Почему подростковый возраст называют сенситивным обж 11 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Уровень социально-экономического развития общества, определяемый мощностью производительных сил и характером производственных отношений, технической вооруженностью и профессиональной подготовкой работающих, во многом зависит и от состояния здоровья населения, уровня развития здравоохранения. Поэтому в новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом КПСС, особое внимание уделено мерам по дальнейшему укреплению здоровья советских людей.

Поскольку конечной целью социалистической экономики является благо и здоровье каждого человека, приоритетное значение в общественной инфраструктуре должны занять профилактика заболеваний, укрепление здоровья населения, обеспечение расширенного воспроизводства здоровых поколений. При этом необходимо иметь в виду, что здоровье новых поколений сегодня в большей степени определяется здоровьем родителей, а также производственно-профессиональными, психосоциальными, медицинскими, экологическими факторами жизни людей. Поэтому приоритет в разработке мер по укреплению здоровья населения должен быть отдан как объективным факторам — обеспечению физического, духовного развития, социального благополучия, так и субъективным — образу жизни, включающему в качестве одного из основных компонентов демографическое поведение.

Здоровье и демографические процессы тесно связаны. В процессе смены поколений, или, по демографической терминологии, в процессе воспроизводства населения, наряду с рождаемостью важнейшую роль играет смертность. В прошлом при относительно стабильном уровне рождаемости смертность являлась основным регулирующим фактором изменения численности населения.

Достоверные данные об уровне смертности в далеком прошлом отсутствуют, однако косвенным путем установлено, что во все времена до XVIII века на разных континентах и в разных странах смертность была очень высокой, а средняя продолжительность жизни — весьма короткой.

Таблицы смертности для древней Греции, составленные по надгробным надписям, свидетельствуют, что в IV веке до н. э. средняя продолжительность жизни в разных странах варьировала от 20 до 40 лет. Стабильно высокая смертность (40—50 на 1000 населения) возрастала в несколько раз в период вспышек эпидемий (чумы, холеры) и неурожайных лет, вызывавших голод. Имеются сведения, что привилегированные группы населения в среднем жили дольше и смертность среди них была ниже, чем среди большинства населения. Вначале успехами в борьбе со смертностью могли воспользоваться немногие. Но с течением времени снижение смертности стало охватывать все более широкие слои населения. Продолжительность жизни для населения в целом, родившегося около 1846 г. в Англии и Уэльсе, составила 42,6 года, а для людей, родившихся около 1876 г.,— 48,5 года. Такая же продолжительность жизни была характерна для аристократии соответственно около 1752 и 1793 гг. рождения. Это показывает, что разрыв во времени между достижением определенного уровня продолжительности жизни наивысшим социальным классом и населением в целом составляет около полустолетия.

С середины XIX века показатели смертности начинают радикально изменяться в сторону снижения. Этот процесс вначале охватил лишь ряд западноевропейских, преимущественно скандинавских, стран и затем постепенно распространился на все страны Европы и Северной Америки. Для большинства ныне развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки высокая смертность оставалась типичной вплоть до XX века.

В конце XIX века смертность в основных европейских странах хотя и была ниже, чем в предыдущие века, но все-таки оставалась достаточно высокой — 20—28 умерших на 1000 населения. Только в начале XX века смертность в этих странах стала довольно быстро снижаться и перед второй мировой войной достигла относительно невысокого уровня.

На протяжении 50-х годов текущего столетия благодаря крупным достижениям здравоохранения и медицины произошли резкие сдвиги в уровне смертности. Радикально снизилась смертность в возрасте до 1 года за счет устранения многих экзогенных причин (последствий бронхита, пневмонии и заболеваний дыхательных путей).

Странам Европы понадобилось три четверти XIX века, чтобы добиться такого же снижения смертности, какого добились развивающиеся страны за 20 лет. Например, чтобы снизить коэффициент смертности в Швеции с 25,8 (1811 — 1820 гг.) до 16,9 на 1000 населения (1881 — 1890 гг.), потребовалось 70 лет. Некоторые развивающиеся страны достигли таких темпов снижения во второй половине XX века примерно за 2 десятилетия.

Дальнейшее увеличение продолжительности жизни людей и их творческой трудоспособности — одна из высших целей социалистического государства. Успехи СССР в этой области общеизвестны: гражданам России, родившимся в 1896—1897 гг., предстояло прожить в среднем 32 года, а родившимся сегодня предстоит прожить более чем вдвое — 70 лет. Таков итог улучшения условий труда, быта, отдыха, питания миллионов, бурного развития медицинской науки, достижений здравоохранения.

О средней продолжительности жизни много говорят, много пишут, тем не менее довольно часто при этом наблюдается путаница понятий. Наиболее распространенная ошибка — отождествление средней продолжительности жизни со средним возрастом живущих. Полезно напомнить, что первый термин подразумевает определенный статистический показатель, исчисляемый по сложным формулам с применением законов теории вероятности. Основой для исчисления служат данные о численности каждой из возрастных групп населения и о фактическом числе умерших в тех же группах. Затем конструируется определенная математическая модель, которая позволяет определить искомую статистическую величину. Характеристика средней продолжительности жизни становится, таким образом, вполне объективной.

Показатель средней продолжительности жизни во всех возрастах хотя и увеличивается, но неодинаково, причем данный критерий может оказаться справедливым лишь при том обязательном условии, что на протяжении всей будущей жизни поколений развитие науки, техники, здравоохранения сохранится на уровне, существовавшем в момент расчета. Поскольку мы являемся свидетелями научно-технического прогресса, можно с уверенностью сказать, что наши дети, внуки и правнуки наверняка будут в среднем жить дольше. Но это произойдет не автоматически, а потребует максимальных усилий.

Демографические процессы и здоровье тесно переплетаются с политикой. Борьба за увеличение продолжительности жизни — это одновременно борьба за сохранение мира и самой жизни на нашей планете.

Первостепенное значение приобретают прогрессивные социально-экономические преобразования в обществе.

В ряде развивающихся стран показатель средней продолжительности жизни за 3 последних десятилетия более чем удвоился. Например, в Индии в 1931 г. средняя продолжительность жизни едва достигала 23 лет, а сегодня этот показатель составляет 56 лет. Пример Индии подтверждает: все человечество кровно заинтересовано в социальном и культурном прогрессе. И разве не служит уроком совести тем, кто наращивает гонку вооружений, тот факт, что примерно 2/3 населения нашей планеты живут пока вдвое меньше, чем люди в экономически развитых странах!

С другой стороны, здоровье миллионов мужчин серьезно подорвано войнами, а многих тысяч других — неумеренным употреблением алкогольных напитков и курением. Мужчины чаще страдают от травматизма и иных неблагоприятных производственных факторов.

Сложившаяся к настоящему времени демографическая ситуация в СССР характеризуется значительной дифференциацией рождаемости по регионам. Наряду с республиками, имеющими высокий уровень рождаемости и естественный прирост населения, имеется целый ряд республик с низкими показателями рождаемости и естественного прироста. К ним относятся РСФСР, Украина, прибалтийские республики.

Характер воспроизводства населения в настоящее время определяется в основном уровнем рождаемости. Именно поэтому партией и правительством поставлена задача разработки эффективной демографической политики для позитивного решения обострившихся за последнее время проблем здравоохранения.

Улучшение демографической ситуации — проблема, требующая системного подхода. В ее решении немаловажную роль призвано сыграть здравоохранение.

Взаимосвязь здравоохранения с демографическими процессами имеет характер обратной связи: не только течение демографических процессов

влияет на здравоохранение и во многом определяет его политику и стратегию, но сама тактика и стратегия здравоохранения в свою очередь оказывают значительное влияние на характер демографических процессов. В этом смысле усилия со стороны медиков могут и должны стать существенным элементом в социальном управлении демографическими процессами, в проведении комплексной активной демографической политики.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим.

От сверстников не отгораживаются, даже стремятся к ним, но в выборе приятелей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерскую роль, чувствуя себя за его спиной увереннее.

Сексуальное влечение усиливает застенчивость и чувство собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации призна­ния в любви могут быть столь неожиданными и решительными, что пугают и отталкивают того, кому адресованы. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей никчемности, при этом могут возникнуть суицидные намерения.

Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. К спиртным напиткам нередко имеется крайне отрица­тельное отношение. В алкогольном опьянении вместо эйфории могут обостряться депрессивные переживания. Сенситивные юноши обычно не курят.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Предпочитают от­малчиваться, чем сказать неправду.

Ударом по слабому звену обычно служит ситуация, когда сенситивный подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаго­видных поступках, когда на репутацию подростка падает тень или он подвергается несправедливым публичным обвинениям.

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффек­тивных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий, а также эндореактивных психозов — пубертатной анорексии и подростковой дисморфомании. По-видимому, именно сенситивная акцентуация сопряжена с повышенным риском заболевания прогредиентной шизофренией.

В физическом развитии признаки нерезкого гипогенитального инфантилизма.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован сенситивный тип с чертами эмоциональной лабильности. Склонности к алкоголизации и делинквентности не установлено, реакция эмансипации не выражена. Самооценка — удовлетворительная: по шкале субъективной оценки отмечены сенситивные, лабильные и конформные черты, отвергаются черты неустойчивые.

Заключение. Психически здоров. Явная акцентуация по сенситивному типу.

Катамнез. Собран через год. Продолжает работу. Намерен жениться на девушке, к которой остается очень привязан.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Каткина Надежда Николаевна

Конспект урока по ОБЖ

Демография современной России

Сущность компетентностного подхода на уроках обществознания:

- развитие у учащихся способности самостоятельно принимать решения на основе полученных данных

- формирование у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

- оценка результатов – анализ уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

- умение выбирать источники информации, объяснять сущность и причины.

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с проблемами демографии, показать основные тенденции изменения народонаселения в России, основные направления демографической политики государства;

2. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3. Формировать отношение к демографическим проблемам современного общества.

Оборудование : проектор, материалы к дискуссии, схемы.

Тип урока: урок – практикум.

1. Организационный момент.

1. Актуализация знаний.

Учитель : Начнем урок с прослушивания музыкального произведения.

Учитель : Ребята, о чем вы сейчас задумались, прослушав эту песню?

- о семье, в которой есть только один ребенок и то с бабушками и дедушками живет, родителей не видит и хотел бы еще сестрёнку и братишку, т.е. большую семью;

- о численности населения;

Учитель : Ребята, а какая наука изучает численность населения, размещения и состав населения, о закономерностях воспроизводства населения?

Учитель : верно.

Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографическая ситуация начинает привлекать к себе внимание правительства страны, так как очевидны ее неизбежные негативные последствия. Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3 – 4 детей.

Учитель : Ребята, сформулируйте сами тему урока.

Учитель: Замечательно, а что бы вы хотели узнать по этой теме, какие вопросы вас интересуют?

Ответ: есть ли в нашей стране демографический рост или спад, какова рождаемость, смертность, продолжительность жизни, каковы показатели миграции и т.д.

Учитель : Так пусть же эти вопросы, станут целями нашего урока.

Учитель : В листе самооценки поставьте себе 1 балл, в соответствующей строке.

1. Постановка проблемы.

Учитель: Начнем с разминки.

Учитель . Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты.

Учитель: Ребята, вы можете сразу ответить на этот вопрос?

Ответ: трудно сразу ответить на этот вопрос, но думаем демографический спад. Россия словно замерла.

Учитель : Тогда обозначим этот вопрос, как главный вопрос урока.

Проблема урока. В современной России демографический спад или рост?

Учитель : оцените себя в листке самооценки поставьте 1 балл. За оригинальные ответы вы еще будите получать дополнительный жетон равный 1 баллу.

1. Поиск новых знаний.

Учитель: У вас на листочках есть вопросы Что знаете по теме? Что умеете? Что хотели бы узнать? Запишите свой ответ.

Работа в группах.

1 гр. – продолжительность жизни.

2 гр. – рождаемость.

3гр. – смертность, статистика абортов, самоубийства.

Учитель: Ребята, справочная информация, работая с текстом, теоретические сведения обозначьте + я знаю, галочка новое, ? - трудно.

Рабочий материал для 1 группы.

Продолжительность жизни.

Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57 лет для мужчин и 72 года для женщин. К примеру, для США, Канады, Франции, Германии и других развитых стран мира этот показатель равен соответственно 73-80 годам. А для Японии - 76 и 82. Таким образом, российские мужчины сегодня живут в среднем на 16, а женщины - на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов - 15 лет. Такого нет нигде.

"Нью-Йорк Таймс" пишет, что Россия стала первой промышленно развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в подобных условиях.

По данным статистики России, средней продолжительности жизни в 66.05 лет оказались на 129 месте в мире. Больше чем в России среди стран СНГ живут в Азербайджане - 66.3 лет, Казахстане - 67.35 лет, Украине - 68.1 лет, Туркмении - 68.35 лет, Киргизии - 68.9 лет, Беларуси - 70.2 лет, Армении - 72.4 года, Грузия - 76.55 лет.

Что касается мира, то явными лидерами по продолжительности жизни в 2013 году являются Япония, Сингапур и Франция, 82.15, 82 и 81 год соответственно, а аутсайдерами - страны Африки, где продолжаются военные конфликты, Замбия, Ангола и Свазиленд - 39.5, 37, 65 и 32,2 года соответственно.

Вопросы для 1 группы.

1. Какова средняя продолжительность жизни сегодня в России?

2. Сравните данные показатели с показателями других стран.

3. Какую особенность имеет этот процесс?

4. В чем вы видите причины данного тревожного явления? Сформулируйте демографическую проблему, запишите в ФИШБОУН.

5. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?

Учитель : оцените себя в листке самооценки поставьте 1 балл. За оригинальные ответы вы еще будите получать дополнительный жетон равный 1 баллу.

Вопросы для 2 группы.

1. Назовите отличия традиционного репродуктивного поведения от современного.

2. Чем вызваны подобные изменения?

3. Охарактеризуйте показатели рождаемости в современной России.

4. Какие тенденции устойчиво прослеживаются в данном направлении?

5. Сравните уровень рождаемости в городской и сельской местности. Проанализируйте результаты исследования.

6. Назовите прогнозы уровня рождаемости в России.

7. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?

Учитель : оцените себя в листке самооценки поставьте 1 балл. За оригинальные ответы вы еще будите получать дополнительный жетон равный 1 баллу.

Рабочий материал для 3 группы.

Смертность, статистика абортов, самоубийства.

По данным на 1993 год смертность в России составила 16,6 умерших на 1000 человек. Для сравнения, в США - 9,0 человек на 1000.

Основными причинами смерти в наши дни являются болезни так называемого эндогенного типа, то есть связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма. Поэтому увеличение в общей численности населения доли лиц старших возрастов ведет к росту общего числа умерших, а значит и общих коэффициентов смертности. Эта тенденция наблюдалась и в прошлом. Например, с 1939 года по 1970 год доля лиц в возрасте 57 лет и старше возросла с 6,8% до 11,8%.

Если в 1973 году на долю умерших от заболеваний систем кровообращения приходилось 49,5% всех смертей, то в 1985 году - 53,4%. Этот показатель остается прежним и в 1995 году. От рака в 1995 году умерло 17,5%, погибло в результате несчастных случаев 16%.

Пугает статистика и младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6 смертей на 1000 новорождённых и детей до 1 года. Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8.

В современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире, что говорит о значительно худшем состоянии отечественного медицинского сервиса, а также здоровья родителей.

Тенденции заболеваемости и смертности в ближайшем будущем во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения, что довольно проблематично, в связи с эмиграцией научных специалистов из России.

Статистика абортов.

Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83. На Западе: Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8.

Этот список можно продолжить, что не изменит сути: среди стран Западной Европы мы остаемся безусловными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв остальных просто потрясающ. Примечательно, что если двигаться по карте Европы с Запада на Восток количество абортов возрастает: в Венгрии - 35,6; в Югославии - 38,6; в Болгарии - 67,2.

Аборты - одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении десяти лет наша страна находится в условиях социально- экономического кризиса, что и является причиной такого демографического явления, как аборты. В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, так как этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребенка.

Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье людей. Ведь за последние несколько лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми.

Самоубийства.

На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств. С 1992 года по 1995 год количество самоубийств заметно возросло с 46125 до 61000 соответственно. Затем в период с 1995 года по 1996 год их количество несколько снизилось. Резкое увеличение числа самоубийств в период с 1992 года по 1995 год объясняется кризисным состоянием экономики страны и падением производства, а так же резким ухудшением социально-экономического условий в Российской Федерации. Заметим, что Россия находится в первой десятке стран с наивысшим процентом самоубийств.

Также высок процент криминальных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже приближаемся к США лидерам в этой области.

Убийства как раз во многом отрицательно влияют на социальное состояние России.

Вопросы для 3 группы.

1. Каковы данные статистики об уровне смертности, о числе абортов, о случаях суицида в России?

2. Сравните эти цифры с показателями в других странах.

3. Назовите причины смертности?

4. Прогноз современных демографов относительно уровня смертности.

5. В чем опасность абортов?

6. Почему цифры столь велики?

7. Причины, по которым люди расстаются с жизнью?

8. Почему, на ваш взгляд, столь высок процент самоубийств среди молодежи?

9. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?

Учитель : оцените себя в листке самооценки поставьте 1 балл. За оригинальные ответы вы еще будите получать дополнительный жетон равный 1 баллу.

Рабочий материал для 4 группы.

Миграция - перемещение населения. Большие её объемы наблюдались в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1941-1942 годы из районов, которым угрожала оккупация, было эвакуировано 25 миллионов человек.

В последние годы потоками перемещения населения была миграция из села в город. Так, за счет миграции из сельской местности в города с 1970 по 1983 год численность сельского населения сократилась со 105,7 до 96 миллионов человек (или на 8,9%), а доля сельского населения в общей численности населения страны уменьшилась с 44 до 35%. Эта тенденция активно продолжается и в наши дни.

Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост подвижности населения является важным фактором развития общества, способствует повышению культурного и общественного уровня людей. Без миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока и т.д.

Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно-половых диспропорций, к нехватке молодежи на селе, что затрудняет развитие сельского хозяйства, быстрейшее освоение новой техники.

Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и старению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы.

Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема "приживаемости" новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери.

В последние годы в России резко усилился процесс ещё одного вида миграции - интеллектуальной, или, как его еще называют "утечки умов". Его масштабы во многом угрожают существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызывают многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом. К тому же такая миграция есть ощутимый урон в финансовом плане для государства. Ведь по приблизительным оценкам на подготовку одного квалифицированного специалиста, которые и уезжают в первую очередь за рубеж, государство затрачивает около 300 000 долларов (средства немалые и должные быть по меньшей мере возвращены стране).

Важнейшим условием обвального потока "утечки умов" стало резкое увеличение открытости вначале советского, а затем российского государства, создание законодательной базы для прозрачности границ.

Факторами данного вида миграции стали, прежде всего, глубокий социально-экономический кризис в стране, снижение до недавнего времени приоритетности науки.

Причина же этого вида миграции - невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивая творческий рост.

Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой квалификации из России в принципе известны. Экономический кризис имел своим следствием резкое снижение государственного финансирования научных исследований. Науке до сих пор не находилось места среди государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы функционирования осуществляется в силу объективных причин с большим трудом.

Важная причина интеллектуальной эмиграции - инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных исследований.

Высока и этническая эмиграция научных сотрудников - 35 тысяч человек за последние годы, что составляет около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 1995 год. При этом систему Российской Академии наук покинули 17% научных работников. Однако дело не только в количественном соотношении. Из отечественной науки ушли просто инициативные и талантливые люди.

За последние годы 42% этнической эмиграции шло в Германию, 41% - в Израиль. Имеются все основания полагать, что этот поток не самый большой по масштабам: в течение последних лет ежегодно выезжает около 100 -120 тысяч человек. Желающих, конечно много, но страны-реципиенты сдерживают и растягивают во времени их приток, производя при этом их селекцию. Однако надо учитывать, что доля лиц с высшим образованием среди выезжающих по этому каналу почти в 20 раз выше, чем по России в целом. К 2000 году страну покинуло около 1,5 миллионов ученых и специалистов.

В последние годы все большее развитие получает процесс "бизнес эмиграции" из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, закупают недвижимость и занимаются бизнесом в развитых странах. Общий ежегодный вывоз валюты из страны превышает 20 миллиардов долларов. Эти деньги невозможно возвратить в Россию.

Надо обратить внимание на то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников (по отдельным данным их численность превышает 1миллион человек). России, таким образом, снижает свой интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого потенциала.

В целом можно констатировать, что проблема "утечки умов", сохранения национального, интеллектуального достояния - одна из важнейших, стоящих не только перед российской наукой, но и перед российским обществом в целом. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее страны.

Вопросы для 4 группы.

1. Что такое миграция?

2. Проанализируйте процесс миграции из сельской местности в городскую. Какие последствия имели эти процессы?

3. Куда выезжают иммигранты? Почему?

4. Охарактеризуйте процесс бизнес-эмиграции из России.

5. К каким последствиям это приводит?

6. Какие конкретные меры можно и нужно предпринимать для решения данной проблемы?

Учитель : Итак, подведем итог работы в группах, руководители группы оцените каждого. Максимальное количество баллов 5.

1. Практическое задание.

Учитель : Представим на секунду, что мы с вами стали демографами. Проведем социологический опрос в вашем классе. И сделаем прогноз на будущее о демографической ситуации в России.



Говорят, что подростковый возраст — самый трудный возраст ребенка, поскольку в это время происходит сильнейшее развитие организма: переход от детства к взрослому состоянию. Но подростки испытывают изменения не только в физиологическом плане, в этом возрасте дети пытаются найти себя, свой путь в жизни, свое место в жизни и социальной лестнице. Задача взрослых, родителей и педагогов, помочь ребенку пройти этот путь достойно и стать полноценным человеком и членом общества.

Кто такие подростки?

Подросток — юноша или девушка в возрасте от 12 до 17 лет, у которого происходят физиологические изменения в организме. Этот возраст также называется переходным: у девочек начинаются первые менструации, у мальчиков — рост волос на лице и теле, первые поллюции. В связи с формированием половых признаков и функций в этом возрасте дети очень заинтересованы противоположным полом и стремятся в построению общения с ним.

Особенности подросткового возраста

  • Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более «мужской)
  • Формируется и завершается сексуальная ориентация подростка. Формируются вторичные половые признаки (см. выше). Возрастает интерес к потенциальным партнерам.
  • Трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма.
  • Появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
  • Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни (социальной, политической и т.д.).
  • Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план.
  • Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. В частности, которая приветствует определенные элементы одежды, обороты речи и т.д. При это те, кто не имеют этих признаков, могут быть не приняты в этой группе.
  • Желание принять на себя обязанности и права взрослых.
  • Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т.ч. в волевой сфере.

Основные сложности подросткового возраста

  • Угловатость и неуклюжесть. В связи с поэтапным ростом организма (сначала растут кисти рук и ног, затем конечности и в последнюю очередь — туловище), многие подростки становятся неуклюжими и комплексуют из-за этого.
  • Частая смена настроений и физического состояния, которые возникают в организме в связи с ростом внутренних органов.
  • Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.
  • Обиды, озлобленность, раздраженность (особенно у подростков в тяжелой жизненной ситуации).
  • Напряженные отношения с родителями, избегание общения с ними, отдавая предпочтения сверстникам возникают в случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.
  • Возникновение т.н. подросткового одиночества.

Все мы были подростками и прошли через все трудности. Уверены, что это было возможным, благодаря поддержке родителей, семьи, педагогов, которые могли с пониманием относится к нашим "выходкам". От родителей и педагогов многое зависит: к сожалению, случаев, когда ребенок "ломался", уходил с правильной дороги, ввязывался в плохую компанию и даже совершал самоубийство, немало.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: