В чем заключаются трудности эмпирической интерпретации понятий и утверждений теории кратко

Обновлено: 05.07.2024

При планировании и реализации различных психологических исследований возникает большое количество методологических проблем и трудностей, которые обусловлены специфическими особенностями предмета психологии.

Поставим только некоторые из таких проблем, которые активно обсуждаются в психологической литературе.

Проблемы выделения и определения предмета психологического исследования. В настоящее время в психологии существует многообразие научных и ненаучных подходов к определению психических явлений. Существует также и многообразие объяснений одних и тех же психических явлений и психологических фактов с различных теоретических позиций.

В психологии, пожалуй, как ни в одной другой системе научных знаний, существуют постоянные затруднения при разведении объясняемого и объяснений друг от друга. Это во многом связано с тем, что психологу приходится постоянно учитывать феноменологические данные, которые не всегда удается эмпирически верифицировать (см. выше).

Дополнительные трудности привносит и нечеткость терминологии, которая часто ведет к смешению научно-психологических терминов и обыденных понятий.

Проблемы субъективности: а) методов психологического исследования; б) результатов получаемых в психологических

исследованиях; в) интерпретации результатов исследования (Дружинин, 1997; Миллер, 2002).

Исследователь сталкивается с объективной ненаблюдаемостью развитых форм психических процессов и явлений, а также с их непосредственно-субъективным характером (в классическом их понимании).

С начала XX в. (см. бихевиоризм) в психологии активно ведется поиск объективных методов исследования и регистрации психических явлений. Благодаря теоретическим исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина в отечественной психологии принимаются два важнейших положения. 1.

Психика формируется и развивается во внешних функци ональных связях организма с предметным миром по мере активного осуществления различных ориентировоч но-исследовательских и исполнительных операций и дей ствий. При этом исходно психика имеет форму объек тивно регистрируемых развернутых ориентировочно-ис следовательских операций и действий, реализуемых по средством органов чувств. 2.

Человеческие психические функции формируются на основе овладения ребенком различными видами челове ческих действий и деятельностей путем включения во взаимодействия с другими людьми, опосредствованные использованием языковых и орудийных средств.

Проблемы, связанные с отсутствием линейного детерминизма при установлении психологических закономерностей, —

постоянное изменение соотношений причин, факторов и условий, определяющих протекание психических функций (Ломов, 1984).

• Сходные психологические факты и феномены могут определяться разными психологическими закономерностями. Вместе с тем различные психологические факты и феномены могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью.

В качестве причин действий или поступков человека выступают, как правило, не отдельные события, а система событий и ситуаций. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения и действий субъекта. Человека характеризует самодетерминация поведения в формах активного целеполагания, спонтанности в поведении, надситуативной активности (Петровский, 1992). При исследовании поведения человека причины и следствия могут быть весьма сильно разведены во времени: часто ошибочно за причину поведения принимается то, что произошло непосредственно перед наблюдаемыми формами поведения субъекта. Поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).

Детерминанты развития психики человека изменяются по мере его индивидуального развития.

Интерпретация — это логический анализ ключевых понятий исследования.

Данный анализ предполагает точное разъяснение сути понятия, терминологического аппарата и структуры этого понятия.

Цель интерпретации заключается в разделении понятий на различные переменные и индикаторы. К тому же, интерпретация направлена на нахождение количественных способов отражения свойств тех объектов, которые исследуются. Вообще, интерпретация зависит от уровня абстракции того или иного понятия. Стоит заметить, что, чем более абстрактно само понятие, тем важнее и намного сложнее интерпретировать его.

  • теоретическая;
  • эмпирическая;
  • операциональная.

Теоретическая интерпретация связана с выделением главных понятий проводимого исследования. Важно, что понятие интерпретируется с помощью изучения определенной литературы. В процессе теоретической интерпретации происходит раскрытие объема и смысла главных понятий, которые напрямую зависят от выбранной теории.

Эмпирическая интерпретация связана с сопоставлением главных понятий исследования с какими-то определенными фактами реальной действительности. Иначе говоря, происходит разделение главного понятия на различные характеристики изучаемого предмета исследования.

Операциональная интерпретация связана с разделением понятий на индикаторы. Индикаторы — это доступные характеристики того или иного объекта. Именно индикаторы дают возможность адекватно и правильно выстроить инструментарий данного исследования. Индикаторы могут отражаться в виде шкалы измерения.

Индикатор — это показатель, который отражает степень проявления какого-то признака объекта.

Виды операциональной интерпретации во многом зависят от целей исследования. В том случае, если проводится описательное исследование, то нужно сделать только структурную операционализацию. Если же исследование аналитическое, то нужно проводить аналитическую операционализацию. При этом обязательно нужно учитывать те факторы, которые влияют на содержание понятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует отметить, что интерпретация связана с обоснованностью тех или иных критериев социального исследования.

Критерий в этом случае является:

  • качественным признаком, который присущ предметам или каким-то явлениям одного класса;
  • качественным признаком, благодаря которому определяют уровень развития изучаемого явления (мерило).

В социальных исследованиях таким мерилом является общественная практика. Конечно, этот критерий не вызывает никаких сомнений, но он имеет один недостаток. Таким недостатком является неопределенность.

Эмпирическая интерпретация

Интерпретация понятий представляет собой разъяснение значения основных понятий. Стоит отметить, что существует эмпирическая и теоретическая интерпретация. В рамках этой статьи рассматривается только эмпирическая интерпретация.

Эмпирическая интерпретация — это определение эмпирических значений главных теоретических понятий, а также перевод их на язык фактов.

Эмпирическая интерпретация связана с нахождением такого показателя, который сможет отражать какой-то конкретный важный признак содержания того или иного понятия. Важно, что этот показатель, которым может быть референт или индикатор, должен измеряться.

Вообще, все термины, категории, понятия тесно связаны между собой. Это важно, потому что только в таком виде они могут образовать научную теорию. Интересно, что переменные зависят друг от друга.

Современная логика познания считает практически невозможным сведение или перевод теоретического знания к эмпирическому. Ведь теоретическое знание отличается своим своеобразным содержанием, которое просто не может быть представлено в виде совокупности эмпирических сведений.

Если рассматривать процедуру эмпирической интерпретации главных понятий, то в таком случае суть социального исследования была бы в испытании и верификации уже выдвинутых гипотез, основанных на важных понятиях.

В случае, если в процессе сопоставления каких-то понятий с эмпирическими данными появляется их соответствие, то исследователю нужно только подтвердить достоверность и правильность этих обобщений, которые содержатся в уже созданных общих понятиях.

Стоит отметить, что эмпирический уровень того или иного знания, а также эмпирические способы его получения не могут вывести исследователя за пределы обобщений. Важно, что такими ограниченными обобщениями являются обычные абстракции, которые отражают определенные стороны окружающей реальности.

Все реальные люди, предметы, вещи, сооружения в процессе экспериментального исследования замещаются эмпирическими референтами. Такие эмпирические референты представляют собой реальные признаки, которые фиксируют наличие или отсутствие исследуемого свойства у объекта. А выступают они в виде некого значения переменной.

Содержание схемы объекта исследования состоит из описания ситуации, определения переменных, описания инструмента исследования, указания референтов, формирования выборочной совокупности.

Нужно отметить, что эмпирическая схема объекта исследования направлена на изучение реальных фактов. А фактами являются те события, которые поддаются эмпирическому наблюдению. Эти факты считают эмпирическими. Любой эмпирический факт в науке выражается в виде единичного суждения о каком-то определенном событии. Но не все, что поддается наблюдению, считается фактом. Какие-то отдельные предметы, явления или действия не являются фактами. Ведь факт может существовать только тогда, когда есть какие-то конкретные объекты или субъекты. К тому же, чтобы факт существовал обязательно нужно наличие конкретного способа взаимодействия объектов и субъектов. Не менее важны еще и определенные место и какое-то конкретное время.

Чтобы оценить определенную теорию или гипотезу в социальной науке, нужно вводить конкретные критерии эмпирической проверяемости и достоверности теоретических данных. К тому же, необходимо сформировать и применять подходящие к этим критериям методы исследования.

В современной методологии - и в нашей стране, и за рубежом - научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. Верхний этаж - это научная картина мира (философские предпосылки), четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, третий - частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.

Второй этаж представлен эмпирическими исследованиями - сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований - не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

Нижний этаж - это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый - прикладной.

На уровне эмпирических исследований определяется такой важный вопрос, как тематическое, проблемное поле науки. Это конкретный уровень определения предмета исследования. Это совокупность всех эмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретное время.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами - степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, количеством проведенных исследований или созданных теорий.

По степени обобщенности самой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи.

По степени распространенности знания самым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной науке наберется всего несколько. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных прикладных исследований вообще невозможно подсчитать. Как правило, они нигде не фиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.

Эмпирические и прикладные исследования - разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить.

1. Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные же исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. прикладывают их к конкретному объекту.

2. Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным оно проводится на одном объекте (одно предприятие).

Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в нем присутствуют разнокачественные уровни - теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания.

Теорию можно понимать как совокупность логически связанных между собой абстрактных понятий, которые переводятся в переменные, наделяемые эмпирическими признаками, а также в совокупность гипотез, которые подвергаются эмпирической проверке. Теорию можно определить как иерархически организованную систему предложений и гипотез, находящихся в отношениях выводимости. Теория - совокупность утверждений о реальном мире, которые описывают связь переменных. Научная теория есть знание особого рода - знание всеобщее (универсальное) и необходимое.

Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образуют относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования. Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание, иначе говоря, они не проецируются целиком и полностью на объективную реальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый "остаток"? Понятие - не только идеализированная модель действительности, но и сокращенная система практических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы в конечном итоге получить такое понятие.

В методологии различают не один, а два контекста функционирования теории. Репрезентативная функция теории заключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем) реальных объектов (экстенсиональный контекст), а регулятивная функция теории представляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов), посредством которых осуществляется построение абстрактной модели.

Поскольку теоретическое знание не просто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта к реальности, постольку одной и той же реальности соответствуют два (и больше) теоретических образа, каждый из которых выражает не только объективное содержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение.

Эмпирическое исследование, в отличие от прикладного, имеет своей главной целью именно проверку гипотез. Расширение научных знаний - это следствие решения главной задачи, а решение социальных проблем вообще не является целью фундаментального исследования. И, конечно, таковой никак не выступает сбор фактического материала.

Гипотезы - стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического исследования - программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ - играют обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерностей.

Научная гипотеза - это теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями. В гипотезе предполагается причинная связь между одной и другой группой фактов.

С одной стороны, гипотеза - это вероятностное знание, которое требует эмпирического подтверждения, обращения к фактам. С другой - гипотеза представляет собой новое знание, которого не содержалось в исходных постулатах теории. После проверки данной гипотезы на соответствие - несоответствие фактам она должна быть обоснована теоретически.

Итак, существуют два способа подтверждения гипотезы: эмпирический и теоретический. В первом случае гипотеза получает право на существование, право на жизнь. Во втором - обосновывается ее статус в системе научного знания, определяются ее место, функции и роль. Поэтому методологи утверждают, что гипотеза должна иметь двойной статус - быть логически (теоретически) и эмпирически истинной.

Теория является системой гипотез, объединенных отношениями выводимости. Гипотезы - главный элемент теории на стадии ее формирования и проверки. Ученый проверяет не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. Устанавливая истинность гипотез, он доказывает истинность самой теории.

Когда ученый ставит вопрос о связи теории с реальностью, он переводит теоретические (пропозициональные) утверждения в гипотезы. Гипотезы - это предсказание того, что может быть истинным в реальном мире, если обработать соответствующим образом эмпирические данные.

Если социолог стремится к проверке эмпирической истинности своей гипотезы, то он обязан, во-первых, сформулировать ее как можно проще, конкретнее и понятнее, во-вторых, указать на метод, средства или способ такой проверки. Второе условие не менее важное: выдвигая гипотезу, социолог обязан указать на способы ее проверки.

При формулировке гипотез необходимо помнить следующие правила.

1. Гипотезы должны быть концептуально ясными. При формулировании своей гипотезы не следует пользоваться двусмысленными, туманными и противоречивыми понятиями. Каждое используемое понятие необходимо снабдить операциональным определением. Это можно сделать с помощью:

а) справочной литературы,

б) исследований, в которых, возможно, оно операционально уже определено,

в) обсуждения со специалистами, в исследовательской группе.

2. Гипотезы должны иметь эмпирические референты. Эмпирическими референтами называются живые люди или материальные объекты, которые охватываются данным термином или понятием. Точное установление эмпирических референтов означает практически обнаружение адреса исследования: тех, кого надо опрашивать, учитывать, за чем или за кем надо наблюдать. Эмпирическим референтом могут быть реальные чувства, явления, процессы. В одних случаях термины "эмпирический референт" и "эмпирический признак" выступают синонимами, а в других их надо различать.

3. Гипотезы не должны содержать моральных оценок или суждений. Для того чтобы избавиться от моральных оценок, надо рассортировать используемые понятия на оценочные и фактологические. Вторые можно оставить как есть, а первые перевести в разряд фактологических. Следует избегать долженствующих слов и оценочных утверждений.

4. Если общую гипотезу можно разбить на подгипотезы, следует это сделать.

5. Гипотезы должны быть привязаны к методам и инструментам. У каждой гипотезы или совокупности гипотез должны быть свои инструменты и средства проверки. Социолог, который не знает, какие методы подходят для проверки его гипотез, вряд ли преуспеет в постановке ценных исследовательских вопросов. Для некоторых гипотез, особенно крупномасштабных, трудно или невозможно найти подходящий метод проверки, устраивающий или убеждающий всех.

На ранних этапах теоретическая и эмпирическая социология развивались в некотором отрыве друг от друга. Разрыв теории и эмпирии, под знаком которой проходило становление классической социологии XIX в., усугублялся тем, что, с одной стороны, макросоциологические теории Конта и Спенсера принципиально не допускали проверки на микроуровне, с другой - они были ориентированы только на прошлое (социология в целом формировалась именно как историческая социология), а эмпирические исследования были посвящены злободневным проблемам современного общества.

1.2 Эмпирические исследования в социологии

Под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Технология (методика и методы) сбора данных отвечает на вопрос "как получить данные", а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос "что получено в исследовании".

Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, в котором описаны итоги.

Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. "Питательной" средой для теоретических построений чаще всего является эмпирический материал. Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.

Что же такое социологические эмпирические данные, т.е. данные, характеризующие конкретные социологические факты; данные, в виде которых, собственно говоря, эти факты перед нами и выступают? Данные могут представать перед исследователем в виде:

- совокупности чисел, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ престижности некоторых профессий и т.д.),

- множества индикаторов определенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп,

- результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений - способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).

- зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.

Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин; будем считать эти термины синонимами), измеренных для каждого из изучаемых объектов.

Признак - это некоторое общее для всех объектов качество, конкретные проявления которого (значения признака; их называют также альтернативами, градациями) могут меняться от объекта к объекту. Примеры признаков - пол, возраст респондентов, их удовлетворенность своим трудом и т.д. В качестве значений признака "возраст" могут выступать 25 лет, 48 лет, 21 год. Важно, что само введение практически любого признака является моделированием довольно высокого уровня. Признаки не существуют сами по себе, они - плод абстрактных рассмотрений, идеальные конструкции.

В общественных науках соответствующий процесс абстрагирования является иногда очень непростым. Основными его этапами является выделение понятий и осуществление их операционализации.

При концептуализации понятий должны решаться вопросы, отнюдь не лежащие на поверхности. Напротив, успешная операционализация предусматривает переход на достаточно глубокий концептуальный уровень рассмотрения предмета исследования, при котором признаки воспринимаются как отражение параметров анализа, релевантных целям исследования, а значения признаков - как результат расчленения каждого параметра на определенные категории, ключевые понятия исследования.

Теоретическая модель предмета исследования. При построении теоретической модели предмета исследования (ТМПИ) нас интересуют его свойства, состояния, логические связи с другими объектами. Задача эмпирического исследования состоит в том, чтобы проверить, насколько оправдались наши теоретические предположения, установить связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов. Теория поверяется практикой.

ТМПИ представляет собой логическую схему всех мыслимых или теоретически прогнозируемых связей, существующих между выделенными нами абстрактными объектами. ТМПИ не может охватить все реально существующее множество абстрактных объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме или проблемной ситуации. Как правило, ТМПИ включает часть, или некую выборку сингулярных теоретических образований, которые в данный момент были признаны социологом научно значимыми для решения конкретной задачи. Для решения другой конкретной задачи строится другая ТМПИ. В социологии используются различные модели. Создаваемые модели налагаются друг на друга, что экономит усилия исследователей на этапе создания ТМПИ и увеличивает степень преемственности научного знания. Кроме того, использование частично видоизмененной ТМПИ, некогда удачно построенной кем-то из социологов, повышает надежность получаемых данных, гарантирует от необходимости , но только худшего качества.

Таким образом, теоретическая модель предмета исследования (ТМПИ) представляет собой совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область исследования.

Категории, понятия и термины являются своего рода строительным материалом структуры ТМПИ, тогда как концептуализацию, конкретизацию и операционализацию можно назвать средствами создания теоретической модели.

Построение ТМПИ происходит во многом при помощи такой операции, как концептуализация. Концептуализация - наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Концептуализация - это подведение частного под общее, но в рамках и средствами конкретной науки. Концептуализация - способ организации мыслительной работы, позволяющий двигаться от материала и первичных теоретических концептов ко все более и более абстрактным конструктам, в пределе отражающим допущения, на которых базируется ТМПИ.

Концептуальная схема задает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах.

Цель концептуализации - обозначить универсум возможных на данный момент способов работы на теоретическом уровне, обеспечить внутреннюю связность используемых концептов и конструктов, предложить видение предметных полей работы в исследовательском режиме, задать представление об уровневой организации знания.

Если концептуализация задает вектор движения к более высокому уровню организации знания, то операционализация (процедура установления связи концептуальной схемы с методическим инструментарием) - это "обратное" движение к концептам (понятиям), их конкретизация. Операционализация в науке - это своего рода разложение целого на составляющие его части

Цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления ( косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению. [2]

Шлик), эмпирическая интерпретация достигается путем полной редукции ( сведения) значения понятий теории к их эмпирическим признакам. [3]

Продумайте, насколько удовлетворительна семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых понятий , входящих в гипотезы, и какими данными Вы располагаете для получения нужной информации. Решите, какие методики Дридется разработать специально, что можно использовать из имеющихся. [4]

Чаще всего служат средством частичной эмпирической интерпретации научных понятий . Простейший пример: Если в некоторую жидкость погружена лакмусовая бумажка, то жидкость является щелочью в том и только в том случае, если лакмусовая бумажка синеет. Одно и то же научное понятие может получить несколько О. [5]

Относительно независимы от теоретической схемы данные опыта в эмпирической интерпретации теории . [6]

Из выявленной аналогии между структурными схемами модели ФА и эмпирической интерпретацией теоретических понятий не следует, однако, делать вывод о полной смысловой идентичности этих схем. Возникающие здесь различия могут быть обусловлены, в частности, нечеткостью определения процедуры перехода от понятий к их операциональным представлениям, что, в частности, вызывается слишком большой дистанцией между уровнем общности понятий и их эмпирической реализацией. [7]

Как и в случае обычных спектральных исследований, в основе эмпирической интерпретации спектров адсорбционных комплексов ( адсорбат-адсорбент) лежат известные корреляции [6] между частотами полос поглощения и структурными элементами молекул. [8]

Например, в ходе пилотажа ( пробы методик) обнаруживается, что эмпирическая интерпретация некоторого важного понятия неудовлетворительна. Обычно на стадии предварительного целостного анализа объекта продолжается работа над уточнением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета. [9]

Проверка выводных гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации . [10]

В заключение еще раз подчеркнем: было бы ошибочным полагать, что движение от теории к уточнению смысла и эмпирической интерпретации основных понятий исследования , как и возврат к теоретическому истолкованию полученных данных - это четко обозначенные прямые трассы, по которым исследователь может успешно и безаварийно двигаться, соблюдая известные правила. В действительности, это сложные познавательные процессы, далеко не полностью формализуемые. Немаловажную роль играют здесь аналогии, научная интуиция, знание и опыт исследователя, его общая культура. [11]

Нетрудно видеть, что все это связано лишь с некоторой приблизительностью рассуждений, приводящих к схеме на рис. 7.2. Действительно, при более внимательном рассмотрении процедуры эмпирической интерпретации теоретических понятий . Это, в частности, и индивидуальные вариации каждого вопроса, эксплицирующего данное понятие ( в частности, ошибки измерения), т.е. специфический фактор, и возможность включения в анкету некоторых вопросов, служащих эмпирической интерпретацией одновременно нескольких теоретических понятий, и, наконец, интуитивное ощущение того факта, что не все выбранные эмпирические индикаторы равноценны с точки зрения равной выраженности в них эксплицируемого понятия, т.е. что в каждом эмпирическом признаке присутствуют веса факторов. [13]

Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий , выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска. [14]

Прямой эмпирической интерпретации ( через правила обозначения) подвергаются не все элементы теоретической системы ( термины и предложения), а только те из них, которые выступают в качестве представителей системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей ( через правила вывода) терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями. [15]

Читайте также: