Что изучает дефектология кратко
Обновлено: 02.07.2024
Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).
Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).
Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.
Дефекто́лог — специалист в области дефектологии.
- дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
- дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.
Содержание
Основные направления дефектологии
-
— изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции — воспитание и обучение людей с недостатками слуха — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
- сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
- амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
Известные дефектологи
См. также
Литература
- Краткий дефектологический словарь / Гл. ред. А. И. Дьячков; Редкол.: Н. Ф. Слезина, Ю. А. Кулагин, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Б. Л. Бараш. Академия педагогических наук РСФСР. НИИ дефектологии.. — М .: Просвещение, 1964. — 400 с. — 10 000 экз. (в пер.)
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Дефектология" в других словарях:
дефектология — дефектология … Орфографический словарь-справочник
дефектология — сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, олигофренопедагогика Словарь русских синонимов. дефектология сущ., кол во синонимов: 6 • логопедия (3) • … Словарь синонимов
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от дефект и. логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта) … Современная энциклопедия
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от дефект и . логия) педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Включает логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, тифлопедагогику … Большой Энциклопедический словарь
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — ДЕФЕКТОЛОГИЯ, и, жен. Раздел педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. | прил. дефектологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus нехватка и греч. logos слово, учение) англ. defectology; нем. Defektologie. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем, связанных с людьми, имеющих дефекты (напр., зрения, слуха, органов движения), т. е. прежде всего их… … Энциклопедия социологии
Дефектология — (от дефект и . логия), отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками (нарушениями движений, зрения, слуха, речи, интеллекта). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДЕФЕКТОЛОГИЯ — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение), наука о психофизиол. особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и… … Российская педагогическая энциклопедия
Дефектология — I Дефектология (от лат. defectus недостаток и . Логия) научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. В Д. входят специальные… … Большая советская энциклопедия
Дефектология – это наука, изучающая различные физические и психические отклонения у детей и взрослых. С ее помощью разрабатываются особенное воспитание и обучение людей с патологиями слуха, зрения, интеллектуальными отклонениями, недоразвитием речевых способностей и другими физическими и психическими недостатками.
![Речь у детей]()
Историческая справка
Развитие науки на территории России начинается со второй половины XIX века. Тогда впервые появляются учебные учреждения для людей с физическими отклонениями. Но несмотря на это природа появления патологий не изучалась.
Первый толчок для формирования дефектологии как науки возник после октябрьской революции. Опеку над детьми с недостатками берет на себя государство. Начинают проводиться научные исследования и коррекционные работы. Специалисты в этот период тесно связывают дефектологию с другими науками (педагогика, психология, медицина и другие).
Огромный вклад в развитие дисциплины внесли: Л.C. Выготский – основоположник науки, T.A. Власова, Д.И. Азбукин, B. M. Бехтерев и В.П. Сербский.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Сейчас для детей с отклонениями в различных сферах созданы специальные образовательные и воспитательные учреждения. Они помогают ребенку социализироваться в обществе, а также в них проводятся лечебно-профилактические мероприятия.
Предмет изучения и основные задачи дефектологии
Дефектология разветвляется на отдельные отрасли :
- сурдопедагогика (изучает проблемы в обучении и воспитании детей с недостаточным слухом);
- тифлопедагогика (методика обучения детей с недостаточным зрением);
- олигофренопедагогика (образование и воспитание детей с интеллектуальными отклонениями);
- логопедия (изучение и коррекция плохо развитых речевых способностей);
- сурдотифлопедагогика (воспитание и образование слепоглухонемых);
- амблиология (социализация людей с плохим зрением).
Предметом изучения дефектологии являются дети с различными отклонениями. Они могут выражаться как в физическом, так и в психическом виде. Наука исследует природу происхождения недостатков, способы обучения, развития и воспитания аномальных детей.
Задачи и цели дисциплины:
- выявление причин и природы происхождения дефекта;
- определение социального и психического развития;
- установление задач для преодоления отклонения, если это возможно;
- назначение специального воспитания и обучения для конкретного ребенка с отклонениями.
Задачи и цели дефектологии тесно переплетаются с коррекционной педагогикой. Но отличие в том, что дефектология имеет свое построение. Оно основано на выделении специальных систем и методов образования и воспитания.
Основы
В основе дефектологии заложены коррекционно-педагогические принципы:
- направленность педагогического процесса на каждого ребенка;
- целостность и системность;
- гуманное отношение педагогов к детям с аномалиями;
- исключение чрезмерной требовательности к отстающему ребенку;
- положительная направленность процесса обучения и воспитания;
- задействование социального окружения для адаптации ребенка в социуме;
- изучение возможностей ребенка и предоставление задач по силам.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Помимо вышесказанного деятельность науки предусматривает разработку новых методов и способов, направленных на помощь детям с различными аномалиями.
Связь с другими науками
Дефектология переплетается со специальной психологией , педагогикой философией. Помимо этих дисциплин присутствует прямая связь с медициной. Изобразим схематически:
Связь между науками многообразна и охватывает широкий спектр различных областей.
Дефектолог кто это и что лечит
Дефектолог – это специалист широкого плана. Он занимается воспитанием и развитием детей с различной степенью отклонений. Нормы можно посмотреть тут. Основная цель – адаптация ребенка в социальной сфере, помощь в формировании способностей и реабилитация.
Лица, требующие консультации дефектолога:
- глухие. Сюда также входят слабослышащие дети;
- слепые или с плохим зрением;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- умственно-отсталые;
- с тяжелыми нарушениями речи (дислалия, дизартрия, дисфония, ринолалия, заикание, алалия, афазия, дислексия ) ;
- с задержкой психического развития;
- с расстройством аутического спектра;
- с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Важно: обращение за помощью к специалисту-дефектологу – это обязательное мероприятие для помощи ребенку с перечисленными нарушениями.
Работа в детском саду
Специалист обследует каждого малыша. Определяет уровень социального, познавательного и речевого развития. Параллельно с исследованием проводится обучающая работа. Она нужна для компенсации и корректировки обнаруженных нарушений. Дефектолог одним из первых осматривает детей. Он изучает медицинские карты, чтобы выявить природу патологий. После его заключения к обследованию приступают логопеды, психологи и другие врачи.
Одна из главных целей дефектолога – это повышение познавательной активности малыша. В комплексе с навыком познавать развивается умение мыслить, тренируется воображение, формируется память и правильное восприятие окружающего мира. Выработка умений происходит в игровой форме. Специалист задействует родителей для оказания помощи ребенку. Также в процессе должны принимать участие воспитатели детского садика.
Важно: в посещении кабинета дефектолога и его услугах нуждаются далеко не все дети. Только те, у которых выявлены психические или физические аномалии.
Чем занимается дефектолог в школе
Коррекционная работа состоит из следующих этапов:
- Диагностика. Она включает:
- характеристику поведения и деятельности ребенка;
- ознакомление с социально-педагогическими аспектами, касающимися конкретного ребенка;
- психологическое и педагогическое исследование.
2. Составление мнения о проблеме. Нахождение способностей с нарушениями при взаимодействии с внешней средой. Свидетельство факта недоразвития или неправильного развития умений.
3. Прогноз. Нахождение вспомогательных ресурсов для развития:
- выявление способностей и компенсаторных возможностей у ребенка;
- изучение влияния окружающих людей. Оценка их способностей оказать помощь;
- определение необходимых условий для достижения результата.
4. Позитивный настрой. Составление комплекса мероприятий, а также определение их последовательности.
5. Развитие. Выбор направленности необходимых занятий. Определение способов их реализации. Нахождение средств для работы и установление режима их использования.
6. Привлечение к работе родных ребенка. Проведение занятий в индивидуальной и групповой формах. Включение коррекционного процесса в досуг и повседневную жизнь независимо от занятий с дефектологом. Регулярные консультации родителей и педагогов, занимающихся с ребенком.
7. Оценка (фиксация результатов). Выставляется систематически на основе проведенной деятельности и характера достижений ребенка.
8. Эффективность. Оценивание происходит с помощью анализа изменений после проведенных мероприятий. Определяется скорость развития и уровень подготовки ребенка.
Документация дефектолога в школе :
- протокол;
- журнал учета. В нем ведутся записи обо всех детях после обследования;
- карта скорости развития ребенка;
- списки школьников, которые нуждаются в коррекционной работе с дефектологом;
- учет групп;
- журнал для отметок о пропусках занятий;
- план для работы с группами;
- план для индивидуальной работы с ребенком;
- учет динамики устранения проблем;
- расписание;
- график работы дефектолога.
Основная направленность дефектолога в школьных учреждениях – устранение пробелов в развитии. Для достижения позитивного результата специалист использует все возможные способности ребенка, чтобы с их помощью сформировать новые необходимые для полноценной жизни навыки. В первую очередь происходит корректировка причин возникновения отклонений, а потом уже устранение нарушений.
Читайте также: