Предметная неделя в школе проект мой город
Обновлено: 08.07.2024
Краткое описание проекта Проект направлен на создание условий для, открытия современным школьником и присвоения им ценностей города (микрорайона), овладение знаниями о внутригородских социально - экономических, политических, социокультурных процессах в рамках образовательного пространства общественно – активной школы, микрорайона, образовательного пространства города.
Приоритетные линии в развитии проекта:
1. Я изучаю город, в котором я живу.
2. Я учусь выбирать.
3. Я пробую себя в социальном пространстве родного города, района, микрорайона. Проект ориентирован на создание условий для формирования активной гражданской позиции у школьников, бережного отношения к памятникам истории, культуры родного города, сохранения городских традиций, формирования мотивации для продолжения образования и профессиональной деятельности в родном городе. Перспективы дальнейшего развития Внедрение в практику образовательных учреждений города Перми.
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Описание проблемы, на решение которой направлен проект Современный город Пермь является крупным мегаполисом1 с исторически сложившейся инфраструктурой: промышленными, научно- образовательными, финансовыми, культурно-политическими и информационными центрами, в которых сосредоточен значительный производственный и интеллектуальный потенциал Пермского края. Краевой центр предоставляет своему жителю значительный выбор сфер приложения труда, направлений профессиональной подготовки, видов и форм организации досуга и использования свободного времени. Современный город выступает как важное звено общегосударственной трансформации, влияет на становление государственной самоидентичности россиян, формирование их национального самосознания. В Перми в последние годы активно идут процессы, направленные на включение жителей в городское управление, формирование общегородской социокультурной среды, развитие механизмов коммуникаций внутри городского пространства. Вместе с тем, в основном данные меры ориентированы на взрослое население горожан, по отдельным направлениям они носят характер однократных мероприятий, акций, компаний, а, следовательно, коренным образом не меняют психологию молодых горожан. Проблема: Молодое поколение пермяков сегодня имеет очень обобщённое представление о городской инфраструктуре, перспективах развития родного города, возможностях саморазвития и самореализации в городском пространстве краевого мегаполиса. Как следствие - отстранённость молодой части жителей от решения городских проблем, недоверие к действующей власти, проблемы ценностных ориентаций молодого горожанина. Подходы к решению данной проблемы в рамках современного школьного образования носят традиционный характер, во многом унаследованный из практики советской школы. В современной педагогической практике не достаточно представлены курсы, ориентированные на осмысление подростком своего места в пространстве родного города, курсы прикладной направленности с возможностью практического применения знаний по истории и современности родного города. Не редко современное краеведческое содержание отстранено от существующей городской реальности, не учитывает запросов работодателей, не раскрывает потребностей и потенциала образовательных учреждений среднего и высшего образования. Возможности для общения школьников с будущими работодателями, руководителями образовательных учреждений
3 города, представителями бизнес сообщества существует в основном в формате разовых акций или мероприятий.
Цель проекта: Разработать и апробировать модель общественно – активного образовательного учреждения, ориентированного на становление и развитие у современных школьников городской идентичности в рамках образовательного пространства школы, микрорайона, образовательного пространства г. Перми.
Задачи проекта: Создать эффективные условия для развития у современных школьников компетентностей, актуальных для успешной самореализации и профессионального самоопределения в условиях современного краевого центра. Создать на базе школы постоянно – действующую систему событийных мероприятий, направленных на изучение проблем и раскрытию возможностей современного города. Апробировать систему профессиональных проб, востребованных в условиях микрорайона, где расположена школа, и города.
Механизмы реализации проекта
Изменение воспитательного пространства школы:
Использование школьных средств массовой информации (школьная газета, школьный сайт) как открытой коммуникационной площадки (конкурсы по журналистике, дебаты на базе школьного пресс – центра для учащихся образовательных учреждений города по теме проекта).
Проведение микросоциологических исследований профессиональной городской среды (района, микрорайона).
Организация: -экскурсий профориентационной направленности в образовательные учреждения города, на предприятия; -круглых столов и публичных дискуссий на базе школы с представителями органов власти города Перми, представителями 4 образовательных учреждений города, представителями бизнеса /представители депутатского корпуса, социальные партнёры, родители обучающихся.
Качественные и количественные показатели проекта
Проведение на базе школы открытых мероприятий муниципального уровня по тематике проекта:
- научно - практической конференции и краеведческих чтений для учащихся школ и гимназий с открытием секций, посвящённых тематике истории и перспектив развития города;
- Научно – практическая конференция Участников заочного этапа НПК до 250 учащихся 1-11 классов образовательных учреждений города.
Участников очного этапа конференции - до 150 учащихся 1-11 классов из образовательных учреждений города.
Организация работы 12-15 предметных секций, в том числе краеведческой направленности.
-Краеведческие чтения Общее количество участников – до 80 учащихся 1-11 классов из образовательных учреждений города Перми.
Организация работы следующих тематических секций:
Количество участников викторины – до 10-ти команд школ района.
Сформирован банк заданий и творческих задач краеведческой направленности.
Разработка и защита проектов развития (улучшения) социальной инфраструктуры микрорайона, в котором расположена школа , направление лучших проектов и переложений депутату городской Думы по округу школы.
-мотивационного (уровень сформированности готовности самореализации в условиях краевого центра, готовности к самостоятельному построению образовательной и профессиональной траектории).
-оценочно - рефлексивного (готовность к рефлексии собственного опыта, способностей, склонностей)
-Реализация в школе профессиональных проб/посещение проб учащимися выбору
- Проведение школьниками микросоциологических исследований профессиональной городской среды по темам: восстребованность профессий в микрорайоне (районе, городе), уровень развития малого бизнеса в микрорайоне школы, районе, городе, профессии родителей учащихся школы №120. Результаты исследований представлены на круглом столе по итогам проекта.
Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ.
Возраст участников: 10-11 лет, 4-й класс
Тип проекта: творческий
Вид проекта: долгосрочный
I. Выбор и обоснование проекта:
Постановка проблемы. После бесед о родном городе, экскурсий по городу, в музей выбрали тему своего проекта, близкую для понимания "Мой родной город". Для обозначения актуальности и значимости предложенного проекта на классном часе детям было предложено и принято единогласное решение о старте проекта "Мой родной город. Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал интересную для себя тему. Разбились на группы по интересам. Работа проводилась в течение длительного времени (октябрь-январь). Ребята набирают информацию, анализируют, отбирают самое важное, интересное, значимое.
II. Организация деятельности.
1. Беседа об истории города. Класс делится на группы, каждой из которых руководит учитель. Заведующая библиотекой и родители помогают учащихся.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕКТОМ
Создание команды единомышленников, координация взаимодействия. Помощь в организации проектной деятельности
Учащиеся 4а клаcса.
Активные участники проектной деятельности.
Задача: помощь советом, информацией, проявление заинтересованности
Библиотекарь. Задача: помощь в подборе списка литературы, совет дополнить, или снять какие-то источники
Выдвижение первоначальных идей, планирование проектной деятельности: в результате обсуждения возникли следующие творческие группы:
Тема | Творческая группа | Примечание (что выполнено) |
Как образовался город Владивосток. | Волошина Вика |
III. Осуществление деятельности. Исследование.
1. На исследовательском этапе при изучении истории города учащимися при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории города Владивостока, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. При подготовке информации по теме проекта родители советовали дополнить ее или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней, школьной и городских библиотек, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).
2. Просмотр документальных фильмов о городе Владивостоке, о Приморском крае учит детей систематизации и анализу всей полученной информации в ходе предшествующей данному этапу работы.
IV. Защита проектных работ.
Результаты представляются на обсуждение учащимся. Экспертная группа в состав которой входили родители, библиотекарь, заместитель по воспитательной работе, заместитель директора по информатизации учебного процесса разработали рецензии и экспертные оценки на каждую из работ и рекомендовали выступить с проектами на научно-практической конференции для учащихся начальной школы "Школа - шаг в будущее. Творить я буду в XXI веке" в рамках декады "Наука и технология в начальной школе". Конференция состоялась в последний день третьей четверти.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Автор проекта :
учитель истории и обществознания
г. Нижний Новгород
Актуальность проекта
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
1. Цель и задачи проекта , планируемые результаты
Расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Основные задачи :
Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;
Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;
Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;
Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
Объединение усилий учителя и учащихся для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- предметные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности.
2. Механизм реализации проекта
I . Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Формирующий:
Экскурсия в краеведческий музей.
Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,)
3. Результат проекта
II . Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
С чего начинается Родина?
Проблемные вопросы
Чем интересен Нижний Новгород? Что знают школьники о родном городе? Какую роль сыграл Нижний Новгород в истории нашей страны? За что мы любим свой город?
Учебные вопросы
Кем и когда был основан Нижний Новгород?
Как развивался и менял свой политический вес Нижний Новгород?
Как строился Нижегородский Кремль?
Какие народы населяют Нижегородскую землю?
Чем знаменита Нижегородская ярмарка?
Какие памятники истории и культуры есть в нашем городе?
Какой вклад внесли нижегородцы в развитие истории и культуры страны? Как отразилась Великая Отечественная война на нашем городе?
Чем знамениты люди, в честь которых названы улицы в Нижегородском районе Нижнего Новгорода?
Какие народы населяют Нижегородскую землю?
Какие религии распространены на территории Нижегородской области?
Что знают школьники о родном городе (анкета для всех классов)?
Как меняется население Нижнего Новгорода за последние 15 лет (график)?
III . Сроки реализации проекта: сентябрь - декабрь
В ходе проекта обучающиеся разбились на 3 подгруппы: историки, социологи и экскурсоводы. Каждой подгруппе было дано задание. Историки готовили материал об истории нашего города, экскурсоводы - об интересных фактах из жизни Нижнего Новгорода, о знаменитых людях, социологи – о народах и религиях Нижегородской области.
Итогом нашего проекта будет является презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта мы посетим краеведческий музей. Во время экскурсий мы познакомимся с прошлым и настоящим города, узнаем об известных людях нашего города, много интересного о природе нашего края.
Учебно-тематический план
Первый этап (вводное занятие) - 3 часа
Представление родителям и ученикам краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу, сбор регистрационной информации учителем.
Обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога). Преподаватель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий основополагающий вопрос, на который учащиеся будут искать ответ.
Второй этап – 5 часов
Преподаватель консультирует группы. Обучающиеся осуществляют поиск и анализ интернет-ресурсов и материалов на печатной основе. Преподаватель рекомендуют свой список ресурсов по теме проекта.
Обучающиеся на основе полученных знаний пытаются ответить на учебные вопросы проекта ( )
Обучающиеся проводят исследования, уточняются критерии работы групп, проводится их корректировка.
Консультации, помощь в создании презентаций
Третий этап (заключительный) – 6 часов.
Оформление результатов исследований – создание вики-статей, ленты времени, ментальной карты.
Подготовка к защите.
Защита своих работ, ответ на основополагающий вопрос.
Результаты проекта
В результате реализации данного проекта будет достигнута главная цель: расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей. Также сформируется потребность в самореализации, саморазвитии и творчестве.
Итогом нашего проекта будет презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта состоится экскурсия в краеведческий музей и другие исторические места.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование: Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD -проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор.
Технологии — программное обеспечение: Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
Материалы на печатной основе:
3.1. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2005г.
3.2. Нижегородский край в эпоху Феодализма. Н.Новгород. 1991г.
3.4. Смирнов В.Н.Очерки Нижегородского быта. Горький, 1948г.
3.5. Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. Горький, 1948г.
3.6. Фёдоров В.Д., Тюрина А.И.и др. История Нижегородской области. Книга для чтения. Арзамас. АГПИ им А.П.Гайдара. 2004г.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
1. Цель и задачи проекта, планируемые результаты
Расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Основные задачи :
Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;
Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;
Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;
Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
Объединение усилий учителя и учащихся для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- предметные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности.
2. Механизм реализации проекта
I . Этапы проекта:
Экскурсия в краеведческий музей.
Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,)
3. Результат проекта
II . Вопросы, направляющие проект
С чего начинается Родина?
Чем интересен Нижний Новгород? Что знают школьники о родном городе? Какую роль сыграл Нижний Новгород в истории нашей страны? За что мы любим свой город?
Кем и когда был основан Нижний Новгород?
Как развивался и менял свой политический вес Нижний Новгород?
Как строился Нижегородский Кремль?
Какие народы населяют Нижегородскую землю?
Чем знаменита Нижегородская ярмарка?
Какие памятники истории и культуры есть в нашем городе?
Какой вклад внесли нижегородцы в развитие истории и культуры страны? Как отразилась Великая Отечественная война на нашем городе?
Чем знамениты люди, в честь которых названы улицы в Нижегородском районе Нижнего Новгорода?
Какие народы населяют Нижегородскую землю?
Какие религии распространены на территории Нижегородской области?
Что знают школьники о родном городе (анкета для всех классов)?
Как меняется население Нижнего Новгорода за последние 15 лет (график)?
III . Сроки реализации проекта: сентябрь - декабрь
В ходе проекта обучающиеся разбились на 3 подгруппы: историки, социологи и экскурсоводы. Каждой подгруппе было дано задание. Историки готовили материал об истории нашего города, экскурсоводы - об интересных фактах из жизни Нижнего Новгорода, о знаменитых людях, социологи – о народах и религиях Нижегородской области.
Итогом нашего проекта будет является презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта мы посетим краеведческий музей. Во время экскурсий мы познакомимся с прошлым и настоящим города, узнаем об известных людях нашего города, много интересного о природе нашего края.
Учебно-тематический план
Раздел (общее количество часов)
Первый этап (вводное занятие) - 3 часа
Представление родителям и ученикам краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу, сбор регистрационной информации учителем.
Обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога). Преподаватель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий основополагающий вопрос, на который учащиеся будут искать ответ.
Второй этап – 5 часов
Преподаватель консультирует группы. Обучающиеся осуществляют поиск и анализ интернет-ресурсов и материалов на печатной основе. Преподаватель рекомендуют свой список ресурсов по теме проекта.
Обучающиеся на основе полученных знаний пытаются ответить на учебные вопросы проекта ( )
Обучающиеся проводят исследования, уточняются критерии работы групп, проводится их корректировка.
Консультации, помощь в создании презентаций
Третий этап (заключительный) – 6 часов.
Оформление результатов исследований – создание вики-статей, ленты времени, ментальной карты.
Подготовка к защите.
Защита своих работ, ответ на основополагающий вопрос.
Результаты проекта
В результате реализации данного проекта будет достигнута главная цель: расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей. Также сформируется потребность в самореализации, саморазвитии и творчестве.
Итогом нашего проекта будет презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта состоится экскурсия в краеведческий музей и другие исторические места.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование: Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор.
Технологии — программное обеспечение: Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
Материалы на печатной основе:
3.1. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2005г.
3.2. Нижегородский край в эпоху Феодализма. Н.Новгород. 1991г.
3.4. Смирнов В.Н.Очерки Нижегородского быта. Горький, 1948г.
3.5. Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. Горький, 1948г.
3.6. Фёдоров В.Д., Тюрина А.И.и др. История Нижегородской области. Книга для чтения. Арзамас. АГПИ им А.П.Гайдара. 2004г.
Читайте также: