Памяти вревской тургенев анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор комментирует поставленную проблему и подчёркивает её важность. Вначале он показывает нам ужасное положение тяжелобольной главной героини. Писатель рассказывает о том, как Ю. П. Вревская помогала больным солдатам, пока ещё держалась на ногах.

Несмотря на помощь, которую она оказала, после заболевания главной героини о ней никто, кроме солдат, которым она помогала, не вспомнил.

Второй комментарий связан с первым и дополняет его. Благодаря этому читатель глубже понимает позицию Ивана Сергеевича Тургенева по данной проблеме. Во второй части стихотворения писатель показывает нам, что главная героиня отказалась от высокого положения в обществе и любви ради помощи страдающим солдатам: “Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники… два-три человека тайно и глубоко любили её”.

Мне понятна позиция автора. Иван Сергеевич считает, что настоящая жертва не требует благодарности и часто остаётся неоценённой, но это нисколько не умаляет подвиг героя, его совершившего. Писатель призывает читателей оглянуться вокруг и обратить внимание на таких людей, как Вревская.

В предложенном тексте поднимается интересная и важная проблема. И я могу с уверенностью сказать, что настоящим самопожертвованием можно назвать такое, когда человек не просит награду за свои труды. Примерами такого самопожертвования могут служить герои разных произведений литературы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Стихотворение в прозе Тургенева “Памяти Ю. П. Вревской” было напечатано в 1882 г. в альманахе “Вестник Европы” под названием “Памяти Ю. П. В-вской”. Название стихотворения Тургенев несколько раз менял. Он не решался написать имя той, кому посвящена надгробная надпись.

Юлия Петровна Вревская (в девичестве Варпаховская) была удивительной женщиной. Богатая и знатная, она вышла замуж в 17 лет и почти сразу же овдовела, после того как ее муж, генерал Вревский, был убит на Кавказе.

Тургенев познакомился с Вревской

в 1873 г. и переписывался до конца ее жизни. Они виделись несколько раз, возможно, писатель имел в виду и себя, когда писал о нескольких людях, которые тайно были в нее влюблены. Последний раз Тургенев встретился с Вревской в 1877 г. перед ее отъездом на Балканы.

Тургенев узнал печальную новость в Париже и написал Анненкову: “Она получила тот мученический венец, к которому стремилась

ее душа, жадная жертвы. Это было прекрасное, неописанно доброе существо. Ее жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю”.

Стихотворение датируется августом-сентябрем 1878 г. и написано в Спасском под впечатлением воспоминаний о посещении имения Тургенева Вревской в 1874 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворения в прозе – емкий жанр, включающий в себя разнородные произведения. Это стихотворение в прозе близко к жанру надгробной надписи, эпитафии.

Тургенев-реалист подробно описывает обстоятельства и окружающую обстановку последних дней жизни Вревской, не упуская натуралистических деталей. Образ героини включает психологию ее поступка, историю ее жизни и причины принятия решения.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – подвиг баронессы Вревской, пожертвовавшей своей жизнью ради помощи нуждающимся.

Основная мысль: настоящая жертва не требует благодарности и часто бывает неоцененной, но это не умаляет подвига героя, жертву принесшего. Лирический герой призывает к благодарности.

Миниатюра имеет четкую и логичную структуру. Во вступлении Тургенев описывает весь ужас положения тяжело больной героини. Потом автор рассказывает о ее социальном положении и о том, от чего она отказалась.

Дальше описан внутренний мир героини, причины ее благородного и милосердного служения. Эта часть заканчивается рассуждением о том, что личность героя – всегда тайна для окружающих. Заканчивается миниатюра благодарностью лирического героя.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с натуралистического описания переоборудованного в военный госпиталь сарая в болгарской деревне. Тургенев использует сниженную лексику, чтобы читатель увидел грязь, почувствовал вонь соломы, на которой лежат тяжело больные, испугался их зараженных логовищ и ужаснулся тому, что капли воды приносят больной в черепке разбитого горшка.

Рассказывая о жизни Вревской, Тургенев использует глаголы, свидетельствующие о ее успешности: свет знал, сановники осведомлялись, дамы завидовали, мужчины волочились, 2-3 человека любили. Заканчивается эта часть олицетворением: жизнь улыбалась ей.

Внутренний мир Вревской описан в высоком стиле, используются старославянизмы: жажда жертвы, не ведала и не изведала другого счастья, служение ближним, схоронила клады. В этой части много умолчаний, отмеченных многоточиями. Жертва Вревской невыразима!

Метафоры создают соответствующий настрой: счастье прошло мимо, пылая огнем неугасимой веры, заветные клады души, жертва принесена.

Рассуждая о неблагодарности, Тургенев предлагает сказать спасибо не душе или образу героини, а ее трупу. Употребляя это слово, Тургенев заставляет читателя противопоставить свою приземленность высокой жертве героини.

В последней части Тургенев приносит на символическую могилу Вревской символический цветок – эту посмертную эпитафию.

История создания

Юлия Петровна была лично знакома с Тургеневым. Многие исследователи его творчества считают: Вревская произвела сильное впечатление на Ивана Сергеевича. Он был влюблен.

Сама же дворянка в 17 лет вышла замуж, но потеряла мужа. Его убили на Кавказе. Тургенев несколько раз встречался с этой женщиной, до её смерти вел с ней переписку.

Читайте по теме:

Стихотворение показывает жертвенность Юлии Вревской ради других людей. Это и есть стихотворная тема.

Композиция

Стихотворение строится по законам композиции рассказа. При этом ключевое значение отведено тому, что поэт ставил акцент на звучание тропов.

Средства выразительности

Иван Сергеевич был настоящим мастером слова. Он ориентировался на создание образов, которые создавали стихотворное настроение.

Краткая биография Юлии Вревской. Переписка Тургенева с баронессой. Раздумья автора о самоотверженности женщины. Использование фонетических, морфологических и синтаксических средств изобразительности, эпитетов, метафор, разговорной лексики в стихотворении.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.03.2017
Размер файла 15,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕНЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО

Кафедра литературы и методики преподавания литературы

Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

студентка гр. 12 ИПР-1

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке -- с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве -- и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала -- и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась -- и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда -- а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу -- хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Сентябрь, 1878 г.

тургенев вревская стихотворение самоотверженность

1. История создания стихотворения

Ю.П. Вревская родилась в старинной дворянской семье. В 16 лет Юлию выдали замуж за 44-летнего вдовца - генерала Ипполита Александровича Вревского. Но она была его женой недолго: спустя 8 месяцев после свадьбы генерал был смертельно ранен в бою.

В 1860 г. вдова героя Кавказа была назначена фрейлиной императрицы Марии Александровны - супруги государя Александра 2. Молодая баронесса пришлась ко двору. Начался 10-летний период ее великосветской жизни. Императрица любила юную баронессу. Юлия Петровна сопровождала ее в путешествиях и поездках.

В 1877 г. началась русско-турецкая война. Продав свое орловское имение, Юлия Вревская снарядила санитарный отряд из 22 человек-сестер милосердия и врачей. При этом сама вошла в отряд не начальницей, а рядовой сестрой милосердия, пройдя специальный курс обучения.

Под пулями она помогала раненым, жила в крошечной комнатушке без стола и стульев. Умывалась снегом, потому что воды не хватало. Сутра до ночи перевязки и операции. 17 января 1878 года Юлия заболела тифом (в то время неизлечимым) и 5 февраля умерла. Хоронили ее солдаты, за которыми она ухаживала. Спустя много лет в г. Бяла, неподалеку от башни с часами, где до 1907 г. находилась могила баронессы, был воздвигнут памятник сестре милосердия Ю. Вревской.

И.С. Тургенев был близко знаком с баронессой, состоял с ней в дружбе. Откликнулся на ее гибель своим произведением. В.Гюго, который в свое время назвал ее русской розой, написал на ее портрете, что русская роза сорвана на болгарской земле сыпным тифом.

В момент встречи с Тургеневым в 1874 г. Вревской было 33 года. Летом следующего года она приезжала в Спасское; это посещение, по словам Тургенева, “оставило глубокий след” в его душе. Между ними завязалась переписка.

Неудержимая потребность в женском внимании, в особом любовном напитке, не “пьянящем”, а волнующем и тревожном, заставила И.С. Тургенева искать встреч, переписки, бесед с ней.

Она, вероятно, пылко, с надеждой отнеслась к его письмам, не зная привычек Тургенева к чисто “почтовым” романам.

Тургенев писал в стихотворении “Памяти Ю.П. Вревской”: ”Нежное кроткое сердце. и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи. она не ведала - и не изведала. Всякое другое счастие прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним”.

“Памяти Ю.П. Вревской” - это раздумья автора о самоотверженности живого сердца, и главной темой стихотворения является самоотверженность женщины.

Из ключевых слов мы уже можем представить ужасную картину смерти этой выдающейся женщины (две недели умирала она от тифа, и ни один врач даже не взглянул на неё, больные солдаты подносили ей несколько капель воды; никто не сказал спасибо даже её трупу) и её прекрасную, полную самоотдачей и самопожертвованием жизнь (она была молода, красива; высший свет её знал; дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились; жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз; нежное кроткое сердце, такая сила, такая жажда жертвы; она не ведала другого счастия; стыдилась и чуждалась всякого спасибо).

2. Текст стихотворения художественного стиля

В нём хорошо проявляются такие ведущие черты стиля, как конкретность, образность, эмоциональность.

В стихотворении можно выделить следующую композицию, состоящую из трёх микротем:

1. Описание места (1,2) свершившегося события в основном идёт одними однородными обстоятельствами места (на грязи, на соломе, под навесом, в деревушке). Картина страшна и убога: (на грязи, на вонючей соломе, заражённые логовища, запёкшиеся губы, в черепке разбитого горшка).

2. Описание лица, героини (3,4,5). Это не только портрет, но и её поступки, действия которые характеризуют героиню ярко, выразительно и лаконично.

3. Сожаление о случившемся и “возложение венка” на могилу Ю. П. Вревской (6,7,8).

Лирический герой на протяжения всего стихотворения передаёт различные чувства:

Тургенев рисует облик конкретного человека, заслужившего право на общественное, создаёт художественный образ на документальной основе.

Присутствует и общественно-политическое звучание темы, установка на эмоциональный душевный отклик читателя. Это проявляется и в конкретно-образном раскрытии темы, в наличии явно выраженной авторской позиции, в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка.

Автор упоминает имя Вревской только в заголовке и ни разу не прибегает к этому в тексте, употребляя вместо этого почти в каждом предложении местоимение она в разных его формах (12 раз) и притяжательное местоимении её. Мы можем предположить, что Тургенев сделал это сознательно, пытаясь возвысить образ этой женщины. Это приём экспрессии, рассчитан на то, чтобы вызвать и поддержать интерес к описываемым фактам.

Большую роль в стихотворении играют лексические средства. Это и эпитеты (на вонючей сырой соломе; ветхого сарая; заражённых логовищ, запекшимся губам, разбитого горшка, нежное кроткое сердце; милая тень), позволяющие передать картину ужасающей обстановки, в которой она умирала и позволяющие показать обратное всему этому - прекрасный облик Ю.П. Вревской. Таким образом, создаётся антитеза, противопоставление описываемого места и человека, добровольно оказавшегося там. Это и метафора (жажда жертвы, пылая огнём неугасимой веры, клады схоронила в глубине души), передающая ту жажду душевных порывов и величие внутренних качеств лирической героини.

В тексте использована как художественная, так и разговорная лексика, лексика того времени (гошпиталь). Важна роль и лексического повтора: тема жертвенности собой проявляется в самом слове жертва, которое повторяется в стихотворении два раза; неоднократно повторяется предлог на при описаний условий места, где она умирала, как бы с каждым разом углубляя читателя в тот ужас обстановки, что был на самом деле; повтор местоимения она в разных его формах, повтор слова такая (и такая сила, такая жажда жертвы!), с помощью которого автор усиливает своё восхищение душевном порывом лирической героини; повтор глагола с отрицательной частицей не ведала, показывающего размышления автора о том, что такое счастье для Вревской; размышления автора показывает и повтор глагола не знал в форме не узнает.

Тургенев активно использует и синтаксические средства изобразительности: это и употребление ряда однородных членов для обращения внимания читателя на детали, на обстановку в повествовании (на грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая… в разорённой глухой деревушке). С такой же целью употреблены и уточняющие обстоятельства (там, в глубине души). Автор использует анафору во 2 и 3 абзаце (она была), создавая этим антитезу между окончанием её жизни и тем, какой она была раньше. Такую же антитезу создаёт и тире, неоднократно употреблённое автором (она была в беспамятстве - и ни один врач не взглянул на неё; никто не сказал даже спасибо её трупу - хотя она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо). Основу текста составляет повествование, описание ограничивается короткими, почти нераспространёнными предложениями в составе сложных (см..3 абз., 4, 5 абз.). Видим многоточие (недосказанность, умолчание).

Надрывается сердце от боли случившегося и воспоминаний, дышать тяжело, не то чтобы рассуждать пространно. Короткие предложения, словно вздохи задыхающегося от горя человека. Автор прибегает к риторическому восклицанию (…и такая сила, такая жажда власти!), и риторическому вопросу (Да и к чему? Жертва принесена…дело сделано), передавая свои эмоции и размышления читателю, как бы призывая его прочувствовать эту самую утрату чего-то ценного. И последнее восклицательного предложение - это всего лишь то последнее, что он может сделать для такой великой женщины.

Таким образом, Тургенев рисует портрет своей современницы, личности яркой, незаурядной, раскрывая её характер в конкретных делах, поступках. Описание такое яркое, что мы живо представляем красивую, скромную, милосердную, волевую, верную долгу женщину. Как красиво и благородно её самопожертвование! Но наряду с удивлением, досадным восхищением (использую оксюморон, чтобы осудить противоестественные явления в обществе (женщина и война) испытываем горестное чувство от её безвременной гибели. Отбор материала, композиция текста, выбор языковых средств помогают конкретизировать основную задачу стихотворения, которая заключается в последнем предложении: “Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу!”. И делает он это бережно, трепетно, кротко, немногословно, как действительно возлагают цветы на могилу.

Тургенев воспел великий нравственный образ женщины образованной, баронессы(!), чуждавшейся узко личных целей, стремившейся к осуществлению национальных и социальных задач.

Созданный писателем характер, вышел далеко за рамки его эпохи, стал неумирающим прошедшим, нашим живым настоящим.

Читайте также: