Чем отличаются звуки от букв 1 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Наш русский язык называют великим и могучим. Это действительно так. Но даже самый большой дом состоит из маленьких кирпичиков. Та же самая ситуация и с языком: он состоит из маленьких частей – звуков, букв и ударения. Именно о них ты и узнаешь на нашем сегодняшнем уроке.

План урока:

Что такое ударение?

Ты наверняка помнишь, как в сказке К. Чуковского “Федорино горе” вся посуда сбежала от горе-хозяйки. Что сделала Федора, чтобы вернуть свою посуду?

Искала и звала обратно.

Помоги Федоре позвать ложку: лоооооожка.

Какой звук отличается от других, звучит дольше?

Звук [о] в этом слове — ударный. Можно представлять, как будто по нему стучат молоточком — лОжка.

Давай попробуем позвать вилку, чашку, сито и ведро.

Ты можешь заметить, что ударение — это выделение голосом в слове определенного слога. Ударение есть в каждом слове. Тот гласный звук, который оказывается под ударением, звучит дольше и сильнее. На письме обозначение ударения выглядит как специальный знак — черточка:

В словах с одним слогом ударение ставить не нужно, итак ясно, куда оно падает (мел, кедр, стол). Это же касается и слов с буквой ё (мёд, свёкла, актёр).

Тот слог, на гласную букву в котором ставится ударение (который произносится с большей силой голоса), называется ударный слог. Все остальные слоги — безударные.

На этом рисунке изображены схемы к словам, ударение в них уже поставлено. Например, на первой схеме ударение падает на второй слог. Подходит ли к ней слово “репа”? А слово — “река”?

Попробуй самостоятельно придумать слова к остальным схемам.

Способы выделения ударения

Часто именно от ударения зависит смысл слова, поэтому нужно научиться хорошо выделять ударные слоги в словах. Для этого есть несколько разных способов:

  1. Произнести слово так, будто ты зовешь этот предмет к себе как собачку: БарбОс-БарбОс! СоловЕй-соловЕй! БотИнки-БотИнки!
  2. Произнести слово с вопросительной интонацией, будто ты сильно удивлен: МедвЕдь? ДивАн? МорОженое?

Выдели ударные слоги в следующих словах:

Книга, игрушки, тетрадь, цветы, школа, карандаш.

А теперь произнеси слова с ударением на разные слоги:

Ты догадался, что ударение может поменять смысл всего слова. Оно действительно помогает нам определить, что каждое слово обозначает. Поэтому так важно правильно ставить ударение в словах и уметь его определять.

Орфоэпический словарь русского языка

Слова, значение которых ты определил выше, отлично тебе знакомы, потому что встречаются в твоей речи, в разговорах с родителями, друзьями. Ты слышишь их часто. Это значит, что они находятся в твоем активном словарном запасе среди остальных слов, которыми ты пользуешься очень часто.

Но иногда приходится встречаться с незнакомыми словами, правильно поставить в них ударение и произнести сложно. Тогда на помощь каждому ученику приходит специальный словарь. Ты знаешь, что с помощью словарей можно определить значение и происхождение слова, а что же содержится в этом словаре?

Орфоэпический словарь русского языка — это словарь, в котором описано правильное произношение многих русских слов. Он помогает произносить слова в соответствии со всеми правилами, то есть так, как принято в культурном обществе.

Рассмотри, как он выглядит внутри. Найди, есть ли в нем знакомый тебе знак ударения?

Буквы и звуки

Ежедневно ты слышишь множество звуков, которые тебя окружают. Пение птиц, жужжание насекомых, шелест листьев, работа мотора автомобиля.

Среди этих звуков есть и другие, особенные: пение песен, работа радио, разговоры окружающих. Что объединяет все эти звуки?

Все эти звуки произносят люди, они имеют определенный смысл и именно из них получаются слова.

Буква — это специальный значок для обозначения звуков речи на письме. С ее помощью можно написать любые слова, сказанные вслух или про себя.

Что такое алфавит?

Каждый ученик должен знать алфавит наизусть, потому что этот порядок букв может сильно помочь нам в жизни. Буквы в такой последовательности приводят в порядок полки в библиотеке – по фамилии автора, чтобы любую книгу легко можно было найти. В таком же порядке размещены слова в словаре и фамилии людей в различных списках, например в списке класса.

Назови по порядку все буквы русского алфавита. Какие из них не обозначают звуков?

Названия каких букв отличаются от звука, который она обозначает?

Правильно, это буквы б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

В 1 Б классе учатся два друга: Иванов Саша и Яшин Максим. Чья фамилия в списке класса встречается раньше? Объясни, почему.

Действительно, Иванов Саша будет в списке гораздо выше, чем Яшин Максим. Ведь буква И в алфавите стоит намного раньше, чем буква Я.

Как обозначаются звуки?

Люди придумали определенные обозначения, чтобы обозначать звуки. Они обозначаются буквами, которые заключены в квадратные скобки.

Сравни, как обозначены первые звуки в этих словах. Что ты заметил?

Знак [к] показывает, что это твердый согласный звук. А обозначение [к’] показывает, что этот звук — мягкий согласный.

У любого звука и буквы есть определенное место в слове. Если попробовать заменить одну букву или звук, убрать, или поменять между собой местами, то поменяется весь смысл слова. А возможно получится просто бессвязный и бессмысленный набор звуков.

Какие звуки называются гласными?

В нашем языке есть разные виды звуков, в зависимости от их способа произношения.

По количеству гласных в слове, определяют, сколько в нем слогов. Например: у|че|ник, ма|ма.

Определи, сколько слогов в слове “лист”? Почему?

Какие звуки называются согласными?

Посмотри на картинки, произнеси слова, которыми они обозначаются.

Понаблюдай, как они произносятся. Все ли звуки произносятся свободно, не встречают преграду во рту?

Например, чтобы произнести [м], нужно сомкнуть губы. Чтобы произнести [ж], нужно пропустить струю воздуха сквозь сжатые зубы. А чтобы сказать [с], приходится поднимать кончик языка к нёбу.

Произнеси эти звуки и понаблюдай за собой. Какие преграды встречаются при произнесении других согласных звуков?

Согласные звуки образуют слоги лишь с гласным звуком: стра|на, ста|ди|он.

Всего в русском языке 36 согласных звуков.

Мягкие и твердые согласные звуки

Посмотри на картинки и назови предметы. Сколько звуков в каждом слове? Послушай, какими звуками они отличаются?

Некоторые согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] — [б’], [д] — [д‘], … . Посмотри остальные пары на картинке. Здесь все звуки твердые, а что можно с ними сделать, чтобы они превратились в мягкие?

Согласные звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твердые. А [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие. Их нужно запомнить, потому что произношение этих звуков именно такое, и они не имеют своих пар.

Отличие звуков от букв

Теперь ты знаешь многое о буквах и звуках. Но можешь ли объяснить, чем отличаются звуки от букв?

Слово, которое мы произносим, состоит из звуков. Звуки мы слышим и говорим.

Слово, которое написано на бумаге, состоит из букв. Буквы мы можем лишь увидеть, написать или назвать. Потому что буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Например, буквой “эль” могут обозначаться звуки: [л] и [л’].

Очень важно знать и звуки, и буквы, потому что лишь так можно научиться красиво и грамотно писать. Знание русского языка тесно связано с его правилами. Многие правила русского языка связаны именно с тем, как звуки нужно обозначать буквами при письме. Скоро тебе предстоит с ними познакомиться.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

На доске: Зв Бв Зв Бв Зв Бв

3. Проблемная ситуация.

  • ш - ш - ш
  • р - р - р
  • кап - кап
  • динь - динь
  • бом - бом
  • тик - так

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)

А давайте и мы с вами попробуем изобразить разные по тональности мелодии похожими звуками нашей речи. (Звучат две разные музыкальные композиции: веселая детская песенка и торжественная классическая мелодия) Как вы думаете, какие звуки больше подойдут к первой мелодии? (Ля - ля, на - на) А ко второй? (Трам -трам, тада - дадам) Вот видите, нам удалось лишь несколькими звуками изобразить настроение музыкальных произведений! Какие же звуки сыграли здесь главную роль? (Мягкие и твердые согласные)

А как вы думаете, дети, чему будет посвящен весь наш сегодняшний урок? (Тему урока по возможности называют дети)

4. Тема урока "Звуки и буквы" Тему называют дети.

Скажите, ребята, а чем же отличаются буква и звуки? (Ответы детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим) По отдельности лишь некоторые звуки русского языка образуют слова, да и то очень короткие и ничего не значащие. А вот сливаясь вместе, звуки образуют слоги и слова. Но и здесь нужно быть очень внимательными - соединяться вместе звуки и буквы должны в определенной последовательности, а то, недалеко и до ошибки! Давайте проверим, умеете ли вы правильно сочетать звуки и буквы. Мы поиграем в игру "Найди свой домик".

Игра "Найди свой домик". (Игра является одновременно и физкультминуткой)

Стояло на опушке два домика. В одном жили мягкие согласные звуки, а в другом - твердые. Гласные тоже жили с ними, и, выходя на улицу, всегда возвращались в свои дома. Сможете ли вы, будучи гласными, найти свои дома? (Четверо детей выходят к доске. Двое берут карточки синего цвета, а двое - зеленого. У всех остальных детей на парте карточки с изображением гласных букв. По команде учителя гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных должны занять место в домике с зеленой карточкой, а гласные, которые пишутся после твердых согласных - в домике с синей карточкой.)

Вышли спозаранку
Буквы на полянку.
Отдыхали и гуляли,
Только их домой позвали.
Раз, два, три - слоги собери!

После того, как гласные заняли свои места, хозяева домика - согласные - проверяют, все ли буквы зашли в свой дом.

Скажите, ребята, а чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков) А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий) Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)

  • Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку, затем последнему по заданию учителя. (Аист, белка, ворона, иголка, яблоко и т.д.)
  • Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (Облако, лиса, горка, пень, ива и т.д.)
  • Задание 3. Учитель показывает картинку с изображением предмета, дети молча называют себе предмет, изображенный на картинке, и снова показывают нужную карточку.

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

А как вы сможете поработать не с одним звуком, а сразу со всеми? Попробуем? Перед вами слова и схемы слов. Попробуйте найти нужную схему к слову. (Слова написаны в одном столбике, а схемы этих слов в - другом. Соединить стрелками слова и их схемы) А теперь давайте с одним из этих слов поиграем в игру "Живые звуки".

Игра "Живые звуки". Я приглашаю сюда столько детей, сколько звуков в слове МИШКА. Каждый из вас становится живым звуком. Вы становитесь по порядку, а я буду звать вас к себе, но только нужно быть очень внимательными. Итак, ко мне подойдет первый гласный звук в этом слове. (И) А теперь ко мне подойдет второй согласный в этом слове (Ш), и т.д. Вы молодцы! Справились с заданием неплохо.

А теперь с нами поиграть хочет и Незнайка. Он тоже учится в первом классе и считает, что он хорошо умеет составлять звуковые схемы слов. Вот посмотрите. Как он составил схему своего имени. Как вы думаете, не допустил ли он ошибок? (Дети исправляют схему слова НЕЗНАЙКА - З К З С К С СК)

Работа в тетрадях. Раз вы так хорошо справились, значит, я могу быть уверена, что в своих именах вы точно не допустите ошибок. Давайте каждый из вас напишет в тетради свое имя и рядом составит его звуковую схему. (Дети работают в тетрадях)

Работа в парах. А теперь обменяйтесь тетрадями для проверки выполненного задания.

Итак, мы неоднократно убедились, что каждый звук в слове должен занимать свое место. В редких случаях бывает так, что при замене одного звука на другой тоже получается слово, но уже совсем с другим значением. Давайте выполним с вами упражнение 11 на стр. 12 и убедимся в этом. (Письменно дети выполняют упражнение в тетрадях)

Физкультминутка для глаз (выполняется на офтальмотренажере)

5. Закрепление материала.

Ну что ж, ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня и, думаю, вам не составит труда выполнить последнее задание на карточках, которые получит каждый из вас. (Учитель раздает карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

Задание на смекалку. На доске пословица: СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ. Скажите, ребята, а эта пословица как-нибудь связана с нашей темой? (Ответы детей) Ребята, а сколько раз в этой пословице встречается звук [а]? (5 раз)

6. Рефлексия. О чем говорили сегодня на уроке? Чем отличается буква от звука? Какую характеристику мы даем гласным и согласным звукам?

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).


Порой очень сложно почувствовать, где грань между звуком и буквой. И чем отличаются звуки от букв в русском языке? Но, скорее всего, очень многие замечали, что то, что мы произносим, иногда немного отличается от того, что написано. Например, иногда в слове не читается какая-то буква. Почему это происходит? Особенно важно познакомиться с этой темой и разобраться в ней школьникам, поскольку она пролегает красной нитью через курс русского языка. Разница между звуком и буквой есть, причем очень большая. И давайте в ней разберемся.

Чем отличаются звуки от букв?

Для начала узнаем, что же является буквой. Буква – это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв. И буквы не имеют никакого значения и их нельзя произнести. То, что мы произносим, называется звуком. Кто-то может поспорить. А как же все учат алфавит? Что мы произносим? Ребенок, знакомясь с алфавитом, учит названия букв, но никак не звуки. Например, буква Б в алфавите называется "бэ", буква Г в алфавите называется "гэ" и т. д. Это название этих условных символов, которые мы переносим на бумагу. При чтении слова мы произносим звуки. Основное отличие звуков от букв - звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.

Звуки нельзя записать, их можно только произнести

Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам. Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве. На письме буква, обозначающая звук, заключается в квадратные скобки: б-[б], в-[в]. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.

Чем отличаются звуки от букв?

Что такое гласные?

Чтобы понять, чем отличаются звуки от букв, нужно их сравнить. В речи мы используем лишь шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Гласных букв, в свою очередь, 10. Как это получается, что букв больше, чем звуков? Некоторые буквы обозначаются сразу несколькими звуками. Гласным буквам а, о, у, и, э, ы соответствуют звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Гласные я, е, е, ю состоят из нескольких звуков: я – [й’а], е -[й’э], е – [й’о], ю - [й’у].

Что такое согласные?

Также необходимо разобрать, чем отличаются звуки от букв на примере согласных. Кроме десяти гласных букв и двух, не обозначающих никаких звуков, все остальные буквы алфавита – согласные.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Это зависит от того, как они произносятся. Звонкие состоят из шума и голоса. Чтобы это понять, лучше произнести их: [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [й]. Глухие звуки состоят лишь из шума: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [х], [ч], [щ]. Для того чтобы лучше почувствовать разницу, можно произнести по очереди сначала звонкие, а потом глухие звуки.

Фонетический разбор слова

При изучении того, чем отличаются звуки от букв, школьники всегда сталкиваются с фонетическим разбором слова. Что это такое? В общих чертах, это определение того, из каких звуков состоит слово т. е. как оно произносится. Фонетика – это раздел науки в языкознании, который изучает звуки языка, ударение в словах и деление на слоги. Также иногда фонетический разбор называют разбором на звуки и буквы.

Разбор слова

Для начала нужно выписать необходимое слово – вода.

Далее нужно разделить слово на слоги и определить, какой из них ударный – во-да. Ударным является последний слог.

Затем необходимо составить транскрипцию слова – [в а д а]. Стоит отметить, что поскольку гласная в первом слоге не находится под ударением, то, когда мы произносим слово, на этом месте слышим звук [а].

Также нужно охарактеризовать отдельно каждый звук разбираемого слова: [в] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой в, [а] гласный, безударный, обозначен буквой о, [д] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой д, [а] – гласный, ударный, обозначен буквой а.

Разбирать слово по звукам довольно просто, когда усвоено, чем отличаются звуки от букв, и какими характеристиками обладают и те, и другие. Необходимо лишь произнести слово и прислушаться к нему.

Эти знания значительно облегчают работу по разбору слова и помогают в процессе избежать различные ошибки

Эти знания значительно облегчают работу по разбору слова и помогают в процессе избегать различных ошибок.

Читайте также: