Что послужило поводом стать монахом антонию великому краткое содержание

Обновлено: 17.05.2024

Когда молодому человеку было около двадцати лет, родители умерли, и Антонию пришлось заниматься домашним хозяйством, а главное – на его попечении оставалась маленькая сестра. В это трудное время произошло одно событие, воспринятое им как Божий призыв. Войдя в храм на богослужение, юноша, будто впервые, услышал слова: " Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ".

Покинув церковь, он решил буквально исполнить слова Христа: продал имущество, а полученные деньги частично оставил сестре, частично раздал нищим и местным жителям. Поручив малышку попечению монахинь ближайшей обители, он ушёл из родного селения, чтобы обосноваться в самодельной хижине неподалёку от него.

Духовная борьба

Обеспечивая себя собственным трудом и находясь под духовным руководством опытного старца, Антоний провёл несколько лет. Эти годы прошли в удивительных для современного человека подвигах: святой спал на земле, отводя для этого совсем мало времени – иногда один раз в несколько дней, ел лишь хлеб с солью, пил только воду. Но и этого ему показалось мало – подвижник на 15 лет переселился в гробницы, а затем ещё 20 лет провёл в уединении на горе. Пищу, минимальную для поддержания существования, ему периодически приносил друг, с которым он договорился заранее.

Это было время борьбы с плотью, сомнениями, греховными мыслями. Однажды святой подвергся телесному избиению – друг, принесший ему хлеб, нашел отшельника едва живым. Искушения, которым подвергался Антоний Великий, будоражили воображение европейских художников, и на этот сюжет в разные времена было создано несколько живописных полотен.


Анто́ний Вели́кий, преподобный (около 251, Кома, Египет — 356, Дейр-Мари) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. День памяти — 30 января (17 января по старому стилю).

Содержание

Житие преподобного Антония Великого

Вскоре Антоний оставил старца, уединился в глубь Фивадской пустыни и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения, а потом, взяв с собой только шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка поддаваясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ни чем не прерывать своих великих трудов и постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, к нему явился Бог, сообщивший, что Он был тут и ждал его подвига. В конце концов Антоний восторжествовал над дьяволом, его слава распространилась повсюду (чему способствовали чудеса, благодатью которых был отмечен святой), у него появились многочисленные ученики и последователи.


После 305 года Антоний прерывает своё уединение, чтобы организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году году он посетил Александрию, одобрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше — на берег Красного моря, в монастырь близ залива Акабы в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством.

Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет и сообщившим ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились, но появилось арианство.

Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Это послужило поводом к тому, что он лично выступил на собрании, опровергнул не только наветы на себя, но и осудил арианское учение. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.

При византийском императоре Юстиниане (527—565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в в Мот-Сен-Дидье близь Вьена (Франция). В настоящее время мощи преподобного Антония покоятся в г. Арль (юго-восточная Франция) в церкви святого Иулиана, куда они были доставлены в 1491 году.

О тексте жития Антония Великого


Из многочисленных произведений, посвящённых Антонию Великому и известных в греческой письменности, в славянском переводе распространилось лишь житие, написанное Афанасием Александрийским. По единодушному мнению специалистов, перевод был сделан в Болгарии; появление его объясняют антиарианскими эпизодами жития и сравнивают его в этом отношении со словами против ариан Афанасия Александрийского, которые были переведены Константином Преславским. Исследователи спорят лишь о личности переводчика Иоанна пресвитера. Одни считают, что названный в послесловии жития Иоанн — это Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновитель перевода Иоанн — это архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого приходится на XI в. В первом случае перевод Иоанна пресвитера датируют X в., во втором — XI в. В настоящее время преобладает первая точка зрения.

Основатель христианского монашества

Преподобный Антоний считается основателем отшельнического (анахоретское) монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей — Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и др.).

Но ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий.

Образ святого Антония в искусстве и литературе


Многообразие изображений святого Антония связано с тем, что его считают покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.

К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, колокольчики госпитальеров (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками), свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов), огонь и лев.

Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение св. Антония.

Изречения святого Антония


Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.

В конце V столетия появилось собрание изречений, отражавших монашеский идеал. Следующие изречения приписываются Антонию:

Литература

  • Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания. Богословский Вестник, 1907.
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV в. Л., 1987, с. 132—135

Ссылки

Ориген †ок. 254 • Евсевий Памфил (Кесарийский) †ок. 340 • Антоний Великий (Египетский) †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий (Александрийский) †373 • Василий Великий (Кесарийский) †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов (Назианзин) †389 • Макарий Великий †391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Феодор Мопсуестийский †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Максим Исповедник †662 • Иоанн Дамаскин †753

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Святой Антоний" в других словарях:

Святой Антоний Падуанский — Антоний Падуанский (15 августа 1195 13 июня 1231) (лат. Antonius Patavinus, итал. Sant Antonio di Padova, порт. Santo António de Lisboa) Фернандо де Буйон (порт. Fernando de Bulhões ) католический святой, проповедник, один из самых знаменитых… … Википедия

Антоний Падуанский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Антоний, святой. Антоний Падуанский (лат. Antonius Patavinus, итал. Sant Antonio di Padova, порт. Santo António de Lisboa; 15 августа 1195(11950815), Лиссабон 13 июня 1231,… … Википедия

Антоний Великий — В Википедии есть статьи о других людях с именем Святой Антоний … Википедия

Антоний Падуанский — (15 августа 1195 13 июня 1231) (лат. Antonius Patavinus), Фернандо де Буйон (порт. Fernando de Bulhões ) католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев. Биография Будущий великий святой родился в 1195 году в семье… … Католическая энциклопедия

Антоний (святой) — У этого термина существуют и другие значения, см. Антоний. Антоний имя, которое носили некоторые святые[1][2]: Антоний Великий (около 251, Кома, Египет 356, Дейр Мари) преподобный, подвижник и пустынник, основатель… … Википедия

Антоний (значения) — Антоний (лат. Antonius) мужское имя латинского происхождения. В русском языке закрепилось в краткой форме Антон; Антоний также его церковная форма. Известные носители Древние римляне Марк Антоний Оратор (143 87 гг.… … Википедия

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ — Прп. Антоний Великий. Фреска ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр). 1192 г. Прп. Антоний Великий. Фреска ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр). 1192 г. (Египетский) [копт. ; греч. ̓Αντώνιος ὁ Μέγας] (ок. 251 ок. 356, Ср. Египет), прп. (пам. 17 янв.),… … Православная энциклопедия

Святой Януарий — Януарий Januarius … Википедия

АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ — [лат. Antonius Patavinus, итал. Antonio di Padova; мирское имя Фердинанд] (ок. 1195, Лиссабон 13.06. 1231, Падуя), св. католич. Церкви (пам. зап. 13 июня), монах францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви. Род., вероятно, в… … Православная энциклопедия

Конец января и начало февраля, это дни памяти Святых Великих преподобных отцов, первых веков христианства. 1 февраля - Макария Великого, 2 февраля - Ефимия Великого, 3 февраля -Максима Исповедника.
30 января Церковь праздновала Святого преподобного Антония Великого, а двумя днями ранее Св.Павла Фивейского.

Умер Антоний на 105 году жизни. Своим ученикам он запретил раскрывать место своего погребения. Однако при императоре Юстиниане (VI век) византийцы отыскали мощи, перенесли их в Александрию, а затем в Константинополь, откуда в Х веке мощи попали в Сент-Антуан-л’Аббеи близ Вьенна (Франция), а голова — в Арль. Однако копты уверены, что на самом деле мощи святого Антония не были найдены и покоятся на территории монастыря под самым древним храмом.

https://elitsy.s3.amazonaws.com/media/cache/6b/8a/6b8a1ee372f9a5dadb935352cc1fc2e2.jpg

Преподобный Павел Фивейский (родился ок. 228 года), родом из Фив, ушел в пустыню в разгар гонений Декия — ок. 250 года, и прожил в пустыне 90 лет. О его жизни известно очень мало. Это был настоящий отшельник, самый первый из известных нам. Всю жизнь от питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Учеников после себя преподобный не оставил, поскольку всю жизнь провел в одиночестве. Поэтому, хотя Павел начал подвизаться первым, основателем монашества считают преподобного Антония Великого, оставившего после себя учеников и монастырь.

К пещере Антония

По дороге обгоняем автобусы, которые едут туда же, что и мы. У нас — микроавтобус, более проворный, а в группе всего 6 человек. Планируя поездку, я думал, что мы будем в монастырях почти в одиночестве. Подъезжая, уже понимаем, что это далеко не так: нам уже повстречалось около пяти автобусов. И вот, на рассвете, подъезжаем к уже знакомому по фотографиям входу на территорию монастыря. Кресты на храмах вдали подсвечены лампочками, и на рассвете это выглядит живописно — жаль, не успел сделать фото. Территория огромна. Внешняя стена ограждает большую площадь, внутри которой еще одна стена, массивнее и выше, а за ней — собственно монастырь.



На стоянке десятки автобусов, вокруг — множество людей. Наш гид — христианин-копт — объясняет, что сегодня пятница, то есть выходной, плюс к этому в школах и институтах продлили каникулы, поэтому столько народа. Главные службы в коптских храмах совершаются, как у всех христиан, в воскресенье, однако в связи с тем, что в Египте, где 90% населения — мусульмане, выходной день в пятницу, то по пятницам тоже проводятся службы. Людям легче прийти в храм в этот день. Видим, что церкви полны народа. Нас в храм пока не пускают, чтобы не мешать молитве, и предлагают подняться к пещере преподобного Антония.


Новая церковь в честь Креста и Воскресения Христова на пути к пещере Антония

Пещера, где святой Антоний провел последние 40 лет жизни, находится в горах над монастырем, на высоте 276 метров от подножия (680 м над уровнем моря). Туда проложена тропа из 1158 ступеней (согласно путеводителю Lonely Planet, сам не пытался считать). Гид говорит, что подъем более трудный, чем на гору Моисея, что на Синае. Идем не торопясь, с передышками на специально устроенных для этого площадках. Мимо нас наверх и навстречу вниз постоянно идут люди — местные, копты, то есть египтяне, причем процентов 80 из них молодежь: школьники и студенты.


Коптская церковь — одна из древнейших православных церквей. Она не признала Четвертый Вселенский собор (Халкидонский), и потому относится к семье Древних Восточных (или Ориентальных) церквей. Эту церковь часто называют монофизитской, хотя русские богословы в конце XIX — начале ХХ века, начав изучать богословие коптов из их собственных источников и непосредственно общения с ними, пришли к выводу, что копты так же, как и все православные, веруют, что Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек. Из 90 млн населения Египта копты составляют около 9%, то есть ок. 8 млн человек. Большинство коптских христианских центров и святынь сосредоточено возле Дельты — в Александрии, Каире и монастырях Вади Натрун (Нитрии). Всего у Коптской Православной Церкви 24 мужских и 6 женских монастырей. Есть в Египте и Александрийский патриархат в семье византийских церквей (занимает второе место в диптихе Православных церквей после Константинополя!), но о нем египтяне практически ничего не знают — в ответ на мой вопрос гид звонил своему знакомому из Александрии, чтобы узнать о существовании этого патриархата. Согласно данным Википедии, всего в этой церкви ок. 250-300 тыс. верующих.




Церковь в честь преподобного Павла отшельника на пути к пещере Антония




Наконец мы заходим внутрь, сняв обувь — так полагается делать в коптских церквах. Пещера маленькая: примерно метра два на семь, при этом пол не более метра в ширину. Внутри темно. У стены вплотную — каменный престол, вокруг которого низкий проход, можно пройти на коленях и помолиться. Мы улетали из Киева в ночь после начала противостояния и стычек в центре города — молимся здесь о мире, о победе правды во всех нас и о торжестве света над тьмой. Фотографировать здесь не хочу, чтоб не задерживать людей и не суетиться.

Выйдя из пещеры, еще раз кидаем взгляд на окрестные дали. Солнце уже выше, вокруг на скалах кое-где стоят кресты… Архимандрит Порфирий (Успенский) смог разглядеть отсюда даже Красное море. По пути вниз молодые люди просят с ними сфотографироваться. Европейский православный священник для них здесь — редкость.





Невдалеке от пещеры Антония в скалах есть еще пещеры, в одной из который и сейчас живет отшельник, уроженец Австралии. Его имя — Анастасий Антоний. О нем можно посмотреть интересный фильм:

Еще более интересно и захватывающе смотреть историю из цикла Extreme Pilgrim о том, как ведущий и герой передачи — бывший англиканский священник — решил на себе испытать отшельничество в пустыне, проведя в одиночестве три недели в скалах неподалеку от монастыря св. Антония. Поразительно, насколько пустыня — великая тишина, где только ты и Бог — изменяет человека. Достаточно увидеть взгляд героя в начале и в конце передачи…

Монастырь Антония

Спустившись, заходим в монастырь через ворота во внутренних, высоких стенах, построенных при императоре Юстиниане. Ворота эти новые: о.Порфирий (Успенский) описывает, как в 1850 году его поднимали на стены по веревке, а продукты и вещи поднимали в корзине, ворот же вовсе не было из-за опасности от набегов разбойников-бедуинов.




Вот так поднимали посетителей еще 150 лет назад.

Сразу у входа в монастырь — комната для посетителей, нечто вроде рецепции:



Садимся вокруг абуны, и он начинает рассказ. Говорит на арабском, гид переводит на русский. Иногда общаемся с абуной по-английски, который он хорошо знает. На голове у монаха — специфический куколь (капюшон), черный с красными крестами. Двенадцать крестов вышиты в честь апостолов, посередине крест в честь Иисуса Христа. Линия посередине — в память о борьбе святого Антония с дьяволом. В монастыре преподобного Антония сейчас 120 монахов. Часть из них работает на полях, некоторые служат за границей — в Европе, Америке, на Святой земле. Абуна Рувайс в свое время тоже служил за границей — в Соединенных Штатах. Двенадцать монахов — врачи, среди которых есть фармацевт, терапевт, дантист. Лечат бесплатно всех, кому нужна помощь: бедуинов, солдатов, гостей и пр.

Копты научились мирно жить среди преобладания мусульман. Каждый копт имеет на запястье правой руки татуировку в виде креста — подобно тому, как мы носим нательный крест. Такой крест, который снять можно только вместе с рукой, означает готовность принять мученичество за веру. В течение жизни многие копты наносят еще татуировку кого-то из святых — например, святого Антония Великого. Абуна Рувайс мастерски рисует мне на запястье шариковой ручкой изображение святого Антония.


Осматриваем территорию монастыря. Здесь мельница, кладовые, трапезная.


Корзина для подъема продуктов и вещей в монастырь.



На дверях до сих пор — деревянные засовы.




В трапезной — длинный стол для братии, а в начале стола прямо из камня высечен столик для книги. Во время трапезы в монастыре читается Библия, духовные поучения или жития святых. Впрочем, абуна Рувайс говорил только о чтении Библии. Это уже в монастыре святого Павла нам рассказывали о том, что читают и поучения, и жития.




Здесь же, в монастыре, и старая ручная мельница:


Абуна Рувайс угощает местным хлебом — лепешками из квасного теста. Подобный хлеб используется Коптской церковью и для Евхаристии.



Одно из главных сокровищ обители — источник воды. Протекая по желобам, вода отстаивается в каменных цистернах, выдолбленных прямо в скале. Эту воду используют для питья — она свежая и вкусная.



А это (на фото выше) голубятня. Голубей на востоке разводят для еды, есть голуби и в меню ресторанчиков Хургады. Монахи на территории монастыря мяса не едят, но за пределами обители есть мясо им позволяется.




Абуна Рувайс ведет нас дальше, показывает мощи одного из недавних коптских святых — Юстуса Антония (1910–1976), монаха этого монастыря:


Осмотрев монастырь, прощаемся с абуной. Он приглашает приезжать еще. Спрашиваю, можно ли остановиться в монастыре на ночлег на несколько дней. Да, говорит, но только мужчинам.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

не стоит делать из этого проблему, панику, конец света и так далее. все мы люди, и все мы испытываем чувства — это абсолютно нормально. сама знакома с таким опытом, насколько же человек может быть нужен.

просто стоит понять заранее хочет ли она стать такой же взаимной подругой, дабы потом не было обидно и больно. быть готовой оказаться, так сказать, отвергнутой заранее. если же ты видишь, что человек надежный, то оставайся рядом. одиночество — дело затяжное и не менее трудное.

а ещё хочу сказать, что много ( будь готова ко всем ситуациям в жизни. но живи всё равно настоящим, хоть оно и неуловимо.

Читайте также: