Что кроме пирамид входило в состав заупокойного комплекса кратко

Обновлено: 05.07.2024

В этот период появился новый тип погребальных сооружений, сочетавших форму пирамиды и скальную гробницу (заупокойный храм).

--Примером такого типа сооружений являлся заупокойный комплекс фараона 12 династии Аменемхета3. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Он известен нам под названием Лабиринт (название произошло от тронного имени Аменемхета, читающегося как Лабир).

--По мнению Геродота, этот храм затмевал даже пирамиды Древнего царства. Храм занимал площадь, равную 72 тыс. м2. Внутри него было большое количество колонн.

Здание имело очень сложную планировку, и выйти из него было невозможно без помощи проводника (храм находился в скале).

Стены гробниц обильно украшаются жанровыми росписями, появляются новые красители, которые привозили из других стран. Композиции росписей становятся все более сложными, многофигурными, мастерство художников совершенствуется. И в живописи, и в скульптуре большое внимание уделяется точности изображения всех деталей одежды и обстановки, но, в то же время, встречаются работы, выполненные на недостаточно высоком профессиональном уровне, что говорит об ослаблении подготовки художников в то нестабильное время.

Храмовые постройки в период Среднего царства были невелики, в них появляется новый элемент входной пилон (ворота из двух башен).

Города, находящиеся на окраинах страны, строятся в виде крепостей с двойными стенами и с башнями. Примером может служить крепость фараонаСенусерта III в районе вторых порогов Нила. Центр государственной жизни переносится в Файюмский оазис. Этот район благоустраивается путем осушения болот и устройства ирригационных систем. Ведется ряд завоевательных войн в Ливии, Нубии (Эфиопии), соседней Азии и на Аравийском полуострове. На захваченных территориях строились военные крепости (вдоль течения Нила), при помощи которых контролировались торговые пути.




В период Среднего Царства возводились также обелиски, но они уже утратили доминирующую роль в композиции, хотя по-прежнему были связаны с культом Солнца и символизировали своей формой солнечный луч. Они стали применяться как фланкирующие элементы у входа в храмы. По пропорциям обелиски стали выше и стройнее. Их высота могла составлять от 30 до 57 м., а отношение ширины основания к высоте – 1 / 10.

Около 1750 г. до н.э. мощное восстание бедноты в Египте привело к новому распаду страны, что положило конец периоду Среднего царства. Это облегчило проникновение в страну кочевников – гиксосов, которые захватили власть в стране на 110 лет.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

1. Палетта Нармера

5. Дейр-эль-Бахри (Долина Царей)

6. Комплекс пирамид в Гизе

8. Пирамида Джосера

9. Пирамида Хеопса

11. Пирамида Микерина

12. Пирамида Снофру в Медуме

13. Пирамида Снофру в Дашуре

14. Храм Хефрена

15. Большой сфинкс Хефрена

16. Солнечный храм в Абусире

18. Гипостильный зал

19. Храм Ментухотепов

Стены гробниц обильно украшаются жанровыми росписями, появляются новые красители, которые привозили из других стран. Композиции росписей становятся все более сложными, многофигурными, мастерство художников совершенствуется. И в живописи, и в скульптуре большое внимание уделяется точности изображения всех деталей одежды и обстановки, но, в то же время, встречаются работы, выполненные на недостаточно высоком профессиональном уровне, что говорит об ослаблении подготовки художников в то нестабильное время.

Храмовые постройки в период Среднего царства были невелики, в них появляется новый элемент входной пилон (ворота из двух башен).

Города, находящиеся на окраинах страны, строятся в виде крепостей с двойными стенами и с башнями. Примером может служить крепость фараонаСенусерта III в районе вторых порогов Нила. Центр государственной жизни переносится в Файюмский оазис. Этот район благоустраивается путем осушения болот и устройства ирригационных систем. Ведется ряд завоевательных войн в Ливии, Нубии (Эфиопии), соседней Азии и на Аравийском полуострове. На захваченных территориях строились военные крепости (вдоль течения Нила), при помощи которых контролировались торговые пути.

В период Среднего Царства возводились также обелиски, но они уже утратили доминирующую роль в композиции, хотя по-прежнему были связаны с культом Солнца и символизировали своей формой солнечный луч. Они стали применяться как фланкирующие элементы у входа в храмы. По пропорциям обелиски стали выше и стройнее. Их высота могла составлять от 30 до 57 м., а отношение ширины основания к высоте – 1 / 10.

Около 1750 г. до н.э. мощное восстание бедноты в Египте привело к новому распаду страны, что положило конец периоду Среднего царства. Это облегчило проникновение в страну кочевников – гиксосов, которые захватили власть в стране на 110 лет.

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Особенности египетской архитектуры Среднего царства

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Особенности египетской архитектуры Среднего царства отключены

В эпоху Среднего царства (2200 — 1500 гг.до н.э.) получали распространение скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты, и полупещерные храмы. На внешней стороне скалы располагался лишь фасад такого храма, представленный гигантскими скульптурами, а в глубине – анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями. Этот период характерен тем, что начинают строиться сооружения с массивными колоннами, на которые опираются перекрытия, т.е. появляются конструкции стоечно-балочной системы. Сначала так оформляли входы в гробницы.

Закат Древнего Царства

Среднее царство охватывает период около 300 лет — от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов. В последний период Древнего царства, т. е. в конце III тысячелетия до н. э., Египетское государство пришло в в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны. Отвлечение на сооружение пирамид большого числа людей пагубно отразилось на сельском хозяйстве, которое основывалось на искусственном орошении, связанном с большими затратами труда.

Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междуусобной борьбы. В конце Древнего царства все большее значение приобретала местная знать. Власть номархов усиливалась, и часто они противопоставляли себя столичной знати и самому фараону. В конце концов это привело к распаду страны на полузависимые от власти фараона области. Последним сильным фараоном VI династии был Пепи II. После него правила VII династия, во время которой, по свидетельству древнего греческого историка Манефона, за 70 дней сменилось 70 царей. VIII династия, происходившая из города Мемфиса, правила недолго.

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Имя Ментухотепа I (№ 12) в Карнакском списке из храма Ипет-Исут, Лувр

Фараоны IX и X династий, происходившие из Гераклеополя, пытались объединить страну. Но хотя гераклеопольские фараоны и подчинили себе значительную территорию, номархи продолжали активно бороться за свою самостоятельность.

В папирусе № 1116А из Государственного Эрмитажа — так называемом Поучении гераклеопольского царя — фараон Ахтой III призывает жестоко бороться с теми, кто вербует себе сторонников и сеет смуты.

Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

Окончательное объединение страны произошло при четвертом фараоне XI династии Ментухотепе I.

Среднее Царство

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Все отражение эпохи Среднего царства, нашло себя в архитектуре. Был создан ряд форм и композиционных приемов для архитектуры. Позже, они получили колоссальное развитие и были применены в построениях храмов. Для примера можно отметить, что с того века пришли: ворота в форме двойных башен, применилось поднятие потолка над средними проходами в колонных залах, для того, чтоб устроить окна в просветах, между двумя уровнями перекрытия.

Классической чертой, которая встречается практически во всех постройках Среднего царства, являлась колонна, или же колоннада. Все они были вынесены за наружный фасад здания. К сожалению, с тех времен практически ничего не сохранилось. Хоть и проводилось большое количество раскопочных работ, всю картину, как выглядела архитектура того времени, мы получить не сможем. Этой эпохе характерен подъем всей хозяйственной жизни Египта, большое прибавление и рост городов, а так же культуры.

Погребальные постройки Среднего Царства

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к её углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара.

Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через различные проёмы в верхней части стен.

Пирамида в Хаваре

Пирамида в Хаваре

Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет (хотя Манефон упоминает лишь о 8 годах правления этого царя, которого он называет Лахарес/Ламарес/Лампарес). Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

О монументальном зодчестве первой половины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невдалеке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе. Переднюю часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фараона Ментухотепа I; составлявшие его иероглифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывавшие стены портика, были покрыты цветными рельефами, рассказывавшими о военных подвигах и охотах царя.

Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри

Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри

В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы, свойственный погребениям его предков — фиванских номархов, сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона.

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвычайно интересна. Здания расположены на разных уровнях, и для их обозрения требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фасад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад заупокойного храма.

Гробницы знатных вельмож в период Среднего царства сооружались в непосредственной близости от усыпальниц фараонов.

Гробницы вельмож времени фараона Ментухотепа I, построенные недалеко oт погребального храма фараона в Дейр-эль-Бахри, по плану очень близки между собой: у подножия скалы сооружались ворота, за которыми находилась небольшая молельня со статуей покойного; перед ней совершались жертвоприношения. От ворот вверх вел крутой подъем, обрамленный кирпичными стенами. Непосредственно перед входом в гробницу возводили иногда портик с колоннами, от него вел длинный коридор, в конце которого находился зал с нишей, где стояла другая статуя покойного. Рельефы и росписи покрывали стены: портика, коридоров и зала. Под залом в скале вырубалась шахта, которая вела в погребальную камеру. Стены камеры облицовывались известняковыми плитами, покрытыми раскрашенными рельефами.

Постройки, не связанные с погребальным культом

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Наряду с заупокойными сооружениями от периода Среднего царства сохранились архитектурные памятники, непосредственно не связанные с загробным культом.

Сенусерт I воздвиг величественный храм Атума в Ону, от которого в настоящее время сохранился один обелиск. Он построил также храм Осириса в Абидосе, подробно описанный в заупокойной стеле — архитектора, руководившего строительством храма, начальника всех работ царя Ментухотепа:

Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усилением роли колонны в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Восстанавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут, строятся новые. На севере, в районе Фаюма, было осушено много болот, которые превратились в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Здесь создали огромное водохранилище, названное впоследствии греками Меридовым озером. Оно было соединено особым каналом с Нилом. Благодаря постройке шлюзов и плотин стало возможным направлять воду из Нила во время разлива в водохранилище, а затем использовать ее для орошения.

Кахун

В районе Фаюмского оазиса был построен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. На основании проведенных в конце прошлого века раскопок удалось восстановить расположение улиц в этом городе.

Кахун был построен в короткий срок по единому плану. Город занимал лощадь около 10 га (260 X 380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с юго-западной и с северо-западной стороны.

В конце главной улицы, с правой ее стороны, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения привратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения. Другой открытый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты. Плоская крыша центрального, наиболее обширного помещения поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на колоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на плоскую крышу.

Во всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, являющемся центром всего участка и открывающемся только в сторону двора, ориентированного на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, открытых доступу северного ветра.

Источник: Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 1. Архитектура древнего мира . 2-е изд., 1970

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

• Костяная статуэтка царя, 1 династия (Лондон, Британский музей, инв. ЕА 37996). Изображаете одного из царей Раннего царства, точная датировка оспаривается разными учеными, возможно – имеет отношение к обряду хеб-сед

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Контрольные вопросы к теме:

• Что изменилось в государственном устройстве Египта в эпоху Раннего царства по сравнению с предыдущей эпохой?

• Что изменилось в жилой архитектуре Египта в эпоху Раннего царства по сравнению с предыдущим периодом?

• Что такое мастаба и как она устроена?

• Из каких материалов строили архитектурные сооружения в эпоху Раннего царства?

• Как выглядит комплекс царицы Мер-Нейт?

• Что изображено на стеле Джета?

• Каковы особенности круглой скульптуры эпохи Раннего царства?

Карты к теме: • Карта Египта эпохи Раннего царства (от Дельты до последнего порога) – уметь показать на карте Саккара (некрополь Мемфиса) и Абидос

Персоналии к теме:

Тема 4 Архитектура Египта эпохи Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.), 3–6 династии

Хронологические рамки периода, краткая характеристика политической и экономической ситуации – первое долгосрочное и стабильное объединение Египта со столицей в Мемфисе, централизация, развитие бюрократического аппарата, "золотой век" Египетского искусства. Особенности жилой архитектуры Древнего царства, основные формы: дворец, дом, хижина, долгая жизнь традиций, переход элементов деревянной и тростниковой архитектуры в каменную. Развитие заупокойной архитектуры от комплексов Раннего царства до комплексов Древнего царства. Устройство мастабы Раннего и Древнего царства: сравнительная характеристика. Особенности развития архитектуры заупокойного комплекса правителя в эпоху Древнего царства, основные этапы: комплекс Джосера (3 династия), комплексы Снофру (4 династия) в Дашуре и Медуме, комплексы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе (4 династия). Погребальный комплекс фараона Джосера в Саккара: значение, план, архитектурные сооружения и их декор. Погребальные комплексы фараона Снофру в Дашуре и Медууме: общая планировка, устройство и форма пирамид. Комплекс пирамид в Гизе: общая планировка, разница пирамид и элементов комплексов у фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Техника строительства пирамид: официальные научные версии и прочие версии. Путешествия к пирамидам и описания впечатлений – от Геродота до наших дней. Восприятие пирамид в средние века и эпоху Возрождения. Египетский поход Наполеона и пирамиды в Гизе. Описание пирамид в Гизе российским путешественником А.С. Норовым. Пирамиды в акварелях и рисунках путешественников. Храмы богам в архитектуре Древнего царства. Солнечные храмы и их устройство: солнечный храм Ниуссера.

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 37–41

• В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (cерия: "Малая история искусств" под общ. ред. И.С. Кацнельсона). С. 222–231

• В. Афанасьева, И. Дьяконов, В. Луконин, М. Матье. Искусство Древнего Востока. М.,1968. Серия: "Памятники мирового искусства". С. 9–11

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. М, 1970. Серия: "Очерки истории и теории изобразительных искусств". С. 23–39

• А.Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб, 2008. Серия: "Новая история искусства". С. 190–350

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 70–112

• Всеобщая история архитектуры в 12 томах. 1 том – Первобытнообщинная архитектура. Архитектура рабовладельческого общества. М., 1970.

• А.Силиотти. Египет. Пирамиды. (Атлас чудес света). М., 2001.

Иллюстрации к теме:

• Схема устройства мастабы Древнего царства. В подземной части находится погребальная камера с саркофагом, в надземной части – молельни, комнаты, дворики, для отправления культа умершего, декорированные рельефами и росписями

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

• Пирамидный комплекс фараона Джосера (3 дин.) в Саккара. Комплекс окружен стеной, в центре – ступенчатая пирамида, вокруг которой – дворы и молельни для отправления культа фараона. Вдоль дороги, ведущей от пристани к заупокойному комплексу фараона – мастабы вельмож

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

• Пирамида Снофру в Дашуре (так называемая "изогнутая"), строилась первоначально в расчете на высоту 150 метров, но проблемы с грунтом или временем заставили строителей изменить угол наклона и сделать пирамиду меньше.

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

• Пирамиды в Гизе, на первом плане – пирамида Микерина, в середине – Хефрена (высота 143,3 м, длина стороны основания 215 м, на ее верхушке сохранилась облицовка), на заднем – Хеопса, самая высокая из всех (высота 146,6 м, длина стороны основания 233 м), на фотографии она кажется меньше пирамиды Хефрена из-за того, что расположена ниже

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

• Заупокойные комплексы в Гизе (реконструкция) – от нильской пристани через нижний заупокойный храм дорога ведет к верхнему заупокойному храму, примыкающему к пирамиде; вокруг пирамидного комплекса – стена, маленькие пирамиды жен, мастабы вельмож.

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

• Солнечный храм Ниуссера, в центре обрамленного стенами двора на возвышении расположен обелиск с вершиной, декорированной листами электра

Анна Петракова - Искусство Древнего Востока: учебное пособие

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы хронологические рамки периода Древнее царство?

• Каковы особенности политического и экономического устройства Египта эпохи Древнего царства?

• На каком берегу Нила возводились заупокойные комплексы в эпоху Древнего царства и почему?

• Кто и когда построил первую пирамиду в Египте?

• В чем отличие пирамид/пирамидного комплекса фараонов Джосера и Хеопса?

• Что входит в состав заупокойного комплекса Джосера помимо пирамиды?

• Как выглядит пирамида Джосера и чем она отличается от пирамиды Хеопса?

• Сколько пирамид и в каких центрах Египта принадлежат фараону Снофру? Как они выглядят?

• Какая пирамида Египта самая высокая?

• Что входит в состав заупокойного комплекса фараона Хеопса помимо пирамиды?

• Что входит в состав заупокойного комплекса фараона Хефрена помимо пирамиды?

• В храмах при какой пирамиде появляются первые опоры-колонны (четырехугольные в сечении)?

• Как украшены стены молелен и дворов в заупокойном комплексе Джосера?

• Какова внутренняя конструкция пирамиды Джосера?

• Какова внутренняя конструкция пирамиды Хеопса?

• Какие официальные (научные) версии по поводу техники строительства пирамид Вы знаете?

• Как выглядели заупокойные сооружения фараонов 5 и 6 династий?

• Что такое Солнечный храм и как он выглядит?

• Карта Северного Египта – уметь показать Мемфис, Саккару

• План некрополя в Гизе – уметь показать комплексы Хеопса, Хефрена, Микерина и объяснить из чего они состоят

Читайте также: