Этика и эстетика педагогического труда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая этика –это совокупность форм и правил поведения педагога, включающих этические и нравственные принципы организации педагогического процесса, методы построения взаимоотношений с участниками образовательной деятельности, ориентированной на результат.

Педагогическая этика предполагает наличие у педагога нравственных качеств и нравственных ориентиров поведения, освоения ими основ культурного поведения, навыков конструктивного поведения и умения строить взаимоотношения с детьми разных возрастов и особенностей развития.

Педагогическая этика включает в себя следующие компоненты:

  • Педагогическая культура.
  • Педагогический такт.
  • Нравственные ориентиры.
  • Профессиональная честь педагога.
  • Педагогическая справедливость.
  • Профессиональная квалификация.

Рисунок 1. Профессиональная этика учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данные компоненты не являются единственными в структуре педагогической этики, но они отражают ее сущность и значение в организации педагогической деятельности.

Реализация педагогической этики во взаимоотношениях с учащимися

В ходе своей преподавательской деятельности, педагог осуществляет взаимодействие с учащимися. Он строит с ними взаимоотношения, ориентированные на всесторонне развитие учащегося.

Педагог выступает примером для подражания ребенка. Конечно, родители остаются главными примерами, но педагог занимает не менее важное место в процессе познания ребенком окружающего мира, демонстрации его устройства и отношений с ним на собственном примере.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы установить с учащимися положительные взаимоотношения, педагогу необходимо:

  1. Проявлять такт в общении. Недопустимо оскорблять учащегося, принижать его достоинство;
  2. Соблюдать правила культурного общения;
  3. Основывать свое общение на этических нормах;
  4. Не предъявлять к ребенку повышенных требований;
  5. Не повышать голос на ребенка;
  6. Исключать грубую лексику;
  7. Проявлять уважение к личности учащегося.

Все эти направления и составляют понятие педагогической этики. Их соблюдение необходимо для реализации своих педагогических навыков, применения педагогического мастерства в работе.

Педагогу необходимо выработать для себя конкретный стиль общения и построения взаимоотношений с учащимися. Он позволит сформировать авторитет в глазах детей и создать благоприятную атмосферу для обучения, познания и развития учащихся, а также выполнения педагогом своих профессиональных функций.

Педагог должен стать детям наставником и другом. Нельзя допускать взрыва эмоций и действовать, руководствуясь разумом, а не чувствами.

Рисунок 2. Этический кодекс педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все требования педагога должны быть реальными и выполнимыми для учащихся. Выражать их необходимо тактично и сдержанно. Нельзя включать эмоциональный компонент в требование. Кроме того, манера выражения требования должна быть дружелюбной и притягательной для ребенка. Это активизирует его заинтересованность в выполнении данного требования.

Профессиональная этика учителя реализуется по следующим направлениям:

  1. Проявление уважения к учащимся.
  2. Проявление любви к учащимся. Она отражает способность педагога проявлять заинтересованность тревогами и потребностями учащихся, желанием прийти на помощь и оказать поддержку в сложных ситуациях.
  3. Предоставление учащимся права на незнание. Педагог не должен выбирать любимчиков по уровню их успеваемости. Каждый учащийся личность, с своими особенностями развития и возможностями познания.
  4. Самоконтроль педагога. Нельзя позволять гневу овладеть сознанием педагога. Необходимо проявлять терпимость к ошибкам детей, независимо от того, сделаны они сознательно или нет. Также, нельзя проявлять ненависть к учащимся, даже если ребенок неприятен педагогу по каким-то причинам.

Этика делового общения педагога

Этика делового общения проявляется во взаимоотношениях педагога с:

  • Руководством образовательного учреждения.
  • Другими педагогами.
  • Социальной сферой – другими социальными институтами и гражданами.

Этика делового общения является важным составным компонентом профессиональной этики педагога. Она необходимо для построения продуктивных профессиональных взаимоотношений педагога с другими участниками образовательной деятельности и иными заинтересованными лицами.

Этика делового общения включает в себя ряд правил построения профессиональных взаимоотношений в образовательной сфере. К ним относятся:

  1. Мораль не имеет абсолютной истины, а среди людей не существует судей, способных порицать этическое поведение другого. Предполагается, что нельзя судить ошибки другого человека (например, коллеги по работе), а к себе требуется предъявлять повышенные требования и претензии.
  2. Отношение других к нам, их общение и этическое взаимодействие полностью зависит от нас и нашего поведения.
  3. Построение этических отношений необходимо начинать с себя.
  4. Нельзя предъявлять к другим повышенные требования и ожидать большего т.е. если человек не способен на нравственный поступок, то надеяться на его совершение не стоит.
  5. Отношение к подчиненным должно основываться на собственном желании отношения к себя руководства.
  6. Отношение к руководству должно быть таким, каким вы видите и желаете отношение к себе подчиненных.
  7. Не давать невыполнимых обещаний.
  8. Несение ответственности за свою работу.
  9. Разграничение работы и личной жизни т.е. нужно отделять рабочие отношения от личных, даже если вы работаете с друзьями, родными и иными близкими людьми.
  10. Разграничение прав и свобод всех участников образовательной деятельности.

Соблюдение данных правил позволяет сформировать продуктивную систему взаимоотношений между педагогом и иными участниками образовательного пространства.

Чтобы соблюдать профессиональную этику во взаимоотношениях с учащимися и родителями, руководством и внешними институтами, педагогу необходимо непрерывно развиваться и совершенствоваться, повышать уровень своего профессионального мастерства, самообучаться и применять творческий подход к своей работе.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15.08.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”.

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль.

Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

– деловой тон общения;

– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный “барометр” учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

“Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” (“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”)

Эстетика педагогической деятельности, прежде всего, проявляется в эстетизации предметной среды дошкольных и внешкольных детских учреждений, средней и высшей школы, в красоте и культуре внешнего и внутреннего облика педагога. Это важный фактор формирования эстетической культуры подрастающего поколения и педагогических кадров.

Эстетическая форма и эстетическое содержание, их единство и многообразие ярко и углубленно проявляются во всех профессиональных областях деятельности педагога: в проектировочной, конструктивной, организаторской и коммуникативной. Последовательно и взаимосвязано эстетическое следует внедрять в названные виды деятельности.

Эстетика воспитательного процесса проявляется на трех уровнях, из которых первый уровень - эстетика личного примера воспитателя, второй – эстетика собственно воспитательного процесса и третий – эстетика результата воспитательного процесса. Эта эстетическая триада воплощает гармонию и целостность, единство многообразия прекрасного и возвышенного в педагогике, в особенности в педагогической деятельности. Эстетика воспитательного процесса проявляет себя в гуманной педагогике, наполненной любовью к детям, трепетным к ним отношением и осознанием своей миссии обеспечить им благополучное детство и плодотворное становление. Авторитарная педагогика и либерально-попустительская педагогика, основанные на субъектно-объектных отношениях, по своей природе антиэстетичны.

В педагогическом красноречии наибольшее проявление эстетического. Педагогическая деятельность – это процессуальный вид деятельности, основанный на устной речи, в особенности монологической. Эстетическое здесь обнаруживается более всего в точном выборе слова, интонации, жеста, мимики, позы и пр.

Педагогическая профессия по своей природе коммуникативная. Деятельность педагога разворачивается в общении с учениками, воспитанниками и их родителями, с коллегами. Соответственно наиболее явственно педагогическая эстетика проявляется в органическом единстве с педагогической этикой, в педагогическом такте и общении, в стиле поведения и деятельности педагога.

Что нового я узнала….

Учебное занятие – явление не только дидактическое, но и эстетическое. Это педагогическое произведение, в котором в органической совокупности могут функционировать такие художественно-эстетические аспекты, как словесно-художественные, драматические, архитектурные, музыкальные и изобразительные. Качественный уровень проявления этих аспектов в процессе учебного занятия в значительной мере обусловливает его эффективность, наличие полноценного искусства обучения и воспитания.

Эстетика педагогической деятельности, прежде всего, проявляется в эстетизации предметной среды дошкольных и внешкольных детских учреждений, средней и высшей школы, в красоте и культуре внешнего и внутреннего облика педагога. Это важный фактор формирования эстетической культуры подрастающего поколения и педагогических кадров.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon – долг и logos – учение). Как известно, этика (от греч. ethos – нрав, обычай) – наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Вопросы для закрепления материала

1. В чем сущность структуры и содержанияпедагогической деятельности?

2. Что такое контроль?

3. В чем цель педагогического контроля?

4. Охарактеризуйте виды контроля. Назовите методы контроля. Охарактеризуйте формы организации контроля.

5. Какие психологические условия эффективности педагогической деятельности вы знаете?

6. Назовите особенности педагогической коммуникации.

МОДУЛЬ 4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

План

1 Психологические особенности студенческого возраста и их учет в организации процесса воспитания.

2. Особенности социализации современной студенческой молодежи.

3. Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы.

4. Стили педагогического управления.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в нее этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности учителя, в его общении с учениками и коллегами, в отношении его к своему труду, профессии.

Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, к нравственным качествам его личности, определяющим характер профессионального общения и деятельности, закреплен в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – учение о нравственности, морали. Педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого учителя.

Любовь к детям - одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, - самое необходимое качество учителя. Однако, зачастую, любовь к детям воспринимается педагогом очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками. Любовь, как высшее духовное напряжение человека, основана на открытии максимальной ценности другого, на бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии.

Наиболее полное и точное определение любви дано в Библии:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не привозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

Не радуется неправде, а радуется истине.

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Называя качества, которые они более всего ценят в учителе, ученики прежде всего включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела.

Из этого же сосуда любви изливаются и другие лучшие качества учителя: профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность.

Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженностьучителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни.

Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.

Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.

Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в культуре общения его с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя.

Нормы, которые задает педагогическая этика учителю, не должна мешать ему оставаться человеком, понимающим свое несовершенство и не пытающимся воспринимать и подавать себя как учителя-эталона.

Читайте также: