В каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни кратко

Обновлено: 06.07.2024

На современной территории России основная масса старообрядцев размещается в европейской части. Традиционным местом распространения беспоповщины являлся европейский север. В настоящее время старообрядческое население Севера проживает рассеяно по территориям Архангельской, Пермской и др. областей. Общины сохранились так же в Брянской области. Значительным местом распространения в прошлом была Волга. В настоящее время старообрядчество встречается здесь повсеместно. Сравнительно крупные общины имеются в Нижегородской и Самарской областях.

Довольно много старообрядцев сохранилось на среднем и южном Урале, северной части Средней Азии и южной границе Сибири. Имеются поселения в горных районах северо-восточного Казахстана и Алтайского края, в Тыве и Забайкалье. В дальнейшем старообрядчество распространилось на территории современных Омской, Томской, Новосибирской областей и Красноярского края.

Красноярский край богат представителями этой культуры. Причем старообрядцы живут здесь как в условиях смешанного расселения, в ряде городов и поселков, так и в различной степени замкнутых поселениях, где доля старообрядцев может быть как доминирующей так и незначительной. Многие из таких поселений, обозначены на карте. Но о множестве мелких деревушек можно узнать только понаслышке. И если ранее староверы имели возможность, изолируясь от окружающего населения селиться компактными группами, то сегодня такие изолированные поселения представляют собой своеобразные старообрядческие островки, по насыщенности которыми север Красноярского края остается уникальным.

Поражение национал-социализма в глобальной войне общественных систем поставило лицом к лицу других непримиримых противников — коммунизм и демократию. Сторонники этих победивших в войне идей получили преобладание в новой политической элите восточноевропейских стран, но это обещало в будущем новый виток идеологического противоборства. Ситуация осложнялась также возросшим влиянием национальной идеи, существованием даже в демократическом и коммунистическом лагерях националистически ориентированных течений. Национальную окраску получили и возрожденная в эти годы идея аграризма, деятельность по-прежнему влиятельных и многочисленных крестьянских партий.

Преобразования периода народной демократии. Разнородность партийного спектра и высокий накал идеологической борьбы первоначально не привели к жесткой конфронтации политических сил, преобладавших в послевоенной Восточной Европе. Уже в последние месяцы войны в подавляющем большинстве восточноевропейских стран начинается процесс консолидации всех бывших оппозиционных партий и движений, образования широких многопартийных коалиций, получивших название национальных или отечественных фронтов. По мере освобождения их стран эти коалиции принимали всю полноту государственной власти. Так произошло в конце 1944 г. в Болгарии, Венгрии и Румынии, в 1945 г. — в Чехословакии и Польше. Исключение составили лишь страны Балтии, оставшиеся в составе СССР и подвергшиеся уже в годы войны полной советизации, и Югославия, где полное преобладание сохранил прокоммунистический Народно-освободительный фронт.

Арабские цифры возникли в Индии не позднее V века. Тогда же было открыто и формализовано понятие нуля (шунья), которое позволило перейти к позиционной записи чисел.

Арабские и индо-арабские цифры являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр, приспособленными к арабскому письму.

Сохранились трактат математика Ас-Сиджизи, датированный 969 годом, и копия трактата астронома Аль-Бируни, датированная 1082 годом, содержащие индийские цифры[2]. В современных арабских странах Азии, а также в Египте, Иране, Пакистане и Афганистане в основном используются цифры, мало отличающиеся от имеющихся в труде аль-Бируни. Арабы называют их "ар-кам хиндия - "индийские цифры". (Но европейцы их чаще называют индо-арабскими и персидскими, так как у народов современной Индии цифры эволюционировали и теперь сильно отличаются от средневековых индийских цифр.)

Однако в странах арабской Северной Африки и Испании, рано отделившихся от Аббасидского Халифата, эти цифры сильно эволюционировали. Фактически местными арабами в начале X века была создана новая система цифр - "губар". Их начертания продолжали изменяться, и в трактате западноафриканского математика Ибн аль-Банна аль-Марракуши (1256 — 1321) уже все цифры походили на нынешние европейские (хотя четвёрка и пятёрка были повёрнуты на 90 градусов)[2]. В современных арабских странах Африки (кроме Египта) используются те же цифры, что и в Европе. Арабы называют их "ар-камун арабия - "арабские цифры".

Арабские цифры стали известны европейцам в X веке.

Вигиланский кодекс содержит первое упоминание и изображение арабских цифр (кроме нуля) в Западной Европе. Они появились через мавров в Испании около 900 года.

После отвоевания Испании контакты европейцев с арабами ослабли. В трудах французских математиков арабские цифры приняли причудливые формы, а в-основном европейцы по-прежнему использовали римские цифры. Итальянский математик Фибоначчи, изучавший в 1192-1200 годах математику в Алжире и других арабских странах, снова привлёк внимание европейцев к арабским числам. В эпоху Возрождения возрос интерес к арабской науке, итальянские математики привозили в Европу арабские рукописи. Ко времени распространения книгопечатания в западноевропейской науке укоренилось западно-арабское начертание цифр.

Настоящих русских за границей не так уж и мало — по разным оценкам, от 25 до 30 млн человек, а русская диаспора считается одной из крупнейших в мире. Что заставило людей сняться с насиженных мест и уехать в неизвестность, как их приняла новая родина и многим ли удалось сохранить русский язык?


БОЛИВИЯ

Кто живет
Старообрядцы, сохраняющие свою веру со времен реформ патриарха Никона 1650–1660-х годов.







Мужчины бородаты и осанисты, в обязательных косоворотках, женщины носят сарафаны и убирают косы под платок. В джунглях Южной Америки староверы ведут простую сельскую жизнь: выращивают пшеницу, бобы, кукурузу, разводят амазонскую рыбу паку в искусственных прудах.
Им удается избегать смешанных браков, подыскивая пару в семьях единомышленников, в том числе в других странах и даже на других континентах (не без помощи интернета).










КАНАДА

Кто живет
Духоборы (духоборцы) — адепты христианской секты, появившейся в России в XVIII веке. Духоборы отвергают церковь, иконы, кресты и выступают за официальное равенство людей.




Одним из островков России в Канаде стал город Гранд-Форкс, где много надписей на русском языке, работает музей духоборов и рестораны с русской едой.




Прибыли они сюда в конце XIX — начале XX века, спасаясь от преследований царского режима. Духоборов в России ссылали и притесняли за отказ от военной службы, неуважительное отношение к церкви.




Первым поселенцам на новой земле пришлось нелегко. Канадские власти пытались отучить их жить в общинах и склонить к труду в одиночку — фермерству. Под прессингом законов эмигрантам пришлось уехать из Саскачевана и купить земли в Британской Колумбии, где они смогли наконец жить сообща, как привыкли в России. Свои новые владения площадью 10,9 млн м² они назвали символично: Долина Утешение.




Сейчас в Канаде проживает 30 000 потомков духоборов, 5000 из них хранят веру своих предков, многие все еще говорят на русском языке.
Сегодня духоборов трудно выделить из толпы — они ассимилировались с канадцами, но поддерживают связь друг с другом благодаря интернету и сообществам.




Кто живет
В США проживает более 3 млн русских, более 700 000 считают русский язык родным. Многочисленная русскоязычная диаспора есть в Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Хьюстоне, Нью-Йорке. Однако существует несколько мест, которые можно назвать островками России в США, например, поселок Владимирово в штате Иллинойс. Здесь живут потомки бывших военнопленных времен Второй мировой войны.




Поселение Владимирово было создано по инициативе прихода РПЦ и православных беженцев, которые по большей части были бывшими военнопленными. Освободившись из лагерей Германии после Второй мировой войны, люди не хотели возвращаться в СССР — они ехали в США за свободой, в том числе свободой вероисповедания. Большая часть потока беженцев поселилась в крупных городах, таких как Чикаго. Но некоторые, боясь потерять свою культуру и язык, хотели жить обособленно.




В 1961 года во Владимирове местная епархия открыла детский лагерь для православных русских эмигрантов, и вскоре это место стало обрастать домами поселенцев.




Владимирово состоит из улиц Чайковского, Пушкина, Игоря Сикорского. Здесь есть церковь, кладбище, работает детский лагерь.




Сегодня кроме русских там живут и поляки, и украинцы, и белорусы, и американцы. Стоимость участка в русском поселении составляет $12 000.




АЛЯСКА

Кто живет
Потомки русских покорителей Аляски.
Самое русское поселение на Аляске — Нинильчик на берегу залива Кука. Оно было основано работниками Российско-американской компании в 1847 году.




Когда в 1867 году Аляска перешла во владение США, часть жителей вернулась в Россию, а часть осталась в Америке, русские поселенцы построили православную церковь и школу и длительное время существовали в полной изоляции, так как в залив Кука не заходили корабли.




В 1917 году русская школа закрылась. Власти США делали все, чтобы население Аляски забыло родную речь. В отношении коренных народов проводилась политика ассимиляции, детей наказывали за использование родного языка в школах: заставляли мыть язык с мылом. Тем не менее, самые пожилые люди Нинильчика хоть и утратили кириллицу, еще не забыли русский окончательно.










КИТАЙ

Кто живет
Потомки белогвардейцев, староверов и православных священников, казаков, зажиточных крестьян, боявшихся раскулачивания.
Пик русской эмиграции в Китай пришелся на начало XX века, когда в китайском Харбине селились бежавшие от советской власти. Сейчас здесь живут те, кто приехал на заработки или на учебу.




Самый русский город в Китае — Харбин. Его основали русские строители железной дороги в Китай — в 1898 году как одну из станций Трансманчжурской магистрали. После вторжения японской армии и создания Китайской Народной Республики многим пришлось уехать. Но в старых районах города до сих пор преобладает типично сибирская архитектура, город все еще хранит русский дух и пополняется новой волной эмигрантов. Работают православные храмы, русские школы, центральный парк носит имя Сталина. Под Харбином есть Русская деревня, которая служит иллюстрацией быта первых поселенцев — железнодорожников.




Еще одна русская деревня, но на сей раз обитаемая, находится на границе с Россией: это волость Шивэй на реке Аргунь. Около половины населения (более 2000 человек) — этнические русские: это одна из официально признанных малых народностей Китая. Они сохраняют традиционную культуру и уклад своих русских предков, однако по внешности больше похожи на китайцев: в основном это потомки смешанных браков китайцев с забайкальцами.




Русские семьи в Шивэе исповедуют православие, строят деревянные избы и мазанки, исполняют русские песни и танцы. Многие из них, особенно люди в возрасте, еще не забыли родной язык, хотя китайские власти пытались его искоренить в 1960-е годы, в период охлаждения отношений с СССР.




С недавних пор в поселке при поддержке властей стал развиваться этнографический туризм. Около сотни русских китайских семей заняты в сфере гостеприимства: они знакомят приезжих с обычаями, нравами и фольклором российской деревни. С 2008 года в Шивэе работает русский этнографический музей.

Несколько лет назад весь Интернет потешался над характеристикой русских как одной из национальностей Китая, опубликованной из какого-то официального китайского источника. На самом деле, русские – действительно одна из официально признанных коренных национальностей Китая. И это не единственный и не самый экзотический уголок мира, где живут русские.

Русские старожилы в Китае

Что после гражданской войны в Китай эмигрировало немало русских белогвардейцев и казаков с семьями (по некоторым данным – больше миллиона человек), это факт общеизвестный. Но когда китайские государственные учреждения говорят о русских как коренной национальности Китая, то они имеют в виду совсем не иммигрантов ХХ века и их потомков (их, впрочем, осталось совсем чуть-чуть), а русских, осевших в Китае значительно раньше – в XVII-XVIII вв. Это преимущественно потомки старообрядцев, бежавших в Забайкалье от преследований царских властей. Сейчас они компактно проживают в районе города Аргунь-Юци автономного района Внутренняя Монголия. Здесь в 1994 году была создана Русская национальная волость Шивей (по-китайски) или Эньхе (по-монгольски). Русское население волости составляет около 2 тысяч человек. Все они – потомки смешанных браков с китайцами. Давно они не отличаются от китайцев не только внешним видом. В быту русские Китая пользуются китайским языком. Что же осталось у них русского? Прежде всего – православная вера. Во время работы ещё в императорском Китае русских духовных миссий китайские русские вернулись в православие. Сейчас в Русской волости действует православный храм, регулярно проводятся церковные праздники. Сохранились русская традиционная одежда, какие-то песни, бытовые особенности. Они тщательно оберегаются китайскими властями, использующими экзотику такой этнической общины как приманку для туристов. По природе Эньхе-Русская волость – уголок таёжной Сибири. Потомки русских, переселившихся в Китай ещё до начала прошлого века, рассеянно живут и в других регионах Китая. Их общая численность оценивается примерно в 15 тысяч.

Староверы в Боливии

Другая крупная община русских старообрядцев обосновалась в Боливии. Первые русские поселения появились там ещё в 80-е гг. XIX века. В дальнейшем туда, привлекаемые наличием единоверцев и удалённостью от очагов цивилизации, стекались старообрядцы, первоначально переселявшиеся в другие страны Южной Америки – Бразилию, Аргентину, Уругвай. Много переместилось туда старообрядцев из Китая в 50-60-е гг. прошлого века, после прихода там к власти маоистов. Окончательное формирование русской общины в Боливии относится к 1970-м годам. Сейчас в Боливии, в восточных департаментах, в глухой сельве и саванне, проживает до 2 тысяч староверов. Некоторая их часть несколько лет назад подалась на историческую родину, купившись на обещания по программе возвращения российских соотечественников. С другой стороны, социалистическое правительство президента Эво Моралеса предприняло раскулачивание фермеров-старообрядцев. Несмотря на все эти атаки современного мира, потомки русских в Боливии сохраняют наследие допетровской культуры.

Молокане в Мексике

После прихода советской власти большинство старообрядцев решили вернуться на родину, но некоторые всё же остались. К ним присоединились другие староверы, бежавшие из коммунистического Китая .

Сейчас часть из них по прежнему сохранила все первоначальные устои и живёт замкнутой коммуной, а часть превратилась в атеистов и католиков.

Русские староверы в Уругвае

Староверы в Уругвае

Переехали старообрядцы в эту страну из Боливии в 90-х годах . Сейчас осталась всего одна семья — Ивановы . Занимаются они разведением овец, крупнорогатого скота и кур. Живут очень бедно даже по местным меркам. Продают сыр, молоко и мясо, этого едва хватает на жизнь.

Чилийские дети староверов в школу не ходят по причине непринятия староверами современных документов. Но, тем не менее, чилийский власти весомо помогают староверам — дают пособия и бесплатные госгарантии. Также чилийская семья староверов балует себя по праздникам спиртными напитком — брагой.

Боливия

В Боливии живут переехавшие из Бразилии староверы. Сейчас их численность около 2 тысяч человек . Достаточно много по сравнению с другими странами. Занимаются разведением скота, выращиванием зерновых культур, сои, подсолнухов и фруктов. Они хорошо знают русский язык, а их быт и вера осталась неизменной, как и несколько сотен лет назад.

В отличие от Чилийских староверов, Боливийские носят старообрядческую одежду , запрещают своим детям смотреть телевизионные передачи и читать современную литературу, не курят и не пьют. Но дети ходят в Боливийскую школу и неплохо говорят на испанском .

Семья Русских староверов в Боливии

Русские Староверы в Боливии

Аргентина

Переселились преимущественно из Китая по поручительству Русских помощников из Толстовского фонда . Изначально было около 65 семей . Впоследствии многие уехали, и осталось всего 200 человек . Занимаются разведением скота и выращиванием овощей. Пользуются техникой: тракторами, грузовиками. Но радио, телевизоры, телефоны и светская литература под запретом. Дети учатся как дома, так и в аргентинской школе и говорят на испанском, а читают на церковнославянском языке.

Община старообредцев в южной Америке

Община в южной Америке

Главная их цель — сохранить веру, устои, обычаи и традиции своих предков.
Австралия. Живут русские староверы в г. Сиднее. Но они сильно отличаются от всех остальных старообрядцев, живущих за границей.

Австралийские староверы живут по нашим меркам довольно богато и сытно. И, в отличие от других, работают госслужащими и в сфере бизнеса. Но веру, традиции и обычаи они не забывают: носят бороду и традиционную одежду, посещают старообрядческий приход и поддерживают связь с русскими старообрядцами.

К слову, благодаря австралийским староверам, русские старообрядцы смогли построить несколько приходов на территории России.

Что едят старообрядцы за границей?

  • Ржаной и пшеничный хлеб на закваске. Рожь растет только в восточной Европе, там староверы могут себе позволить ржаной хлеб. А вот старообрядцы Южной Америки употребляют пшеничный хлеб на закваске
  • Готовят гороховые, фасолевые, чечевичные котлеты
  • Заваривают травы и пьют квас
  • Блюда из кукурузы и сои употребляют староверы Латинской Америки, так как кроме зерна, выращивают преимущественно эти продукты.
  • Готовят говядину, баранину, мясо птицы и рыбу с чешуёй.
  • Картофель старообрядцы не едят, его заменяют репой. Только совсем недавно некоторые общины за границей, в силу влияния окружения, стали готовить блюда из картофеля .

Под запретом:

Во сколько лет выходят замуж и женятся?

Староверы за границей, так же, как и их предки много лет назад, выходят замуж и женятся рано. Считается, что в 13 лет девушку уже можно выдавать замуж. Так происходит у староверов, живущих в Молдавии и Южной Америке .

Объясняется это тем, что девушка таким образом сохранит свою невинность до замужества и у неё не будет соблазна влюбиться до замужества.

Юноши женятся чуть позже — в 15-19 лет . Староверы взрослеют раньше обычного современного человека, более самостоятельны и способны сами себя прокормить выращиванием культур и разведением скота.

Читайте также: