Художественная деятельность в детском саду средняя группа

Обновлено: 04.07.2024

Вид проекта: познавательно-практический. Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы. Задачи проекта: - обучить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с естественными потребностями; - развивать воображение, восприятие, мышление ребенка; - развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через передачу художественного образа средствами изобразительного искусства; - формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру; - прививать интерес и любовь к чтению; - обучать детей умению межличностного общения со взрослыми и сверстниками; - создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной деятельности.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Педагогический проект

для детей средней группы (4-5 лет)

Спиридонова Виктория Николаевна

Чистополь, 2013 год

Вид проекта : познавательно-практический.

Цель проекта: развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы.

Задачи проекта:

- обучить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с естественными потребностями;

- развивать воображение, восприятие, мышление ребенка;

- развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через передачу художественного образа средствами изобразительного искусства;

- формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру;

- прививать интерес и любовь к чтению;

- обучать детей умению межличностного общения со взрослыми и сверстниками;

- создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной деятельности.

Участники проекта:

- дети 4-5 летнего возраста;

- старший воспитатель ДОУ;

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемый результат:

- у детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок, умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной линии в литературном произведении.

- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ произведения, или творческое рассказывание

- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и нетрадиционной.

Этапы реализации проекта:

Этап проекта

Содержание этапа

Цели и задачи этапа

- подбор детской литературы, удобной для иллюстрирования в соответствии с возрастом,

- индивидуальные беседы с детьми,

- наблюдение за каждым ребенком в момент слушания литературного произведения,

- подбор необходимых материалов для изобразительной деятельности детей,

- создание картотеки иллюстраций

Выявление интересов детей

- составление конспектов игр-занятий по литературным произведениям в соответствии с возрастом детей,

- проведение игровых упражнений с детьми в вечернее время,

- консультации для воспитателей,

- индивидуальные консультации для родителей воспитанников,

- итоговые занятия, развлечения, тематические вечера,

- создание детской библиотеки в группе

- закрепление умения передавать образ литературного героя или сюжета в повседневной жизни

- анализ результатов практической деятельности,

- организация выставки детских работ-рисунков,

- методические рекомендации родителям

- осуществить контроль усвоения содержания практического этапа,

- определить перспективы на будущее,

- определить рекомендации педагогам и родителям

Реализация проектной деятельности:

Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в стране маленьких художников, а также помощниками Кисточки Акварелькой и тетушкой Гуашью.

Занятия проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при чтении детской художественной литературы с периодичностью 1 раз в две недели. Строятся они таким образом, чтобы происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание, слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры – не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В первых играх-занятиях, чтобы заинтересовать ребенка необходимостью рисования, используются народные потешки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры.

Игры-занятия не предполагают изучение и обучение детей художественным приемам, любое занятие – это игра, где ребенку предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.

Автор: Князева Ирина Анатольевна, воспитатель Филиала №1 МБДОУ №137 г. Пензы

Описание материала: Предлагаю перспективный план работы по изобразительной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям средней группы и специалистам, ведущим кружок по изобразительной деятельности. План направлен на развитие творческих способностей.

Самостоятельная деятельность детей
Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений.

Самостоятельная деятельность детей
Поддерживать стремление детей заниматься фитодизайном. Для этого создать условия: заготовить зернышки и семечки от разных растений и деревьев.

Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Самостоятельная деятельность детей
Поощрять желание детей самостоятельно заниматься лепкой, применяя на практике ранее полученные знания и навыки.

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали.

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, к труду, общественной жизни, искусству.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, линий, красок. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Задачи художественно-эстетического восприятия находят свое отражение в умении воспринимать и чувствовать прекрасное. В своей работе, как воспитателя дошкольного учреждения, поставила перед собой следующие задачи.

1. Развитие эстетического восприятия, обучение способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей жизни.

2. Воспитание эстетического вкуса, способности оценивать, замечать прекрасное.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, что подразумевает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей.

4. Способность к эмоциональному переживанию.

Эстетическое воспитание дошкольников 4-5 лет в детском саду

Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, где дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы ДОУ, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим миром, игры, музыкальные занятия и др.). Для работы по изобразительной деятельности важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации средней группе предлагаются коллективные занятия, которые требуют от детей совместных усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками (которые используются мною в работе):

1. Рисуем пальчиками.


2. Набрызги.

3. Рисование поролоном.

Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит для изображения животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а так же для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.).


Кляксография является техникой рисования, развивающей воображение. Ее особенности и возможности: пятно образуется случайными по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен, наличие разнообразия плюс воображение - это путь к созданию образа.

Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и опять подуем.

5. Монотипия.


Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне от сгиба листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Что получилось? Солнце? Тучка?

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства - цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Угадай, что получилось?

1. Рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2-3 мм. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем круг, треугольник, цветок, солнышко.

2. Этот способ рисования манной крупой предполагает использование клея ПВА. Для начала нужно с помощью клея нарисовать рисунок. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Вот и готово!


Для развития детского творчества важно создать группе эстетическую развивающую среду, вызывая у детей радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные работы. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, подбор материалов, продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек.

А так же важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятия, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагога к детям, формированием у ребенка уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их в оформлении групповой других помещениях детского сада.

В процессе рисования лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Дети очень восприимчивы к проявлениям прекрасного. Художественный вкус, творческие способности, способности наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном, формируется у ребенка очень рано. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщится к опыту художественной деятельности. А мы, взрослые, должны помочь ребенку приобрести такой опыт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование тема"Фрукты"-закрепить навыки изображения овальных форм.

Календарно-тематическое планирование по образовательной деятельности

Задачи воспитания и развития детей:

1 Развивать умения анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения.

2. Создавать постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки; придумывание сюжетныхкомпозиции.

Создавать постройки по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам,моделям.

Знакомство с некоторыми правилами создания прочных, высокихсооружений, декорированияпостройки.

Создание интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; читать схемы сложения. Освоение приемов оригами. Конструирование из природного и бросового материала: умения выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме.Освоение способов крепления деталей, использованияинструментов.

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материаловдля создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простыхигрушек.

Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке имнению.

Читайте также: