Педагогический проект в начальной школе помоги птицам зимой

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества.

Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание.

Поэтому создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего, т. е., защитить от самих себя. Ребенок должен понять, какую он может оказать помощь в защите окружающей его природы, какие этапы экологического становления он должен пройти, чтобы не навредить, а только помогать в развитии этой красоты. Поэтому с самого начала создания социальных проектов по защите природы мы должны помнить, что экологическое воспитание должно быть знанием с большой буквы пронизанным любовью и гуманизмом.

Данный проект "Помоги птицам зимой" первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические способности, используя межпредметные знания.

  • бережное отношение к природе родного края;
  • экологическая культура обучающихся,
  • творческая самореализация
  • умение работать в команде


Социальный проект "Помоги птицам зимой"

Цель: Формирование гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.

1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах;

2. Развить интерес к проектной деятельности, обучить работе в группе и индивидуально по плану проекта;

3. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации;

4. Развивать творческие способности, трудовые навыки;

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно.

Участники проекта:

Обучающиеся начальной школы с 1 по 4-е классы

Учителя и родители обучающихся начальной школы

Обучающиеся 5 - 8 классов, их классные руководители

Учителя: географии, биологии, технологии, изобразительного искусства.

  • 1 этап - октябрь - ноябрь
  • 2 этап - ноябрь - декабрь
  • 3 этап - декабрь - апрель

Форма работы: внеурочная (очно-заочная)

1 этап октябрь - ноябрь месяцы "Ознакомительный"

Организационный момент проводится в каждом классе, где руководители проекта рассказывают обучающимся о самом проекте и основных его этапах, о планирование и задачах работы на этапах, кто будет принимать участие, и кто будет сотрудничать с классами во время работы над предлагаемыми заданиями.

После знакомства в каждом классе проводятся обучающие уроки, мероприятия по знакомству обучающихся начальной школы с классом птиц, строением и развитием птиц в природе, какие бывают классификации птиц с точки зрения науки, а также идет знакомство с птицами, обитающими на территории Кемеровской области и нашего района.

Основные формы работы:

- рассказ учителя биологии о строении птиц, чем они питаются, а самое главное должны вместе с учащимися установить, что птицы подразделяются на перелетных и зимующих.

- рассказ учителя географии об особенностях климатических изменений на территории нашей области, района. И о местах зимовки зимующих птиц.

- учителя начальной школы организуют экскурсию в городской краеведческий музей, где в экспозиции представлены чучела птиц, обитающих на территории Кемеровской области и нашего района.

- кроме основных форм работы по изучению птиц нашей местности можно использовать конкурсы стихов о птицах, конкурсы загадок о птицах, викторины, игры- викторины и др. (смотри приложение № 1).

2 этап ноябрь - декабрь "Практический"

На этом этапе все участники проекта принимают участие уже в практической деятельности по воплощению раннее изученных теоретических знаний о зимующих птицах.

Этап подразделяется на 2 части:

- конкурс рисунков, плакатов и листовок "Помоги птицам зимой ".

Все классы предоставляют рисунки про зимующих птиц, а также плакаты и листовки, призывающие всех ребят и жителей нашего города помочь птицам, зимующим в нашем городе и на территории школы выжить в зимнее время.

- конкурс кормушек "Суперстоловая для птиц".

Каждый класс представляет на конкурс кормушки, сделанные в классе, где идет совместная деятельность учеников начальной школы с обучающимися среднего звена под руководством учителя технологии, а также принимаются индивидуальные кормушки, от об учащихся начальной школы изготовленные дома с родителями (приложение 2).

3 этап декабрь - апрель Этап защиты

Данный этап проводится в форме общешкольной экологической акции "Помоги птицам зимой" или операция "Кормушка". Все участники проекта выходят на территорию школы и прилегающую улицу и все вместе развешивают кормушки, которые были приготовлены на втором этапе и заполняют их кормом, определяют участки, которые будут закреплены за классами. Ребята будут подкармливать птиц в течение зимы. Часть кормушек развешивается в детском саду, находящемся на территории района, где расположена наша школа. После окончания акции ребята проходят по улицам территории района школы и раздают листовки (приложение 3) с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе.

В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

1. Попова, Т.И. Мир вокруг нас [Текст]: учебное издание / Т.И.Попова - М.: Linka - Press, 1998. - С.187

2. Соловьёв Л.И. Рабочая тетрадь по краеведению для учащихся 6-8 - х классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области. - Кемерово: ООО "СКИФ", 2011. - 72 с. - 2000 экз.

3. Соловьёв Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие/ Л.И.Соловьёв. - Кемерово: ОАО "ИПП "Кузбасс"; ООО "СКИФ", 2006. - 384 с.

4. Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008, - С.36

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический проект : "Помогите птицам зимой"

Составитель проекта: учитель начальной школы Зернина Любовь Николаевна

учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 109" г Перми

Участники проекта : учащиеся 2–х классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 109" г Перми

Сроки реализации проекта: 12 ноября 2015г - 1 апреля 2016г

Тип проекта: познавательно-творческий,индивидуальный, краткосрочный

Актуальность проекта.

Подкармливая птиц, мы решаем несколько экологических проблем:

Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.

Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек.

Временные рамки и этапы реализации проекта

Проект краткосрочный, проводится с 12 ноября- до 01 апреля 2016г.

Этапы работы над проектом:

Первый этап – подготовительный (погружение в проект).

Второй этап – основной (организация деятельности).

Третий этап – итоговый (подведение итогов конкурсов и мероприятий, отчеты о проведенных мероприятиях).

Методы, используемые в проекте

Словесные: беседы, объяснения, пояснения;

Наглядные: рассматривание кормушек, иллюстраций и фотографий;

Практические: наблюдение, исследование, анализ, приобретение новых знаний, методы стимулирования и мотивации.

Цель проекта: помощь птицам зимой, привлечение внимания школьников и взрослых к проблемам зимующих видов птиц,а также повысить уровень экологической активности населения.

Задачи проекта:

– Повысить у детей интерес к зимующим птицам.

_Повысить уровень активности населения в помощи птицам в зимнее время

– Формировать умение планировать процесс изготовления кормушек.
– Развивать у детей сопереживание к оружающей среде.
– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат:

Создание кормушек для зимующих птиц из разного материала.

Воспитание бережного отношения к окружающей природе и её обитателям.

Рабочий план реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

Знакомство с темой проекта

Птиц зимой обязательно нужно подкармливать. Об этом мы знаем с детства, но даже не представляем себе, как много пернатых погибает зимой от голода. В снежную и морозную зиму они обречены.

Орнитологи приводят такие данные: из каждых десяти синичек девять погибают. Главным образом, от голода. Птичья система терморегуляции устроена таким образом, что если нет пищи, то она функционирует плохо. Поэтому много птиц погибает морозными ночами, когда крошечное тельце не в состоянии согреться и замерзает. Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг. Они очень рискуют, совершая дальние перелеты. Кочующие птицы тоже нередко зимуют там, где проще выжить. Оседлые пернатые остаются на зиму в местах гнездования. Если они обнаруживают кормушку, в которой всегда есть еда, то у птицы появляется реальный шанс дожить до весны.

Подкармливая птиц, мы решаем несколько экологических проблем.

Чтобы убедиться в этом, немного посчитаем:

Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.

Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек.

А каково количество вредителей, уничтожаемых птицами?! Обычно синичка производит на свет от 6 до 12 птенцов, причем, делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10 000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: всевозможные плодожорки, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы.

В нашей местности традиционными зимующими птицами являются: синица, воробей, голубь, ворона, сорока, дятел. Именно они прилетают на наши кормушки, спасаясь от голода.

Покормить птиц — несложный способ проявить человечность и стать добрее. Но надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

2.Практический этап:

Сбор информации.

Как изготовить кормушку

Изготовить кормушку несложно. Можно использовать пластиковые бутылки, упаковки из-под сока, жестяные банки и другие подручные средства. Очень удобная кормушка – шарик из различных семян (подсолнуха, неочищенное просо, конопля и т.д.) склеенных патокой, мёдом, несолёным жиром, крахмалом. Шарик кладут в пластиковую сеточку (для упаковки овощей) и подвешивают, где удобно. Делая более серьезную кормушку, следует помнить несколько нехитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно, стенками, чтобы ветер и снег не проникали в кормушку. Повесить кормушку можно во дворе, школьном саду, у детского сада, в ближайшем парке на высоте 1,5 – 1,7 м от земли. И, конечно, нельзя прибивать её гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка размещена за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую столовую. Лучший корм для птиц зимой – несолёные семечки подсолнуха, они очень калорийные. Можно повесить кусочек сала (жира) или масла, но они обязательно должны быть несолёными! Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.

Помочь птицам можно не только повесив кормушку, но и скворечник или дуплянку – многие наши птицы охотно ночуют в них, спасаясь от ночной стужи.

В зимнее время птицам трудно добывать себе корм. По исследованиям орнитологов выявлено, что в сильные морозы погибает до 90% синичек, из десяти к весне выживают одна-две синички. И погибают они не от холода, а от голода. Зимой, когда ночная температура падает до минус десяти градусов и ниже, синички теряют за ночь до десяти процентов собственного веса. Чтобы выжить, им с раннего утра нужен корм. Синички и зимой питаются оцепеневшими жучками, личинками и куколками, доставая их из коры деревьев. Но бывает, что места их кормления обледенели или покрыты слоем снега. В это трудное время люди должны прийти им на помощь.

Синицы охотно клюют семена подсолнечника (жареные и соленые нельзя!), конопли, тыквы, дыни, арбузов, которые можно заготовить летом, овёс и крошки белого хлеба. Полезно добавлять смесь семян из сорняков. Любят синицы несолёное сало . Очень опасен ржаной хлеб – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать пшено, цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Нельзя давать испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени. Нужно помнить, что подкормка должна быть регулярной, так как птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью до часов.

Синичка за день съедает насекомых столько, сколько весит сама. Пара синиц, поселившихся в приусадебном саду, полностью очищает плодовые деревья от вредителей.

В 1958 году в Китае массово истребили всех воробьев, решив, что они уничтожают урожай и наносят хозяйству огромный убыток. В Китае расплодилась саранча, которая уничтожила побеги риса, в стране начался голод, от которого погибло более 10 миллионов китайцев.

Чем нам грозит гибель синиц? Резким ростом популяции насекомых, которые уничтожат нашу зелень, ведь законы круговорота еды в природе еще никто не отменял.

В. Планируемые показатели эффективности

Если мы за зиму сделаем 15 кормушек

Если одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму, мы сможем спасти примерно 750 синичек!

Если одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон, значит, мы спасём около 7500 деревьев!

Если одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек, можно обеспечить кислородом 22500 человек!

С. В рамках проекта запланированы следующие мероприятия:

Запланированные мероприятия помогут организовать помощь птицам в зимнее время, у участников акции развивать наблюдательность и внимание, гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране; формировать ответственность за состоянием окружающей среды.

Д.Основная часть

Общие вопросы подготовки проекта

В дни зимних каникул учащиеся дома сделали и развесили кормушки для птиц из различного материала. Готовые кормушки развесили на деревьях, насыпали в них зерно, семечки, белый хлеб.

Кормушки были самые разнообразные.

Самая простая кормушка – из молочного пакета или сока. В передней части коробки нужно вырезается отверстие, чтобы птичка свободно могла забраться внутрь. В нижней части коробки вырезается отверстие для насеста, к котором закрепляется плотный картон или небольшая деревянная планка. Если коробочка недостаточно красочная, чтобы привлечь внимание птиц, можно разукрасить ее фломастерами или украсить цветным картоном. Кормушки из пакетов просты в изготовлении, нет проблем с материалом и финансовых затрат. Недостаток – недолговечность кормушки, но на один сезон ее вполне хватает.

Кормушка из пластиковой бутылки. Можно просто вырезать окно, но поскольку птички не любят замкнутого пространства, то лучше сделать два окна. Часть вырезаемого окна можно отогнуть вверх, получится крыша, так снег не попадет на корм. Часть окна можно отогнуть вниз – получится удобный шесток для птиц. К достоинству этих кормушек можно отнести их долговечность и отсутствие финансовых затрат. Кроме того, эти кормушки экологически безопасны.

Более серьезные кормушки нам помогли сделать родители. Кормушка из дерева более долговечна и может прослужить несколько лет, а значит, не придется каждый раз думать о новой конструкции.

Кормушка из фанеры изготавливается из размеченных и порезанных кусков материала, обязательно с использованием деревянного бруса. Все детали можно соединять клеем, гвоздями, саморезами.

Ребята научились изготавливать простые кормушки, кормить птиц, наблюдать за ними; узнали, какие птицы зимуют в наших краях, а какие прилетают на зиму, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.

В рамках проекта были проведены Дни зимующих птиц и другие мероприятия с конкурсами, викторинами, кроссвордами, загадками, чтением стихотворений, подготовкой и просмотром презентаций о зимующих птицах.

Учащиеся вместе с педагогом всю зиму заботились о птицах. По наблюдениям, больше всего к кормушкам прилетало синичек и воробьёв.

Чем холоднее было на улице, тем больше птиц прилетало к кормушкам. Мы внесли свое маленькое зернышко в сохранение природы нашей планеты!

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба нашей Планеты, к участию в ежегодной акции, призываем оберегать птиц, беречь природу и ее богатства, чтобы наша планета была огромным цветущим садом!

Сроки реализации: декабрь 2019 г. - январь 2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность: С приходом зимы наступает трудный период в жизни птиц. Им необходима помощь человека. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает зимой из-за голода.

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: что мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в Пермском крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель проекта: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

Расширить знания о зимующих птицах Пермского края.

Провести наблюдения за повадками птиц.

Расширить представление учащихся и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.

Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.

Научить детей правильно подкармливать птиц.

Воспитывать у учащихся бережное и чуткое отношение к природе, в том числе к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Способствовать сплочению детского коллектива через совместную деятельность.

Сроки реализации: декабрь 2019 г. - январь 2020 г.

Тип проекта:

- индивидуальный и групповой;

- смешанного типа: социальный и творческий.

Обеспечение : фотоаппарат, материал для изготовления кормушек.

Проектный продукт : кормушки, помощь зимующим птицам (подкормка)

Знания и умения, полученные в ходе реализации проекта:

- развитие умения добывать необходимую информацию;

- развитие умения вести наблюдения в природе;

- развитие умения работать с техникой;

- развитие навыка публичных выступлений;

- обогащение знаний о жизни зимующих птиц, их привычках, особенностях питания.

Методы и приёмы:
- наблюдение;
- сбор информации;
- работа с литературой;
- экскурсии;
- обработка собранной информации;
- творческая работа.

План работы над проектом

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Создание творческой группы (все учащиеся класса).

Совместное составление плана работы над проектом.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала.

Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы.

Ресурсное обеспечение проекта:

Перечень действий

Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию среди учащихся школы.

Создать инициативную группу из учащихся класса и родителей по реализации проекта.

Утвердить местоположение уголка птиц на пришкольной территории.

Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек.

Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Экскурсия для учащихся в парк, наблюдение за птицами

Подготовка листовки-обращения с призывом к сохранению природы и ее обитателей.

Пропаганда идеи защиты птиц среди учащихся школы.

Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы.

Выступление участников акции с результатами работы

Дальнейшее развитие проекта.

Результат проекта.

Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.

Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.

Повышение экологического сознания у всех участников проекта.

Расширение знаний по теме «Зимующие птицы Пермского края и способы оказания им помощи в зимний период.

Описание проекта

Теоретический этап .

Задачи : расширить представления о жизни зимующих птиц Пермского края в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

2.Практический этап.

Задачи : выбрать один из видов кормушек, сделать её и повесить на территории. Следить, чтобы в кормушках было чисто и постоянно находился корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и разместили её на школьный информационный стенд.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек, что доказало ежедневное наблюдение.

Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо знать, чем они кормятся. Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Далее мы выяснили, что самые простые кормушки можно сделать из тетра-пакетов или пластиковых бутылок. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов.

22 января 2020 года мы с учащимися и родителями вышли на территорию школы, для того чтобы развесить кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

3. Результаты наблюдений

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы . Из таблицы видно, что о сновной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения . Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.

Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. Птицы стайками, в основном это были синицы и воробьи, редко голуби, прилетали утром в интервале с 9 ч 50 мин до 10 ч 20 минут , в обед с 12 ч 30 минут до 14 ч. Вечером наблюдение не велось. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками . Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки и очищать их от снега. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв и синиц. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала и семечки, а воробьи в любую кормушку. Несколько раз у кормушек видели голубя. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.

В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает привлечь внимание окружающих к проблемам зимующих птиц.

Педагогический проект : "Помогите птицам зимой"

Составитель проекта: учитель начальных классов Куликова Галина Николаевна

Сроки реализации проекта: 15 ноября 2017г. - 1 апреля 2018г.

Тип проекта: познавательно-творческий, индивидуальный, краткосрочный

Актуальность проекта.


Подкармливая птиц, мы решаем несколько экологических проблем:

Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.

Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек.

Временные рамки и этапы реализации проекта

Проект краткосрочный, проводится с 15 ноября 2017- до 01 апреля 2018г.

Этапы работы над проектом:

Первый этап – подготовительный (погружение в проект).

Второй этап – основной (организация деятельности).

Третий этап – итоговый (подведение итогов конкурсов и мероприятий, отчеты о проведенных мероприятиях).

Методы, используемые в проекте

Словесные: беседы, объяснения, пояснения;

Наглядные: рассматривание кормушек, иллюстраций и фотографий;

Практические: наблюдение, исследование, анализ, приобретение новых знаний, методы стимулирования и мотивации.

Цель проекта: помощь птицам зимой, привлечение внимания школьников и взрослых к проблемам зимующих видов птиц, а также повысить уровень экологической активности населения.

Задачи проекта:

– Повысить у детей интерес к зимующим птицам.

_Повысить уровень активности населения в помощи птицам в зимнее время

– Формировать умение планировать процесс изготовления кормушек.
– Развивать у детей сопереживание к окружающей среде.
– Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат:

Создание кормушек для зимующих птиц из разного материала.

Воспитание бережного отношения к окружающей природе и её обитателям.

Рабочий план реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

Знакомство с темой проекта


Птиц зимой обязательно нужно подкармливать. Об этом мы знаем с детства, но даже не представляем себе, как много пернатых погибает зимой от голода. В снежную и морозную зиму они обречены.

Орнитологи приводят такие данные: из каждых десяти синичек девять погибают. Главным образом, от голода. Птичья система терморегуляции устроена таким образом, что если нет пищи, то она функционирует плохо. Поэтому много птиц погибает морозными ночами, когда крошечное тельце не в состоянии согреться и замерзает. Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг. Они очень рискуют, совершая дальние перелеты. Кочующие птицы тоже нередко зимуют там, где проще выжить. Оседлые пернатые остаются на зиму в местах гнездования. Если они обнаруживают кормушку, в которой всегда есть еда, то у птицы появляется реальный шанс дожить до весны.

Подкармливая птиц, мы решаем несколько экологических проблем.

Чтобы убедиться в этом, немного посчитаем:

Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.

Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек.

А каково количество вредителей, уничтожаемых птицами?! Обычно синичка производит на свет от 6 до 12 птенцов, причем, делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10 000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: всевозможные плодожорки, пяденицы, листовертки, моль, майские жуки, клопы.

В нашей местности традиционными зимующими птицами являются: синица, воробей, голубь, ворона, сорока, дятел. Именно они прилетают на наши кормушки, спасаясь от голода.

Покормить птиц — несложный способ проявить человечность и стать добрее. Но надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

2.Практический этап:

Сбор информации.

Как изготовить кормушку

Изготовить кормушку несложно. Можно использовать пластиковые бутылки, упаковки из-под сока, жестяные банки и другие подручные средства Очень удобная кормушка – шарик из различных семян (подсолнуха, неочищенное просо, конопля и т.д.) склеенных патокой, мёдом, несолёным жиром, крахмалом. Шарик кладут в пластиковую сеточку (для упаковки овощей) и подвешивают, где удобно. Делая более серьезную кормушку, следует помнить несколько нехитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно, стенками, чтобы ветер и снег не проникали в кормушку. Повесить кормушку можно во дворе, школьном саду, у детского сада, в ближайшем парке на высоте 1,5 – 1,7 м от земли. И, конечно, нельзя прибивать её гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка размещена за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую столовую. Лучший корм для птиц зимой – несолёные семечки подсолнуха, они очень калорийные. Можно повесить кусочек сала (жира) или масла, но они обязательно должны быть несолёными! Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.

Помочь птицам можно не только повесив кормушку, но и скворечник или дуплянку – многие наши птицы охотно ночуют в них, спасаясь от ночной стужи.

В зимнее время птицам трудно добывать себе корм. По исследованиям орнитологов выявлено, что в сильные морозы погибает до 90% синичек, из десяти к весне выживают одна-две синички. И погибают они не от холода, а от голода. Зимой, когда ночная температура падает до минус десяти градусов и ниже, синички теряют за ночь до десяти процентов собственного веса. Чтобы выжить, им с раннего утра нужен корм. Синички и зимой питаются оцепеневшими жучками, личинками и куколками, доставая их из коры деревьев. Но бывает, что места их кормления обледенели или покрыты слоем снега. В это трудное время люди должны прийти им на помощь.

Синицы охотно клюют семена подсолнечника (жареные и соленые нельзя!), конопли, тыквы, дыни, арбузов, которые можно заготовить летом, овёс и крошки белого хлеба. Полезно добавлять смесь семян из сорняков. Любят синицы несолёное сало . Очень опасен ржаной хлеб – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать пшено, цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Нельзя давать испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени. Нужно помнить, что подкормка должна быть регулярной, так как птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью до часов.

Синичка за день съедает насекомых столько, сколько весит сама. Пара синиц, поселившихся в приусадебном саду, полностью очищает плодовые деревья от вредителей.

В 1958 году в Китае массово истребили всех воробьев, решив, что они уничтожают урожай и наносят хозяйству огромный убыток. В Китае расплодилась саранча, которая уничтожила побеги риса, в стране начался голод, от которого погибло более 10 миллионов китайцев.

Чем нам грозит гибель синиц? Резким ростом популяции насекомых, которые уничтожат нашу зелень, ведь законы круговорота еды в природе еще никто не отменял.

В. Планируемые показатели эффективности

Если мы за зиму сделаем 15 кормушек

Если одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму, мы сможем спасти примерно 750 синичек!

Если одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон, значит, мы спасём около 7500 деревьев!

Если одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек, можно обеспечить кислородом 22500 человек!

С. В рамках проекта запланированы следующие мероприятия:

Запланированные мероприятия помогут организовать помощь птицам в зимнее время, у участников акции развивать наблюдательность и внимание, гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране; формировать ответственность за состоянием окружающей среды.

Д. Основная часть

Общие вопросы подготовки проекта

В дни зимних каникул учащиеся дома сделали и развесили кормушки для птиц из различного материала. Готовые кормушки развесили на деревьях, насыпали в них зерно, семечки, белый хлеб.

Кормушки были самые разнообразные.

Самая простая кормушка – из молочного пакета или сока. В передней части коробки нужно вырезается отверстие, чтобы птичка свободно могла забраться внутрь. В нижней части коробки вырезается отверстие для насеста, к котором закрепляется плотный картон или небольшая деревянная планка. Если коробочка недостаточно красочная, чтобы привлечь внимание птиц, можно разукрасить ее фломастерами или украсить цветным картоном. Кормушки из пакетов просты в изготовлении, нет проблем с материалом и финансовых затрат. Недостаток – недолговечность кормушки, но на один сезон ее вполне хватает.

Кормушка из пластиковой бутылки. Можно просто вырезать окно, но поскольку птички не любят замкнутого пространства, то лучше сделать два окна. Часть вырезаемого окна можно отогнуть вверх, получится крыша, так снег не попадет на корм. Часть окна можно отогнуть вниз – получится удобный шесток для птиц. К достоинству этих кормушек можно отнести их долговечность и отсутствие финансовых затрат. Кроме того, эти кормушки экологически безопасны.

Более серьезные кормушки нам помогли сделать родители. Кормушка из дерева более долговечна и может прослужить несколько лет, а значит, не придется каждый раз думать о новой конструкции.

Кормушка из фанеры изготавливается из размеченных и порезанных кусков материала, обязательно с использованием деревянного бруса. Все детали можно соединять клеем, гвоздями, саморезами.

Ребята научились изготавливать простые кормушки, кормить птиц, наблюдать за ними; узнали, какие птицы зимуют в наших краях, а какие прилетают на зиму, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.



В рамках проекта были проведены Дни зимующих птиц и другие мероприятия с конкурсами, викторинами, кроссвордами, загадками, чтением стихотворений, подготовкой и просмотром презентаций о зимующих птицах.





Какие птицы остаются зимовать? Как одним словом можно назвать этих птиц?

Кто зимой гнездо вьет?

(Клест. Он и зимой отыскивает для своих птенцов корм – еловые, сосновые семена.)

У какой птицы снежное имя?

(У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.)

Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?

(Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие их них поедают.)

Чем страшна птицам зима?

Как человек помогает птицам пережить зиму?

( Подкармливает, делает кормушки.)

Птица-акробат (поползень лазает по деревьям.)

Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

(Тетерева, рябчики)

У каких птиц самцы красные, а самки зеленоватые?

Назовите восемь-десять птиц, зимующих в нашей местности.

(Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, чечетка, чиж,щегол, овсянка. )

Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

(Вороны, галки, сороки, коршуны. )

Почему клёст зимой гнезда вьет?

(Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

Кто носом деревья сажает?

(Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

Какая птица ни разу шага не сделала?

Как называется скопление птиц?

(Птичий базар)

Самая большая сова?

(Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".)

Читайте также: