдет общие сведения о психологизме как свойстве художественной литературы, здесь рассматриваются вопросы психологического мастерства писателя, ме́ста психологизма в литературном произведении, его особой содержательной роли; кратко освещаются основные этапы развития психологизма в мировой литературе. Второй раздел посвящен анализу своеобразия психологического стиля в произведениях крупнейших мастеров психологизма – Лермонтова, Тургенева, Чернышевского, Толстого, Достоевского, Чехова.

В книге речь идет только о психологизме в произведениях эпического, повествовательного рода. В лирике и драме психологизм, в силу родовой природы, имеет специфические особенности существования и развития и должен рассматриваться отдельно.

Итак, мы с самого начала сталкиваемся с двумя значениями слова психологизм – широким и узким[1]. В широком смысле под психологизмом подразумевается всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную характерность жизни людей, искусство и, в частности, литература создают не только общественные, но прежде всего психологические типы. В искусстве социальное как бы превращается в психологическое, воплощается в нем, получает через него свое выражение. Искусство познает социальные явления через явления психологические.

Воссоздавая тот или иной характер, стержнем которого является прежде всего некая социальная определенность, писатель воплощает его в персонаже, создает как бы новую индивидуальность, личность, обладающую неповторимыми особенностями. Совокупность устойчивых черт личности – реальной или вымышленной – называется в научной психологии и обыденной речи характером. Характер – это, безусловно, явление психологическое. Видимо, благодаря этому слова психология и характер сблизились и стали синонимами или почти синонимами.

Необходимо сразу же сказать, что отсутствие в том или ином произведении психологизма в этом узком и точном значении слова не недостаток и не достоинство, а объективное свойство. Просто в литературе существуют психологический и непсихологическии способы художественного освоения реальности, и они равноценны с эстетической точки зрения. Иными словами, нельзя спрашивать, какой писатель лучше – психолог или непсихолог; они просто разные, обладающие несхожими творческими манерами, каждая из которых интересна и ценна сама по себе. К такому выводу приводит нас исследование психологизма в научной литературе последних 25 – 30 лет. В литературоведении же конца 50-х-начала 60-х годов, когда категория психологизма только еще начинала осваиваться, часто происходило смешение широкого и узкого понятий психологизма; ошибки этого периода поучительны и, к сожалению, иногда сохраняются в сегодняшней практике преподавания, поэтому мы остановимся на них подробнее.

Такое суждение могло возникнуть только потому, что под термином психологизм смешались два разных понятия и явления: широкое, универсальное, свойственное всей литературе, и узкое, специальное, характеризующее лишь какую-то часть (пусть даже очень значительную) художественных произведений.

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?


Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Истории душ в романах Толстого, духовные искания героев

Личности героев меняются и вырастают – через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлеты и падения. Идеал человека Толстой видел в подлинности его личности, он старался раскрывать душевную суть и глубину героя через моменты, когда человек меньше всего управляет собой и своим поведением.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Анна Каренина, Андрей Балконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого.

Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал свое личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

Его герои находились в постоянном, усложненном поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом, показывая как протекала история становления их душ.

АРЗАМАССКАЯ ТОСКА

Личность

Личность Льва Толстого противоречива. Этот человек обожаемый во всем мире, как великий мыслитель. Известно что он в своих работах много внимания уделял вопросу противостояния добра и зла. Очевидно, какую сторону занимал он сам в этой борьбе, касающейся каждого, но это не мешало Льву Николаевичу быть смелым экспериментатором.

Характеристика Льва Толстого

Увлечения и привычки

Лев Толстой имел привычку сопровождать свои записи понятными только ему и его жене Софье пометками. Ещё Льву Толстому нравилась музыка. В определенный период своей жизни он увлекался ею настолько серьезно, что сам попробовал свои силы в качестве композитора.

Известно также, что Лев Николаевич любил азартные игры, в частности карточные, в которых он нередко крупно проигрывал. Став семьянином, писатель с большим удовольствием вместе с детьми играл в теннис, крокет, городки, волан. Он обожал кататься на велосипеде, на коньках, а также плавать. Свою жизнь Толстой не представлял без путешествий, которые позволяли ему лучше узнать культуру разных народов.

Чтобы передать духовные искания центральных персонажей, Л.Н. Толстой раскрывает их внутренний мир. Переживания и чувства героев демонстрируют то, что они являются неоднозначными личностями с собственным мировоззрением. Взгляды героев на жизнь и их настроение в определенные эпизоды жизни передаются с помощью авторского обращения к внутреннему миру персонажей.

Например,Андрей Болконский, который едет в Отрадное, видит старый дуб, который вызывает у героя чувства разочарования и безысходности. Князь Андрей не видит смысла своей жизни и не видит своего будущего. Однако когда князь Андрей возвращается из имения, он смотрит на это дерево по-другому. Герой понимает, что жизнь не кончена, что счастье еще впереди. Такое двоякое отношение к одному и тому же дубу раскрывает внутренние переживания Андрея Болконского.

Особенностью психологического описания является то, что один короткий по времени эпизод Л.Н. Толстым растягивается во времени. Например, Андрей Болконский, который смотрит на небо Аустерлица, коренным образом меняет свое мировоззрение.

Для того чтобы наиболее точно передать оттенки чувств персонажей, Л.Н. Толстой использует большое количество эпитетов и синонимов к этим эпитетам. Это позволяет назвать все стороны одного и того же чувства персонажа. Среди изобразительно-выразительных средств Л. Н. Толстой не ограничивается эпитетами, он также использует различные метафоры и сравнения, которые образно помогают передать чувства персонажей.

Таким образом, используя различные средства раскрытия внутреннего мира персонажей, Л.Н. Толстой психологизму обращает особое внимание, так как через преобразования и изменения героев раскрываются главные мысли и рассуждения автора.

Внутренний монолог важнейший приём психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Монолог – речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому.

Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.

Портрет — описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Основная литература:

Дополнительная:

  1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.
  2. Курляндская Б. Г. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. — 214 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ещё один способ раскрытия внутреннего мира персонажей — их письма. Вспомним переписку княжны Марьи с её подругой Жюли Карагиной. Письма Жюли пусты и манерны, в то время как Марья пишет о своей искренней вере в Бога, христианском смирении и любви к ближнему. Мы видим её душевную чистоту, спокойствие и ум.

Ещё одно важнейшее средство психологической характеристики в романе — сны героев, имеющие символическое значение. Пьер Безухов видит их после Бородинского сражения в Можайске и в плену; Андрей Болконский — перед смертью; Петя Ростов — перед последним боем; сын Болконского Николенька — в конце романа.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Чернышевский правильно отмечал, что писатель, способный подвергать такому беспощадному анализу поступки, мысли, переживания других людей, должен был пройти огромную школу самонаблюдения и самоанализа. “Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Н. А. Добролюбову

Н. Г. Чернышевскому

Правильный ответ:

Н. Г. Чернышевскому

Разбор задания:

По мнению Н. Г. Чернышевского, изображение внутреннего мира человека в его противоречиях и развитии подчёркивается толстовским интересом к переломным, кризисным моментам в жизни героя, поэтому персонаж вынужден развиваться – читатель наблюдает все перипетии его становления на фоне исторических событий.

Установление соответствий

Найдите соответствие, соединив фамилию писателя и особенности отображения внутреннего мира героев в его произведениях.

Ф. М. Достоевский

  1. Душевный мир героя целиком захватывает некая идея, которая требует проверки рациональным осмыслением, эмоциональным переживанием, личной практикой и собственной судьбой.
  2. Предельный лаконизм в изображении чувства, скрытый психологизм, выражение внутреннего состояния героя через мимику, жесты, движения.
  3. В центре внимания – не начало или итог психологического процесса, а его течение, тонкий и сложный ход мысли, зарождение и развитие чувства.

Правильный ответ:

  1. Ф. М. Достоевский
  2. И. С. Тургенев
  3. Л. Н. Толстой

Подсказка: Толстой сосредоточивается на динамике развития героя.

Разбор задания.

Тайный психологизм более всего характерен для произведений И. С. Тургенева, раскрытию образа в случае использовании этого литературного приёма способствует описание жестов и действий героев. Достоевский часто прибегает к способу заточения героя в ловушку собственной навязчивой идеи, страсти, чтобы впоследствии дать ему переродиться. В то время как для Толстого характерно наблюдение за героем в процессе внешних событий, как камерных, семейных, так и исторических.

Изо дня в день будущий писатель скрупулезно разбирал каждую свою мысль и побуждение, приведшие к тому или иному поступку, беспощадно разоблачая их как низменные и эгоистические, осуждая себя за безволие, невыполненные планы, нарушенные правила. Через самоанализ Толстым и был найден ключ к пониманию других.

Повесть ‘Детство’ Л.Н. Толстого (психология детского .

1. Важнейшим принципом изображения образов является авторское всеведение о внутреннем мире его героев, открыто демонстрируемое Толстым. Из этого всеведения вытекает также господство в романе единственно допустимой авторской интерпретации всех событий, поступков и характеров героев. Мы можем соглашаться или не соглашаться с теоретическими и философскими рассуждениями автора о смысле того или иного исторического события, о предопределенности его и независимости от воли любого отдельно взятого человека, но мы не можем оспорить гениально созданных им художественных образов, которые уже неизбежно подчинены единому замыслу автора и вытекают из его определенной философской позиции.

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

. таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, . другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует . цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, на- конец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею .

«— Monseigneur!1 — вскрикнулПьер не обиженным, но умоляющим голосом!

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

Личностный рост и самореализация человека

. реализация способностей – важнейший шаг в личностном росте. Итак, личностный рост позволяет человеку стать лидером. Он происходит благодаря развитию человеком честности, ответственности, эффективности, принятия (т.е. я . и позволяют воспринимать мир с позиции лидера. Личностный рост – это глобальный процесс развития человека, который включает в себя самореализацию. Он позволяет духовному .

Раннее творчество Л.Н. Толстого (трилогия «Детство. Отрочество. .

. (когда тот убил муху над его головой) самые злые намерения. Уже этот эпизод дает основание Толстому показать, как сложен духовный мир человека. Существенная особенность изображения Толстым своего героя . допустил фальшь по отношению к бабушке. Все приведенные эпизоды свидетельствуют о духовном росте героя. Одним из выражений этого является развитие в нем аналитической способности. Но .

Писатель постоянно разоблачает в своих героях всякую душевную ложь и фальшь, показывает истинную, корыстную подоплеку той или иной красиво звучащей фразы. Показывает, что часто люди оказываются не столь героичны и благородны, как они хотят себя представить или даже невольно кажутся. Николай Ростов, один из любимых героев Толстого, к пустым фразерам и карьеристам не относится (в отличие от Берга, который без стеснения хвастал пустячным ранением в руку, как геройским подвигом, и добился тем самым дальнейшего продвижения по службе).

Ростов сам недоумевает, чтó героического в его поступке, и даже досадует, когда его превозносят:

Ростов честен, прост и прямодушен и пока не знает, что именно так и делается карьера: не столько реальными заслугами, сколько всеми правдами и неправдами приобретенной репутацией. Ему стыдно, что о нем подумали лучше, чем он есть на самом деле, тем более что он сам склонен считать свой поступок скорее низким, нежели благородным: он хотел убить, ударил и оскорбил ни в чем не повинного французского своего сверстника, охотясь на него, как на волка.

Психологизм в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова

. истории. Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу. Уже в одном из . Глава 2. Психологизм в творчестве Л. Н. Толстого Психологизм Толстого -- это психологизм становящегося, развивающегося принципиально-незавершенного человека. Раскрывая внутренний мир героев через действия и .

Психологизм романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"

. грани "диалектики души" представляют собой "срезы" внутреннего мира всех людей, и поэтому значение психологических наблюдений Толстого выходит далеко за пределы эстетической реальности его книг. Общим и . безусловно, явление психологическое. Видимо, благодаря этому слова психология и характер сблизились и стали синонимами или почти синонимами. В таком значении слово психология проникло и в .

Разнообразие психологических приемов, используемых Толстым, тем не менее, создает цельную картину и концепцию человеческой натуры, глубоко продуманную автором и подкрепленную философскими размышлениями. С другой стороны, сами философские построения в романе неизменно отталкиваются от наблюдений за поступками и мыслями героев.

Список литературы

Примеры похожих учебных работ

Я в своих глазах и в глазах других людей

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, . интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить .

Толстой л. н. — Как сделана трилогия л. н. толстого детство. отрочество. юность

. Толстому показать, как сложен духовный мир человека. Существенная особенность изображения Толстым своего героя состоит в том, что Толстой . Все приведенные эпизоды свидетельствуют о духовном росте героя. Одним из выражений этого является развитие .

Аномалии психологических состояний и манипуляторские отношения героев романов Ф.М. .

. побуждение другого человека к совершению нужных для манипулятора действий. . Исследование типов эпилептоидного сознания героев произведений . и личностные манипуляции способны внушить обычному человеку любые доктрины или просто навязать свою .

. образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный . которые так восхищают нас у Тургенева и Толстого. Действия большей части его произведений, в .

Читайте также: