Измерение это кратко в проекте

Обновлено: 04.07.2024

Проект – это процесс взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, и в тоже время определенного результата.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

  1. Образовательные;
  2. Социальные;
  3. Экологические;
  4. Научно-технические;
  5. Технологические;
  6. Экономические;
  7. Космические;
  8. Оборонные;
  9. Строительные.

В основе проекта лежит модель, которая может быть представлена в виде:

  1. Словесного описания (вербальная модель);
  2. Графического изображения (чертежей, схем);
  3. Изложения расчетов (числовых показателей, цифр, формул и т.д.);
  4. Комбинированный вариант с использованием первых трех.

Ключевые измерения проектов

Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности:

  • готовность руководства к участию в проектной деятельности;
  • желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности;
  • наличие стратегии инновационной деятельности;

2) Основные требования к проекту:

1. Ограниченность (по времени, целям, задачам и результатам)

  • этапы и конкретные сроки их реализации;
  • четкие и измеряемые задачи;
  • конкретные и измеряемые результаты;
  • планы и графики выполнения работ;
  • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность- общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. 0бъективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность авторов и членов команды - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение членами команды технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений). Получившееся значение называется числовым значением измеряемой величины, числовое значение совместно с обозначением используемой единицы называется значением физической величины. Измерение физической величины опытным путём проводится с помощью различных средств измерений — мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, систем, установок и т. д. Измерение физической величины включает в себя несколько этапов: 1) сравнение измеряемой величины с единицей; 2) преобразование в форму, удобную для использования (различные способы индикации).

  • Принцип измерений — физическое явление или эффект, положенное в основу измерений.
  • Метод измерений — приём или совокупность приёмов сравнения измеряемой физической величины с её единицей в соответствии с реализованным принципом измерений. Метод измерений обычно обусловлен устройством средств измерений.

Характеристикой точности измерения является его погрешность или неопределённость. Примеры измерений:

  1. В простейшем случае, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, по сути сравнивают её размер с единицей, хранимой линейкой, и, произведя отсчёт, получают значение величины (длины, высоты, толщины и других параметров детали).
  2. С помощью измерительного прибора сравнивают размер величины, преобразованной в перемещение указателя, с единицей, хранимой шкалой этого прибора, и проводят отсчёт.

В тех случаях, когда невозможно выполнить измерение (не выделена величина как физическая, или не определена единица измерений этой величины) практикуется оценивание таких величин по условным шкалам, например, Шкала Рихтера интенсивности землетрясений, Шкала Мооса — шкала твёрдости минералов.

Наука, предметом изучения которой являются все аспекты измерений, называется метрологией.

Содержание

Классификация измерений

По видам измерений

  • Прямое измерение — измерение, при котором искомое значение физической величины получают непосредственно.
  • Косвенное измерение — определение искомого значения физической величины на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной.
  • Совместные измерения — проводимые одновременно измерения двух или нескольких неодноимённых величин для определения зависимости между ними.
  • Совокупные измерения — проводимые одновременно измерения нескольких одноимённых величин, при которых искомые значения величин определяют путем решения системы уравнений, получаемых при измерениях этих величин в различных сочетаниях.
  • Равноточные измерения — ряд измерений какой-либо величины, выполненных одинаковыми по точности средствами измерений в одних и тех же условиях с одинаковой тщательностью.
  • Неравноточные измерения — ряд измерений какой-либо величины, выполненных различающимися по точности средствами измерений и (или) в разных условиях.
  • Однократное измерение — измерение, выполненное один раз.
  • Многократное измерение — измерение физической величины одного и того же размера, результат которого получен из нескольких следующих друг за другом измерений, то есть состоящее из ряда однократных измерений
  • Статическое измерение — измерение физической величины, принимаемой в соответствии с конкретной измерительной задачей за неизменную на протяжении времени измерения.
  • Динамическое измерение — измерение изменяющейся по размеру физической величины.
  • Абсолютное измерение — измерение, основанное на прямых измерениях одной или нескольких основных величин и (или) использовании значений физических констант.
  • Относительное измерение — измерение отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы, или измерение изменения величины по отношению к одноименной величине, принимаемой за исходную.

Также стоит отметить, что в различных источниках дополнительно выделяют таки виды измерений: метрологически и технические, необходимые и избыточные и др.

По методам измерений

  • Метод непосредственной оценки — метод измерений, при котором значение величины определяют непосредственно по показывающему средству измерений.
  • Метод сравнения с мерой — метод измерений, в котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой.
    • Нулевой метод измерений — метод сравнения с мерой, в котором результирующий эффект воздействия измеряемой величины и меры на прибор сравнения доводят до нуля.
    • Метод измерений замещением — метод сравнения с мерой, в котором измеряемую величину замещают мерой с известным значением величины.
    • Метод измерений дополнением — метод сравнения с мерой, в котором значение измеряемой величины дополняется мерой этой же величины с таким расчетом, чтобы на прибор сравнения воздействовала их сумма, равная заранее заданному значению.
    • Дифференциальный метод измерений — метод измерений, при котором измеряемая величина сравнивается с однородной величиной, имеющей известное значение, незначительно отличающееся от значения измеряемой величины, и при котором измеряется разность между этими двумя величинами.

    По условиям, определяющим точность результата

    • Метрологические измерения
      • Измерения максимально возможной точности, достижимой при существующем уровне техники. В этот класс включены все высокоточные измерения и в первую очередь эталонные измерения, связанные с максимально возможной точностью воспроизведения установленных единиц физических величин. Сюда относятся также измерения физических констант, прежде всего универсальных, например измерение абсолютного значения ускорения свободного падения [1] .
      • Контрольно-поверочные измерения, погрешность которых с определенной вероятностью не должна превышать некоторого заданного значения. В этот класс включены измерения, выполняемые лабораториями государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также состоянием измерительной техники и заводскими измерительными лабораториями. Эти измерения гарантируют погрешность результата с определенной вероятностью, не превышающей некоторого, заранее заданного значения [1] .

      По отношению к изменению измеряемой величины

      Статические и динамические.

      По результатам измерений

      • Абсолютное измерение — измерение, основанное на прямых измерениях одной или нескольких основных величин и (или) использовании значений физических констант.
      • Относительное измерение — измерение отношения величины к одноимённой величине, играющей роль единицы, или измерение изменения величины по отношению к одноимённой величине, принимаемой за исходную.

      Классификация рядов измерений

      По точности

      • Равноточные измерения — однотипные результаты, получаемые при измерениях одним и тем же инструментом или им подобным по точности прибором, одним и тем же (или аналогичным) методом и в тех же условиях.
      • Неравноточные измерения — измерения, произведённые в случае, когда нарушаются эти условия.

      По числу измерений

      • Однократное измерение — измерение выполненное один раз
      • Многократное измерение — Измерение физической величины одного и того же размера, результат которого получен из нескольких следующих друг за другом измерений, т. е. состоящее из ряда однократных измерений

      Классификация измеряемых величин

      По точности

      По результатам измерений

      История

      Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
      Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

      Единицы и системы измерения

      См. также

      Примечания

      Литература и документация

      Литература

      • Кушнир Ф. В. Радиотехнические измерения: Учебник для техникумов связи. — М.: Связь, 1980
      • Нефедов В. И., Хахин В. И., Битюков В. К. Метрология и радиоизмерения: Учебник для вузов. — 2006
      • Пронкин Н. С. Основы метрологии: Практикум по метрологии и измерениям. — М.: Логос, 2007

      Нормативно-техническая документация

      • РМГ 29-99 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения
      • ГОСТ 8.207-76 ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

      Ссылки

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Измерение" в других словарях:

      ИЗМЕРЕНИЕ — представление свойств реальных объектов в виде числовой величины, один из важнейших методов эмпирического познания. В самом общем случае величиной называют все то, что может быть больше или меньше, что может быть присуще объекту в большей или… … Философская энциклопедия

      Измерение X — Измерение Икс … Википедия

      измерение — замер, обмер; вымеривание, установление, фиксирование, замеривание, распознавание, промер, диагностирование, смеривание, нахождение, обмеривание, определение Словарь русских синонимов. измерение см. установление 2 Словарь синонимов … Словарь синонимов

      измерение — (в психологии) научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе нек рых процедурных правил. Совокупность теоретико математических представлений и процедурных правил,… … Большая психологическая энциклопедия

      измерение — – получение информации о величине (значении) аналитического сигнала (см. примечание). Примечание Слова измерение , измерять рекомендуется относить только к аналитическому сигналу, т.е. к физическому свойству (параметру), которое используется в… … Химические термины

      ИЗМЕРЕНИЕ — ИЗМЕРЕНИЕ, измерения, ср. 1. Действие по гл. измерить измерять. Измерение роста. 2. Измеряемая величина, протяжение (мат.). Куб имеет три измерения: длину, высоту и ширину. ❖ Четвертое измерение (ирон.) перен. сверхъестественная и бесплодно… … Толковый словарь Ушакова

      ИЗМЕРЕНИЕ — последовательность эксперим. и вычислит. операций, осуществляемая с целью нахождения значения физ. величины, характеризующей нек рый объект или явление. И. завершается определением степени приближения найденного значения к истинному значению… … Физическая энциклопедия

      ИЗМЕРЕНИЕ — ИЗМЕРЕНИЕ, действия, производимые с целью нахождения числовых значений какой либо величины в принятых единицах измерения. Измерение выполняют с помощью соответствующих средств измерения (линейка, часы, весы и т.д.). Различают прямые… … Современная энциклопедия

      ИЗМЕРЕНИЕ — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (напр., измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные… … Большой Энциклопедический словарь

      измерение — Сравнение конкретного проявления измеряемого свойства (измеряемой величины) со шкалой (частью шкалы) измерений этого свойства (величины) с целью получения результата измерения (значения величины или оценки свойства). [МИ 2365 96] измерение… … Справочник технического переводчика

      Измерение — ИЗМЕРЕНИЕ, действия, производимые с целью нахождения числовых значений какой либо величины в принятых единицах измерения. Измерение выполняют с помощью соответствующих средств измерения (линейка, часы, весы и т.д.). Различают прямые… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Измерение — совокупность операций по применению системы измерений для получения значения измеряемой физической величины.

      Измерения могут быть классифицированы по метрологическому назначению на три категории:

      Ненормированные – измерения при ненормированных метрологических характеристиках.

      Технические – измерения при помощи рабочих средств измерений.

      Метрологические – измерения при помощи эталонов и образцовых средств измерений.

      Ненормированные измерения наиболее простые. В них не нормируются точность и достоверность результата. Поэтому область их применения ограничена. Они не могут быть применены в области, на которую распространяется требование единства измерений. Каждый из нас выполнял ненормированные измерения длины, массы, времени, температуры не задумываясь о точности и достоверности результата. Как правило, результаты ненормированных измерений применяются индивидуально, т.е. используются субъектом в собственных целях.

      Технические измерения удовлетворяют требованиям единства измерений, т.е. результат бывает получен с известной погрешностью и вероятностью, записывается в установленных единицах физических величин, с определённым количеством значащих цифр. Выполняются при помощи средств измерений с назначенным классом точности, прошедших поверку или калибровку в метрологической службе. В зависимости от того, предназначены измерения для внутрипроизводственных целей или их результаты будут доступны для всеобщего применения, необходимо выполнение калибровки или поверки средств измерений. Средство измерений, прошедшее калибровку или поверку, называют рабочим средством измерений. Примером технических измерений является большинство производственных измерений, измерение квартирными счётчиками потреблённой электроэнергии, измерения при взвешивании в торговых центрах, финансовые измерения в банковских терминалах. Средство измерений, применяемое для калибровки других средств измерений, называют образцовым средством измерений. Образцовое средство измерений имеет повышенный класс точности и хранится отдельно, для технических измерений не применяется.

      Метрологические измерения не просто удовлетворяют требованиям единства измерений, а являются одним из средств обеспечения единства измерений. Выполняются с целью воспроизведения единиц физических величин для передачи их размера образцовым и рабочим средствам измерений. Метрологические измерения выполняет метрологическая служба в стандартных условиях, сертифицированным персоналом.

      Можно выделить следующие виды измерений.

      1) По характеру зависимости измеряемой величины от времени методы измерений подразделяются на:

      • статические, при которых измеряемая величина остается постоянной во времени;
      • динамические, в процессе которых измеряемая величина изменяется и является непостоянной во времени.

      2) По способу получения результатов измерений (виду уравнений измерений) методы измерений разделяют на прямые, косвенные, совокупные и совместные.

      При прямом измерении искомое значение величины находят непо­средственно из опытных данных (например, измерение диаметра штан­генциркулем).

      При косвенном измерении искомое значение величины определяют на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям.

      Совместными называют измерения двух или нескольких не одноимённых величин, производимые одновременно с целью нахождения функциональной зависимости между величинами (например, зависимости длины тела от температуры).

      Совокупные – это такие измерения, в которых значения измеряемых величин находят по данным повторных измерений одной или нескольких одноименных величин (при различных сочетаниях мер или этих величин) путем решения системы уравнений.

      3) По условиям, определяющим точность результата измерения, мето­ды делятся на три класса.

      Измерении максимально возможной точности (например, эталонные измерения), достижимой при существующем уровне техники.

      Контрольно-поверочные измерения, погрешность которых с определенной вероятностью не должна превышать некоторое заданное значение.

      Технические измерения, в которых погрешность результата определяется характеристиками средств измерения.

      4) По способу выражения результатов измерений различают абсолютные и относительные измерения.

      Абсолютное измерение основано на прямых измерениях величины и (или) использования значений физических констант.

      При относительных измерениях величину сравнивают с одноименной, играющей роль единицы или принятой за исходную (например, измерение диаметра вращающейся детали по числу оборотов соприкасающегося с ней аттестованного ролика).

      5) В зависимости от совокупности измеряемых параметров изделия различают поэлементный и комплексный методы измерения.

      Поэлементный метод характеризуется измерением каждого параметра изделия в отдельности (например, эксцентриситета, овальности, огранки цилиндрического вала).

      Комплексный метод характеризуется измерением суммарного пока­зателя качества (а не физической величины), на который оказывают влияние отдельные его составляющие (например, измерение радиального биения цилиндрической детали, на которое влияют эксцентриситет, овальность и др.).

      2. Методы измерений

      Метод измерений – прием или совокупность приемов сравнения измеряемой физической величины с ее единицей в соответствии с реализо­ванным принципом измерений. Можно выделить следующие методы из­мерений.

      По способу получения значения измеряемых величин различают два основных метода измерений.

      Метод непосредственной оценки – метод измерения, при котором значение величины определяют непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия.

      Метод сравнения с мерой – метод измерения, при котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой.

      Разновидности метода сравнения:

      • метод противопоставления, при котором измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения;
      • дифференциальный метод, при котором измеряемую величину срав­нивают с известной величиной, воспроизводимой мерой;
      • нулевой метод, при котором результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения доводят до нуля (например, измерение электрического сопротивления по схеме моста с полным его уравнове­шиванием);
      • метод совпадений, при котором разность между измеряемой величи­ной и величиной, воспроизводимой мерой, определяют, используя совпа­дения отметок шкал или периодических сигналов (например, считывание размера по основной и нониусной шкалам штангенциркуля).

      При измерении линейных величин независимо от рассмотренных методов различают контактный и бесконтактный методы измерений.

      В зависимости от измерительных средств, используемых в процессе измерения, различают:

      • инструментальный метод;
      • экспертный метод, который основан на использовании данных не­скольких специалистов (например, в квалиметрии, спорте, искусстве, медицине);
      • эвристические методы, которые основаны на интуиции. Широко ис­пользуется способ попарного сопоставления, когда измеряемые величины сравниваются между собой попарно, а затем производится ранжирование на основании результатов этого сравнения;
      • органолептические методы оценки, которые основаны на использо­вании органов чувств человека (осязания, обоняния, зрения, слуха, вкуса). Например, оценка шероховатости поверхности по образцу зрительно или на ощупь.

      3. Понятие о точности измерений

      Точность результата измерения – характеристика качества измерения, отражающая близость к нулю погрешности его результата.

      Эти погрешности являются следствием многих причин: несовершенства средств измерений, метода измерений, опыта оператора; недостаточной тщательности проведения измерения; воздействия внешних условий и т.д. Для оценки степени приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины используются методы теории вероятности и математической статистики, что позволяет с определенной достоверностью оценить границы погрешностей, за пределы которых они не выходят. Это дает возможность для каждого конкретного случая выбрать средства и методы измерения, обеспечивающие измерение результата, погрешности которого не превышают заданных границ с требуемой степенью доверия к результатам измерений (достоверностью).

      Класс точности – обобщённая метрологическая характеристика средства измерения.

      Класс точности определяется и обозначается по-разному. Наибольшее распространение получили три варианта, каждый представляет собой выраженное в процентах значение относительной погрешности:

      – относительно измеренного значения (относительная погрешность),

      – относительно максимального значения шкалы (приведённая погрешность),

      – относительно участка шкалы (приведённая к участку шкалы погрешность).

      Рассмотрим эти три варианта.

      Вариант 1. Относительная погрешность.

      Чтобы по классу точности определить значение абсолютной погрешности, результат измерения умножают на класс точности и делят на сто, чтобы избавиться от процентов. Например, вольтметром класса точности 0,1 получено значение 10,000 В.

      Абсолютная погрешность составит: (10,000 В ∙ 0,1 %) / 100 % = 0,010 В. Запись результата: (10,000 ± 0,010) В, с вероятностью 95 % (эта вероятность по умолчанию назначается для технических измерений, исходя из этой вероятности определяется и класс точности). При нормировании по относительной погрешности, значение класса точности заключают в кружок. Как правило, обозначение класса точности размещают в правом нижнем углу на шкале средства измерений.

      Вариант 2. Приведённая погрешность.

      Чтобы по классу точности определить значение абсолютной погрешности, максимальное значение шкалы умножают на класс точности и делят на сто, чтобы избавиться от процентов. Например, вольтметром класса точности 0,1 получено значение 10,000 В. Максимальное значение шкалы составляет 20,000 В.

      Абсолютная погрешность составит: (20,000 В ∙ 0,1 %) / 100 % = 0,020 В. Запись результата: (10,000 ± 0,020) В, с вероятностью 95 %. При нормировании по приведённой погрешности, значение класса точности не сопровождают никакими знаками.

      Вариант 3. Приведённая к участку шкалы погрешность.

      Чтобы по классу точности определить значение абсолютной погрешности, размер участка шкалы умножают на класс точности и делят на сто, чтобы избавиться от процентов. Рассмотрим два примера, для случая, когда вся шкала поделена на два участка.

      Пример 1. Участок шкалы от 0,000 В до 12,000 В, отмечен галочкой. Вольтметром класса точности 0,1 получено значение 10,000 В.

      Абсолютная погрешность составит: (12,000 В ∙ 0,1 %) / 100 % = 0,012 В. Запись результата: (10,000 ± 0,012) В, с вероятностью 95 %.

      Пример 2. Участок шкалы от 12,000 В до 20,000 В, также отмечен галочкой. Вольтметром класса точности 0,1 получено значение 15,000 В.

      Абсолютная погрешность составит: (8,000 В ∙ 0,1 %) / 100 % = 0,008 В. Запись результата: (15,000 ± 0,008) В, с вероятностью 95 %. При нормировании по приведённой к участку шкалы погрешности, значение класса точности помещают над галочкой. Участки шкалы, относительно которых нормируется погрешность, обозначают галочками.

      Варианты классов точности обусловлены отличием конструктивных, системных и схемотехнических решений средств измерений.

      Корректная запись результатов

      Запись результатов измерений производится по следующим правилам.

      1) Погрешность указывается двумя значащими цифрами, если первая равна 1 или 2. Погрешность указывается одной значащей цифрой, если первая равна 3 или более. Все остальные цифры должны быть не значащими.

      Значащей цифрой называется любая цифра числа, записанного в виде десятичной дроби, начиная слева с первой отличной от нуля цифры, независимо от того, где она находится – до запятой или после запятой.

      2) Результат измерения округляется в соответствии с его погрешностью, т.е. записывается с той же точностью, что и погрешность.

      Рассмотрим пример. Результат измерения: 10,645701, погрешность 0,012908.

      1) Рассматриваем погрешность. Первая значащая цифра 1, поэтому оставляем две значащие цифры, округляя, записываем: 0,013.

      2) Рассматриваем результат измерения. Погрешность записана с точностью до третьего знака после запятой, поэтому в результате также оставим три знака. Округляя, записываем: 10,646.

      Корректная запись: 10,646 ± 0,013.

      Корректная запись обеспечивает адекватность и сопоставимость результатов различных измерений и является одним из элементов единства измерений. Как правило, отбрасывание избыточных цифр не приводит к дополнительной погрешности, поскольку избыточные цифры обусловлены точностью вычислений, а не точностью измерений.

      4. Основы обеспечения единства измерений

      Специализация и кооперирование производства в масштабах страны, основанные на принципах взаимозаменяемости, требуют обеспечения и сохранения единства измерений.

      Обеспечение единства измерений – деятельность метрологических служб, направленная на достижение и поддержание единства измерений в соответствии с правилами, требованиями и нормами, установленными государственными стандартами и другими нормативно-техническими документами в области метрологии.

      Обеспечение единства измерений является задачей метрологических служб.

      Метрологическая служба – совокупность субъектов, деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

      Закон определяет, что Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта России и включает: государственные научные метрологические центры; органы Государственной метрологической службы регионов страны, а также городов Москва и Санкт-Петербург.

      Методы исследования – это способы, которые были использованы во время проведения исследования (работы над темой), совокупность различных действий, направленных на достижение цели проектной работы, являются обязательным разделом введения.

      Методы исследования во введении проектной работы

      Методы исследования во введении проектной работы

      Методология проектной работы предполагает комплексный подход, то есть во время выполнения проекта следует использовать несколько методов исследования, такой подход позволяет получить точный и объективный результат, ведь на основании полученных данных делаются не только выводы, но и разрабатываются рекомендации и предложения.

      Расположение методов исследования во введении

      Раздел с методами исследования является обязательным, располагается во вводной части проектной работы, после теоретической основы исследования.

      Расположение методов исследования во введении проектной работы

      Расположение методов исследования во введении проектной работы

      Методы исследования располагаются в порядке их использования, то есть сначала методы исследования используемые в теоретической главе, далее методы исследования, использованные в практической (исследовательской) главе. Разделять их на теоретические и практические не требуется, каждый метод отделяется от другого запятой.

      Особенности подготовки методов исследования

      При подготовке раздела с методами, использованными при исследовании, следует указывать только те методы, которые были применены при подготовке проектной работы. Указывая методы исследования, которые не были применены при выполнении проекта, автор вводит в заблуждение проверяющего, а также демонстрирует свое неумение подбирать необходимые для теоретического и практического исследования методы, что, в свою очередь, приводит к снижению итоговой оценки на защите проекта.

      Количество методов исследования при написании проекта

      При выполнении проектной работы нет определенного требования к количеству методов, которые требуется применить, при этом применение 1-2 или 3 методов исследования говорит о недостаточно полном изучении темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оптимальным является использование от 6 до 10 методов исследования.

      Классификация методов исследования

      Характеристика методов исследования

      Методы исследования в проектной работе можно разделить на несколько групп:

      1. Общенаучные методы исследования – являются теоретическими методами, применяются при подготовке теоретической части проектной работы:

    Чтобы понять, какие именно методы были использованы при подготовке проектной работы, следует знать трактовку каждого метода:

    Абстрагирование – данный метод предполагает изучение определенного свойства или характеристики объекта (явления) без учета остальных его свойств и характеристик, то есть при использовании метода абстрагирования необходимо конкретизировать признаки, которые требуется исследовать при выполнении работы. Например, изучение того, как вес корабля влияет на его скорость.

    Анализ литературы – метод, который предполагает изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования проектной работы, является основным методом, применяемым для подготовки теоретической части работы.

    Аналогия – метод исследования, подразумевающий поиск сходств явлений или предметов по определенному перечню признаков. Например, поиск сходств у автомобилей, произведенных в разных странах.

    Исторический метод – изучение какого-либо события в хронологическом порядке, определение этапов развития или создания чего-либо в определенный промежуток времени.

    Классификация – часто используемый в проектных работах метод исследования, который предполагает деление (классификацию) явления или предмета по определенным свойствам или признакам, данный метод направлен на структурирование информации. Деление явлений или предметов может осуществляться по различным свойствам, например, размер, длина, вес, объём, температура (физические свойства); рок, поп, классика, вокал (жанры музыки); красный, белый, синий, черный (цвета). Классификация может быть проведена по различным признакам, которые поддаются сравнению.

    Конкретизация – метод исследования, который предполагает полное и детальное исследование явления, объекта или предмета в реально существующих условиях. Например, изучение влияния загрязнения атмосферы на лишайники.

    Моделирование – при использовании этого метода исследования объект, предмет или явление, которое подвергается исследованию, должно существовать в реальности и быть перенесено в созданную модель. Например, моделирование каких-либо процессов происходящих в природе.

    Обобщение – метод, в котором вывод о существующих явлениях или предметах делается на основании большого количества отдельных свойств или признаков.

    Существует 2 вида обобщения:

    • эмпирическое (индуктивное) – общие свойства и характеристики явления или предмета строятся путем анализа конкретных характеристик и свойств;
    • аналитическое – изучение различных мнений по одной и той же теме или вопросу без использования конкретных опытов (без применения эмпирической действительности).

    Синтез – метод исследования, который объединяет разрозненные признаки и свойства в единый объект для изучения.

    Формализация – метод, предполагающий передачу сущности объекта (явления) или его структуры путем использования символов, формул, математических схем.

    Эмпирическими методами являются:

    Для понимания, какие методы относятся к практическим, рассмотрим каждый из них подробно:

    Анализ нормативно-правовой базы – метод исследования, который подразумевает исследование нормативных актов стран(ы), области, республики, ведомств и министерств, также может быть проведено исследование законов, указов, постановлений и т.д. по определённой тематике. Например, исследование нормативных актов, в которых закреплены права и ответственность несовершеннолетних.

    Анкетирование в отличии от опроса всегда проводится в письменном виде, то есть подготавливаются анкетиные листы которые раздаются участникам анкетирования.

    Опрос – метод предполагающий проведение опроса в качестве практической части работы, в отличии от анкетирования данный метод исследования может предполагать усный опрос респондентов, то есть если для того чтобы узнать мнение респондентов им не раздавались анкетные листы – это опрос.

    Использование опроса и анкетирования в проектной работе позволяет узнать мнение большого количества людей, что в свою очередь получить более точные и полные данные, поэтому чем больше людей участвовало в опросе или анкетировании тем точнее данные.

    Беседа – метод исследования который подразумевает проведение беседы с одним или несколькими людьми обладающими ценной информацией или знаниями в определенной области, о каком-либо событии, памятной дате и т.д. то есть о предмете исследования проектной работы.

    Не следует путать беседу и интервьюирование – это разные методы исследования.

    Интервьюирование – данный метод так же как и беседа предполагает проведение разговора с одним или несколькими людьми, при этом данный метод исследования отличается от беседы подготовленными заранее вопросами, регламентированным и структурированным ходом проведения.

    Измерение – является одним из наиболее точных и эффективных методов исследования, который предполагает фиксацию физических параметров (длина, масса, объем, скорость и так далее) объекта исследования проектной работы, полученные данные при использовании данного метода фиксируются с помощью числовых значений. Например, измерение влияния высоты на температуру и скорость ветра.

    Математический – метод исследования, подразумевающий проведение математических вычислений, так примером математического метода является подсчёт количества анкетируемых, примеры решения математических задач и иные вычисления которые проводятся при выполнении работы.

    Наблюдение – метод исследования, который подразумевает наблюдение за объектом исследования и дальнейшее фиксирование изменений происходящих с ним, реакциях, а также изменение свойств или положения в пространстве. Наблюдение является одним из ключевых методов исследования ведь в его основе находится сбор данных о свойствах и отношениях объекта исследования проектной работы. Например, наблюдение за изменениями происходящими с окружающей средой.

    Описание – данный метод схож с наблюдением, описание, как метод исследования подразумевает кроме фиксирования являения и его поведения, также признаки, внешний вид, характерныйе черты объекта исследования проектной работы. Например, описание какого-либо человека, составление его биографии.

    Практическое моделирование – часто применяемый при выполнении различных работ в том числе и проектных метод исследования, который предполагает создание уменьшенной копии объекта исследования для ее детального изучения.

    Практическое моделирование, как метод исследования подразделяется на:

    • предметное – создание модели отдельной части или элемента объекта исследования;
    • схематичное – выполнение модели объекта исследования в виде рисунка или схемы;
    • имитационное - изучаемый объект исследования замещается имитирующим его объектом, с данным объектом в дальнейшем проводят различные исследования;
    • воображаемое – при таком моделировании модель объекта исследования существует лишь в воображении автора работы.

    Не зависимо от того, как именно была создана модель объекта исследования во введении указывается лишь основной метод – практическое моделирование.

    Примером моделирования может выступать разработка новой конструкции какой-либо техники, здания, сооружения и прочее.

    Сравнение – является одним из часто используемых методов при выполнении различных работ в том числе и проектной, данный метод применяется для сравнения (сопоставления) свойств, признаков и различных характеристик объектов исследования. Например, сравнение состава различных газированных напитков.

    Статистический – метод исследования, характеризующийся использованием статистических данных, а также их анализ и сравнение. Например, анализ численности населения Российской Федерации, исследование преступности среди несовершеннолетних и т.д.

    При этом следует помнить, что для анализа статистических данных следует использовать официальные данные, которые можно найти на официальных сайтах организаций, министерств, ведомств. Основным ресурсом со статистическими данными по Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики.

    Тестирование – метод исследования, подразумевающий проведение испытаний или проверок, в зависимости от направления тестированию может подвергаться почти любой объект, который подвергается исследованию.

    Рассмотрим варианты тестирования в зависимости от предметной области выполнения работы:

    • психология – тестирования психологических качеств и состояний индивида;
    • информатика – тестирование комплектующих компьютера;
    • химия – тестирование качества воды и т.д.

    Экономический – метод исследования, который предполагает проведение финансовых расчётов, так финансовый анализ деятельности компании является примером применения экономического метода, также к этому методу можно отнести расчёт затрат реализацию предложенных мероприятий и любой другой расчёт, связанный с финансами.

    Эксперимент – метод исследования, который предполагает наблюдение явления в определённых условиях, при этом важным условием эксперимента является его повторяемость. Проведение опыта также относится к эксперименту в том случае, если целью проведения опыта выступает проверка положений, выдвинутых в гипотезе исследования (её подтверждение или опровержение). При выполнении опытов важным является возможность повторить опыт и получить один и тот же результат.

    Наибольшее количество частных методов исследования применяется в следующих дисциплинах:

    • педагогика/психология;
    • медицина;
    • филология;
    • экономика.

    Частные методы исследования используются при подготовке практической части проектной работы.

    Схематичное представление методов исследования

    Как написать методы исследования во введении проектной работе

    После того как были выбраны используемые в ход выполнения проектной работы методы исследования, их необходимо указать во введении, для этого можно использовать одну из следующих словесных конструкций:

    1. Для написания проектной работы (указать свой тип проекта) были использованы следующие методы исследования: указываются использованные методы.
    2. Методы исследования: перечисляются использованные методы.
    3. В исследовании были использованы следующие методы: указываются использованные методы.
    4. В работе были использованы следующие методы исследования: указать методы исследования.
    5. Методологическую базу проектной работы (указать тип работы) составили следующие методы исследования: указать методы исследования.
    6. В основу проектной работы (указать тип работы) легли положения (указать методы исследования) методологии.
    7. Методологическая база исследования: указать методы исследования.
    8. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы: указать используемые методы.
    9. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как указать используемые методы.
    10. Методологическая основа исследования состояла в применении указать используемые методы.
    11. Цели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования перечислить используемые методы.
    12. При проведении исследования применялись следующие методы: указать используемые методы.

    Методы исследования могут быть перечислены как в строчку, так и каждый метод на отдельной строке в виде нумерованного или маркированного списка.

    Читайте также: