Сравнительный анализ букварей общеобразовательной и специальной школы v вида

Обновлено: 04.07.2024

В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такаими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Младшие школьники с выше перечисленными диагнозами зачисляются в 1 отделение речевой школы, во 2 отделение зачисляются дети, имеющие заикание без общего недоразвития речи.

В системе обучения учащихся 1 и 2 отделения существует общее и специфическое.

Отличия: Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы, и темп обучения приравнивается 1:1. Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе (программа разработана сотрудниками института дефектологии, последняя редакция программы датирована 1987г.). За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то ребенок может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения ребенок может быть переведен в массовую школу.

Сходства: все уроки ведут учителя - логопеды (в младших классах исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); коррекционную работу по устранению речевых нарушений осуществляет учитель, который работает с классом.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте.

В Москве сейчас 5 школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, одна из них специализируется только по заиканию.

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. Оказывается медицинская помощь врачом- психоневрологом. С детьми работают психологи.

В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, а также вводится ставка специалиста по адаптированной физкультуре.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали: Т.П.Бессонова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина,А.В.Ястребова.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. На логопункт зачисляются дети с ФФН, а также дети с дисграфией или дислексией.Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4-5 человек. В течение года через логопункт должно пройти 30-40 человек. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.

Детский сад для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения.

Дети с нарушением речи принимаются в логопедические детские сады, логопедические группы при массовых детских садах, получают помощь на дошкольных логопунктах при массовых детских садах.

- Для детей с общим недоразвитием речи открывают старшую и подготовительную группы. Дети принимаются с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают в группы с 4-х лет на 3 года. Но утвержденных программ для таких групп пока нет.

- Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием открывают либо старшую, либо подготовительную группы, сроком обучения на один год. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа разработана Г.А.Каше, а для старшей- Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.




Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов нет. Разработано положение для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК, не менее 25-30 человек в год. Состав детей подвижный.

В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такаими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Младшие школьники с выше перечисленными диагнозами зачисляются в 1 отделение речевой школы, во 2 отделение зачисляются дети, имеющие заикание без общего недоразвития речи.

В системе обучения учащихся 1 и 2 отделения существует общее и специфическое.

Отличия: Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы, и темп обучения приравнивается 1:1. Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе (программа разработана сотрудниками института дефектологии, последняя редакция программы датирована 1987г.). За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то ребенок может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения ребенок может быть переведен в массовую школу.

Сходства: все уроки ведут учителя - логопеды (в младших классах исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); коррекционную работу по устранению речевых нарушений осуществляет учитель, который работает с классом.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте.

В Москве сейчас 5 школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, одна из них специализируется только по заиканию.

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. Оказывается медицинская помощь врачом- психоневрологом. С детьми работают психологи.

В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, а также вводится ставка специалиста по адаптированной физкультуре.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали: Т.П.Бессонова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина,А.В.Ястребова.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. На логопункт зачисляются дети с ФФН, а также дети с дисграфией или дислексией.Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4-5 человек. В течение года через логопункт должно пройти 30-40 человек. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.

Детский сад для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения.

Дети с нарушением речи принимаются в логопедические детские сады, логопедические группы при массовых детских садах, получают помощь на дошкольных логопунктах при массовых детских садах.

- Для детей с общим недоразвитием речи открывают старшую и подготовительную группы. Дети принимаются с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают в группы с 4-х лет на 3 года. Но утвержденных программ для таких групп пока нет.

- Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием открывают либо старшую, либо подготовительную группы, сроком обучения на один год. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа разработана Г.А.Каше, а для старшей- Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов нет. Разработано положение для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК, не менее 25-30 человек в год. Состав детей подвижный.

Задание 1.Сравните программу по обучению грамоте в общеобразовательной и специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Схема анализа программы.

а) Структура программы.

б) Содержание программы (добукварный и букварный период).

в) Количество учебных часов (недельных и годовых).

№№п/п Общеобразовательная школа Специальная школа 5 вида
Этапы изучения букваря Содержание Содержание
1
2
3
4

Задание 2. Сделайте анализ учебника (по выбору студентов) для специальной школы 5 вида.

Примерная схема анализа.

1. Выходные данные.

2. Внешний вид, оформление.

3. Содержание, тематика.

4. Учебно-методический аппарат учебника.

Тема 2. Методика обучения грамоте.

Задание 1.Сравните буквари общеобразовательной и специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Примерная схема анализа.

а) Авторы, выходные данные.

б) Внешний вид, оформление.

в) Содержание добукварного периода.

г) Содержание букварного периода (порядок изучение звуков и букв, слоговых структур, последовательность введения разных по сложности слов, предложений, текстов).

д) Система работы по изучению нового звука и буквы (по страничке букваря).

е) Анализ одного из текстов (количество предложений, структура предложений, выделите разные по слоговой структуре слова).

"Сравнительный анализ букварей общеобразовательной и специальной школы 5 вида"

Общеобразовательная школа Специальная школа 5 вида
1.Авторы
2.Последовательность изучения алфавита
3.Введение слоговых структур
4.Виды предложений
5.Тексты

Задание 2.Анализ предложенных конспектов уроков

Примерная схема:

1. Тема урока, задачи, их реализация.

3. Структура урока, содержание каждого из этапов урока, его соответствие теме, целям, задачам.

4. Наглядный и раздаточный материал.

5. Методы и приемы работы, эффективность их использования.

6. Коррекционно-практическая направленность работы.

7. Организация дифференцированного и индивидуального подхода на уроке.

8. Активизация познавательной деятельности детей.

9. Соответствие конспекта общедидактическим и методическим требованиям.

10. Оценка деятельности учителя на уроке.

11. Общая оценка урока.

Тема 3. Методика обучения чтению.

Задание 1.Анализ программы по чтению.

Примерная схема анализа.

1. Конспект объяснительной записки.

2. Количество часов.

Задание 2.Тематика и содержание программного материала по годам обучения, виды работ.

Задание 3.Анализ учебника по чтению.

Примерная схема анализа.

1) Авторы, выходные данные.

2) Внешний вид, оформление.

3) Основные принципы отбора материала для учебника чтения.

4) Содержание учебника.

5) Основная тематика, структура отдельных тем, содержательные характеристики материла, коррекционная направленность материала.

6) Методический аппарат учебника.

7) Анализ одного из текстов.

Задание 4.

Календарное и тематическое планирование.

№п/п Содержание Кол.час. Словарь Связная речь Методы и приемы работы

Тема 4. Методика обучения грамматике и правописанию.

Задание 1. Анализ программы по грамматике и правописанию.

Тематика и содержание программного материала по годам обучения.

Специальная школа 5 вида

Задание 2. Анализ учебника по русскому языку.

Примерная схема анализа.

1) Авторы, выходные данные.

2) Внешний вид, оформление.

3) Основные принципы отбора материала для учебника чтения.

4) Содержание учебника.

5) Основная тематика, структура отдельных тем, содержательные характеристики материала, коррекционная направленность материала.

6) Методический аппарат учебника.

Задание 3. Тематическое планирование уроков русского языка.

№№п/п Тематика Кол час. Словарь Связная речь Чистописание Повторение

Задание 4.Составление фрагмента урока (изучение нового материала) грамматики и правописания в начальных классах (класс, тема урока выбирается студентом самостоятельно).

Примерная схема.

1. Повторение пройденного материала.

2. Изучение нового материала:

-наблюдение над языковым материалом

-применение на практике.

3. Требования к подбору языкового материала.

4. Система практических грамматических упражнений.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АЗБУК И БУКВАРЕЙ СЛЕДУЮЩИХ АВТОРОВ: В.Г. ГОРЕЦКИЙ, Р.Н. БУНЕЕВ И Е.В. БУНЕЕВА, Н.В. НЕЧАЕВА, В.В. РЕПКИН, Т.М. АНДРИАНОВА, Л.Е. ЖУРОВА, Н.Г. АГАРКОВА, Л.А. ЕФРОСИНИНА, О.В. ДЖЕЖЕЛЕЙ

АЗБУКА В.Г. ГОРЕЦКОГО

Азбука предназначена для использования в период обучения грамоте, который занимает три четверти. В данном учебнике на это отводится 92 часа.

Методический аппарат представлен огромным многообразием различных моделей (звуковые и слоговые модели слов, предложений), слоговых таблиц; предлагается большой материал для отработки способов чтения – слова и небольшие тексты (слова при этом распределены по столбикам по признаку схожести слоговой структуры по мере её усложнения). Ведь материал, представленный страницами учебника, сопровождается иллюстрациями, что соответствует принципу наглядности и развивает образное мышление школьников.

На одном уроке изучается одна буква.

Стоит отметить, что в целом в азбуке широко представлен материал фольклора: пословицы, поговорки, загадки; а темы текстов касаются самых разных сторон жизни – рассказы о космосе, море, природе, жизни животных, составленные в основном самим автором. Всё это способствует развитию словарного запаса школьника и его культуры речи.

Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических (наблюдение над многозначностью слов, антонимами, синонимами, омонимами, словоизменением м словообразованием) и логических упражнений (обобщение и классификация). Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и связных рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

В данном учебнике впервые вводятся тексты для учеников, уже имеющих читать и знающих все буквы алфавита.

Построение моделей слова сопровождает весь процесс обучения грамоте и имеет место в каждой теме данной учебной книги. Это позволяет более наглядно представить себе то, что обычно ребенок может только слышать, - звуки.

Вывод: особенности этого учебника в том, что буквы даются с учётом принципа частотности в языке, парные по твердости и мягкости согласные изучаются одновременно, дети непременно усваивают слоги-слияния и овладевают плавным слоговым чтением. Учебник рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки – как на читающих учеников, так и на совсем не читающих. Весь материал представлен наглядно и способствует развитию образного мышления, речи, обогащению лексикона и отработке техники чтения.

БУКВАРЬ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ

Букварь является часть УМК по русскому языку по системе традиционного обучения с элементами альтернативного. Предназначен также для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы. Главной целью обучения в данном случае заключается в том, чтобы заложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

На изучение курса в данном случае отводится 207 часов. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы и так далее).

Материал здесь усложняется: знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Здесь же дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами Букваря и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

Тем не менее, стоит отметить, что учебник не адаптирован для учащихся, которые не умеют читать и не знают всех букв алфавита, так как предложения и тексты вводятся сразу параллельно с изучением букв.

С точки зрения развития речи учебник составлен прекрасно: огромное множество текстов (как русских авторов, так и зарубежных), обилие стихотворений, реальных фактов о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и пр., а также вопросов для устного рассуждения, построения диалога, устных зарисовок.

Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют.

Вывод: букварь дает широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает большой выбор текстового материала и значительное количество материала из синтаксиса. Однако такой учебник не подходит учащимся, изначально не умеющим читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другим наглядным материалом.

Букварный период в специальной (коррекционной) школе подразделяется на четыре этапа. На каждом этапе после изучения материала предусматривается время для закрепления пройденного, для дифференциации сходных звуков и букв.

На первом этапе учащиеся усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Кроме изучения звуков и букв, школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, уа), закрытый двухбуквенный слог (ам, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др.

Большинство слогов, которые читаются на первом этапе, фактически совпадают со звукоподражательными словами. Каждое прочитанное слово разбирается по звуковому составу и значению. Для лучшего усвоения значения слова используют различные пособия (натуральные предметы, картины), демонстрацию действий.

Параллельно с усвоением навыков чтения дети учатся писать элементы изучаемых букв, сами буквы, прочитанные и разобранные слоги.

Первые трудности, с которыми сталкиваются учащиеся на данном этапе занятий, связанные со звуковым анализом, ассоциацией звука с буквой, с необходимостью плавно и вместе тем достаточно быстро произносить один звук за другим (ГГ, ГС), соблюдая при чтении правильное направление движения глаз. Особенно сложным оказывается усвоение прямого открытого слога (СГ). При его чтении ученик должен увидеть сразу две буквы, настроить артикуляционный аппарат на уклад гласного и произнести два звука в пределах одного произносительного акта. Преодоление этих трудностей требует длительной работы и ряда специальных приемов.

Знакомству с буквой предшествует большая работа по определению наличия звука в слове, по его выделению, по наблюдению за артикуляцией. После ознакомления с буквой фонетический.анализ обогащается еще одной операцией: первоклассники устанавливают место каждого звука в слове, их последовательность.

Читайте также: