Этика педагогического общения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Данное понятие психологи определяют как: Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского)

Основные Функции педагогического общения:

Информационная (передача информации вербальными невербальным способами)

Социально-перцептивная (умение педагога воспринимать и слушать ученика)

Самопрезентативная (презентация внутреннего мира педагога и воспитанника)

Интерактивная (обмен опытом, идеями, умение отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения)

Аффективная (эмоциональная стимуляция, психологический комфорт, контроль аффекта).

Функции способствующие общению

Моральные Принципы Педагогического общения

-принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);

-принцип паритетности взаимоотношений;

-принцип уважения труда познания ученика;

-принцип уважения неудач и слез ребенка;

-принцип уважения тяжелой работы роста;

-принцип уважения самобытности ученика;

-принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

-принцип оптимальной требовательности и уважения;

-принцип опоры на положительное в ребенке;

-принцип компромиссности спорных решений;

Основа общения (Чувства)

Эмпатия; Симпатия; Антипатия.

Стиль общения, есть совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В. С. Грехнев).

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса, - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе, высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность, -интерес к познанию ребенка

Виды Стиля и его характерные особенности

Активно- положительный (эмоционально-положительная направленность;

Ситуативный (эмоциональная нестабильность, чередования дружелюбия и враждебности);

Пассивно- положительный (общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность,

Активно- отрицательный (явно выраженная эмоционально- негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен);

Пассивно- отрицательный (не столь явно проявляет негативное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников);

Диктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов);

Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность,

Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навязчивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями);

Конфронтация (скрытая неприязнь к воспитанникам. постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон,

Сотрудничество (соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении).

Формирование педагогического стиля общения

-изучение своих личностных особенностей ;

-установление недостатков в личностном общении;

-работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения;

-овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей ;

-овладение технологией педагогического общения в соответствии со -сложившимся стилем педагогического общения.

-реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками – индивидуальный стиль общения.

Основные Правила Педагогического общения

-Проявление такта и уважения;

-Умение определять по внешнему виду состояние ребенка;

-Выслушивать внимательно, с уважением;

-Управление мимикой жестами.

Этическая защита в педагогическом общении

Этическая защита - это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что учащиеся плохо осознают наносимый ими (или им) морально-психологический урон.

Реализация педагогической защиты и ее функции

1. Сохранение педагогом собственного достоинства в общении;

2. Корректирование поведения воспитанника;

3. Сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы поведения в общении.

Способы педагогической защиты (по Щурковой Н. Е.)

Прикреплённые файлы:

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью

Правила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Педагогическая этика –это совокупность форм и правил поведения педагога, включающих этические и нравственные принципы организации педагогического процесса, методы построения взаимоотношений с участниками образовательной деятельности, ориентированной на результат.

Педагогическая этика предполагает наличие у педагога нравственных качеств и нравственных ориентиров поведения, освоения ими основ культурного поведения, навыков конструктивного поведения и умения строить взаимоотношения с детьми разных возрастов и особенностей развития.

Педагогическая этика включает в себя следующие компоненты:

  • Педагогическая культура.
  • Педагогический такт.
  • Нравственные ориентиры.
  • Профессиональная честь педагога.
  • Педагогическая справедливость.
  • Профессиональная квалификация.

Рисунок 1. Профессиональная этика учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данные компоненты не являются единственными в структуре педагогической этики, но они отражают ее сущность и значение в организации педагогической деятельности.

Реализация педагогической этики во взаимоотношениях с учащимися

В ходе своей преподавательской деятельности, педагог осуществляет взаимодействие с учащимися. Он строит с ними взаимоотношения, ориентированные на всесторонне развитие учащегося.

Педагог выступает примером для подражания ребенка. Конечно, родители остаются главными примерами, но педагог занимает не менее важное место в процессе познания ребенком окружающего мира, демонстрации его устройства и отношений с ним на собственном примере.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы установить с учащимися положительные взаимоотношения, педагогу необходимо:

  1. Проявлять такт в общении. Недопустимо оскорблять учащегося, принижать его достоинство;
  2. Соблюдать правила культурного общения;
  3. Основывать свое общение на этических нормах;
  4. Не предъявлять к ребенку повышенных требований;
  5. Не повышать голос на ребенка;
  6. Исключать грубую лексику;
  7. Проявлять уважение к личности учащегося.

Все эти направления и составляют понятие педагогической этики. Их соблюдение необходимо для реализации своих педагогических навыков, применения педагогического мастерства в работе.

Педагогу необходимо выработать для себя конкретный стиль общения и построения взаимоотношений с учащимися. Он позволит сформировать авторитет в глазах детей и создать благоприятную атмосферу для обучения, познания и развития учащихся, а также выполнения педагогом своих профессиональных функций.

Педагог должен стать детям наставником и другом. Нельзя допускать взрыва эмоций и действовать, руководствуясь разумом, а не чувствами.

Рисунок 2. Этический кодекс педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все требования педагога должны быть реальными и выполнимыми для учащихся. Выражать их необходимо тактично и сдержанно. Нельзя включать эмоциональный компонент в требование. Кроме того, манера выражения требования должна быть дружелюбной и притягательной для ребенка. Это активизирует его заинтересованность в выполнении данного требования.

Профессиональная этика учителя реализуется по следующим направлениям:

  1. Проявление уважения к учащимся.
  2. Проявление любви к учащимся. Она отражает способность педагога проявлять заинтересованность тревогами и потребностями учащихся, желанием прийти на помощь и оказать поддержку в сложных ситуациях.
  3. Предоставление учащимся права на незнание. Педагог не должен выбирать любимчиков по уровню их успеваемости. Каждый учащийся личность, с своими особенностями развития и возможностями познания.
  4. Самоконтроль педагога. Нельзя позволять гневу овладеть сознанием педагога. Необходимо проявлять терпимость к ошибкам детей, независимо от того, сделаны они сознательно или нет. Также, нельзя проявлять ненависть к учащимся, даже если ребенок неприятен педагогу по каким-то причинам.

Этика делового общения педагога

Этика делового общения проявляется во взаимоотношениях педагога с:

  • Руководством образовательного учреждения.
  • Другими педагогами.
  • Социальной сферой – другими социальными институтами и гражданами.

Этика делового общения является важным составным компонентом профессиональной этики педагога. Она необходимо для построения продуктивных профессиональных взаимоотношений педагога с другими участниками образовательной деятельности и иными заинтересованными лицами.

Этика делового общения включает в себя ряд правил построения профессиональных взаимоотношений в образовательной сфере. К ним относятся:

  1. Мораль не имеет абсолютной истины, а среди людей не существует судей, способных порицать этическое поведение другого. Предполагается, что нельзя судить ошибки другого человека (например, коллеги по работе), а к себе требуется предъявлять повышенные требования и претензии.
  2. Отношение других к нам, их общение и этическое взаимодействие полностью зависит от нас и нашего поведения.
  3. Построение этических отношений необходимо начинать с себя.
  4. Нельзя предъявлять к другим повышенные требования и ожидать большего т.е. если человек не способен на нравственный поступок, то надеяться на его совершение не стоит.
  5. Отношение к подчиненным должно основываться на собственном желании отношения к себя руководства.
  6. Отношение к руководству должно быть таким, каким вы видите и желаете отношение к себе подчиненных.
  7. Не давать невыполнимых обещаний.
  8. Несение ответственности за свою работу.
  9. Разграничение работы и личной жизни т.е. нужно отделять рабочие отношения от личных, даже если вы работаете с друзьями, родными и иными близкими людьми.
  10. Разграничение прав и свобод всех участников образовательной деятельности.

Соблюдение данных правил позволяет сформировать продуктивную систему взаимоотношений между педагогом и иными участниками образовательного пространства.

Чтобы соблюдать профессиональную этику во взаимоотношениях с учащимися и родителями, руководством и внешними институтами, педагогу необходимо непрерывно развиваться и совершенствоваться, повышать уровень своего профессионального мастерства, самообучаться и применять творческий подход к своей работе.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15.08.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Список литературы
1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986
2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973
4. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978
5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976
6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

Мораль – это система этических ценностей, которые призна-ются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной ре-гуляции общественных отношений, общения и поведения людей

в самых различных сферах общественной жизни: семье, быту, политике, науке, в учебно-воспитательном процессе.

В этом противоречии между должным и сущим заключе-на и противоречивая сущность мотивации общения. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным


53 Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. – М. : На-ука,1974. – С. 269.

образом, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои по-требности, реализация которых очень связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом

и практическим расчетом, нравственным долгом и непосред-ственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике педагогическо-го общения, потому что именно в общении основной предмет, по поводу которого он образуется, является внешним для индиви-дов. Этику профессионально-делового общения можно опреде-лить как совокупность нравственных норм, правил и представ-лений, регулирующих поведение и отношение между педагогом

и учащимися в учебно-воспитательном процессе.

Умение педагога соблюдать этические нормы в общении и формирует его этику. К соблюдению этикетных норм относит-ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражают-ся эти качества через конкретные вербальные и невербальные средства. Опираясь на исследования Д. Ягер по деловому этике-ту54, сформулируем основные принципы этики педагогического общения:

1. Общение должно быть своевременным, это способствует достижению основной цели. Также очень важным аспектом яв-ляется пунктуальность педагога, несоблюдение которой может повлиять на эмоциональный настрой учащегося.

2. Соблюдение этических норм в одежде педагога, которые предполагают аккуратность, строгость в выборе стиля рабочего костюма.

3. В общении будьте внимательны, любезны, доброжела-тельны и приветливы. Данный принцип позволит создать благо-приятную эмоциональную атмосферу.

4. Соблюдение этических норм в поведении, жестах, позах, пространственное положение.

5. Внимательное отношение к собеседнику, учет его индиви-дуальных особенностей.

7. Общение должно быть основано на использовании гра-мотной, образной речи.

8. Использование в педагогическом общении этикетных


54 Ягер, Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Д. Ягер. – М., 1994. – 34 с.

форм обращения, к которым относятся речевые формулы изви-нения: несогласия, одобрения, благодарности.

9. Контроль собственной интонации.

В профессионально-педагогическом общении основу этики педагогического общения составляет педагогический такт.

Педагогический такт

Соблюдение этических норм способствует эффективности общения ученика с педагогом и, в свою очередь, определяется соблюдением педагогического такта.

Такт в буквальном смысле слова – прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаи-моотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, так-тичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противо-речивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт – это форма поведения, когда человек идет на моральный компро-мисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

В Толковом словаре русского языка такт определяется как чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход

к кому-нибудь, чему-нибудь, создающее умение держать себя подобающим образом.

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педа-гогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, дели-катный обладает педагогическим тактом.

Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педа-гогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои сред-ства воздействия, не допускать крайностей в общении со школь-никами.

Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципамеры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея-тельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмер-ная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходи-тельность – к грубости.

Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребенка, чуткое отношение к учащимся, внимательное наблю-

дение за их психическим состоянием. Уважение, душевная те-плота, ласка не исключают требовательности, а предполагают

ее. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависи-мости от уровня воспитанности личности учащегося учитель ва-рьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самооблада-ние в сочетании с непосредственностью в общении). Педагоги-ческий такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя прояв-ляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге. Педагогический такт предпо-лагает учет личностных особенностей субъектов общения, со-блюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.

Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в умении организовать деятельность детей и проверить ее испол-нение, в умении держать себя и в умениях требовать, заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявля-ется в замечаниях, оценочных суждениях, интонации, в умении поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает педагогу место для общения с учеником: в присутствии одно-классников, один на один, в классе или по пути домой; позво-ляет определить время общения: немедленно, сейчас или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон разговора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым. Каждое от-клонение от меры может выступать как бестактность. Проанали-зируйте ситуации школьной жизни.

Педагогический такт предполагает:

● уважение к школьнику и требовательность к нему;

● развитие самостоятельности учащихся во всех видах де-ятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

● внимательность к психическому состоянию школьника и разумность, и последовательность требований к нему;

● доверие к учащимся и систематическая проверка их учеб-ной работы;

● педагогически оправданное сочетание делового и эмоцио-нального характера отношений с учениками и др.

Специфика педагогического такта заключается в том, что это:

– мера профессионального поведения учителя, мера его

– важное условие построения правильного общения педа-

гог – воспитанник, педагог – коллектив;

– мера в выборе и использовании тех или иных методов,

форм, средств воздействия и взаимодействия.

Такт необходимо доводить до уровня нравственной привыч-ки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.

Общение учителя с детьми определяется прежде всего лич-ностью педагога, его высокими нравственными качествами, лю-бовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демо-кратический стиль общения с детьми, добиться подлинной куль-туры общения с учащимися.

Очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алго-ритмы живое общение педагога с воспитанниками не уклады-вается. Сформулировать неизменные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций действия педагога в них неповтори-мы. Общение – исключительно индивидуально-творческая сфе-ра личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог – мастер своего дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одно-временно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в кон-кретной учебно-воспитательной ситуации.

Около школы старшие подростки увлеченно играют в футбол.

В это время привезли новую мебель для учебных кабинетов.

Как вы предложите учащимся оставить игру и помочь в раз-

Все учащиеся девятого класса ушли с последнего урока. За-вуч предложил классному руководителю разобраться.

Как вы построите диалог с воспитанниками?

Мораль – это система этических ценностей, которые призна-ются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной ре-гуляции общественных отношений, общения и поведения людей

в самых различных сферах общественной жизни: семье, быту, политике, науке, в учебно-воспитательном процессе.

В этом противоречии между должным и сущим заключе-на и противоречивая сущность мотивации общения. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным


53 Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. – М. : На-ука,1974. – С. 269.

образом, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои по-требности, реализация которых очень связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом

и практическим расчетом, нравственным долгом и непосред-ственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике педагогическо-го общения, потому что именно в общении основной предмет, по поводу которого он образуется, является внешним для индиви-дов. Этику профессионально-делового общения можно опреде-лить как совокупность нравственных норм, правил и представ-лений, регулирующих поведение и отношение между педагогом

и учащимися в учебно-воспитательном процессе.

Умение педагога соблюдать этические нормы в общении и формирует его этику. К соблюдению этикетных норм относит-ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражают-ся эти качества через конкретные вербальные и невербальные средства. Опираясь на исследования Д. Ягер по деловому этике-ту54, сформулируем основные принципы этики педагогического общения:

1. Общение должно быть своевременным, это способствует достижению основной цели. Также очень важным аспектом яв-ляется пунктуальность педагога, несоблюдение которой может повлиять на эмоциональный настрой учащегося.

2. Соблюдение этических норм в одежде педагога, которые предполагают аккуратность, строгость в выборе стиля рабочего костюма.

3. В общении будьте внимательны, любезны, доброжела-тельны и приветливы. Данный принцип позволит создать благо-приятную эмоциональную атмосферу.

4. Соблюдение этических норм в поведении, жестах, позах, пространственное положение.

5. Внимательное отношение к собеседнику, учет его индиви-дуальных особенностей.

7. Общение должно быть основано на использовании гра-мотной, образной речи.

8. Использование в педагогическом общении этикетных


54 Ягер, Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Д. Ягер. – М., 1994. – 34 с.

форм обращения, к которым относятся речевые формулы изви-нения: несогласия, одобрения, благодарности.

9. Контроль собственной интонации.

В профессионально-педагогическом общении основу этики педагогического общения составляет педагогический такт.

Педагогический такт

Соблюдение этических норм способствует эффективности общения ученика с педагогом и, в свою очередь, определяется соблюдением педагогического такта.

Такт в буквальном смысле слова – прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаи-моотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, так-тичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противо-речивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт – это форма поведения, когда человек идет на моральный компро-мисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

В Толковом словаре русского языка такт определяется как чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход

к кому-нибудь, чему-нибудь, создающее умение держать себя подобающим образом.

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педа-гогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, дели-катный обладает педагогическим тактом.

Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педа-гогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои сред-ства воздействия, не допускать крайностей в общении со школь-никами.

Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципамеры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея-тельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмер-ная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходи-тельность – к грубости.

Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребенка, чуткое отношение к учащимся, внимательное наблю-

дение за их психическим состоянием. Уважение, душевная те-плота, ласка не исключают требовательности, а предполагают

ее. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависи-мости от уровня воспитанности личности учащегося учитель ва-рьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самооблада-ние в сочетании с непосредственностью в общении). Педагоги-ческий такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя прояв-ляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге. Педагогический такт предпо-лагает учет личностных особенностей субъектов общения, со-блюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.

Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в умении организовать деятельность детей и проверить ее испол-нение, в умении держать себя и в умениях требовать, заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявля-ется в замечаниях, оценочных суждениях, интонации, в умении поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает педагогу место для общения с учеником: в присутствии одно-классников, один на один, в классе или по пути домой; позво-ляет определить время общения: немедленно, сейчас или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон разговора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым. Каждое от-клонение от меры может выступать как бестактность. Проанали-зируйте ситуации школьной жизни.

Педагогический такт предполагает:

● уважение к школьнику и требовательность к нему;

● развитие самостоятельности учащихся во всех видах де-ятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

● внимательность к психическому состоянию школьника и разумность, и последовательность требований к нему;

● доверие к учащимся и систематическая проверка их учеб-ной работы;

● педагогически оправданное сочетание делового и эмоцио-нального характера отношений с учениками и др.

Специфика педагогического такта заключается в том, что это:

– мера профессионального поведения учителя, мера его

– важное условие построения правильного общения педа-

гог – воспитанник, педагог – коллектив;

– мера в выборе и использовании тех или иных методов,

форм, средств воздействия и взаимодействия.

Такт необходимо доводить до уровня нравственной привыч-ки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.

Общение учителя с детьми определяется прежде всего лич-ностью педагога, его высокими нравственными качествами, лю-бовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демо-кратический стиль общения с детьми, добиться подлинной куль-туры общения с учащимися.

Очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алго-ритмы живое общение педагога с воспитанниками не уклады-вается. Сформулировать неизменные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций действия педагога в них неповтори-мы. Общение – исключительно индивидуально-творческая сфе-ра личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог – мастер своего дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одно-временно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в кон-кретной учебно-воспитательной ситуации.

Около школы старшие подростки увлеченно играют в футбол.

В это время привезли новую мебель для учебных кабинетов.

Как вы предложите учащимся оставить игру и помочь в раз-

Все учащиеся девятого класса ушли с последнего урока. За-вуч предложил классному руководителю разобраться.

Как вы построите диалог с воспитанниками?


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: