Почему при местном самоуправлении необходимо учитывать исторические и местные традиции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Лолаева Альбина Славовна, доцент кафедры конституционного права юридического факультета Горского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук.

Статья направлена на изучение одного из спорных принципов муниципального права, а именно учета исторических и иных местных традиций в организации местного самоуправления. Определены сущность и содержание принципа учета исторических и иных местных традиций организации местного самоуправления. Определены понятие и содержание исторической традиции организации местного самоуправления применительно к России. Охарактеризовано понятие и раскрыто содержание местных традиций организации местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, традиции, история, обычай, мораль, право.

Consideration of historical and local traditions as the principle of local governance

Lolaeva Albina S., Assistant Professor of the Department of Constitutional Law of the Law Faculty of the Gorsky state agrarian university (Gorsky SAU), Candidate of Legal Sciences.

The article aims to study one of the controversial principles of the municipal law, namely consideration of historical and other local traditions in the organization of local self-government. Determined the nature and content of the principle of taking into account historical and other local traditions of local government organization. Defined the concept and content of the historical tradition of organization of local government in relation to Russia. The characteristic of the concept and the content of the local traditions of local government organization.

Key words: local self-government, traditions, history, custom, morality law.

Принцип учета исторических и иных местных традиций в деятельности местного самоуправления состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: учет исторических традиций и учет местных традиций.

Пункт 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации устанавливает: "Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций" .

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. N 237.

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" использует данный принцип для формулирования легального определения местного самоуправления: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

В абз. 2 п. 3 ст. 34 указанного Федерального закона говорится: "Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций".

В Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" говорится: "Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций" .

Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5011.

Исследование принципа учета исторических и иных местных традиций в организации местного самоуправления требует не только выяснения вопроса о его месте в системе принципов организации местного самоуправления, но и анализа содержания данного принципа, в том числе выявления особенностей его практической реализации в современных условиях.

Принцип учета исторических и иных местных традиций при организации местного самоуправления, несмотря на то что он прямо назван в действующем муниципальном законодательстве, требует интерпретации, так как законодатель не раскрывает его содержание.

Рассмотрим составляющие принципа учета исторических и иных местных традиций в деятельности местного самоуправления. Остановимся прежде всего на самом понятии "историческая традиция".

Слово "традиция" происходит из латинского языка. В Древнем Риме традицией (tradicio) называли обычную, то есть без особого обряда передачу простой (неманципируемой) вещи от одного собственника к другому .

Вологдин А.А. Римское право. М.: Юстиция, 2016. С. 78.

В Философском энциклопедическом словаре традиция определяется как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени .

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

Традиции играют важную роль в социальном развитии, они способствуют воспроизводству накопленного опыта, хорошо зарекомендовавших себя социальных практик, передают опыт и знания между поколениями.

Традиции представляются необходимым для существования социума явлением, это справедливо и для государственно-правовой сферы. Как подчеркивает М.В. Немытина, "правовую традицию следует понимать как одно из проявлений правовой культуры, предполагающее сохранение преемственности в праве, следование в правоотношениях определенным, отвечающим национальной и религиозной идентичности образам и образцам правового поведения" .

Немытина М.В. Традиции в правовых культурах, правовых системах // Правовые традиции: Жидковские чтения: Материалы Международной научной конференции. Москва, 29 - 30 марта 2013 г. / Под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2014. С. 19.

Традиции играют важную роль в становлении и функционировании местного самоуправления. Необходимо ставить вопрос о сохранении и развитии таких традиций, поскольку, как отмечает М.С. Шайхуллин, они важны для самоуправления настолько, насколько само самоуправление значимо для государственного и муниципального управления . Как полагает тот же автор, традиции местного самоуправления выступают гарантиями реальной демократии, так как они аккумулируют в себе ценностный потенциал в политической, экономической, правовой сферах.

Шайхуллин М.С. Традиции местного самоуправления для муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12. С. 99.

Соглашаясь со второй частью данного высказывания и признавая высокое ценностное значение традиций, позволим себе усомниться в его первой части и высказать мнение, что далеко не всегда традиции гарантируют демократию. Более того, некоторые традиции в современных условиях могут нести в себе отрицательный потенциал, и от таких традиций следует отказываться, чтобы они не мешали подлинно демократическому развитию местного самоуправления.

Традиции в сфере местного самоуправления неразрывно связаны с сущностью и правовой природой самого самоуправления. По мнению В.В. Таболина и А.В. Корнева, ориентация самоуправления на решение конкретных, местных, локальных задач "напрямую выводит на традиции", которые прямо или опосредованно получают свое закрепление в актах местного самоуправления .

Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. М., 2000. С. 56.

Традиции играют важную роль в развитии и деятельности местного самоуправления. Они делают работу структур самоуправления предсказуемыми, а саму систему - логичной и последовательной, помогают находить верные решения практических вопросов, связанных с жизнедеятельностью локального социума.

Значение использования традиций в организации и деятельности местного самоуправления представляется закономерным в контексте поиска наиболее эффективных социальных практик . Представляется логичным обращение к уже апробированным моделям и хорошо себя зарекомендовавшему опыту. К тому же традиции способны обеспечить интеграцию местного общества на основе общепризнанных и устоявшихся ценностей.

Шайхуллин М.С. Традиции в системе нормативного регулирования местного самоуправления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. N 2. С. 136.

При выявлении сущности исторических традиций местного самоуправления будем ориентироваться на следующие основополагающие утверждения:

  • данный вид традиций существует в сфере местного самоуправления;
  • этот вид традиций может иметь как институциональные, так и деятельностные проявления;
  • данный вид традиций связан с правом и государством;
  • данный вид традиций связан с осуществлением публичной власти;
  • данный вид традиций воспроизводится в социальных практиках, осуществляемых на местном уровне.

Историческая традиция местного самоуправления может быть определена как совокупность обусловленных предшествующим государственно-правовым развитием особенностей, которые устойчиво воспроизводятся как в организационной модели местного самоуправления, так и в действиях его субъектов.

Учет исторических традиций местного самоуправления должен осуществляться с пониманием того, что традиции могут устаревать, не отвечать современным тенденциям и реалиям, их применение в таких случаях может тормозить развитие самоуправления и даже нарушать права и свободы граждан. В качестве очевидного примера приведем тот факт, что в Российской империи в течение длительного времени существовала традиция проводить выборы в органы земского и городского самоуправления на основе системы цензов, которая включала в себя и имущественный ценз.

В современных условиях традиция использования имущественного ценза на муниципальных выборах представляется явно устаревшей, не соответствующей современным представлениям о правах и свободах человека, о демократии и народовластии. Использование такой исторической традиции в современной муниципально-правовой практике просто невозможно.

Советская власть в первый период своего существования отказалась от имущественного ценза, установив вместо него ценз классовой принадлежности. Наделялись избирательными правами иностранцы, если они принадлежали к числу рабочего класса или трудового крестьянства, но при этом лишались избирательных прав собственные граждане, если они не относились к трудящимся слоям населения. Очевидно, что такой опыт, от которого со временем отказалась и сама советская власть, также не может использоваться в современных условиях.

Некоторые исторические традиции местного самоуправления, хотя и не противоречат напрямую современным представлениям о правах человека, могут рассматриваться как вредные для развития народовластия. Речь идет о таких традициях осуществления власти на местном уровне, сложившихся в советское время, как бюрократизация системы местного самоуправления, признание незыблемости авторитета вышестоящих органов и чиновников .

Шайхуллин М.С. К вопросу о противодействии негативным традициям в сфере местного самоуправления средствами права // Ученые труды российской Академии адвокатуры и нотариата. 2012. N 3. С. 46.

В российских условиях традиционным является отношение народа к власти как к высшему авторитету. Напротив, представители власти склонны порой забывать, что все их полномочия производны от народа как носителя высшей власти, что они работают для народа. Воспроизводство таких негативных традиций деформирует систему властных отношений, в том числе и на местном уровне, сказывается на развитии демократических механизмов.

Учет исторических и иных местных традиций крайне важен для решения такой задачи, получающей актуализацию как на местном, так и на региональном уровнях, как сохранение самобытной культуры наций и народностей, населяющих нашу страну.

Ориентация на внедрение исторических традиций способствует приближению структур и должностных лиц местного самоуправления к населению, его жизни, интересам и потребностям.

Акты муниципальных образований, учитывающие исторические традиции, могут способствовать сохранению местных и национальных культур. Этими актами на местном уровне могут успешно решаться вопросы местного и одновременно мирового значения, связанные с развитием культуры и искусства, с созданием условий для развития местного традиционного народного творчества. В этом отношении приобретают особое значение разработка и реализация таких муниципальных программ, которые в наибольшей степени учитывают специфику национальных традиций.

Играет важную роль организация, финансирование и практическое проведение различных фестивалей, конкурсов, творческих проектов, популяризация местных традиций.

Как правило, исторические традиции организации местного самоуправления, сложившиеся на той или иной территории, отвечают в большинстве своем интересам ее населения, они сформировались на основе повседневной реализации этих интересов, приобрели в процессе развития достаточно оптимальные формы. Они должны позитивно восприниматься населением в силу исторической памяти, ментальных ценностных установок, их соответствия представлениям народа о справедливости.

Игнорирование исторических традиций может негативно сказаться на деятельности органов местного самоуправления и даже привести к конфликтам между отдельными группами населения, а также между населением и государственными структурами. Отсюда следует, что полноценная реализация принципа учета исторических и иных местных традиций в деятельности местного самоуправления позитивно влияет на режим законности и правопорядок, нормализует отношения в социуме.

Местные традиции играют важную роль в становлении подлинно демократической системы местного самоуправления в условиях современного российского государства.

Местное самоуправление - это форма народовластия, проявление населением на местном уровне своих полномочий, выражающихся в организации публичной власти на определенной локальной территории.

Население каждой территории по своим социально-бытовым и ментальным характеристикам может быть уникальным. Именно их совокупность выражается в существующих местных традициях.

Местные традиции существуют и передаются благодаря тому, что субъектом местного самоуправления выступает человек. Люди обладают определенными ментальными характеристиками, в которых получают отражение социальные практики. Эти социальные практики, как и правосознание реализующих их субъектов, могут существенно отличаться в условиях разных местностей, обладающих различным по национальному и религиозному составу населением.

Формируя модель местного самоуправления, государство учитывает существующие традиции, если считает их достаточно важными, существенными, имеющими принципиальное значение. Но четких критериев в этом случае нет. Таким образом, соответствующие решения принимаются либо вынужденно, ситуативно, либо спонтанно и даже интуитивно.

Учет местных традиций - это учет неправовых в основной своей массе факторов. Он явно показывает взаимосвязь права с неправом, свидетельствует о необходимости выхода за правовой контекст в процессе формирования системы местного самоуправления. Тем самым фактически опровергается "чистое учение о праве" Ганса Кельзена, показывается невозможность создания законодательства о местном самоуправлении как завершенной логичной правовой системы, построенной без учета неправовых факторов, иных явлений социальной реальности.

Местные традиции - это факторы, определяющие особенности развития местного самоуправления на определенных локальных территориях, особенности реализации общей исторической традиции местного самоуправления в конкретной местности, которая отличается от других регионов какой-либо выраженной спецификой, влияющей на осуществление публичной власти.

Стоит отметить, что в решениях органов местного самоуправления, связанных с возвращением к тем или иным традициям, не всегда представляется возможным точно определить, идет ли речь об исторической или иной местной традиции. Такая ситуация объясняется тесной взаимосвязью между историческими и иными местными традициями, их развитием и воспроизводством в единстве и взаимообусловленности. В результате любая местная традиция несет на себе печать историчности, становится традицией именно в ретроспективном аспекте.

Таким образом, проведенный анализ принципа учета исторических и иных местных традиций в деятельности органов местного самоуправления показывает следующее:

  • принцип учета исторических и иных местных традиций состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей, включающих исторические и местные традиции;
  • исторические и местные традиции настолько тесно взаимосвязаны, что не всегда легко и вообще возможно отделить одну часть принципа от другой, исторические традиции от местных традиций;
  • местные традиции в силу своей традиционности также являются историческими, но при этом несут большую национальную и религиозную окраску;
  • указанный принцип можно отнести к числу основных, базовых принципов местного самоуправления, так как он, во-первых, относится к муниципальному праву и деятельности органов местного самоуправления в целом, во-вторых, закреплен в действующем законодательстве.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. N 237.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5011.
  4. Вологдин А.А. Римское право. М.: Юстиция, 2016. С. 78.
  5. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  6. Немытина М.В. Традиции в правовых культурах, правовых системах // Правовые традиции: Жидковские чтения: Материалы Международной научной конференции. Москва, 29 - 30 марта 2013 г. / Под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2014.
  7. Шайхуллин М.С. Традиции местного самоуправления для муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12.
  8. Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. М., 2000.
  9. Шайхуллин М.С. Традиции в системе нормативного регулирования местного самоуправления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. N 2.
  10. Шайхуллин М.С. К вопросу о противодействии негативным традициям в сфере местного самоуправления средствами права // Ученые труды российской Академии адвокатуры и нотариата. 2012. N 3.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Почему при местном самоуправлении нужно учесть исторические и местные традиции?

  • Даниил Шрадер
  • Обществознание
  • 2019-10-06 21:12:58
  • 0
  • 1

Политическая стратегия обязана варьироваться в зависимости от местности. То, что для одного народа приемлемо, для иного покажется неимоверной дикостью. Задача органов местного управления содержится в том, что они должны сделать комфортабельные условия проживания народа. И эти условия не обязаны противоречить культурным, нравственным и историческим традициям. Если власть будет пренебрегать этим правилом, могут возникнуть массовые недовольства и даже протесты. Внимательное же отношение к традициям народа гарантирует верховодящей силе высочайший рейтинг и народную поддержку.

Почему при местном самоуправлении необходимо учитывать исторические и местные традиции?


Ведь если этого не учесть то людям будет не удобно жить по новым обычаям и может возразиться недовольство.


В чем заключается суть местного самоуправления?

В чем заключается суть местного самоуправления?


В чем заключается суть местного самоуправления?

В чем заключается суть местного самоуправления?


Что такое местное самоуправление?

Что такое местное самоуправление?

А) система органов, решающих вопросы местного значения б) самоорганизация граждан в) общественное самоуправление.


1. К задачам местного самоуправления в России не относится : А) решение федеральными органами власти вопросов местного самоуправления Б) самостоятельное решение населением вопросов местного значения В?

1. К задачам местного самоуправления в России не относится : А) решение федеральными органами власти вопросов местного самоуправления Б) самостоятельное решение населением вопросов местного значения В) решение законодательными органам власти вопросов местного самоуправления Г) решение государственными органам власти вопросов местного самоуправления.


1. Какие вопросы решает местное самоуправление?

1. Какие вопросы решает местное самоуправление?

2. Назовите формы осуществления местного самоуправления 3.

В чем заключается суть местного самоуправления?


Почему при местном самоуправлении необходимо учитывать исторические и местные традиции?

Почему при местном самоуправлении необходимо учитывать исторические и местные традиции?


Назовите формы осуществления местного самоуправления?

Назовите формы осуществления местного самоуправления.


Эссе на тему местное самоуправление?

Эссе на тему местное самоуправление.


В чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением?

В чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением?


Почему местное самоуправление является элементом гражданского общества?

Почему местное самоуправление является элементом гражданского общества?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Почему при местном самоуправлении необходимо учитывать исторические и местные традиции?, относящийся к категории Обществознание. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Диктатура - наиболее эффективное орудие насилия и принудительного насаждения обязательных для всех идеалов. Диктатура - разрушает права человека на неприкосновенность собственной жизни, нарушает другие многочисленные права человека, но самое страшно..


Россия - Бурятия, китайцы, Монголия. И так далее.


Потому , что все страны , гос - ва , города , деревни и т. П. построены на обществе . Приведу пример : Есть муравейник . В нем все хорошо живут потому , что у каждого муравья есть своя работа . Там всё слажено . И так же в обществе . У каждого ..


1) Надо провести проверку на заводе, узнать действительно ли у директора нет денег или он обманывает. 2) Надо организовать предприятия по решению этой проблемы мирным путём, высадка деревьев и трав. 3) Возможено частичное отключение завода в опреде..


В законопроекте об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти учитываются исторические особенности и местные традиции. Самое главное – сохранить наслега и улусы. Об этом по итогам расширенного заседания постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) по государственному строительству и местному самоуправлению сообщил народный депутат Егор Жирков, передает ЯСИА.

Согласно позиции комитета под председательством Владимира Прокопьева, улусы и наслега должны сохраняться. Егор Жирков, ссылаясь на Конституцию РФ, отметил, что это крайне важный момент.

Читайте также: