Чем отличается событие от мероприятия в школе

Обновлено: 04.07.2024

Событийный подход в индивидуализации процесса обучения является одним из перспективных направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что образовательное событие является источником развития его участников, поскольку разворачивается как преодоление человеком определённых границ: практических, связанных с осуществлением нового действия и освоением новых способов деятельности, и теоретических, направленных на обогащение мыслительных структур.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный позволяет задать ученику новый масштаб в реализации им своей индивидуальной образовательной программы и иногда совершить перенос своих действий из одной профессиональной ситуации в другую. Отсюда можно выделить в структуре образовательного события, как дидактической единицы, следующие составляющие:

организационную (создание избыточной среды для потенциального образовательного события);

педагогическую (работа педагога по навигации и масштабированию образовательного события);

результирующую (рефлексия участников, включённых в потенциальное образовательное событие и масштабирование результатов участия)

Образовательное событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся:

Событие – сообщества (научного, городского)

Событие – исследование, экспедиция

Специфика событийного формата в отличие от обычного учебного заключается в следующих характеристиках:

Образовательное событие

Традиционное мероприятие

идет от учеников

идет от учителя

тема и виды деятельности

самостоятельный выбор темы и вида деятельности

тема и виды определены учителем

смешанные группы (разный возраст, разные классы

участники одного возраста

современные образовательные технологии

только участники (создаёт продукт и участвует в его презентации)

есть участники и зрители

личностная и групповая

определены новые цели

Образовательное событие призвано расширить границы традиционных форм проведения внеклассных мероприятий, призвано быть практико-ориентированным.

Разработка системы образовательных событий обеспечивает:

расширение предметного содержания;

мотивацию на учебную деятельность;

создание условий для самореализации и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;

развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным видам деятельности;

развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах.

Основная концепция образовательного события – создание единого образовательно – воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.

Основной принцип, на который опирается образовательное событие - от сотрудничества - к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

Можно выделить следующие этапы организации образовательного события:

Диагностический:

выявление познавательного интереса учащегося;

формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого образовательного события;

подбор группы участников со схожими интересами.

Проектировочный:

составление карты поиска: где можно найти ответ на вопрос?

выбор базового образовательного модуля - ресурсов (каким способом я буду добывать информацию, обрабатывать ее?)

Реализационный:

нахождение и обработка информации по сформулированному вопросу-теме-проблеме;

презентация и защита результатов выполненной работы.

Аналитический:

совместная и индивидуальная рефлексия деятельности;

определение новых целей работы;

планирование следующего направления работы.

В организации образовательного события есть принципиальный момент - поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал! Именно тогда образовательное событие оставит в жизни участника незабываемое впечатление.

Этапы организации и проведения образовательного события:

I. Диагностический

Задача: выявление познавательного интереса учащегося, формулирование первичного вопроса.

По результатам анкеты – диагностики было выявлено:

• будущее – стать спортивным врачом.

Первичный вопрос – как стать участником олимпийских игр в Сочи, если ты живешь в г. Новодвинске?

актуализировать знания по физике;

проанализировать, какие физические явления, величины, законы физики помогут олимпийцам зимних видов спорта достичь высоких результатов.

Форма ОС – защита проектов.

развитие творческого мышления

связи обучения с жизнью

активизация самостоятельной познавательной деятельности

ценностно-смысловая направленность в обучении.

дистанционная (при выборе темы проекта);

коллективная (при постановке целей мероприятия, подведения итогов);

групповая (презентация проектов, рефлексия, оценка проектов);

индивидуальная (реализована в работе над проектом, самооценка).

Участники ОС – ученики 7 и 10 классов, учителя физики, физкультуры, биологии и химии.

II. Проектировочный

Задача: составление карты ресурсов как основы для последующей реализации желания стать участником олимпийских игр.

Далее на протяжении 10 дней шла работа в дистанционной форме.

В течение этого времени были организованы дистанционные и очные консультации, где:

• была построена индивидуальная образовательная траектория для кураторов группы;

• определены цели и задачи совместной деятельности;

• разработаны стратегии работы каждого участника на презентацию;

• предложен выбор деятельности по интересам;

• создана комфортная и безопасная атмосфера в группе.

• учитель старался включить обучающихся в активную работу;

• формулировал проблемные вопросы, позволяющие активизировать обучающихся;

Роль учителя – направлял и организовывал работу.

Совместно с учителем были выбраны темы будущих проектов, к которым больше проявили интерес участники:

В результате была составлена ресурсная карта. Мы определили цель, задачи, вид деятельности и способы оформления результатов для реализации выбранной темы проекта.

III Реализационный

1. Реализация и обсуждение плана образовательной деятельности;

2. Выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их.

t1588235462aa.jpg

Д анное образовательное событие было проведено 16 января 2014г., получило статус регионального мероприятия, так как на нем присутствовали слушатели курсов АО ИППК "ФГОС: тьюторское сопровождение процесса индивидуализации в современной российской системе образования".

t1588235462ab.jpg

IV Аналитический

Задача: анализ итогов образовательной деятельности, корректировка образовательной цели, определение временных перспектив, планирование следующего направления работы.

Была проведена групповая и индивидуальная рефлексия деятельности участников образовательного события. Первая – в ходе проведения образовательного события, а вторая – индивидуальная после окончания. Для самоанализа работы учитель предложил ответить на вопросы анкеты:

· Что нового ты узнал, работая над проектом?

· Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

· Какие знания, умения, полученные на проекте, понадобятся тебе в будущем?

· Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?

· Какие формы работы ты использовал, работая над проектом (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

· Что тебе понравилось при работе больше всего?

· Что не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?

· На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе (обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание, были равномерно задействованы все уровни)?

Этот этап был самым длительным по времени с 2013 по 2016 год. За данный период участница выстраивала свой образовательный маршрут: принимала участие в предметных олимпиадах, конкурсах, городских играх, других образовательных событиях.

Были организованы образовательные события:

Каждое образовательное событие возникало из запросов учащихся и способствовало расширению их познавательного интереса, все события являлись метапредметными и интегрированными, использовались дистанционные, групповые, индивидуальные формы работы.

Результат продвижения по ИОМ наших учеников строился в трех плоскостях:

1.Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть? каким быть?).

2.Повышение функциональной грамотности по предмету.

3.Совершенствование в выбранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете).

Являясь участником образовательного события, школьник выполняет ценностно-ориентационную функцию, он является объектом управления (я-исполнитель) и субъектом (я-контролер), который планирует, организует и анализирует собственные действия. Таким образом, событийный подход в образовании обеспечивает самореализацию личности ребенка, его социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Событийность – характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни.

t1588235462ac.jpg

t1588235462ad.jpg

1. Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного

2. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации

3. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения

[Текст] // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.

Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 94-101

4. Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель начальных классов СОШ №3

Севостьянова Любовь Владимировна

Г.Павловск Воронежской области

СОБЫТИЙНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. В переходном периоде к ФГОС, который переживает вся система образования, обозначены новые целевые ориентиры, направленные на:

·​ желание сделать жизнь детей более интересной;

·​ содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

·​ формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом.

Образовательное событие – это

·​ Значимое творческое действие.

·​ Открытие смысла происходящего для каждого участника.

·​ То, что развивает и то, что развивается.

·​ То, что вместе создается, но индивидуально понимается.

·​ Способ жизнетворчества человека.

·​ Уникально, его нельзя повторить.

Этапы осуществления образовательного события

1 этап Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.

2 этап Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

3 этап Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.

4 этап Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.

5 этап Рефлексия. Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями.

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности. а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии анализа

Воспитательное событие

Воспитательное мероприятие

Степень активности педагога

Педагог является консультантом по необходимости (запросу) участников события.

Педагог наиболее активен, ведёт ведущую роль по своему замыслу.

Педагогическая позиция

Прямое воздействие на участников мероприятия.

Степень активности детей

Могут быть активны или пассивны (как правило), формальное отношение.

Уровень самостоятельности детей

Самостоятельность как полная, так и под

наблюдением (консультация, сопровождение).

Полная самостоятельность невозможна, под контроль воспитателя (учителя).

Разработка этапов деятельности

Совместная разработка этапов, корректировка

по ходу деятельности.

Предлагается готовый план мероприятия.

Направленность

Личностные приращения детей

На личном опыте, получает приращение личных компетенций. Общее подведение

итогов: самооценка и оценка в группе.

На опыте других, может принимать или отвергать данный опыт для себя. Трудно оценить уровень приращения.

Длительность

Общеклассное воспитательное мероприятие может продолжаться от 15–20 минут (для шестилеток) до 1–2 часов (для старшеклассников). Наиболее оптимальное время мероприятия – от 45 до 60 минут.

Инициирование - Старт - Подготовка - Пуск - Действие – Последействие - Подведение итогов.

I этап – Инициация (привлечение внимания детского коллектива)

С обучающимися проводится предварительная работа:

- чтение художественной литературы (нанайские сказки);

- знакомство с нанайскими играми;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- экскурсия в краеведческий музей, центральную библиотеку;

- изготовление куклы Акоан в национальном нанайском костюме.

II этап – Старт (эмоциональный отклик детей, проявление желания принять участие в коллективной игровой деятельности).

Детям предложено задание: составить кроссворд из загадок для учащихся младших классов с ключевым словом (НАНАЙЦЫ)

III этап – Подготовка (планирование этапов совместной деятельности самими детьми, выполнение тренировочных мероприятий: репетиции, работы в творческих мастерских и т.д). Ребята самостоятельно делятся на команды, придумывают название и девиз команды. Затем команды, при помощи ведущего, планируют маршрут игры.

IV этап – Пуск (яркий ритуал, запускающий событие)

Ведущий объявляет названия команд и старт игры.

V этап – Действие (непосредственная деятельность детей в рамках события)

Учащиеся проходят станции, в соответствии с маршрутным листом.

Маршрут игры:

1. Традиционные занятия.

Задание станции: для того, что бы стать хорошим охотником надо с детства воспитывать в себе смелость, ловкость, зоркость. Нанайские дети играли в различные игры, которые помогали воспитывать эти качества. Давайте сыграем в их народные игры.

2. Религиозные верования.

Задание станции: рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен шаман и назовите предметы, которые он использует.

3. Национальный костюм.

Задание станции: изготовить куклу Акоан в национальном нанайском костюме по шаблону.

4. Жили-были сказки.

Задание станции: назвать сказку по иллюстрации.

VI этап – Последействие (рефлексия)

Любое событие отличается от мероприятия наличием обязательной рефлексии, в нашем случае, ребята должны оценить событие с помощью всем известных жестов:


ПОНРАВИЛОСЬ! БЫЛО СКУЧНО. НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

VII этап – Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы каждой команды, ведущий подводит итоги игры и награждает победителей.

Евгений Личкин

С образовательными продуктами участников вы можете познакомиться по ссылке.

Первую и вторую части образовательного события тоже можно посмотреть на портале.

Случившееся образовательное событие вызвало бурное обсуждение и разные реакции – и я бы хотел искренне поблагодарить каждого, кто оставил свой комментарий к каждой статье, за то, что своими вопросами, предложениями, сомнениями, открытиями, инсайтами – вы смогли все вместе попытаться увидеть общее через частное, на примере одного конкретного образовательного события сформулировать принципы событийного подхода в образовании в целом, и его составляющие.

В ходе рефлексии мы попытаемся найти ответ на вопрос - чем же вообще является образовательное событие, и для чего оно необходимо?

Я приглашаю каждого к открытому обсуждению – поэтому, если после прочтения статьи у вас останутся вопросы, появятся дополнения, или вы захотите поделить своими впечатлениями или замечаниями – буду рад вашему комментарию!


Мир привычный, знакомый и прогнозируемый, становится VUCA-миром (акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность)). Для того, чтобы быть успешным в этом мире, уже мало обладать знаниями, мало уметь выполнять инструкции и работать в зоне устоявшегося комфорта. Важно быть гибким в поиске новых решений, анализировать возникающие вызовы системно, в динамике, быть субъектом собственных действий и контролировать собственную жизнь, уметь делать ответственный выбор.


К сожалению, основным форматом учебной деятельности остаётся нечто заранее продуманное, распределённое, и выдающееся в готовом виде. Так и в самом деле удобней – есть чёткий план, по которому не предполагается неожиданностей, вся деятельность заранее оговорена и по прямой линии стремится от заранее спланированных целей к заранее спланированным результатам. Такие навязанные цели освобождают детей от ответственности за их достижение.

Именно в этой точке и проходит водораздел между образовательным событием (это нечто значимое для ученика, его цели вызывают у него внутренний отклик, отсутствие лишней заорганизованности со стороны взрослых позволяют включаться в работу на равных, становясь равноправным организатором и творцом) и заорганизованным мероприятием (приходите вот сюда-то во столько-то, не шуметь, смотреть и слушать внимательно, делать нужно вот это и это – только когда вам скажут).

Образовательное событие — это пространство для самоизмерения, поиска идентичностей, самоопределения. Мера себя, координаты и параметры действия и мышления, собственные пределы и границы не явлены нам натурально, мы можем их испытывать и преодолевать, лишь взаимодействуя с другими.

Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности, формирования компетенции ответственного выбора, занятия субъектной позиции по отношению к себе, и своим образовательным результатам.


Давайте посмотрим, какие важные вещи находятся в основе любого образовательного события. Этот план отражает основные характеристики образовательного события, и при организации им можно пользоваться как чек-листом.

  1. Выход за рамки привычного уклада образовательной жизни – в классе, школе, сообществе (наличие ВЫЗОВА)

Средством выхода за рамки привычного является образовательный вызов. Это задача, которую невозможно решить, применив отдельные знания или умения, для её решения не существует инструкции или алгоритма. Образовательный вызов также обозначает в той или иной мере содержательный разрыв участника – то есть, разрыв между его актуальным состоянием, и тем, что необходимо для успешного решения вызова.

Обозначение и ликвидация этого разрыва также является частью деятельности внутри образовательного события.

  1. Наличие культурно-исторического прототипа как модели деятельности (экспедиция, метапредметная олимпиада, разработка урока)

Прототипом нашей деятельности была разработка предметных или метапредметных уроков в группах. Многие из участников сталкивались с этой формой, и логика его разворачивания была изначальна ясна (деление на группы-постановка задания-работа в группах-презентация работы-рефлексия).

  1. Добровольное участие и совместная деятельностная проба (возможность для участников разных позиций и ролей)

Участники образовательного события вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта, то есть, событие разворачивается как пространство, в котором я могу попробовать себя в разных позициях: участник, эксперт, фасилитатор, руководитель; а также, могу осуществлять разноуровневые пробы (безответственную – когда я пробую деятельность, и результат моей деятельности не имеет критического значения, и ответственную – когда моя деятельность становится определяющей всю работу). И, если говорить в целом, то образовательное событие – это место разворачивания интенсивных проб учащихся на пределе знаний и возможностей.

Совместное переживание происходящего создает возможность сопоставить различные позиции и точки зрения в ходе совместного обсуждения случившегося. Образовательное событие — это пространство для самоизмерения, поиска идентичностей, самоопределения.

  1. Возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов

Участники образовательного события вынуждены действовать в ситуации неопределенности (не до конца определены условия и задачи деятельности, возможны варианты развития ситуации и т.д.), что создает условия для субъектного поведения, а также для творческого поиска путей преодоления этой ситуации. Инициатива предполагает творчество, поэтому не предусмотренное стандартами событие всегда оригинально. Оно становится маркером перехода процесса на новую стадию, задающую рамки возможности.

  1. Рефлексия собственных дефицитов и приростов

Рефлексия приобретенного опыта, собственных дефицитов в знаниях и способах действий, определение дальнейших шагов образовательного движения. Организация новых проектов впоследствии.

Ситуация выбора способствует формированию ответственности за образовательный результат (проживание образовательного продукта, осмысление результата, рефлексия

  1. Образовательное событие становится катализатором новых событий

Как это ни странно, если мы имеем дело с ярким, значимым для участников событием – оно ещё не в полной мере является образовательным событием. Оно не завершается этапом рефлексии, а становится катализатором дальнейшей деятельности, например, организации новых проектов, или развитие дальнейшей деятельности по собственному замыслу.

Образовательное событие - это ситуация, которая переживается и осознается человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании, и оказывает влияние на его дальнейшую деятельность. Человек не просто обретает новые знания, наращивает компетентности, способности, собственную субъектность (список можно продолжить), а вынужден осознавать мотивы, траекторию и маршруты своего образовательного движения и менять их.

Для меня же главным результатом станет ваша заинтересованность и дальше пробовать свои силы в событийности, обсуждать эту тему, пробовать свои силы в реализации собственных проектов.

Читайте также: