Что характеризует современную экономику в россии как экономику смешанного рыночного типа кратко

Обновлено: 05.07.2024

. Під час цієї першої подорожі Т. Шевченко задумав видати серію малюнків "Живописна Україна" . Цей задум він почав здійснювати після повернення до Санкт-Петербурга у лютому 1844 р.

Анализ - это изучение показателей выпуска и реализации продукции. Проще говоря. Это цели задачи предприятия.

Основные задачи анализа производства и реализации продукции:

- исследование факторов, влияющих на формирова­ние и изменение объема производства и реализации про­дукции;

- оценка динамики по показателям объема, ассор­тимента, структуры и качества производимой и реали­зуемой продукции;

- оценка степени выполнения плана производства и реализации продукции и обоснование планов по производству продукции;

- выявление внутренних резервов и разработка ре­комендаций по их использованию для повышения ка­чества и увеличения выпуска и реализации продукции.

А и D -- и есть аналитика. B и С -производственные задачи, относятся к этапу планирования и снабжения .

В современно мире сложно найти страну, в которой существует лишь один вид экономических отношений. Последние десятилетия происходило активное объединение и переплетение разных цивилизационных образований, это создало условия для формирования нового типа экономики – смешанного. Речь идет о смешении традиционной, командной и рыночной экономики. При этом можно выделить уникальные черты смешанной экономики, которые мы рассмотрим в этой статье.

Понятие и черты смешанной экономики

Смешанная экономика — это гибридная модель экономических отношений, которая позволяет сосуществование государственной, частной, кооперативной форм собственности.

Все участники этой системы могут нанимать рабочую силу, владеть производственными объектами, оказывать услуги, заключать договора и предпринимать другие шаги как равноправные участники рынка.

Признаки смешанной экономики:

  • сосуществование разных форм собственности;
  • поощрение предпринимательства, стимулирование (дотации, субсидии и пр.) его экономической эффективности;
  • антимонопольное регулирование, здоровая рыночная конкуренция;
  • свобода действий субъектов предпринимательства и государственный контроль перераспределения доходов (налоговые, отраслевые, лицензионные сборы и т. д.);
  • регуляция экономики государством с целью повышения уровня социальных гарантий, борьбы с безработицей и защиты потребительских прав;
  • относительная стойкость и стабильность развития экономики на основании баланса разных интересов.

Частная собственность здесь развивается наряду с крупным государственным сектором, предприятия которого также функционируют по законам рынка. В рамках такой системы экономические ресурсы распределяются преимущественно рынками, но государство компенсирует провалы в экономике путем централизации и перераспределения части этих ресурсов. Для этого оно использует различные инструменты. Налогообложение – основной из них. Такие социальные нужды, как развитие образования, науки, здравоохранения, поддержка порядка, помощь нуждающимся и содержание государственного аппарата в странах со смешанной экономической системой обеспечиваются, как правило, государством. Таким образом, смешанный тип экономики объединяет государственное регулирование с рыночным саморегулированием. Сочетание различных форм собственности и механизмов этого регулирования формирует ту или иную модель смешанной экономики. Разница между ними обычно состоит в степени участия государства в регулировании рынка.

Модели смешанных экономических систем

Рассмотрим особенности моделей смешанных систем экономики на примере Японии и Швеции. Первая смогла показать интенсивный экономический рост в послевоенный период, а для второй более приоритетным является решение социальных задач. Эти два государства ставят перед собой разные цели развития и, соответственно, используют различные методы для их достижения. Японская модель представлена регулируемым корпоративным капитализмом: активная роль государственного программирования инвестиционных и экономических целей сопрягается с благоприятными условиями для накопления капитала и социальными гарантиями. Особое значение придается корпоративному началу. Экономическая модель этой страны наряду с сохранением традиций и обычаев предполагает внедрение передового опыта иных развитых стран.

В Швеции государственную власть избирают демократическим путем и делегируют ей широкие полномочия для контроля социально-экономических процессов. Решение социальных проблем – глобальная цель этой управленческой модели. Государство обеспечивает перераспределение доходов и стремится к экономической стабильности путем создания фондов потребления. Для шведской модели характерно стремление к социальной справедливости и обеспечению гражданских прав. Наряду с серьезным налоговым обременением граждан наблюдается минимальный уровень безработицы, развитая профсоюзная солидарность. Государственная политика направлена на минимизацию разделения населения по уровню доходов. Такую экономику характеризуют как социально ориентированную.

По сути обе эти экономики схожи с рыночными, но отличаются активным участием государства в их регулировании.

Современная российская экономика – продукт разнонаправленных усилий, предпринимавшихся государством в новейшей истории страны. При построении смешанной экономики России в начале 90-х годов была сделана попытка реализовать леворадикальный вариант либераль­ной экономической модели (классический либерализм). Его составными моментами являются: индивидуализм, личная свобода и самостоятельность, равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав, и политические свободы и минимум присутствия государства.

Однако, большинство из этих условий не было реализовано. Надо отметить, что этого следовало ожидать, поскольку классическая либеральная модель не отвечает реалиям сегодняшнего дня. А потому и не могла быть создана в принципе как система.

Реализация либерального подхода была возможна, то только на принципах идеях неолиберализма, который отошел от примитивного понимания рынка как совершенно свободной игры экономи­ческих сил и признал, что рыночная экономика нуждается в государстве как создателе и защитнике правил экономического поведения, арбитре в конфликтах, инициаторе создания благоприятных условий для развития бизнеса, субъекте определения национальных приоритетов развития и т.д.

Таким образом попытка построить работоспособную экономическую систему либерального типа, покоившаяся на ошибочных подходах, потерпела фиаско. Это проявилось в прогрессирующем развале экономики, реакцией на который стал уход в другую крайность – восстановление сильного вмешательства государства в экономику как средство ее стабилизации. В итоге и создано нечто, не похожее ни на американскую модель, ни на западноевропейскую, ни на японскую.

Как можно охарактеризовать сложившуюся российскую модель смешанной экономики? Любая национальная модель смешанной экономики специфична. Ее специфика определяется, прежде всего, тем, какую главную задачу и каким образом должна экономическая система решать на данном этапе общественного развития. Эта задача отражает понимание власти целей и возможностей экономического развития, а также способность этой власти реализовать это понимание.

Можно сказать, что современная российская система нацелена на восстановление экономической мощи страны посредством догоняющего развития. Отсюда попытка заимствования опыта передовых стран. При этом восстановление экономической мощи не рассматривается как задача, всецело предопределяемая необходимостью роста благосостояния. Рост благосостояния здесь – лишь одна из задач наряду с задачей обеспечения прочных геополитических позиций страны. Этот рост рассматривается скорее как необходимый фактор внутриполитической стабильности.

Однако, как это ни парадоксально, она не нацелена и на эффективность. Об этом говорит неизменность ситуации с уровнем производительности труда в стране. Сохранение высокой степени непосредственного участия государства в производстве, отсутствие должного внимания к формированию конкурентной среды говорят о том, что эффективность не является главным приоритетом государственной политики.

Третий важный момент, отражающий особенность национальной модели смешанной экономики – степень и формы присутствия в ней государства. Как уже говорилось, для России характерна высокая степень присутствия и в сфере непосредственного производства, и в сфере регулирования.

Присутствие в сфере непосредственного производства представляется избыточным. Доля госсектора в ВВП достигла 50%. Государственные предприятия - это в основном крупные и очень крупные предприятия. Об этом говорит тот факт, что предприятия государственной, муниципальной и смешанной российской собственности составляют 8% их общего числа всех предприятий. Такое положение дел порождает высокий уровень рыночной власти и способствует ее поддержанию. Конечным обладателем этой рыночной власти является владелец предприятий – государство в лице группы лиц, стоящих у власти.

Такому присутствию государства в сфере непосредственного производства есть экономическая и политическая причины. Экономическая причина - это отсутствие полноценного рыночного механизма, включающего эффективную защиту прав собственности, реальную экономическую свободу хозяйствующих субъектов, высокий уровень конкуренции, развитый фондо­вый рынок и ряд др. Все это подавляет предпринимательскую мотивацию. Государство вынуждено компенсировать недостаток предпринимательской активности. Политическая причина – необходимость воспроизводства экономической базы властных групп.

Действие обеих этих причин приводит к тому, что экономика воспроизводит экономические условия, ее породившие, и себя саму в неизменном качестве.

Специфика участия государства в экономике проявляется и в его регулирующей функции. Она многопланова.

Если говорить о нормотворчестве, разработке правил экономической деятельности, то необходимо отметить ряд моментов, препятствующих эффективному развитию. Это и отсутствие системности правил, и отсутствие их долгосрочной устойчивости. Кроме того институциональная мотивация лиц, разрабатывающих и принимающих нормативные акты отражает интерес исполнительной власти, который не тождественен объективным целям экономического развития. Некачественность правил дополняется низким уровнем их защиты, прежде всего, - прав собственности и контрактов, что является критичным для устойчивого функционирования смешанной экономики. К тому же имеет место коррупционная манипуляция существующими правилами со стороны контролирующих структур, для которых некачественность правил является положительным фактом. Сегодня по некоторым оценкам избыточный контроль обходится бизнесу в 7,5% ВВП.

Важной функцией государства в смешанной экономике является осуществление мер экономической политики, обеспечивающих устойчивость экономического роста. Следует отметить, что Правительство и Центробанк осуществляют достаточно активное макроэкономическое регулирование налогово-бюджетными и денежно-кредитными средствами. Однако главным его недостатком является фактическая направленность на стабилизацию экономического положения и предотвращение углубления кризисных явлений, а не на рост экономики.

Фактически, не смотря на декларации, не проводится какой – либо последовательной структурной политики, вследствие чего воспроизводится сложившая в последние десятилетия неэффективная структура экономики. Не смотря на провозглашение модернизации приоритетом экономической политики, не осуществляются системные меры, обеспечивающие качественную перестройку экономики. Не создаются необходимые инвестиционные и институциональные предпосылки модернизации.

Сильная поддержка инвестиционной и инновационной активности бизнеса в форме прямого финансирования и долевого участия в совместных проектах по линии государственно-частного партнерства отсутствует. Налицо хроническая нехватка и дороговизна инвестиционных ресурсов, которая сочетается с вялостью мотивации бизнеса к осуществлению долгосрочных инвестиций и инновационному поиску. Государство пытается закрыть эту брешь, направляя собственные ресурсы на инвестиционные цели и реализацию проектов инновационного развития. Однако эти ресурсы явно недостаточны в сравнении с текущими инвестиционными потребностями страны. Поэтому их вливание не в состоянии обеспечить комплексную инновационную модернизацию экономики. Кроме того их использование оказывается неэффективным вследствие действия коррупционного и ряда других факторов.

Государство с этими явлениями фактически не борется, хотя они серьезно деформирует рынок и принципы его функционирования. Для экономической среды России стал типичным высокий уровень рыночной власти, подрывающий конкуренцию и основы интенсивного развития. При этом надо учитывать, что масса крупных предприятий полностью либо частично находится собственности государства и имеет место влияние политических интересов власти на их экономический выбор. Это порождает нерыночную мотивацию их поведения, которая через механизм рыночной власти крупных предприятий на соответствующих рынках искажает ход происходящих на них процессов.

Однако нет системы мер поддержки, в комплексе решающих проблемы развития предпринимательства. В сфере бизнеса, особенно малого и среднего предпринимательства не устранены главные институциональные препятствия: неадекватная и нестабильная правовая база, регламентирующая предпринимательскую деятельность; незащищенность собственности; низкая эффективность судебной системы разрешения конфликтов; бюрократические препоны и проверки; влияние криминальных структур и коррупция.

Отсутствует поддержка инвестиций на фоне острой нехватки у бизнеса собственных финансовых ресурсов и неблагоприятной ситуацией на рынке заемных средств. В кредитной сфере налицо хроническая низкая склонность к кредитованию новых малых и средних предприятий, высокая ставка процента (15-17%) невысокие сроки кредитования (до 2-х лет).

Не смотря на предпринятые в начале 2000-х попытки оптимизации государственного регулирования под лозунгом дебюрократизации и снижения административных барьеров в экономике, которые частично удались и позволили снизить эти барьеры на 20-30%% (по данным Всемирного банка). Ситуация радикально не изменилась. Соответственно, для экономики РФ остается характерным высокий уровень трансакционных издержек, ограничивающий возможности роста.

Не случайно в 2012 году Россия в рейтинге Всемирного банка по условиям осуществления предпринимательской деятельности заняла 120 место. И не случайно В. Путин поручил Правительству России принять меры, чтобы в 2015 г. подняться до 50-го места, а в 2018 г. – до 20-го места в этом рейтинге.

· синхронизацией мер поддержки, которые уже выработаны для малого и среднего бизнеса

· поиском путей снижения административных барьеров

· облегчением доступа малого бизнеса к госзаказу

· привлечением денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса

· организацией информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса

· обеспечением информационного взаимодействия малого и среднего бизнеса

с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Российская модель смешанной экономики имеет специфику и в плане социальной ориентации экономических процессов.

Тот факт, что 37% расходов консолидированного бюджета государственных внебюджетных фондов РФ расходуется на социальные цели, означает, что социальные проблемы являются одним из приоритетов экономического развития. Вместе с тем, абсолютные размеры расходования экономических ресурсов на решение социальных проблем не соответствуют остроте этих проблем. Вследствие этого важнейшие из них оказываются не решенными на достаточном уровне. Так, в стране не обеспечен приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения. Нет прогресса в сфере выравнивания доходов и противодействия социальному расслоению населения.

Существуют проблемы в части эффективности использования ресурсов, расходуемых государством на социальные цели. Социальная ответственность бизнеса, его участие в решении вопросов социального плана несопоставимы с ситуацией в равитых европейских странах.

В качестве положительного факта следует отметить, что в стране обеспечен и стабильно поддерживался на протяжении предшествующего 10-летнего периода высокий уровень занятости. Вместе с тем, такое положение дел было обусловлено преимущественно экстенсивным развитием посткризисной экономики страны, базировавшимся на расширении производства в трудозатратных сферах деятельности. Такое развитие не могло создать прочную базу для поддержания высокой занятости в длительной перспективе. Современный кризис, сопровождающийся сокращением занятости. это наглядно показал.

Коррупция как элемент российской экономической системы

В начале 90-х годов старый механизм управления экономикой был разрушен, а новый еще не создан. Появилась потребность в экономических институтах, позволяющих решать проблемы в условиях высокой неопределенности, слабости государства как источника порядка.

w96

Экономические системы бывают 4-х типов: традиционная, рыночная, командно — административная и смешанная. На сегодняшний день в чистом виде данные типы систем не встречаются, так как слишком сильны экономические связи стран. В основном — это смешанная экономика. Другое дело, признаки каких экономических систем в каждой отдельной стране преобладают. Это зависит от многих факторов, например, политической системы, особенностей религий стран и других.

Экономическая система России – смешанная. Это такой тип экономики, в котором основой является рыночная экономика, но государство играет значительную роль в экономических процессах. Рассмотрим особенности экономической системы России.

Особенности смешанной экономической системы России на современном этапе.

  • Основа экономической системы России — рыночная экономика.
  • По способу производства в России – капиталистическая система с преобладанием крупной частной собственности на средства производства. Основной способ регулирования экономики- рыночный.
  • Многоукладность экономики: основу составляет частная собственность, однако одновременно сосуществуют и взаимодействуют с ней государственная, корпоративна я и коллективная собственность( Конституция РФ, статья 8)
  • Механизм регулирования сочетает в себе рыночные и государственные способы регулирования. Государство регулирует экономику при помощи законодательной и судебной власти непосредственно, и исполнительной — опосредственно ( налоги, льготы, субсидии и пр.)
  • Это социально ориентированная система. Большое внимание государство уделяет развитию социальной сферы общества, повышению уровня жизни страны. По Конституции РФ, Россия — социальное государство( статья 7).
  • По уровню развития производительных сил Россия идёт по пути постиндустриального общества: широко используются наукоёмкие технологии ; знания, информация становится одним из основных ресурсов производства, высокий профессионализм работников, постоянное повышение мастерства, стремление к самосовершенствованию, свойственное гражданам страны.
  • Экономическая система России носит открытый характер, так как проводит активную внешнюю торговлю со многими странами мира.

Основные направления в развитии экономики в РФ

  • Либерализация — снятие или сокращение административных ограничений.
  • Стабилизация денежной системы.
  • Уменьшение внешнего долга.
  • Демонополизация — ликвидация монополий, диктующих свои условия рынку, создание условий для конкуренции.
  • Ресурсосбережение – повышение эффективности использования природных ресурсов.
  • Использование наукоёмких технологий, формирование сети технополисов, то есть таких населённых пунктов, в которых существует развитая научная инфраструктура, имеются научные и наукоёмкие предприятия, работающие согласованно.

Конечно, наряду с позитивными моментами в развитии экономики России, существуют и проблемы, которые постепенно решаются. Перечислим основные.

Основные экономические проблемы современной России

  • Неравномерность развития различных секторов экономики, а также регионов страны.
  • Монополизация ряда секторов экономики, трудность развития среднего и малого бизнеса.
  • Коррупированность чиновников.
  • Инфляционные процессы.
  • Недостаточно высокая производительность труда. Причины: неэффективная организация труда, устаревшие технологии производства, дефицит профессиональной рабочей силы и другие.
  • Недостаточный уровень жизни населения страны.
  • Некоторая зависимость экономики от сырьевого экспорта.
  • Недостаточный уровень внешних и внутренних инвестиций.
  • Сравнительно малая доля обрабатывающих отраслей промышленности.

Таким образом, экономическая система России сочетает в себе рыночные механизмы с её более гибкими способами управления, с государственным регулированием, планированием, которое, проводимое компетентными людьми, учитывающими все изменения, происходящие в стране, способно значительно развить экономику государства, решать социальные проблемы.

На сегодняшний день российская экономическая система развита довольно высоко. Однако и потенциал в ней имеет просто огромный. Возможностей для дальнейшего совершенствования, модернизации и развития — множество. Это сильное, экономически мощное государство, стоящее в одном ряду с ведущими мировыми странами .

Читайте также: