Философия как выраженная в мыслях эпоха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Состав и основные этапы философского знания, классификация его различных направлений, течений и школ и их деление по периодам истории. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, праксиология, антропология и социальная философия.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.09.2011
Размер файла 24,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра философии и социологии (ФС)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Философия как самосознание эпохи

Студент группы 1B0

Доцент кафедры ФС

Состав философского знания

Для удобства использования накопленное на сегодняшний день множество философских идей и учений упорядочивают по содержанию и во времени. Во-первых, в зависимости от того, какие вопросы решаются, о чем идет речь, в философии выделяют следующее разделы, называемые иногда философскими дисциплинами: онтология (учение о бытии), гносеология (или эпистемология - теория познания), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), праксиология (учение о практике), аксиология (учение о ценностях), философия истории, философия религии, культурология (философия культуры), этика (теория морали;буквально, “наука о должном поведении”), эстетика (общая теория искусств; “наука о прекрасном”), логика (наука о рассуждениях), философия науки, история философии и др.

Учение о бытии и теория познания являются главными разделами философского знания. Учение о бытии в сегодняшнем понимании этого слова тесно связывается со всеми философскими проблемами, с перспективами выживания человечества, с проблемами войны и мира. Теория познания с эпохи Нового времени традиционно ищет ответы на вопросы “Способен ли человек познать мир?”, “Что такое познание?”, “Есть ли у человеческого познания границы?”, “Откуда берутся знания?”, “Что является гарантом достоверности наших знаний?” и др., способствуя бурному развитию науки и техники. Социальная философия исследует общество. Она стала теоретическим фундаментом многих общественных наук (к примеру, социологии и политологии).

Некоторые из дисциплин по традиции называют “философскими науками”. В точном смысле “наукой” из них можно назвать только логику. Формальная логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать. Этика (“наука о должном поведении”) строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками “добро” и “зло”, “хорошо” и “плохо” и др. Эстетика (общая теория искусств) стремится создать теорию прекрасного. История философии кропотливо собирает и исследует тексты и факты, характеризующие развитие философского мышления. Он служит фундаментом, источником философских исследований и школой размышлений.

Во-вторых, философские учения вместе с их создателями-философами делят по школам, направлениям и течениям: к примеру, Элейская школа, пифагорейская школа, направления материализм и идеализм в онтологии, течения рационализм и эмпиризм в теории познания, течения “философия жизни”, феноменология, герменевтика и т. д. Некоторые из них нам еще встретятся, тогда и поясним значение терминов.

В-третьих, философские учения делятся по периодам в истории философии.

Основные разделы философии и функции философского знания

философия знание гносеология аксиология

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

· - онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

· - гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

· - аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

· - праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

· - антропология - философское учение о человеке;

· - социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Роль и место философии в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как влияние на мысли и поведение человека, так и на их обоснование, стимулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии - выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно ёмкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций. Важнейшие из них:

Ш - мировоззренческая - состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

Ш - методологическая - связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

Ш - гносеологическая - заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

Ш - аксиологическая - ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

Ш - праксеологическая - проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

Ш - критическая - состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

Ш - прогностическая - связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Филосомфия (цйлЯб -- любовь, стремление, жажда + упцЯб -- мудрость > др.-греч.цйлпупцЯб (дословно: любовь к мудрости)) -- дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира [1] [2] [3] . Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения [4] , одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания [2] , теория [5] или наука [6] .

Вопросам упорядочения общества Платон посвящает следующие произведения: "Государство" ("Политея") и "Законы" ("Номой"),

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию,которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.

Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".

Подобные документы

Определение структуры философского знания: диалектика, эстетика, познание, этика, философия культуры, права и социальная, философская антропология, аксиология (учение о ценностях), гносеология (наука о познании), онтология (первоначало всего сущего).

контрольная работа [29,4 K], добавлен 10.06.2010

Предмет, структура и функции философии. Основные этапы развития философии: ранний эллинизм, Средневековье, эпоха Возрождения и Новое время. Характеристика немецкой классической философии. Онтология, гносеология, социальная философия, учение о развитии.

презентация [133,1 K], добавлен 24.09.2012

Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология и ее функции. Мировоззрение как совокупность результатов метафизического мышления, исследования и познаваемости мира. Результаты сравнения философии с наукой, искусством и религией.

курс лекций [26,6 K], добавлен 10.08.2009

Онтология как раздел философии о бытии, сверхчувственном мире и мире в целом, этапы его развития. Понятие и история формирование принципов гносеологии, аксиологии, антропологии, теологии. Эсхатология как учение о конечных судьбах мира и человека.

реферат [23,0 K], добавлен 25.12.2014

Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.

лекция [13,1 K], добавлен 13.06.2011

Понятие мировоззрения и его типы. Три взгляда на предмет философии, ее мировоззренческая и методологическая функции. Структура философского знания. Аксиология - философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира.

лекция [3,1 M], добавлен 17.02.2015

Возникновение философии. Философия и мифология. Предмет философии. Философия и наука. Состав философского знания. Периодизация истории философии. Различия между философией, религией и мифологией.

Философия - это осмысление общих начал и причин явлений, в том числе явлений общественной жизни. То, как Вы осмысливаете эти явления, зависит от вашего воспитания, окружения, образования и т.д. т.п., что, в свою очередь зависит от эпохи (времени), в которую Вы живёте. Поэтому фактически Вы осмысливаете Вашу эпоху.

«Философия – это сжатое изложение науки своего времени"

Т. е. философия является как бы общностью, единством для знаний различных областей науки. Она связывает эти отрасли воедино и раскрывает суть каждого из направлений и взаимосвязи между ними. Философия дает ответы на вопросы, которые не могут дать ученые каждого из направлений по отдельности.

«Предмет философии – логический анализ языка науки"

Логический анализ языка – основа логической системы и правильного рассуждения. Философия – это логика науки и призвана давать синтаксические правила вместо философских аргументов. Ее функция состоит в уточнении и совершенствовании языка конкретных наук. Сам же язык науки – продукт произвольного соглашения между учеными.

Жизнь - это дар, Поэтому человеку нужно учиться ЖИТЬ ради ЖИЗНИ, а не ради "смотреть смерти в лицо". А для этого нужно познать самого себя - понять "тайны человеческих чувств", которые мешают сотворить " реальный мир для Жизни" в своём внутреннем мире, а начиная познавать самого себя, у человека возникнет значит должно желание освободить свою душу от негативных воинствующих чувств, несущих разрушение, болезни ( от стрессов) и неудовлетворение собственной жизнью.

Целостность бытия выражается в первую очередь в том, что человек – это единство трех основных начал:

– биологического;– социального;– психического.

Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла в экзистенциализме (философии существования).

Каждый человек задумывается над различными вопросами, у него существует свое мнение, он излагает свою точку зрения насчет этого вопроса.

Философия необходима для того, чтобы притормозить скорость жизни человека. Дать возможность и время подумать, оценить, что то решить.

У каждого человека есть своя точка зрения, которая зависит от его образа жизни, воспитания, образования и от жизненного опыта.

5. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

В аксиологическом плане счастье - эта ценность, мера добра в жизни человека, идеал совершенства и бытия вообще

Лично для меня это высказывание показывает, что автор этого вопроса, мягко говоря, далек от понимания слова "философия." Философия---это любовь к мудрости. А, что такое самосознание исторически определенной эпохи? Что связывает эти понятия? Я не вижу логики в этом вопросе и считаю, что на такой вопрос ответа нет. Извините, но это правда. С уважением.

Эпоха не имеет самосознания. Самосознание - это прерогатива исключительно мыслящего индивидуума - человека. Философия может быть лишь отражением уровня сознания общества или человечества в целом на определенном этапе его истории ( развития). И даже такая постановка вопроса имеет один ответ: нет такого правила. Иными словами, нет прямой зависимости уровня сознания от. Читать далее

Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД "Сок. · 3 июл 2021

Другой перевод фразы Гегеля: "Философия — эпоха, схваченная мыслью". Можно сказать, что размерность (масштаб) философского взгляда на вещи больше "обычного". Подобное вИдение достигается практикованием особого состояния сознания, которое и будет осознанием большого отрезка времени (эпоха). Такое сознание философ Кант называл "трансцендентальным сознанием", а Мераб. Читать далее


Философия – это специфическая система знаний, в отличие от стихийного, любительского философствования, опирается на собственные многовековые традиции, хранит и постоянно переосмысливает свою историю. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

На протяжении веков она разработала свой, присущий только ей способ аргументации, а так же особые методы и принципы, которые стали достоянием всех без исключения наук.

2.eps

3.jpg

Особенность философского знания в том, что оно не предлагает решений, данных раз и навсегда, пригодных везде и при любых обстоятельствах. В философии важен сам процесс поиска истины! Вот почему в философии могут уживаться вместе различные, порой противоположные теории, это лишь обогащает философию, расширяет поле её деятельности.

Философия – это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия и мышления. Философия изучает мир во всей целостности, охватывает все, что существует в человеческом сознании.

Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Философия вводит новые представления о желательном (идеальном) образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она может функционировать как идеология. Философия способна вырабатывать новые, нестандартные решения и мировоззренческие идеи.

В философии выделяют ряд наиболее важных проблем (вопросов). Основным вопросом философии (ОВФ) считается вопрос о начале мира. Однако в современной философии важность ОВФ спорна, многие современные философы отрицают его значение. Впервые его попытался выразить Платон в 5 веке до н. э. , затем его переформулировал в 19 веке Ф. Энгельс. Основной вопрос философии состоит из 2 частей: 1 – Что есть основа Мира: материальное или духовное начало (сознание)? И вторая часть: познаваем ли мир? В зависимости от решения первой части вопроса все философы делятся на материалистов, которые считают, что Вселенная – это результат саморазвития материи.

Философов, которые считают, что основа мира есть сознание, т. е. дух, Бог, абсолютный разум – называют идеалистами. К идеалистам относят Платона, Гегеля, Канта. Есть и третья точка зрения – дуализм. Дуалисты высказывают идею о единстве материального и идеального в основе мироздания (например, Р. Декарт).

В современной философии есть точка зрения, отрицающая ОВФ (позитивизм, экзистенциализм, например), эти философы не признают ни ОВФ, ни деления философов на материалистов и идеалистов. Дискуссия по проблеме ОВФ продолжается. Сейчас актуально решение вопроса о смысле человеческого существования. В чем смысл жизни? Что есть человек? Каково его предназначение? Все философы с древности до сегодняшнего дня думают над этими мировоззренческими вопросами, предлагают свой путь познания человека.

1. Фундамент развития культуры.

2. Философия синтезирует различные области знания.

4. Философия – это целостный взгляд на мир и место в нем человека

5. Философия критически осмысляет действительность и дает ценностные ориентиры

Читайте также: