Развитие речи уроки риторики и речевой этикет план по самообразованию

Обновлено: 06.07.2024

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА ДЕКАБРЬ МЕСЯЦ 2019 ГОДА.

С 2.12.2019 по 13.12.2019

С 16.12.2019 по 31.12.2019

Комплекс утреней гимнастики без предметов

И.п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1-руки впереди. 2- руки вверх. 3-4-через стороны руки вниз. (5-6 раз)

И.п. - стойка ноги на ширине ступни. 1-2-присесть, обхватить колени руками. 3-4-вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

И.п,- сидя ноги врозь, руки на поясе. 1-руки в стороны, 2-наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног. 3- выпрямиться, руки в стороны. 4-исходное положение. (4-5 раз)

И.п. - лёжа на спине, руки за головой. 1-2-поднять прямые ноги, хлопнуть руками по коленям. 3-4-исходное положение. (4-5 раз)

И.п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжком ноги врозь, ноги вместе на счёт 1-8. Повторить 2-3 раза.

Игровое упражнение по выбору детей.

Комплекс утреней гимнастики с предметами (Упражнения с малым мячом)

И.п.-стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1-поднять руки в стороны, 2—руки вверх, переложить мяч в левую руку 3-руки в стороны, 4-исходное положение. (4-6 раз)

И.п.-стойка ноги врозь, мяч в правой руке 1-наклониться вперёд, 2-3- прокатить мяч от правой ноги к левой, поймать его левой рукой, 4- выпрямиться, мяч в левой руке. То же к левой ноге. (5-6 раз)

И.п. - сидя ноги скрестно, мяч в правой руке 1-поворот вправо, отвести правую руку в сторону, 2-выпрямиться, переложить мяч в левую руку. То же влево. (6 раз)

И.п. - лёжа на животе, мяч в согнутых руках перед собой. 1-прогнуться, вынести мяч вверх-вперёд, 2-вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

И.п. - ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1-присесть, вынести мяч вперёд в обеих руках. 2-выпрямиться, вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

Тема: воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Предполагаемая дата окончания: 31 мая 2019 г.

Цель: формирование у детей нравственных качеств: культуры общения, уважения, умение вести себя среди людей, жить в обществе, воспитание нравственной культуры.

Задачи:

  • формировать у детейположительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать;
  • развивать мыслительную деятельность у детей, находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения: со сверстниками;
  • повысить заинтересованность родителей в нравственном воспитании детей;
  • повысить компетентность родителей в вопросах культуры поведения.

Предполагаемый результат: дети знакомы с понятием этикет, этическими нормами поведения в социуме, используют навыки культуры диалогового общения в речи.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: беседы с детьми, консультации для родителей, досуговые развлечения для детей, чтение художественной литературы, викторина, выставка рисунков.

ПЛАН РАБОТЫ

№ П\П

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

АДРЕСАТ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Работа с родителями

2

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе: человек без друзей, что дерево без корней, для друзей пироги, а для врагов кулаки, нет друга так ищи, а нашел так береги, на сердитых, воду возят.

Изготовление альбома с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях.

Чтение этических сказок:

Работа с родителями

3

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Заучивание пословиц и поговорок: каков привет, таков и ответ, поклониться – голова не отвалиться.

Работа с родителями

4

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Заучивание пословиц и поговорок: от учтивых слов язык не отсохнет, чистые сапоги быстрее ходят.

Работа с родителями

5

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Заучивание пословиц и поговорок: умей в гости звать, умей и встречать, потчевать потчуй, а неволить не неволь.

Работа с родителями

6

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Заучивание пословиц и поговорок: ума много, а толку мало, поспешишь, людей насмешишь.

Работа с родителями

7

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Заучивание пословиц и поговорок: огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, а человек сильнее земли.

Работа с родителями

8

Работа с детьми

Д/ игры и упражнения

Работа с родителями

9

Работа с детьми

Д/игры и упражнения



Развитие связной речи у дошкольников — важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей. Данная проблема является одной из наиболее актуальных тем по самообразованию работников ДОУ. Приведем образец такого плана самообразования.

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Цели и задачи

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
  • представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • открытое занятие по развитию речи;
  • выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

  • совершенствование образовательного процесса;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

План реализации научно-методической темы по самообразованию

Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Определение проблем в речевом развитии детей.

Изучение литературы по теме.

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.

Презентация своего опыта работы.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества с родителями.

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Презентация итогов работы по самообразованию.

План по самообразованию воспитателя ДОУ не имеет стандратной структуры. Форма его составления может быть различной и определяется требованиями конкретного образовательного учреждения к оформлению деловой документации. В соответствии с этим воспитатель может вносить изменения в представленный образец, заменяя или добавляя определенные графы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
• Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.
• Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
• Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
• Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.
• Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
• Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
• Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.
• Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.

Оценить 6416 0

План работы по самообразованию на

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

•Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

•Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.

•Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

•Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

•Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.

•Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

•Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

•Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.

•Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.

Актуальность темы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Я считаю, что развитие речевой активности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть активной речью, использовать все вербальные и невербальные средства общения.

Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:

- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);

- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;

- соблюдение норм литературного языка;

- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.

Необходимо организовать деятельность с ребенком таким образом, чтобы она была направлена на речевую самостоятельность и инициативность. Именно поэтому я уделяю особое внимание:

- формированию у детей умения играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

-развитию способности дошкольников объединяться на основе интереса к деятельности;

- педагогической поддержке различных видов деятельности детей.

Для развития активной речи я использую следующие формы взаимодействия:

- предлагаю дидактические игры, проблемные ситуации, развивающие упражнения;

- применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и развитие речи;

- вовлекаю воспитанников в различные виды детской деятельности.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я считаю тему по самообразованию актуальной.

Перспективное планирование

Формы работы

Самореализация

С детьми

С родителями

Изучить литературу по данной теме.

Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах.

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Подбор сюжетных картинок и пособий.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Разработать картотеку дидактических игр и игровых упражнений по развитию речи

Мастер – класс для воспитателей

Подготовка к конкурсу чтецов.

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Участие в конкурсе чтецов.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.


Педсовет

Разминка.

Актуальность — низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.

  • Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.
  • Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.
  • Слушать и слышать других.
  • Владеть силой голоса и различать интонации.
  • Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

Проблемы по данной теме рассматривали: Выготский Л.С., Усова В.Т., Виноградова В.В., Арушанова А. Г., Безгина О. Ю. Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети, ориентируясь в ситуации приветствуя и прощания, испытывают значительные затруднения.

Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Этикет — (в переводе с фр. — ярлык, этикетка). Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

  • Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
  • Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

Формула речевого этикета:

  • кому говоришь,
  • что говоришь,
  • где говоришь,
  • зачем говоришь,
  • какие из этого будут последствия.

Воспитание речевого этикета у детей начинается с создания в группе тишины. Говор – свидетельство нормального общения в группе, при котором педагог слышит каждого ребенка. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая его своим примером.

Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

Задание для педагогов.

Раздаются листы бумаги, фломастеры. Задание – нарисовать с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека. Какой он вежливый человек?

Речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации. Какие невербальные средства коммуникации вы знаете? – жесты, мимика, тональные особенности, поза.

  • С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?
  • Как часто в течение дня вы улыбаетесь?
  • Для чего человеку нужна улыбка?

Практическая часть.

— Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.

  • Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
  • Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
  • Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

— Путешествие продолжается, звучит музыка.

— Мы должны выполнить задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.

Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?

— Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.

— Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.

— Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).

  • Для чего человеку нужны руки?
  • Можно с их помощью общаться?

Работа в парах.

— Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)

— Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливается и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.

Выставка: литература по теме, картотека игр по речевому этикету.

Литература

  • Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М.: Мозайка – Синтез, 2003.
  • Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М.: Мозайка, 2004.
  • Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  • Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
  • Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009.
  • Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: Издательство Дом, 2006.

Читайте также: