Предметная неделя в школе проект мой город

Обновлено: 08.07.2024

Краткое описание проекта Проект направлен на создание условий для, открытия современным школьником и присвоения им ценностей города (микрорайона), овладение знаниями о внутригородских социально - экономических, политических, социокультурных процессах в рамках образовательного пространства общественно – активной школы, микрорайона, образовательного пространства города.

Приоритетные линии в развитии проекта:

1. Я изучаю город, в котором я живу.

2. Я учусь выбирать.

3. Я пробую себя в социальном пространстве родного города, района, микрорайона. Проект ориентирован на создание условий для формирования активной гражданской позиции у школьников, бережного отношения к памятникам истории, культуры родного города, сохранения городских традиций, формирования мотивации для продолжения образования и профессиональной деятельности в родном городе. Перспективы дальнейшего развития Внедрение в практику образовательных учреждений города Перми.

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Описание проблемы, на решение которой направлен проект Современный город Пермь является крупным мегаполисом1 с исторически сложившейся инфраструктурой: промышленными, научно- образовательными, финансовыми, культурно-политическими и информационными центрами, в которых сосредоточен значительный производственный и интеллектуальный потенциал Пермского края. Краевой центр предоставляет своему жителю значительный выбор сфер приложения труда, направлений профессиональной подготовки, видов и форм организации досуга и использования свободного времени. Современный город выступает как важное звено общегосударственной трансформации, влияет на становление государственной самоидентичности россиян, формирование их национального самосознания. В Перми в последние годы активно идут процессы, направленные на включение жителей в городское управление, формирование общегородской социокультурной среды, развитие механизмов коммуникаций внутри городского пространства. Вместе с тем, в основном данные меры ориентированы на взрослое население горожан, по отдельным направлениям они носят характер однократных мероприятий, акций, компаний, а, следовательно, коренным образом не меняют психологию молодых горожан. Проблема: Молодое поколение пермяков сегодня имеет очень обобщённое представление о городской инфраструктуре, перспективах развития родного города, возможностях саморазвития и самореализации в городском пространстве краевого мегаполиса. Как следствие - отстранённость молодой части жителей от решения городских проблем, недоверие к действующей власти, проблемы ценностных ориентаций молодого горожанина. Подходы к решению данной проблемы в рамках современного школьного образования носят традиционный характер, во многом унаследованный из практики советской школы. В современной педагогической практике не достаточно представлены курсы, ориентированные на осмысление подростком своего места в пространстве родного города, курсы прикладной направленности с возможностью практического применения знаний по истории и современности родного города. Не редко современное краеведческое содержание отстранено от существующей городской реальности, не учитывает запросов работодателей, не раскрывает потребностей и потенциала образовательных учреждений среднего и высшего образования. Возможности для общения школьников с будущими работодателями, руководителями образовательных учреждений

3 города, представителями бизнес сообщества существует в основном в формате разовых акций или мероприятий.

Цель проекта: Разработать и апробировать модель общественно – активного образовательного учреждения, ориентированного на становление и развитие у современных школьников городской идентичности в рамках образовательного пространства школы, микрорайона, образовательного пространства г. Перми.

Задачи проекта:  Создать эффективные условия для развития у современных школьников компетентностей, актуальных для успешной самореализации и профессионального самоопределения в условиях современного краевого центра.  Создать на базе школы постоянно – действующую систему событийных мероприятий, направленных на изучение проблем и раскрытию возможностей современного города.  Апробировать систему профессиональных проб, востребованных в условиях микрорайона, где расположена школа, и города.

Механизмы реализации проекта 

Изменение воспитательного пространства школы: 

Использование школьных средств массовой информации (школьная газета, школьный сайт) как открытой коммуникационной площадки (конкурсы по журналистике, дебаты на базе школьного пресс – центра для учащихся образовательных учреждений города по теме проекта). 

Проведение микросоциологических исследований профессиональной городской среды (района, микрорайона). 

Организация: -экскурсий профориентационной направленности в образовательные учреждения города, на предприятия; -круглых столов и публичных дискуссий на базе школы с представителями органов власти города Перми, представителями 4 образовательных учреждений города, представителями бизнеса /представители депутатского корпуса, социальные партнёры, родители обучающихся. 

Качественные и количественные показатели проекта

Проведение на базе школы открытых мероприятий муниципального уровня по тематике проекта:

- научно - практической конференции и краеведческих чтений для учащихся школ и гимназий с открытием секций, посвящённых тематике истории и перспектив развития города;

- Научно – практическая конференция Участников заочного этапа НПК до 250 учащихся 1-11 классов образовательных учреждений города.

Участников очного этапа конференции - до 150 учащихся 1-11 классов из образовательных учреждений города.

Организация работы 12-15 предметных секций, в том числе краеведческой направленности.

-Краеведческие чтения Общее количество участников – до 80 учащихся 1-11 классов из образовательных учреждений города Перми.

Организация работы следующих тематических секций: 

Количество участников викторины – до 10-ти команд школ района.

Сформирован банк заданий и творческих задач краеведческой направленности.

Разработка и защита проектов развития (улучшения) социальной инфраструктуры микрорайона, в котором расположена школа , направление лучших проектов и переложений депутату городской Думы по округу школы.

-мотивационного (уровень сформированности готовности самореализации в условиях краевого центра, готовности к самостоятельному построению образовательной и профессиональной траектории).

-оценочно - рефлексивного (готовность к рефлексии собственного опыта, способностей, склонностей)

-Реализация в школе профессиональных проб/посещение проб учащимися выбору

- Проведение школьниками микросоциологических исследований профессиональной городской среды по темам:  восстребованность профессий в микрорайоне (районе, городе),  уровень развития малого бизнеса в микрорайоне школы, районе, городе,  профессии родителей учащихся школы №120. Результаты исследований представлены на круглом столе по итогам проекта.

Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ.

Возраст участников: 10-11 лет, 4-й класс

Тип проекта: творческий

Вид проекта: долгосрочный

I. Выбор и обоснование проекта:

Постановка проблемы. После бесед о родном городе, экскурсий по городу, в музей выбрали тему своего проекта, близкую для понимания "Мой родной город". Для обозначения актуальности и значимости предложенного проекта на классном часе детям было предложено и принято единогласное решение о старте проекта "Мой родной город. Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал интересную для себя тему. Разбились на группы по интересам. Работа проводилась в течение длительного времени (октябрь-январь). Ребята набирают информацию, анализируют, отбирают самое важное, интересное, значимое.

II. Организация деятельности.

1. Беседа об истории города. Класс делится на группы, каждой из которых руководит учитель. Заведующая библиотекой и родители помогают учащихся.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕКТОМ

Создание команды единомышленников, координация взаимодействия. Помощь в организации проектной деятельности

Учащиеся 4а клаcса.

Активные участники проектной деятельности.

Задача: помощь советом, информацией, проявление заинтересованности

Библиотекарь. Задача: помощь в подборе списка литературы, совет дополнить, или снять какие-то источники

Выдвижение первоначальных идей, планирование проектной деятельности: в результате обсуждения возникли следующие творческие группы:

Тема Творческая группа Примечание (что выполнено)
Как образовался город Владивосток. Волошина Вика

III. Осуществление деятельности. Исследование.

1. На исследовательском этапе при изучении истории города учащимися при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории города Владивостока, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. При подготовке информации по теме проекта родители советовали дополнить ее или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней, школьной и городских библиотек, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

2. Просмотр документальных фильмов о городе Владивостоке, о Приморском крае учит детей систематизации и анализу всей полученной информации в ходе предшествующей данному этапу работы.

IV. Защита проектных работ.

Результаты представляются на обсуждение учащимся. Экспертная группа в состав которой входили родители, библиотекарь, заместитель по воспитательной работе, заместитель директора по информатизации учебного процесса разработали рецензии и экспертные оценки на каждую из работ и рекомендовали выступить с проектами на научно-практической конференции для учащихся начальной школы "Школа - шаг в будущее. Творить я буду в XXI веке" в рамках декады "Наука и технология в начальной школе". Конференция состоялась в последний день третьей четверти.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Автор проекта :

учитель истории и обществознания

г. Нижний Новгород

Актуальность проекта

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

1. Цель и задачи проекта , планируемые результаты

Расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.

Основные задачи :

Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;

Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;

Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;

Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

Объединение усилий учителя и учащихся для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

Планируемые результаты обучения:

- личностные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- предметные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности.

2. Механизм реализации проекта

I . Этапы проекта:

1. Подготовительный

2. Формирующий:

Экскурсия в краеведческий музей.

Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,)

3. Результат проекта

II . Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается Родина?

Проблемные вопросы

Чем интересен Нижний Новгород? Что знают школьники о родном городе? Какую роль сыграл Нижний Новгород в истории нашей страны? За что мы любим свой город?

Учебные вопросы

Кем и когда был основан Нижний Новгород?

Как развивался и менял свой политический вес Нижний Новгород?

Как строился Нижегородский Кремль?

Какие народы населяют Нижегородскую землю?

Чем знаменита Нижегородская ярмарка?

Какие памятники истории и культуры есть в нашем городе?

Какой вклад внесли нижегородцы в развитие истории и культуры страны? Как отразилась Великая Отечественная война на нашем городе?

Чем знамениты люди, в честь которых названы улицы в Нижегородском районе Нижнего Новгорода?

Какие народы населяют Нижегородскую землю?

Какие религии распространены на территории Нижегородской области?

Что знают школьники о родном городе (анкета для всех классов)?

Как меняется население Нижнего Новгорода за последние 15 лет (график)?

III . Сроки реализации проекта: сентябрь - декабрь

В ходе проекта обучающиеся разбились на 3 подгруппы: историки, социологи и экскурсоводы. Каждой подгруппе было дано задание. Историки готовили материал об истории нашего города, экскурсоводы - об интересных фактах из жизни Нижнего Новгорода, о знаменитых людях, социологи – о народах и религиях Нижегородской области.

Итогом нашего проекта будет является презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта мы посетим краеведческий музей. Во время экскурсий мы познакомимся с прошлым и настоящим города, узнаем об известных людях нашего города, много интересного о природе нашего края.

Учебно-тематический план

Первый этап (вводное занятие) - 3 часа

Представление родителям и ученикам краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу, сбор регистрационной информации учителем.

Обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога). Преподаватель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий основополагающий вопрос, на который учащиеся будут искать ответ.

Второй этап – 5 часов

Преподаватель консультирует группы. Обучающиеся осуществляют поиск и анализ интернет-ресурсов и материалов на печатной основе. Преподаватель рекомендуют свой список ресурсов по теме проекта.

Обучающиеся на основе полученных знаний пытаются ответить на учебные вопросы проекта ( )

Обучающиеся проводят исследования, уточняются критерии работы групп, проводится их корректировка.

Консультации, помощь в создании презентаций

Третий этап (заключительный) – 6 часов.

Оформление результатов исследований – создание вики-статей, ленты времени, ментальной карты.

Подготовка к защите.

Защита своих работ, ответ на основополагающий вопрос.

Результаты проекта

В результате реализации данного проекта будет достигнута главная цель: расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей. Также сформируется потребность в самореализации, саморазвитии и творчестве.

Итогом нашего проекта будет презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта состоится экскурсия в краеведческий музей и другие исторические места.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование: Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD -проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор.

Технологии — программное обеспечение: Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе:

3.1. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2005г.

3.2. Нижегородский край в эпоху Феодализма. Н.Новгород. 1991г.

3.4. Смирнов В.Н.Очерки Нижегородского быта. Горький, 1948г.

3.5. Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. Горький, 1948г.

3.6. Фёдоров В.Д., Тюрина А.И.и др. История Нижегородской области. Книга для чтения. Арзамас. АГПИ им А.П.Гайдара. 2004г.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

1. Цель и задачи проекта, планируемые результаты

Расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.

Основные задачи :

Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;

Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;

Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;

Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

Объединение усилий учителя и учащихся для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

Планируемые результаты обучения:

- личностные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- предметные: обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности.

2. Механизм реализации проекта

I . Этапы проекта:

Экскурсия в краеведческий музей.

Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,)

3. Результат проекта

II . Вопросы, направляющие проект

С чего начинается Родина?

Чем интересен Нижний Новгород? Что знают школьники о родном городе? Какую роль сыграл Нижний Новгород в истории нашей страны? За что мы любим свой город?

Кем и когда был основан Нижний Новгород?

Как развивался и менял свой политический вес Нижний Новгород?

Как строился Нижегородский Кремль?

Какие народы населяют Нижегородскую землю?

Чем знаменита Нижегородская ярмарка?

Какие памятники истории и культуры есть в нашем городе?

Какой вклад внесли нижегородцы в развитие истории и культуры страны? Как отразилась Великая Отечественная война на нашем городе?

Чем знамениты люди, в честь которых названы улицы в Нижегородском районе Нижнего Новгорода?

Какие народы населяют Нижегородскую землю?

Какие религии распространены на территории Нижегородской области?

Что знают школьники о родном городе (анкета для всех классов)?

Как меняется население Нижнего Новгорода за последние 15 лет (график)?

III . Сроки реализации проекта: сентябрь - декабрь

В ходе проекта обучающиеся разбились на 3 подгруппы: историки, социологи и экскурсоводы. Каждой подгруппе было дано задание. Историки готовили материал об истории нашего города, экскурсоводы - об интересных фактах из жизни Нижнего Новгорода, о знаменитых людях, социологи – о народах и религиях Нижегородской области.

Итогом нашего проекта будет является презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта мы посетим краеведческий музей. Во время экскурсий мы познакомимся с прошлым и настоящим города, узнаем об известных людях нашего города, много интересного о природе нашего края.

Учебно-тематический план

Раздел (общее количество часов)

Первый этап (вводное занятие) - 3 часа

Представление родителям и ученикам краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу, сбор регистрационной информации учителем.

Обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога). Преподаватель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий основополагающий вопрос, на который учащиеся будут искать ответ.

Второй этап – 5 часов

Преподаватель консультирует группы. Обучающиеся осуществляют поиск и анализ интернет-ресурсов и материалов на печатной основе. Преподаватель рекомендуют свой список ресурсов по теме проекта.

Обучающиеся на основе полученных знаний пытаются ответить на учебные вопросы проекта ( )

Обучающиеся проводят исследования, уточняются критерии работы групп, проводится их корректировка.

Консультации, помощь в создании презентаций

Третий этап (заключительный) – 6 часов.

Оформление результатов исследований – создание вики-статей, ленты времени, ментальной карты.

Подготовка к защите.

Защита своих работ, ответ на основополагающий вопрос.

Результаты проекта

В результате реализации данного проекта будет достигнута главная цель: расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей. Также сформируется потребность в самореализации, саморазвитии и творчестве.

Итогом нашего проекта будет презентация, фотоальбом о городе, выставка рисунков. За время создания проекта состоится экскурсия в краеведческий музей и другие исторические места.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование: Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор.

Технологии — программное обеспечение: Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе:

3.1. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2005г.

3.2. Нижегородский край в эпоху Феодализма. Н.Новгород. 1991г.

3.4. Смирнов В.Н.Очерки Нижегородского быта. Горький, 1948г.

3.5. Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. Горький, 1948г.

3.6. Фёдоров В.Д., Тюрина А.И.и др. История Нижегородской области. Книга для чтения. Арзамас. АГПИ им А.П.Гайдара. 2004г.

Читайте также: