Чем отличается родная литература от литературы в школе

Обновлено: 02.07.2024

Школьные программы в России утверждены почти на двух десятках национальных языков. И хотя значительная часть уроков проходит на русском языке, в этом учебном году появились два новых предмета.

Речь идет о русском родном языке и русской родной литературе. Многие родители, впрочем, как и их дети, так и не поняли, что это за предметы и зачем они нужны.

По словам председателя Ассоциации учителей русского языка и литературы, кандидата педагогических наук Романа Дощинского, программа русского родного языка принципиально отличается от традиционного урока, к которому все давно привыкли.

Проще говоря, на русском родном языке школьники погрузятся в основы речи. Ребята смогут соотнести русскую культуру, традиции и язык, на котором говорят. На курсе риторики ребята будут учиться говорить правильно, ведь на традиционных уроках обычно проверяют только умение грамотно писать и излагать свои мысли.

Примерно так же дела обстоят и с русской родной литературой. При этом школьники национальных республик страны изучают не русский родной язык и литературу, а язык и литературу республики. Например, в Бурятии дети будут учить бурятский, в Чувашии — чувашский и т.д.

При переходе ребенка в другую школу, где нет национального языка, ребенок все равно должен будет изучать и родной язык и родную литературу.

Стоит отметить, что от этих предметов отказаться нельзя. Оценки и за родной язык, и родную литературу должны стоять в аттестате.

Зачем школьникам родная литература и родной русский язык

Не так страшен чёрт

Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.


— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка, — считает учитель 2-го класса средней школы № 5 Татьяна УМНОВА. Её второклассники недавно начали изучать новый предмет. — На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.

Пушкин нам родной или не очень?

Если с родным языком картина более-менее ясная, то с родной литературой всё сложнее. Пока учителя не знают, что именно будет изучаться в рамках этого предмета.

— Родная литература появится в расписании с нового полугодия, — рассказала нам Ирина Ковалёва. — К сожалению, нас ещё не ознакомили с её содержанием. Мы находимся в ожидании и пока не очень понимаем, что должны дать детям в рамках этого предмета.

Хотели, как лучше

Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.

Алсу ГАЛЕЕВА живёт в Нижнем Новгороде, где рядом с русскими соседствуют мордва, башкиры и чуваши. У Алсу и её мужа татарские корни. Дома они часто говорят с детьми на татарском. Однако в школе их дочь-второклассница изучает в качестве родного языка русский, хотя родители обеими руками за то, чтобы девочка учила именно татарский.

— Кроме дочери, в классе учится только одна девочка-татарка, — говорит Алсу. — И я прекрасно понимаю, что ради наших двоих детей никто не станет искать преподавателя татарского языка. Занимать же принципиальную позицию: обеспечьте моего ребёнка условиями для изучения именно татарского языка и портить отношения со школой я не хочу. Я прекрасно понимаю учителей и условия, в которые они поставлены. В общем, идея сама по себе хорошая: дать возможность детям разных национальностей изучать свой язык и свою культуру, но условий для её реализации не создано никаких. Получилось криво и непонятно.

В поисках компромисса

Калужские учителя согласны, что к изучению национальных языков российские школы не готовы.

— Понятно, что преподавать какой-то ещё язык, кроме русского, мы не сможем, — говорит Ирина Ковалёва. — Но такая заявка от родителей принимается, и этот вопрос будет решаться не на уровне школы, а на уровне города. Может быть, если появится большая группа детей из разных школ, которые хотят изу­чать, допустим, татарский язык, Управление образования каким-то образом предоставит им такую возможность. Например, в рамках внеурочной деятельности.

В любом случае, если есть желание изучать свой национальный язык, в позу становиться не надо — надо искать компромисс. У нас ещё нет опыта в решении подобных вопросов. Мы не можем сказать, что в таком случае нужно сделать вот так или так. Но мы обязательно будем помогать. Родителей и детей в этой ситуа­ции мы не бросим.

И ещё мы говорим всем родителям: даже если русский язык не ваш родной, вы находитесь в Центральной России, где язык общения — русский. Поэтому для вашего ребёнка будет интересным и полезным изучить его.

Родная литература основана на традициях нации,
народа, его менталитета, природы.

Она ближе всего душе человека, в какой бы стороне
он ни родился.

Добрый чувак Искусственный Интеллект (112995) ну родная наверное изучает отечественных писателей. а просто литература - всех

знания о системе родного языка и его уровнях, о родственных связях родного языка и его типологических соотношениях с другими языками, о его истории, современном состоянии и тенденциях развития, о родной литературе и фольклоре, родной детской литературе, истории культуры родного народа, литературе родственных народов
есть зарубежная литература - всё очевидно

Родная литература - подмножество просто литературы. Авторы родной литературы - твои соплеменники. Значит, в каждой стране родная литература своя.

Давно хотела написать о новых предметах в школе у сына, но всё откладывала. Знаю, что не во всех школах они появились и ведутся по программе.

Новые предметы - родной язык и родная литература

Ничего подобного раньше не слышала и не преподавала эти предметы своим ученикам. Могу только рассказать, как они проходят у моего сына-третьеклассника.

Насколько я знаю, ввели их в программу в 2019 году. Встретили это неоднозначно: кто-то из родителей называл новые предметы бредом, а учителя были не рады новой нагрузке и отсутствию учебников.

Зачем их ввели

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе , и родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.

В регионах русскоговорящие дети изучали национальный язык, предусмотренный школой и конкретной республикой, что создавало трудности и разного рода напряженности.

Теперь же ученики имеют право получать образование на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и имеют право на изучение родного языка и родной литературы.

Для регионов, может быть, - это отличное нововведение.

У нас же есть предмет русский язык и родной язык - тоже русский.

Что вообще проходят по этим предметам? По родному языку историзмы, культуру речи, ударения, риторику, национальную специфику языка. Это лишь часть тем и разделов.

По родной литературе, насколько я поняла, каждая школа устанавливает темы и перечень произведений самостоятельно.

Как они проходят у нас

Появились во втором классе. Учитель сказала, что никаких программ и учебников нет (на тот момент). Поэтому один урок в неделю будет просто дополнительный русский язык. Я его в дневник ребенку так и писала, как русский язык, без отметки "родной". Что такое "родная литература", никто не вспоминал год назад, и никто её не вёл.

Честно, было очень удобно и хорошо, когда появился дополнительный урок русского языка. Дети многое успевали, больше учились писать письменных работ, делали больше упражнений, больше по времени закрепляли темы. У сына были отличные отметки. Учитель сама была рада этому, подтянула класс.

С этого года (с третьего класса) у нас начались полноценные уроки родного языка и родной литературы. Появился учебник по русскому. Правда, на дом его так и не дали, пользуемся только в классе. А по родной литературе учитель задаёт прочитать разные русские народные сказки. На уроках их пересказывают и рисуют иллюстрации.

Вот страницы учебника по родному языку для ознакомления. Учитель скидывала в чат родителям.

Какой бред… Сверху дали отмашку, снизу побежали брать под козырек. У нас есть хоть один министр с подходящим профильным образованием?

В русских школах изучать русский язык как родной? Абсурд. А до этого мы его изучали как иностранный? Учителям очередная бумажная головная боль по разработке программ.

чем отличается русский язык от родного русского языка?

Изучение русского языка как родного и литературы на родном(русском) языке в Ленинградской области — это бред. В нашей школе для всех детей русский язык родной. Зачем нас заставляют, именно заставляют, расчленять программы по языку и литературе на 2 предмета? У меня 3 класса. Я должна делать на 6 рабочих программ больше и при этом ломать голову, какие темы изучать в русском языке, а какие — в родном русском.

Школа (в лице государства) не обеспечивает детей учебными пособиями.Для ученика 4-го кл.на р.тетради,тесты,кимы,ВПРы,проверочные,контрольные,на новый уч. год я уже сдала в школу более 2000р.(при БЕСПЛАТНОМ общем образовании гарантированным конституцией).Теперь на нашем кармане решили заработать еще…

Дети перегружены в начальной школе( в 1 классе 6,7 часов) в конце дня они уже совсем не могут работать на занятиях,а вы ещё Родной русский язык в 1 классе.А какой же ещё они учат?

В Москве в школах нет таких предметов, как родной язык и родная литература.

Работаю учителем физкультуры. Забрали третий час физкультуры в пользу родного языка.

Как изучать РОДНОЙ РУССКИЙ, если обучение ведется на русском языке, и он изучается на нормальном уровне? В министерстве больше нечем заняться? Я понимаю, когда татарский изучается в Саратовской области, или украинский как родной. Но РУССКИЙ!? Что же мы за люди такие? Нам жить что ли так легко, что мы на ровном месте выдумываем себе проблемы?

Когда же это кончится?! Министерство издевается над нашим образованием. Сама идея абсурдная для Центральной России. Изучение родного русского языка обязательное, но по заявлению родителей. Родители смотрят на учителей как на умалишенных. Из-за этого бреда мы в школах должны будем убрать нужные предметы. Учебников нет. Методичек нет…. К чему идем.

Считаю надуманным это изобретение! Подозреваю, что автор в школе не работал! Назовите , кстати, автора! Глупость полнейшая! Почему хотя бы на кроликах не опробовали? Где это новшество дало положительные результаты?

Согласна с коллегами, издевательство над школой,над детьми и учителями. Такие эксперименты приводят только к отрицательным результатам.Учить некогда, только и занимаешься бумаготворчеством.

Ну и озаботили… Лишние бумажки писать. А когда детей учить? У меня в классе все русские. Для всей он РОДНОЙ! К тому же неясность: где брать часы? У нас пятидневка! А если час добавим, то ШЕСТИДНЕВКА! Бред…

заставляют забрать из рабочей программы часы на вводимый курс

Эти изменения не должны были коснуться нашего, Центрального, региона. Может, они имели бы результативность в школах, где русский язык — государственный и есть еще родной, например, башкирский или чеченский. Но увы, бездумно загребли одной гребенкой.

маразм крепчал… А вчем разница родного русского языка и обычного русского языка? Родной это что старославянский?

Прочитал комментарии. Как раз моразм они, а не закон. В ленинградской области проблемы нет. А в нац.регионах она есть. Большинство населения русское, а учить заставляют то, что никогда не будет применено и в ущерб русскому родному языку. А насчет перегрузки учителей — полная чушь. Качество обучения стало нулевым. Ничего кроме поборов, а за качество не отвечаем. Не отвечают и за здоровье учеников. Вообще ни за чего не отвечают.

Можно понять, когда родной язык вводят, например, в Татарстане, Чечне и др. регионах. Действительно, ни язык, ни литература, ни культура этих народов абсолютна никак не освещена в учебниках. Но зачем нашему, центральному, региону дополнительный русский и литература?? В нашей школе ввели два дополнительных часа в пятом классе: родной русский и родная русская литература. По этим предметам не будет учебников. Мне очень интересно, какие такие сакральные знания знает учитель и которые не смогли раскопать ученые, научные сотрудники, разработчики многочисленных учебников по русскому и литературе?! И которыми, как я полагаю, владеет учитель, который будет вести эти предметы! Это просто маразм какой-то!

При такой загруженности детей, ввели непонятно что,исключили уроки информатики в 3 классе. Учебных пособий нет,опять в министерстве лоббируют интересы бизнесменов-издателей,видимо и свой карман не забывают.Надо было привлечь писателей,историков и др. компетентных специалистов,а не заниматься отсебятиной.

Что-то мне подсказывает, что не увенчается успехом этот проект , думаю учителя русского тоже без восторга приняли это нововведение ..

Да,для меня это просто ,,страшно. что в нашем Мин.образовании принимают такие решения, прежде чем предложить, надо было продумать все, а что это за предмет ,,Родной язык,, в России, где в основном русскоязычное население, составить программы, издать учебники- и только потом( сомневаюсь, что все это было бы) предложить образовательным учреждениям.И еще, а в составлении этого проекта принимали ли участие учителя школ,знатоки языка и литературы…не думаю, что да

Посмотрите цены на учебники…

Читайте также: