План урока по фгос обществознание 9 класс образец

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

  • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
  • развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
  • воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с правовым государством, его характерными признаками. Давайте вспомним, какое государство мы называем правовым?

Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?

Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. Эта тема рассчитана на два часа. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.

II. Актуализация опорных знаний.

А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2, приложение)

  1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?
  2. Каково государственное устройство нашей страны?
  3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?
  4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?

Принимаются любые ответы детей.

На некоторые вопросы вы не смогли ответить. Для этого надо познакомиться с текстом Конституции. Вот сегодня мы этим и займемся.

III. Изучение новой темы .(слайд 3, приложение)

  1. Исторический путь России к демократической Конституции.
  2. Общая характеристика Основного закона страны.

1. Рассказ учителя.

Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.

В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. (слайд 5, приложение)

Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.

Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.

Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.

Потом были четыре советские Конституции (слайд 6, приложение):

Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.

Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)

Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.

2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.

У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.

Задание для 1 группы:

Задание для 2 группы.

  1. Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
  2. Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
  3. Как государство гарантирует равенство прав и свобод?

Задание для 3 группы:

  1. Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
  2. Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
  3. С какого возраста мы приобретаем свои права?
  4. В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?

IV. Закрепление изученного на уроке.

Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?

При наличии времени можно провести тестирование.(слайды 13-18, приложение)

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

1. Что такое личность.

2. Индивидуальность – плохо или хорошо?

3. Сильная личность – какая она?

Личностно значимая проблема

Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Личность, человек, качества личности, воля

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес
к новому учебному материалу; выражают положительное отношение
к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

1. Знакомит учащихся учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью, с основными темами и задачами предмета.

2. Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Чем обладает еще человек, кроме инстинктов? Почему древние люди не могли жить по одиночке, а объединялись в племена и роды? Прочитайте текст. Выскажите свое мнение, почему так произошло.

– Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался, как человек?

– Сверьте свои высказывания с текстом

1. Рассматривают учебник, знакомятся с его структурой, читают вступительную статью.

2. Отвечают
на вопросы, находят в тексте подтверждения своим выводам

1. Индивиду-альная
и фронтальная работа.

2. Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Уст-
ные ответы.

2. Уст-
ные ответы

III. Изучение нового материала

2. Работа
со схемой

4. Задания
в рабочей тетради, № 2, 3,
с. 4.

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Делит учащихся на группы, объясняет принцип работы с карточками и схемой:

1) соотнести термин и его определение;

2) прокомментировать свой выбор.

3. Организует работу по материалам рубрики:

– составьте словесный портрет девушек; попытайтесь представить черты их характера по их внешнему виду, особенности их поведения.

4. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу по выполнению заданий в рабочей тетради, проводит выборочный контроль.

– Рассмотрите картину В. А. Серова. Как вы думаете, удалось художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявляется? Прочитайте текст о Л.-В. Бетховене. В чем проявлялась сила его личности? Знакомы ли вам его произведения? Есть ли среди них любимое?

1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают сложные вопросы.

2. Работают
в группах, используя карточки, сопоставляют понятия
с термином
на схеме, объясняют свой выбор, приводят примеры.

3. Рассматривают картину, отвечают на поставленные вопросы, выражают собственное мнение.

4. Выполняют задания в рабочей тетради.

5. Знакомятся с материалами рубрик учебника, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения, делают выводы

1. Индивидуальная работа.

2. Работа в группах.

3. Фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа.

5. Фронтальная работа

Личностные: выражают осо-знанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

2. Устные ответы.

3. Устные ответы.

4. Письменные задания.

5. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Организует работу с учащимися по разгадыванию кроссворда и определению слов, характеризующих личность

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

V. Итоги урока.

Обобщение полученных
на уроке

Проводит беседу по вопросам:

– Какие качества характеризуют личность?

– Что мы относим к биологическим качест-

вам, а что к социальным?

– Какие качества личности человека мы относим к положительным, а какие к отрицательным?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Приложение 1


Каждая группа получает набор карточек с определением терминов:

1) отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями;

3) это то, что отличает человека от животного и социального мира, совокупность характерных особенностей и свойств;

4) сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным;

5) человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми;

6) самоопределение самого себя.

Приложение 2


1. Ум легкомыслен и упорен.

В сужденьях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и опять, не так-то черен… (Смелость.)

3. Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех… (Творчество.)

2. Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал… (авторитет).

4. Владеет тот собой среди толпы смятенной,

Ответственность несёт всегда за тех,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

В себя и в свой в делах успех… (Ответственность.)

5. Сравнима любовь твоя

С чем в настоящем?

Сравнима с огнём она,

Вечно горящим… (Любовь.)

7. Оттенков множество для глаз:

Нет в людях краски безусловной,

Добра не чужд иной виновный,

И праведник грешит сто раз… (Доброта.)

6. Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Всё нежданно поставит ребром. (Совесть.)

8. Всегда бывает счастлив тот человек,

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живёт для людей свой недолгий век,

Тот след глубокий на земле оставит… (Цель.)

Уроки 3–4

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

Способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и потребностей; раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности

Образовательные
ресурсы

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самосознание.

3. На что ты способен

Личностно значимая проблема

Важный спутник таланта – труд. Талант – это не более чем возможность осуществления творческих успехов, но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, – это всегда, без исключения, титаны труда

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Знания, познания, возможности, самосознание, самопознание, способности

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

закрепить знания по основам конституционного строя РФ и формировать навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в схемы.

Урок создан в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint 2010.

Урок рекомендуется использовать на уроках 9 класса для организации групповой, парной работы.

Дата проведения:16.01.2017 г.

Учитель: Эйхе А.В.

Тема: Конституция Российской Федерации.

Цель: закрепить знания по основам конституционного строя РФ и формировать навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в схемы.

  • Дать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя России;
  • Выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
  • Изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
  • Формирование представления о важности соблюдения законов государства;
  • Развитие гражданско – правового образования учащихся;
  • Продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
  • Уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
  • Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
  • Развитие умения работать в группах, выслушивать мнения других и излагать свои мысли;
  • Привитие интереса к предмету;
  • Формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся;
  • Толерантность и уважение к Основному закону страны.

- Тип урока – урок приобретения новых знаний.

  • Развития мотивов учебной деятельности и понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • Осознавать себя гражданином России, объяснять, что связывает тебяс твоим народом, с историей, культурой.
  • Самостоятельно формулируют цели деятельности на уроке;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формулировать учебные задачи;
  • Умение работать по предложенному учителем плану;
  • Высказывать свое предложение на основе учебного материала;
  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, источники);
  • Проводить анализ учебного материала, на основе обобщения знаний делать выводы;
  • Относить объекты к известным понятиям;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений;
  • Точно и полно выражать свои мысли;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • Организовывать учебное взаимодействия в группе;
  • Выполнять различные роли в группе.

(Конституция, преамбула, конституционный строй).

(история, основы правовой культуры).

ЭОР (текст Конституции РФ), электронное приложение к учебнику

толковый словарь, мультимедийный проектор.

Технология проведения урока: проблемно – диалогическая.

Методы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, словесная, наглядная, поисковая деятельность.











Конституция РФ.

Работая с главой 1 Конституции РФ ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3; заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: